Ричард Аведон вдохновляет #2

​​Жемчужины Ричарда Аведона

Возрождение высокой моды

«Christian Bérard and Renée, suit by Dior, Le Marais, Paris, August 1947» (с англ. «Кристиан Бèрар и Ренè, костюм от Диор, квартал Марè, Париж, август 1947 года»). Автор фотографии: Ричард Аведон (Richard Avedon).

В 1946 году 23-ёх летний Ричард Аведон получил редакторское задание от Кармел Сноу (Carmel Snow), главного редактора «Harper’s Bazaar» – сфотографировать свежие коллекции, представленные на одном из первых послевоенных показов высокой моды в Париже. Журнал на тот момент был самым высоким и ярким маяком, освещавшим образ жизни высшего общества в Америке, существовал к тому времени уже почти 80 лет. В производстве издания были задействованы люди с развитым чувством стиля и, одновременно, достаточно амбициозные и энергичные, чтобы создавать новое, привлекательное и продающееся. Для молодого Аведона, крайне подвижного внутри и снаружи, с кипящими страстями и льющимся через край желаниями выражаться и преуспевать, это место виделось меккой, где он мог бы реализовать себя.

Задание было не совсем обычное по меркам того времени.

Состоявшиеся fashion-фотографы, такие как основоположник гламурной фотографии Эдвард Стайхен (Edward Steichen), Георгий Гойнинген-Гюне (George Hoyningen-Huene), Сесиль Битон (Cecil Beaton), Хорст П. Хорст (Horst P. Horst) и Луиза Даль-Вульф (Louise Dahl-Wolfe) создавали изображения, рассчитанные преимущественно на представительниц высшего общества – аристократов, знаменитостей и высокопоставленных лиц – живших в Межвоенный период . Томные красавицы с вычурными жестами; освещение, часто жёсткое, по театральному драматичное (как и события того времени, в частности, Великая депрессия), которое создавало и подчёркивало броские зигзагообразные и ступенчатые формы, свойственные стилю ар-деко, искусственная атмосфера студии – всё доведено до выточенного искусства, подчёркивающего глубокую отстранённость и отчуждённость от безработицы и нищеты, охвативших американские улицы 1920-1930-ых. Эти фотографии, будучи сами по себе роскошно-статичными, словно играли одну и ту же ноту замирания, зависания в полёте на недостижимой высоте.

Примеры:

Рекламные фотографии 1920-1930-ых годов, созданные Эдвардом Стайхеном. Правообладатель неизвестен. Источник: «The Photographers' Gallery».

Рекламные фотографии 1930-ых годов, созданные Георгием Гойнингеном-Гюне. Обратите внимание на последний снимок. Он, скорее, исключение из тенденции. Правообладатель неизвестен. Источник: «Fahey/Klein Gallery».

Рекламные фотографии 1930-ых годов, созданные Сесилем Битоном. Правообладатель: «Condé Nast Publications». Источник: «Vogue».

Рекламные фотографии конца 1930-ых годов, созданные Хорстом П. Хорстом. Правообладатель: «Condé Nast Publications». Источник: «Horst Estate».

Обложки журналов «Harper’s Bazaar» 1941-1943-ых годов, сфотографированные Луизой Даль-Вульф. Здесь уже наметилась иная тенденция в силу военного времени, сопровождающего в США начавшийся экономический подъём. Однако старые традиции статичности, «растягивания времени», демонстративно деланных поз и нависшей драматичности пока ещё сохраняются. Правообладатель: «Hearst Communications, Inc.». Источник.

Таким образом, прежние рекламные фотографии одежды едва ли вызывали у зрителя Послевоенного периода ощущения «подвижности» и роста, наоборот, напоминали о стагнации, застое и неопределённости прошлой эпохи. Фотографии Стайхема, Гойнингена, Хорста и других мастеров слабо отражали дух мгновенных перемен, жажды освобождения, беззаботных девичьих пересудов, возвращения женщины к роли, традиционной для патриархального общества, и, как следствие, к самой идеи женственности.

Аведону поручили запечатлеть коллекции французских модельеров на улицах Парижа. В отличие от предшественников молодой фотограф наполнил рекламные изображения кипением жизни, энергией, непринуждённостью и неподдельным интересом героев друг к другу и к происходящему вокруг них.

Фотография, выполненная Аведоном и представленная выше – одна из первых работ с новым настроением, ориентированная на негласные эмоциональные потребности Поствоенного периода. Проанализирую её метод и эффект подробнее.

На первый взгляд, в ней мало особенного и выдающегося. Другими словами, внимание современного фотографа и зрителя таким снимком вряд ли удержишь. Технически многое сделано грамотно. Равномерное и мягкое освещение, решающее задачу снимка – демонстрация одежды за счёт усиления и проявления объёмов, фактур и форм, в наибольшей степени, платья и меха, в меньшей степени – пуделя, автомобиля, мостовой и стен зданий. Достаточный локальный контраст. Художественно – тем паче. Каждая деталь на своём месте. В меру показан в кадре автомобиль. Он не перегружает снимок своей тёмной без ярко выраженной фактуры массой, но проявляет свои особенности, например, назначение – прогулочный кабриолет – являющиеся составными частями сюжета. Мостовая, слегка поросшая травой, название винного магазинчика на французском языке, архитектурное исполнение оконных проёмов и неоднородность штукатурки на стенах создаёт для зрителя ясный контекст, пробуждающий у того человека, который здесь был или жил тоску по знакомым или родным местам.

Всё в кадре динамично, всё работает на движение. Диагональные линии улицы, окон и парапетов, изгибы автомобиля, поставленного в кадре под углом к камере и со слегка, «лихачески», повёрнутым колесом. Непринуждённая, даже фривольная, поза Кристиана Берара, тискающего пуделя, и улыбающегося кокетливо-элегантной и статной Рене, стоящей напротив него. Улыбки (не гримасы или оскалы) и наклонённые слегка набок головы моделей, на невербальном языке означающие открытость и неподдельный интерес двух людей друг к другу, смелый подхват пуделя левой рукой и, на контрасте, театрально выверенное положение правой кисти Кристиана – всё вызывает чувство оживления и надежды на светлое будущее. Кажется, вот-вот собака завиляет хвостиком от удовольствия прямо с фотографии. И люди, смотрящие из окон с улицы на происходящее, словно подчёркивая этим, что имеет место быть что-то интересное и таинственное.

Почему эта и подобные ей фотографии сработали?

Три года прошло, как от оккупации освободили Париж. Здесь проблемы с электричеством, плохо работают телефоны, центральное отопление – роскошь, о разнообразии продуктов и потребительских товаров речи нет. В США, особенно, в Нью-Йорке ситуация противоположная: продолжается экономический подъём после 10-ти летнего кризиса. Представители высшего общества США, среди которых иммигрировавшие в начале XIX века европейцы, скучают по парижскому шику и элегантности. Представительницы среднего класса начинает располагать деньгами, потерянными их мужьями во времена Великой депрессии. Роль женщины в этом слое общества восстанавливается до прежней, принятой в патриархальном укладе жизни. Женщина снова хранительница семейного очага, женственность снова входит в моду.

С этой и других фотографий Аведона того времени дует свежий ветерок счастливой жизни, новой жизни, сквозит в деталях и мелочах, сбалансированности и технической грамотности. Это ветерок подпевает росту благосостояния, набирающей обороты популярности позитивного мышления (positive thinking), надежде на возможность жизни без жёсткой экономии и лишений. За разглядыванием этих снимков может показаться, что раны, оставленные войной, были неглубокими или быстро зажили, настолько сильный контраст они создают: «жизнь» – «война». Эту идею поддерживает цитата из фильма о Мастере: «1946 год. Вторая мировая война только закончилась, как Аведон приехал. Мы отходили от ужасной, худшей, наитемнейшей тьмы, которая когда-либо нависала над нами, ада из адов, который ранее не обрушивался на нас. И здесь с этими фотографиями в городе… все эти люди, для которых мир перестал существовать, слишком перестал, словно ничего не произошло, ушло, перестало обсуждаться…»1.

Вот ещё несколько примеров раннего fashion-Аведона без анализа и дополнительных комментариев:

«Renée, The New Look of Dior, Place de la Concorde, Paris, August 1947» (с англ. «Ренé, “Новый Облик” от Диор, Площадь Согласия, Париж, август 1947 года»). Автор фотографии: Ричард Аведон (Richard Avedon). Источник.

«Elise Daniels and Monique, hats by Schiaparelli, Café Flore, Paris, August 1948» (с англ. «Элиз Дэниелс и Моника, головные уборы от Скиапарелли, Кафе де Флор, Париж, август 1948 года»). Автор фотографии: Ричард Аведон (Richard Avedon).

«Dorian Leigh with bicyclist, dress by Dior, Champs-Elysées, Paris, August 2, 1949» (с англ. «Дориан Ли с велосипедистом, платье от Диор, Елисейские поля, Париж, 2 августа 1949 года»). Автор фотографии: Ричард Аведон (Richard Avedon).

Фонтан жизни, энергии, динамики и движения, бьющий с ранних коммерческих работ Аведона, запустил карьеру молодого фотографа к звёздам. В буквальном и переносном смыслах. Не лишь потому, что фотографии обладают таким качеством, а по причине востребованности такого качества среди целевой аудитории того времени. Их экстравагантность была осознанной автором. Так, идею о деталях сюжета, совместно работающего на определённые ощущения, озвучивает сам фотограф: «Одним вечером отец и я гуляли по Пятой авеню, разглядывая витрины магазинов. Перед отелем “Плаза” я увидел лысого мужчину с фотоаппаратом. На фоне дерева ему позировала очень красивая женщина. Он поднял голову, поправил кое-где её платье и сделал несколько снимков. Позже я увидел фотографию в “Harper’s Bazaar”. Я не понимал, почему он фотографировал модель напротив того дерева, пока не попал в Париж спустя несколько лет. Кора дерева, стоящего около отеля “Плаза”, отшелушилась точь-в-точь, как на деревьях Елисейских полей»2.

Без своего контекста эта фотография вряд ли больше, чем технически и художественно грамотно сделанный групповой портрет. Что едва ли умоляет её достоинств, а лишает их функции, точки приложения. Но в описанном контексте фотографии Аведона приобретают выразительность, силу. Они вызывают у зрителя – представительниц высшего общества и верхней прослойки среднего класса Послевоенного периода – приятные ощущения, необходимые ощущения. Что в этих фотографиях пробуждает их? Парижские улицы – «второй дом»; парижский театр, мир искусства и развлечений, олицетворённые Кристианом Бераром, и наряд от Диор – милый сердцу образ жизни. Если улицы далеко, их никак не перенести в бурлящий Нью-Йорк, то наряд можно купить и надеть. И почувствовать себя парижанкой, причастной к утончённому стилю, изяществу и шику.

Далее я обращусь к более известной фотографии, той самой, которую в 2010 году оценили в 1 150 000 долларов.

Примечания:

1 «It’s 1946. World War Two was just over, when he [Avedon] arrived. We just come out of terrible, the worst, darkest dark that had ever been, the evilest evil that we never had. And here with these pictures in city of … all of these people for whom the world was over, way over, over never happened, gone, not talking about…» ([1], 6:46 – 7:22). Обратно к тексту.

2 Оригинальный текст: «One evening my father and I were walking down Fifth Avenue looking at the store windows. In front of the Plaza Hotel, I saw a bald man with a camera posing a very beautiful woman against a tree. He lifted his head, adjusted her dress a little bit and took some photographs. Later, I saw the picture in Harper's Bazaar. I didn't understand why he'd taken her against that tree until I got to Paris a few years later: the tree in front of the Plaza had that same peeling bark you see all over the Champs-Elysees» ([2], 2 абзац). Обратно к тексту.

Источники:

В порядке упоминания в статье

[1] (англ.) Документальный фильм «Richard Avedon: Darkness and Light» (с англ. «Ричард Аведон: Тьма и Свет»). Источник.

[2] (англ.) Портретный очерк «Richard Avedon, the Eye of Fashion, Dies at 81» (с англ. «Ричард Аведон, Глаз Моды, умер в 81»). Источник.

17/08/2016    Просмотров : 16284    Источник: photo-monster.ru    Автор: Марк Лаптенок
Версия для печати

Комментарии: 0

  • Осталось символов: 5000
    Формат JPG Удалить
    Ожидаем загрузку изображений

Еще уроки из рубрики "Все основы"

Покупка аккумуляторов: что нужно знать?

Доводилось ли вам использовать свою камеру с объективами от стороннего производителя? Предполагаю, что большинство ответит да. Причина этого в том, что на рынке есть много...

Читать дальше
09/03/2020. Основы — Все основы. Перевод: Алексей Шаповал
11 270
1

Правило эквивалентной экспозиции

Фотоаппарат – восхитительный инструмент. Просто поразительно как одним щелчком затвора можно остановить текущий миг и сохранить его на будущее. Принцип работы фотоаппарата...

Читать дальше
29/02/2020. Основы — Все основы. Перевод: Алексей Шаповал
22 434
2

Оцифровка фотографий и негативов

У каждой семьи есть своя история, а у каждой истории есть свои фотографии: старые цветные распечатки, винтажные черно-белые фотокарточки, негативы и пленки.

Читать дальше
17/02/2020. Основы — Все основы. Перевод: Алексей Шаповал
38 117
4

Как развить профессиональный взгляд

Фотография – мощный инструмент визуальной коммуникации. Объектив в какой-то мере можно считать вашим третьим глазом, который позволяет поделиться с миром тем, что видите вы...

Читать дальше
10/02/2020. Основы — Все основы. Перевод: Алексей Шаповал
15 700
0

Как избежать клише в фотографии

Мир современной пейзажной фотографии весьма сложный. Кажется, будто достаточно иметь камеру, несколько объективов, штатив, фильтры, карту и отличную идею в голове, но в реальности все...

Читать дальше
05/09/2019. Основы — Все основы. Перевод: Алексей Шаповал
14 330
1

Как подзаработать фотографу (не профи)

Существует миф, будто фотографы разделяются на две категории – те, для кого это просто хобби и профессионалы, которые зарабатывают деньги. На самом деле многие находятся в...

Читать дальше
12/08/2019. Основы — Все основы. Перевод: Алексей Шаповал
18 467
2

Наверх
Орфографическая ошибка в тексте:
своими руками В этом уроке рассказывается, как сделать складной софтбокс размером 40х40 см, который похож на

Послать сообщение об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице.

Ваше сообщение отправлено. Спасибо!

Окно закроется автоматически через 3 секунды