Часто в современных телепередачах о природе вы можете увидеть видеоряд, созданный с помощью интервальной съёмки. Например, проплывающие с огромной скоростью облака в небе или распускание цветка… рассматриваемая техника нашла широкое применение.
Интервальная съёмка – это фотографирование снимаемой сцены через одинаковые промежутки времени. Полученная последовательность снимков затем «собирается» в единый видеоряд. Обычно, видеоряд длительностью равной 1-ой секунде содержит 24 или 25 кадров. Таким образом, частота смены кадров в видеоряде составляет 24 или 25 кадров в секунду (от англ.: frames per second – fps). Видеоряд высокого разрешения (HD) может обладать большей частотой.
Теперь представьте, вы «складываете» вместе 25 фотографий, сделанных через равные промежутки времени, равные 1 минуте. Далее воспроизводите получившийся видеоряд. Таким образом, за 1 секунду вы показываете то, что происходило в течение 25 минут.
Такой эффект – видимость динамичного видеоряда вместо набора отдельных статичных изображений – возможен вследствие инертности человеческого восприятия. Воспроизведение картинок с определённой скоростью «вводит в заблуждение» ваш мозг, и последний «видит» последовательность плавно меняющихся изображений.
Чтобы заниматься интервальной съёмкой, вам необходимо устройство, замеряющее промежутки-паузы между отдельными кадрами – интервалометр. В виде функции оно встроено в некоторые цифровые зеркальные камеры. Но если такой функции нет в вашем фотоаппарате, вы можете приобрести пульт дистанционного управления спуском затвора со встроенным интервалометром.
В данном уроке мы расскажем вам, как реализовать интервальную съёмку. Мы опишем необходимое оборудование и настройки, а также расскажем, как обеспечить постоянную экспозицию каждого снимка.
После того, как у вас «в руках» будет последовательность кадров, воспользовавшись специальным программным обеспечением, вы сможете создать из неё видеоряд.
Мы выбрали цветок с несколькими бутонами.
Несмотря на то, что цветки не распускаются слишком быстро, они могут смещаться в процессе, тем самым, нарушая «плавность» движения. Проложите горлышко вазы папиросной бумагой, чтобы стебель цветка оставался неподвижным в процессе съёмки.
С помощью интервалометра, реализованного в виде функции в фотоаппарате или встроенного в пульт дистанционного управления спуском затвора, вы сможете обеспечить съёмку через равные заданные промежутки времени.
Может потребоваться один-два дня, чтобы цветок раскрылся полностью. Поэтому настройте интервалометр в соответствии со съёмочной ситуацией. Пусть итоговый видеоряд будет воспроизводиться с частотой 24 fps.
Имейте в виду, если фотографировать цветок через каждые пять минут в течение шести часов, то вы получите видеоряд длительностью равной трём секундам.
Отрез картона или плотной бумаги – наипростейший и самый дешёвый фон. Учитывайте, что однородный плоский фон может выглядеть на фотографиях унылым и невзрачным, если его не осветить соответствующим образом. Чтобы придать выразительности будущим снимкам, сделать интересным распределение тонов на них и отделить снимаемый объект от фона, мы расположили источник света между фоном и снимаемым объектом.
Чтобы осветить снимаемый объект в достаточной мере, мы задействовали два источника. Один расположили между отрезом бумаги и снимаемым объектом. Он подсветит фон и создаст световой контур на бутонах и лепестках. Второй установили перед цветком. Его роль – «нарисовать» светотень. При этом продумали расположение так, чтобы тени не были слишком глубокими.
Постройте снимаемую сцену в помещении без окон или со светонепроницаемыми занавесками на окнах. Чтобы изменения естественного света, который мог бы проникнуть в комнату сквозь окна, не влияли на экспозицию.
Убедитесь, что фотоаппарат будет неподвижно закреплён в течение всей съёмки. Важно, чтобы единственным движением, отражавшимся на снимках, было распускание цветка. Установив камеру на штативе, проверьте, что все болты, стойки и головы надёжно закреплены и заблокированы.
Учитывайте, что вы оставите всех «участников» съёмки в неподвижном состоянии на несколько дней. Убедитесь, что штатив с установленным на нём фотоаппаратом расположен в месте, где его не заденут.
Мы прикрепили отрез серой бумаги к стене в качестве фона. Затем поставили вазу с цветком на стол перед фоном на удалении 30-35 см. В получившийся промежуток мы расположили второй источник света, который придаст сюжету выразительности.
По мере распускания цветка, распределение его веса будет меняться. Возможно смещение цветка во время съёмки. Чтобы предотвратить такую ситуацию, набейте верх вазы бумажными полотенцами.
Вращайте стебель. Пусть один из бутонов будет впереди, ближе к объективу, а другой слегка наклоняется влево. Таким образом, создайте отдельное пространство для каждого раскрывающегося бутона. Дополнительно, вы обеспечите сюжет с двумя действиями: на переднем и на заднем планах.
Установите фотоаппарат на штатив и займитесь построением кадра. Пусть бутоны занимают большую часть кадра (раскрывшийся цветок пусть занимает 100% всей площади кадра). Это позволит запечатлеть мельчайшие движения цветка.
Используйте макрообъектив, что расположиться ближе к снимаемому объекту. Однако, если у вас нет возможности снимать с макрообъективом, вы можете скадрировать получившиеся снимки на этапе обработки.
Если в вашем распоряжении находится пара студийных источников постоянного света, воспользуйтесь ими. Вы сможете создать равномерное освещение (узнайте больше о том, как построить простые световые схемы).
В противном случае используйте мощные настольные лампы. Мы взяли лампы дневного освещения, так как благодаря продолговатой форме их легко включить в снимаемую сцену.
Попробуйте рассчитать движение распускающихся бутонов. Установите один источник впереди слева от фотоаппарата, а второй – за вазой.
Установите режим съёмки с приоритетом диафрагмы и значение диафрагмы равным 16.
Чтобы обеспечить неизменную цветопередачу на всех снимках, вам необходимо вручную настроить баланс белого. Сфотографируйте лист белой бумаги или специальную карту серого. Затем выберите полученный снимок в качестве эталона белого цвета.
Если вы собираетесь фотографировать последовательность, состоящую из более чем нескольких сотен снимков, то формат JPEG может быть предпочтительнее формата RAW.
Проверьте построение кадра и сфокусируйтесь на переднем бутоне с помощью автофокуса (узнайте о подходящем режиме автофокуса). Приблизьте изображение, чтобы проверить точность наведения бутона на резкость. Затем переведите объектив в режим ручной фокусировки. Это предотвратит любые изменения дистанции съёмки в процессе фотографирования.
Сделайте несколько снимков цветка и оцените получившиеся изображения.
В параметрах снимков найдите гистограмму. Проверьте, что изображение не содержит слишком светлых областей (гистограмма не «обрезана» справа). Если на изображении есть «пересветы», настройте компенсацию экспозиции «в минус». Снова сделайте «пристрелочный» кадр и оцените гистограмму.
В меню фотоаппарата или на пульте дистанционного спуска затвора установите интервал съёмки равным 5 минутам. Количество кадров в последовательности выберите максимальным. Затем нажмите «Старт»/«ОК». Начнётся съёмка.
Предварительно убедитесь, что аккумулятор фотоаппарата полностью заряжен, или подключите камеру к электрической сети через сетевой адаптер (прим. переводчика – сетевой адаптер, обычно, не поставляется в комплекте с фотоаппаратом. Вы можете приобрести его отдельно. Вы так же можете приобрести и использовать в рассматриваемой съёмочной ситуации батарейный блок.)
Откройте фотографии в редакторе, которым вы пользуетесь (у нас Nikon View NX).
По необходимости скорректируйте цветопередачу, экспозицию, контрастность и детализацию. Самое главное здесь, чтобы цветопередача и светлота кадра были одинаковыми для всех снимков в последовательности. Затем сохраните обработанные снимки в отдельной папке-директории.
Установите и запустите программу Quick Time Pro. 7-ую версию можно приобрести в Apple Store (интернет-магазин компании Apple) примерно за 1200 рублей.
Выберите в главном меню команду «Файл» -> «Открыть последовательность изображений» (File -> Open Image Sequence). Укажите первый снимок в последовательности и нажмите на кнопку «ОК».
Спустя какое-то время, вы увидите выбранное изображение в окне программы. Нажмите кнопку «Воспроизвести» (Play), чтобы «проиграть» последовательность снимков. Затем выберите в главном меню команду «Файл» -> «Сохранить как…» (File > Save As), чтобы сохранить итоговый видеоряд.
Короткий видеоряд вы можете создать прямо в программе View NX. Единственное, длина исходной последовательности не может превышать 30 снимков.
В окне программы выберите команду «Редактировать фильм» (Movie Edit), затем, в главном меню – команду «Редактировать» -> «Свойства».
В появившемся диалоговом окне установите значения параметров «Показывать одно изображение в течение» (Still image duration) и «Длительность перехода» (Transition duration), оба, равными 0,1. Установите значение параметра «Размер окна предпросмотра» равным «4:3». Соотношение сторон исходных снимков будет подогнано под пропорции сторон окна для предварительного просмотра видеоряда. Нажмите на кнопку «ОК».
Выберите в главном меню команду «Файл» -> «Добавить клипы и изображения» (File -> Add movies and images) и укажите вашу последовательность снимков.
Выберите среди всех снимков 30 штук, которые отражают основные фазы распускания цветка. «Перетащите» их в хронометрах (timeline), расположенный в нижней части окна, и нажмите на кнопку «Воспроизвести» (Play).
Как только определитесь с ключевыми снимками, в главном меню выберите команду «Редактировать» -> «Создать видеоряд» (Edit -> Create movie). Установите частоту видеоряда равной 15 кадрам в секунду (15 fps). Значения остальных параметров оставьте без изменений. Нажмите кнопку «Создать» (Create), чтобы сохранить итоговый видеоряд.
Автор статьи: J. Meyer
Несмотря на то, что вспышки – крайне полезный аксессуар для макросъемки, их свет не всегда создает нужный результат. Рано или поздно придется столкнуться с резкими тенями...
Читать дальше →Фокус-стекинг при съемке с рук – отличное решение для многих ситуаций. Это избавит вас от проблем, связанных с использованием макро-рельс в полевых условиях, и...
Читать дальше →Одно из главных преимуществ макрофотографии в том, что она позволяет увидеть мир под новым углом. С экстремально близкого расстояния семена одуванчика становятся похожи на балерин...
Читать дальше →Ни для кого не секрет, что количество интернет-магазинов сегодня множится день ото дня. Конкуренция растет, соответственно, побеждает сильнейший. Одним из факторов, подталкивающих...
Читать дальше →Съемка на пленку и работа с ней – это всегда интересно, а вот утомительное сканирование – не очень… Поэтому я своими руками построил компактный лайтбокс...
Читать дальше →Для фотографов, у которых ограничено время или бюджет для путешествий, работа крупным планом открывает неограниченные возможности съемки местности вокруг дома и внутри дома...
Читать дальше →Окно закроется автоматически через 3 секунды
про Интервалометр - повезло найти и купить такое чудо в батарейном блоке для Canon. на ebay. за 18 рублей зелёными. Сейчас уже почти под 40. очень удобно.
По поводу снимать в джпег - можна отправить кучу файлов красоваться в галлерее "Корзина" . Лучше снимать в "РАВ".
Как правильно снять ночь переходящую в утро на НИКОН с его встроеннім интервалометром, когда освещенности сильно меняєтся?
Ну и где само видео таймлапса?) Интересно ведь
Здравствуйте. Видео в оригинальной статье автор не представил.
Для таких съемок нужно покупать вторую, кропнутую, т.е. не дорогую камеру, что бы потом через пол года съемок выкинуть
Только нужно не забывать, что съемка в этом жанре "ускоряет" выработку ресурса фотоаппарата.
Но попробовать стоит однозначно!
Скоро осень - должны быть хорошие тучки (во всяком случае, в прошлом году так было) - жду "на попробовать"...
Спасибо за статью.
Вы пишите: "Чтобы обеспечить неизменную цветопередачу на всех снимках, вам необходимо вручную настроить баланс белого. Сфотографируйте лист белой бумаги или специальную карту серого. Затем выберите полученный снимок в качестве эталона белого цвета."
Подскажите пожалуйста, а как выбрать полученный снимок в качестве эталона белого цвета ??? У меня Nikon D610.
В Nikon D610 при выборе способа определения баланса белого есть пункт "PRE". Выбирайте его, нажимайте кнопку навигации "вправо" (стрелка вправо). Далее, для любой из пользовательских настроек (d-1, d-2 и т.д.) нажимайте кнопку (подсказка есть на этом же экране внизу), чтобы отредактировать пользовательскую настройку. В следующем меню выбирайте пункт, по смыслу напоминающий "Указать снимок", "Использоваться снимок". Далее, выбирайте уже сфотографированный лист белой бумаги под тем источником, который освещает снимаемую сцену. Точную инструкцию посмотрите в руководстве пользователя к фотоаппарату. Тема "Ручная настройка баланса белого".
Рассмотрите также вариант с настройкой ББ после съёмки. Метод описан в уроке "Настраиваем баланс белого аккуратно".
Спасибо. Буду изучать. Как же все мудрено))
Пожалуйста. Постепенно разберётесь.
много читал про time lapse. Снимал не цветок, а город, занял много времени и снято много кадров. Думаю для первого раза результат неплохой получился)
Спасибо, очень интересная статья. Я пользуюсь функциями magic lantern, очень помогает при съёмке таймлапса, в рассчитывании длительности конечного видео, изменения экспозиции (особенно при съёмке пейзажев, закат солнца, можно настроить на "постепенно изменение экспозиции в какойто промежуток времени", к примеру после каждого кадра удлинять выдержку на 1/200), когда нужен не особо большой интервал - можно пользоваться функцией съёмкой видео в RAW + FPS override