В первой и второй части этой статьи мы разбирали психологические особенности малышей и приёмы общения с ними. Пора переходить к практике фотосъёмки – фотоиграм для этого возраста.
Начнем самой эффективной игры из арсенала детского фотографа – Пряток. Игру в Прятки можно многократно модифицировать под ваши задачи. Классический вариант, когда все спрятались и никого не видно и не слышно, я тоже иногда использую. Пока все сидят тихо по своим норкам и не «засоряют» задний план, я по очереди нахожу по одному участнику фотосессии и фотографирую в игровом режиме. Но намного интереснее модификации этой замечательной игры:
- Прятки как хорошая пристройка. Фотографируя совсем маленьких (даже в возрасте до года), мы можем легко привлечь внимание, прячась за фотокамеру или какую-нибудь игрушку и выглядывая. При этом можно делать забавные лица или произносить интересные звуки. Если ребенок еще младше, то лучше, если в такую игру с ним будет играть мама или другой близкий человек, прячась за вами. Из-за фотоаппарата может выглядывать игрушка или любой интересный предмет. Малыш будет с интересом смотреть в объектив и проявлять эмоции.
- Прятки могут помочь справиться с нежеланием фотографироваться. Вообще-то я редко натыкаюсь на детские отказы участвовать в фотосессии, потому что НИКОГДА НЕ ПРЕДЛАГАЮ ИМ ФОТОГРАФИРОВАТЬСЯ. Я предлагаю им поиграть, полетать, посмотреть фокусы-покусы. А от этого они почему-то не отказываются. Бывают случаи, когда родители предупреждают ребенка, что он сейчас будет фотографироваться. Услышав это, дети часто начинают плакать! И это не шутка. Еще работая детским психологом, мне неоднократно приходилось сталкиваться с фобией перед фотографом, когда детсадовские бомбилы с одного раза и на многие годы формировали у ребенка невроз (дети начинали рыдать при виде человека с большим фотоаппаратом). Так что если я вижу, что ребенок смотрит на меня с опаской – это знак того, что взрослые его морально подготовили к фотосессии. Простите, во мне снова включился внутренний психолог. Асалай-махалай: превращаюсь в детского фотографа.
Фотоигры моментально топят лед в отношениях и одна из эффективных игр для установления контакта – Прятки. Стоит немного поиграть с малышом в эту волшебную игру и уже через пару минут смело доставайте свой большущий черный фотоаппарат. Теперь он вас уже не боится. Но на этапе установления отношений фотоигры не заканчиваются, а только начинаются!
- Так как дети всё понимают и переживают буквально, то даже такие прятки для них игровая реальность:
Они верят, что спрятались и мы их реально потеряли. Но ещё больше, чем прятаться, дети любят находиться.
В такие фотопрятки я играю с детьми во время портретной фотосессии, с которой начинается самая любимая и хорошо востребованная фотосессия «Один день в детском саду».
В отличие от дошкольников, малышей надо больше фотографировать в отрыве от группы с игрушками. Чтобы вам не мешали и не толпились на заднем плане другие дети, работаем с каждым ребенком по очереди, пока педагоги ведут занятие для всей группы. Подготовим место с хорошим светом, интересным задним планом, подальше от цветных стен, которые могут переотразить свет на лица детей в виде паразитных оттенков. При необходимости устанавливаем осветительные приборы, не забывая про подсветку заднего плана. Нам нужны будут детские стол и стульчик. С их помощью мы сможем на какое-то время «приклеить» малыша к месту съёмки и позиционировать его относительно освещения. Настройку фотокамеры и осветительных приборов (если таковые будут использоваться) нужно произвести заранее. Малыши не будут ждать, пока вы будете ковыряться с настройками! И подготовьте несколько игрушек.
Я люблю фотографировать сквозь игрушки. Передний план не только создает интересное обрамление детскому портрету, но и способен скрыть элементы неприглядного заднего плана:
Очень эффективны куклы-перчатки или обычные мягкие игрушки, которые вы можете держать в левой руке. Дети общаются с ними как с живыми существами и это видно по эмоциям на их лицах.
Игрушка и сама может поиграть с малышом: когда собака повернется, то она схватит тебя за носик. Поэтому надо сразу закрывать нос руками. Когда отворачивается, можно открываться и веселиться!
С детьми старше трех лет в эту игру можно играть, усадив перед собой 3-4 ребенка.
Очень эффективны учебные пособия, например, счеты. Малыш может не уметь считать, но знает цвета, а потому его можно попросить показать пальчиком косточку заданного цвета. Чем больше взаимодействия малыша с игрушкой, тем проще выстроить кадр композиционно, да и эмоции сильнее. Детей постарше можно попросить посчитать косточки на счетах.
В процессе игр малыши непременно напомнят вам о том, что вы не использовали все возможности волшебной игры в прятки:
На прогулке можно продолжить играть в Прятки, используя различные окошечки в детских городках:
В условиях бестеневого освещения пасмурного дня такие окошечки хорошо экранируют свет, помогая придать детскому портрету больше объема. Малыш может выглядывать из-за дерева, и тогда ствол может выполнять роль светопоглощающего экрана, отрисовывая объемы на лице.
Дети обожают представлять себя различными сказочными или мультяшными персонажами. Достаточно сказать малышу: «А хочешь стать зайчиком, который прячется под кустиком?» И вот он уже смотрит на вас хитрыми глазками.
Детям постарше интересно уже прятаться по парочкам. Кстати, хороший повод пофотографировать детей с друзьями-подружками. Первая дружба – важная часть детской истории!
Дети обожают прятаться и находиться! Как мы видели выше - для игры достаточно собственных ладошек. Но прятаться можно за чем угодно. Осенью, например, за листьями. Кстати, в некоторых садах, например, в недавно построенных, проблема с зеленью, но никто не помешает принести красивые осенние листья с собой, тем более, что это совершенно бесплатный реквизит.
Короче, для фотопряток подойдут любые предметы: книжки, пособия, игрушки, маски.
Возможно кто-то скажет, что на этой фотографии не видно ребенка. Зато есть настроение. И еще я думаю, что такие фото вполне уместны в контексте фотоистории (серии фотографий) или в фотокниге.
Ну и напоследок вопрос о том, как сделать групповую фотографию малышей, если для их возраста не показано групповое взаимодействие. Однажды у меня это почти получилось. За кадром остались 20 минутные мучения детей, когда их выстраивали и переставляли с места на место педагоги в английском детском саду. Мне осталось только выглянуть из-за фотоаппарата и мяукнуть.
Вывод: создавать групповые фотографии малышей долго муторно и непродуктивно. Если, конечно не обратиться уже знакомым нам фотопряткам. Еще одной их модификации. Опля, и правильная фотография, где все малыши смотрят в объектив готова!:
Сочетание естественного света и вспышки – не самая простая техника. Ведь при её использовании вы опираетесь на правила съемки двух разных видов освещения сразу....
Читать дальше →Вспышки обычно считают тем инструментом, который используется в помещении и уж никак не в горных регионах с переменчивой погодой. Сейчас на улице +23, а через минуту налетит ветер...
Читать дальше →Чувствуете ли вы «Жажду скорости»? Вы наверняка видели крутые фотографии, когда определенное динамическое действие показывается навеки застывшим во времени, и хотели...
Читать дальше →Исследовать новые техники съемки и делиться ими с другими – один из самых приятных аспектов работы профессионального фотографа дикой природы. Это мотивирует меня постоянно...
Читать дальше →Поляризованный свет – это свет, волны которого колеблются в одном направлении. Можно создать потрясающие фотографии с замерзшими кристаллами льда, которые...
Читать дальше →Фокусная (фокальная) точка – термин, который часто используют фотографы и блоги о фотосъемке. Они говорят: «Создайте фокальную точку. Она должна быть первым и последним местом...
Читать дальше →Окно закроется автоматически через 3 секунды
полезная информация. спасибо
Спасибо Статья очень полезная!
Так какой же выход? вместо групповой делать виньетку?
Спасибо,очень очень занятно.
Здорово!
Здорово!Спасибо!
Благодарю за интересную серию статей!
Здравствуйте! А разве не фотограф должен красиво сгруппировать детей для кадра? ("За кадром остались 20 минутные мучения детей, когда их выстраивали и переставляли с места на место педагоги в английском детском саду"
Спасибо, прекрасный материал, интересная статья, с примерами !!!
Спасибо за интересный материал!
Товарищи модераторы, в предыдущих статьях Игоря Губарева исправьте пожалуйста с "переводчика" на "автора" статей.
Отличная статья, очень интересные снимки - спасибо!
спасибо :-)
отличная статья!!! Спасибо!!!!
Очень нравится творчество Игоря. Удивительные работы. А самое главное, пойманы такие моменты из детсадовской жизни, которые родители не видят. Новый взгляд на фото-книги, необычные, "незаезжанные"!