Время сумерек – одно из моих любимых для съёмок. Особенно весной и летом, когда вечерний свет наиболее волшебен.
Мне всегда нравилась мысль о том, что лучшие фотографии получаются на грани. Сумерки – время перехода между ночью и днём является одной из таких границ. Несмотря на относительную сложность съёмки в условиях недостатка количества света, вы вознаграждаетесь его качеством. Я это называю «волшебный час». Иногда его еще называют синим часом, имея в виду оттенок окружающего света.
Сумерки – это время перехода между днем и ночью. Оно начинается после захода солнца и продолжается до полного наступления ночи. Их продолжительность зависит от вашего расстояния от экватора. В тропиках ночь наступает очень быстро и сумерки коротки. С продвижением к полюсам продолжительность сумерек может составлять более часа.
Одним из очевидных сюжетов, выигрывающих от сумеречного света, является съёмка пейзажей. Наверняка большинство фотографов уже знают, что лучшим временем для съёмки пейзажа является золотой час – время около часа прежде чем солнце зайдёт. Солнце низко над горизонтом и его теплый боковой свет создает лучшее освещение для прекрасного пейзажа.
В тоже время на таких съёмках меня всегда удивляет большинство фотографов, которые уходят слишком рано. Для тех немногих, которые дождутся захода солнца наградой будет прекрасный интенсивный мягкий свет, который постепенно исчезает с наступлением ночи. Этот тип света особенно красив если вы находитесь на берегу моря или озера поскольку вода отражает свет. Фото в начале статьи хорошо иллюстрирует это.
Есть два подхода к съёмке пейзажа в сумерках. Первый предполагает установку высокой чувствительности и съёмку с рук. Фото выше я снял на ISO 1600 сразу после заката.
Чтобы максимально использовать преимущества прекрасного сумеречного освещения вам следует ограничиваться низкими значениями ISO (выше качество фотографий) и, следовательно, выбирать более длинные выдержки. Вам потребуется штатив для стабилизации камеры и спусковой тросик или пульт дистанционного управления для спуска затвора без прикосновения к камере (в крайнем случае можно воспользоваться автоспуском). Преимуществом данного метода является использование длинной выдержки для размытия движения. Это работает особенно красиво когда в кадре есть вода как на фото выше.
Мне также нравится снимать портреты в сумерках. Это не лишено сложностей, но если вы сможете их преодолеть – вы будете вознаграждены прекрасными портретами, снятыми в необычных условиях, с которыми многие фотографы предпочитают не заморачиваться.
Лучший способ использования преимуществ сумеречного света в портрете – пригласить модель для съемки перед закатом. Объясните модели, что свет в это время самый лучший и можно будет снять прекрасные фотографии. Тогда, как и в пейзажной съёмке вы сможете снимать и после заката пока магия сумеречного света не исчезнет с наступлением темноты. В отличие от пейзажной фотографии тут не принято использовать штатив, так что вам придется поднять значение ISO и шире открыть диафрагму.
Что касается объективов, то фиксы подходят лучше всего из-за более открытых рабочих диафрагм. Например, если вы снимаете на объектив из стандартного комплекта камеры – открытая диафрагма на длинном конце (как правило это около 55 мм) будет f5.6. Если вы используете 50 мм фикс – то открытая диафрагма будет не хуже f1.8. А это три стопа преимущества.
Также необходимо высокое ISO. Неплохо будет заранее проверить как ваша камера справляется с разными значениями ISO чтобы решить, как далеко вы будете готовы зайти, расплачиваясь ухудшением качества картинки. На моем EOS 5D Mark II, например, я готов снимать на ISO 3200, а иногда и ISO 6400, особенно если могу увеличивать экспозицию для максимизации качества изображения. Если у вас более новая камера, особенно полнокадровая, возможно вы сможете использовать более высокие значения. С более старой камерой возможно, вы будете ограничены более низкими значениями ISO. В конкретном случае решение остается за вами.
Фото выше было снято на ISO 6400 и диафрагме f1.4. Уже почти стемнело, было гораздо темнее чем это выглядит на фотографии. Фонарь позади модели напоминает об этом.
Другим вариантом будет использование штатива для стабилизации камеры и вспышки для подсветки модели. Если при этом ваша модель может достаточно долго сохранять неподвижность – размытия будет совсем мало. Этот портрет был снят с выдержкой 2 секунды. Таким образом вы можете продолжать снимать в сумерках когда остается совсем мало света.
Автор: Andrew Gibson
Сочетание естественного света и вспышки – не самая простая техника. Ведь при её использовании вы опираетесь на правила съемки двух разных видов освещения сразу....
Читать дальше →Вспышки обычно считают тем инструментом, который используется в помещении и уж никак не в горных регионах с переменчивой погодой. Сейчас на улице +23, а через минуту налетит ветер...
Читать дальше →Чувствуете ли вы «Жажду скорости»? Вы наверняка видели крутые фотографии, когда определенное динамическое действие показывается навеки застывшим во времени, и хотели...
Читать дальше →Исследовать новые техники съемки и делиться ими с другими – один из самых приятных аспектов работы профессионального фотографа дикой природы. Это мотивирует меня постоянно...
Читать дальше →Поляризованный свет – это свет, волны которого колеблются в одном направлении. Можно создать потрясающие фотографии с замерзшими кристаллами льда, которые...
Читать дальше →Фокусная (фокальная) точка – термин, который часто используют фотографы и блоги о фотосъемке. Они говорят: «Создайте фокальную точку. Она должна быть первым и последним местом...
Читать дальше →Окно закроется автоматически через 3 секунды
"открытая диафрагма на длинном конце (как правило это около 55 мм) будет f5.6. Если вы используете 50 мм фикс – то открытая диафрагма будет не хуже f1.8. А это три стопа преимущества."-Разве??? По моим простым подсчетам больше девяти. : 5,6*5,6/1,8*1,8=9,67
Вы не правы или путаете понятия, о которых автор ведет речь. Стопом принято считать изменение выдержки или диафрагмы, приводящие к изменению экспозиции в ДВА раза.
Если с выдержками все довольно просто и понятно - была выдержка 1/100 сек, для увеличения ее на 1 стоп (в 2 раза) надо выставить 1/50 сек, а для уменьшения на 1 стоп, соответственно 1/200 сек...
То с диафрагмами несколько сложней, т.к. они не подчиняются обычному арифметическому соотношению, типа F/2 - F/4 - F/8
Существует ряд диафрагм, которые соответствуют изменению экспозиции на 1 стоп (т.е. в 2 раза), этот ряд выглядит так (без буквы F и дроби + в порядке возрастания экспозиции)
1.4 - 2.8 - 4 - 5.6 - 8 - 11 - 16 - 22
По этому значение диафрагмы в 1.8 отстоит от 5.6. чуть менее чем на 3 стопа, что выражается в изменении экспозиции в 7-8 раз !
Евгений, а насколько оправдано использование auto ISO при недостатке освещения или при ярком свете? Из Вашей практики.
Спасибо за статью
Очень интересно, но для моей камеры и стекла неприемлемо ...
Очень познавательно
Интересно и полезно
Очень интересно и поучительно. Спасибо за статью.
Спасибо...очень познавательно...
Спасибо!
аааааааааааааа.... деградируете по-маленьку? ну-ну... так вам и надо...
что-то я готов согласиться с данным постом. постепенно статьи становятся скудными на пользу, почерпнутую из них. всё, что было написано здесь, уже явно промелькивало в предыдущих статьях. может вы расскажете о нестандартных подходах к съемке? покажете и расскажете фотографии работы великих и прославленных фотографов, которые могли бы послужить примером и вдохновлять?
заранее спасибо.
P.S статья не оставляет о себе подобающего впечатления
Спасибо!
Я тоже люблю снимать на закате солнца.Спасибо за советы.