Хотите бесплатно получать качественные видеоуроки от команды фото-монстра?

Приватность ваших данных гарантируется

Проверьте свой почтовый ящик
email@email.ru
и подтвердите подписку

Метод "Экспонирование вправо"

Метод "экспонирования вправо" или Exposure To The Right (сокращенно называемый ETTR) имеет противоречивые отзывы в интернете. Вы можете найти людей, которым этот метод нравится, а также тех, кто говорит, что в нем нет никакого смысла. В любом случае вам стоит попробовать его на практике. Лично я постоянно использую этот метод при съемке пейзажей и хотел бы поделиться с вами теоретическими основами и рассказать, какую пользу он может принести.

Термин Exposure To The Right относится к гистограмме изображения. Классический способ съемки, которому всех обучают, подразумевает равномерное распределение тонов по гистограмме, пик в середине и плавный спад по краям без отсечек. Идея метода "экспонирования вправо" состоит в том, чтобы подбирая параметры съемки, сдвинуть гистограмму вправо, насколько это возможно, но без обрезания самых светлых участков. Когда мы приведем экспозицию в конвертере к нормальной, то файл будет содержать больше информации для всех тонов, а также будет иметь меньшие шумы в тенях и максимальное качество изображения.

Рассмотрим CCD или CMOS сенсоры большинства цифровых камер. Типичные матрицы зеркалок имеют динамический диапазон примерно 7 ступеней экспозиции и создают 12-разрядные RAW файлы, в которых может храниться 4096 градаций яркости на каждый канал (красный, зеленый и синий). Возможность записи такого большого количества тоновых градаций должна, казалось бы, гарантировать плавные переходы между тонами, однако все не так просто.

Вы можете подумать, что все отсчеты равномерно распределены между семью ступенями динамического диапазона сенсора, но на самом деле это не так. Экспозиция имеет логарифмическую зависимость, то есть каждая ступень экспозиции записывается в два раза большим числом отсчетов, чем предыдущая. На практике это означает, что ступень, характеризующая самые яркие тона, имеет 2048 отсчетов или градаций, ступень ниже имеет уже 1024 градаций и так далее до седьмого, самого темного уровня, где ступень экспозиции записывается только 32 отсчетами. Поэтому если вы недодержите изображение и будете корректировать экспозицию при постобработке, то тональные переходы в темных областях могут приобрести ступеньки, так называемый эффект постеризации, поэтому качество изображения будет ниже. Если передержать изображение, используя "экспонирование вправо", то вы переведете тени в область с большим количеством отсчетов, что приведет к существенному повышению качества изображения при коррекции экспозиции в конвертере.

На приведенной ниже диаграмме я попытался проиллюстрировать распределение отсчетов для каждой ступени экспозиции. Верхнее изображение показывает линейное распределение семи ступеней. Нижнее изображение – это реальное распределение отсчетов, которые фиксирует матрица. Как вы можете видеть, на более светлый диапазон приходится больше всего данных, то есть больше тональных уровней.

Реальный способ продемонстрировать разницу в количестве информации – это сделать два снимка одной и той же сцены, один недоэкспонированный, другой переэкспонированный и сравнить размеры файлов. Для переэкспонированного изображения RAW файл будет больше, поскольку содержит больше данных.

Давайте рассмотрим на примере. На рисунке ниже показаны два необработанных изображения, снятые с разными экспозициями, и связанные с ними гистограммы. Снимок слева недоэкспонирован, а справа снят с использованием "экспонирования вправо", то есть так, чтобы гистограмма максимально ушла вправо, но без потери ярких деталей.

При обработке экспозиция каждого кадра корректировалась так, чтобы получить два одинаковых изображения. Вроде бы никакой разницы.

Однако, если вы подробно рассмотрите участки изображения со 100% масштабом, вы сможете увидеть значительную разницу в качестве изображения. На недоэкспонированном изображении (слева) менее плавные переходы между тонами и гораздо больше шумов в темных областях, чем на изображении справа.

Итак, изображения, которые были сняты с использованием техники "экспонирования вправо" могут потребовать дополнительной постобработки для исправления экспозиции, а также гораздо более внимательного отношения к процессу съемки. Но это с лихвой окупается высоким качеством получаемого изображения.

Это не универсальная техника, которую можно применять ко всем сюжетам и изображениям, так как есть риск потери информации, если не соблюдать осторожность при съемке. "Экспонирование вправо" больше всего подходит для съемки при полном контроле всех параметров, например, для съемки пейзажей с использованием градиентного фильтра, чтобы вся сцена уложилась в динамический диапазон сенсора.

Последнее, что нужно сделать – это не потерять детали при попытке максимизировать качество изображения. Сделайте два снимка – одни с нормальной экспозицией, а другой с небольшой передержкой. Посмотрите, не потеряны ли детали. Знание индивидуальных особенностей матрицы вашего фотоаппарата это еще один шаг к получению максимальной отдачи от вашей камеры.

Автор: Elliot Hook

13/12/2012    Просмотров : 32651    Источник: digital-photography-school.com    Перевод: Евгений Карташов
Версия для печати Скачать в pdf Рекомендовать статью

Комментарии: 29

  • Осталось символов: 5000
    Формат JPG Удалить
    Ожидаем загрузку изображений
  • Андрей_Н 19 Апреля 2016 - 12:24:14

    Здравствуйте,
    Давно по этой статье никто не высказывался. На мой взгляд ETTR - очень интересное решение для съемки. Но у меня возник вопрос такой: с чего лучше начинать обработки снимка, сделанного с ETTR, чтобы достичь лучшего качества?? С поправки экспозиции или установки черной и белой точек??
    Прошу прощения за свою невежественность


    • Евгений Карташов 19 Апреля 2016 - 15:46:35

      Здравствуйте. С правки экспозиции.


      • Андрей_Н 19 Апреля 2016 - 16:48:07

        Спасибо. Я уж боялся, что с 2014 года вы сюда не заглядываете


  • Justin 12 Октября 2014 - 17:19:16

    Ничего не сказано про цвет. При съёмке со сдвигом вправо цвет заметно блеклеет. Особенно при съёмке пейзажей.


  • fly_vlad 20 Октября 2013 - 20:56:41

    Вот это да! просто супер)) огромная благодарность! за статью) я счастлив!!!


  • Victor Gutnik 30 Июня 2013 - 18:44:34

    Про шумы понял, про постеризацию не понял. К недостаткам статьи нужно отнести нечёткость определений, либо их отсутствие. Например: "На практике это означает, что ступень, характеризующая самые яркие тона, имеет 2048 отсчетов или градаций..."
    В моём понимании количество отсчетов - это количество пикселов, содержащихся в тоновом диапазоне, а количество градаций определяется разностью между числами, выражающими максимальную и минимальную яркости пикселов в этом диапазоне.
    В целом, на мой взгляд, статья полезная, эту методику нужно использовать на практике при том условии, что динамический диапазон яркостей фотографируемого объекта меньше динамического диапазона матрицы фотоаппарата. Поэтому, как правильно заметил Евгений Карташов, нужно знать динамический диапазон матрицы своего фотоаппарата


  • Игорь Детков 26 Июня 2013 - 15:28:51

    Поставлю вопрос по другому.
    В обсуждениях идёт спор по поводу применения экспокоррекции. Объясните и мне новичку в чём разница между введением коррекции, например, в -1 в режиме приоритета диафрагмы и уменьшением выдержки в ручном режиме?
    Я, понимаю это так: устанавливаем диафрагму вручную. Экспонометр определяет выдержку (пусть 1/500), увидев установленную экспокоррекцию -1 процессор устанавливает выдержку в два раза длиннее (получается 1/250).
    Тоже самое вы все делаете в ручном режиме только руками...


    • Евгений Карташов 26 Июня 2013 - 15:39:02

      Самый точный метод - конечно, в ручном режиме. Главное, правильно определить опорную экспозицию, относительно которой задается поправка. НО! У Вас явная путаница с цифрами и терминами: если исходная выдержка 1/500, то при коррекции экспозиции в минус ступень она станет 1/1000, но никак не 1/250. Это соответсвует экспозиции на ступень выше.


      • Игорь Детков 27 Июня 2013 - 09:44:29

        да с цифрами ошибся, извините, но суть то та же! так в чём разница? изменять выдержку в ручном режиме или ввести поправку экспозиции?


  • Whitefoot 3 Июня 2013 - 08:41:46

    Тут надо бы еще немного упомянуть камеру. Например, ДД у камер Nikon D300 и Fujifilm Finepix S3 Pro просто сдвинут вправо и такие вещи, как вытягивание деталей из светов проходят на ура. У камеры Nikon D3 такое тоже не проблема. А вот у остальных Никон-камер уже такая метода работает слабо. Если не работает вообще. Там обратный метод - вытягивание деталей происходит из теней. Вот человек с Пентаксом точно указывает - детали у него тянутся из недоэскпонированного кадра и он снимает с поправкой в минус.
    Так что без указания конкретных моделей камер эта статься просто информационная.


  • dmitry_vin 22 Мая 2013 - 01:11:11

    Автор пишет: "При обработке экспозиция каждого кадра корректировалась так, чтобы получить два одинаковых изображения. Вроде бы никакой разницы".
    Разница сразу видна по гистограммам этих двух фотографий ещё до их обработки. Недодержанный кадр имеет очень узкий тональный диапазон, чуть больше половины возможного. В то же самое время якобы передержанный кадр на самом деле имеет нормальный тональный диапазон. Он правильно экспонирован.
    Эти два кадра нельзя сравнивать, потому что первый кадр заведомо бракованный.
    При попытке растягивания гистограммы для первого кадра, мы получим, скорее всего, заметную пастеризацию изображения, а на гистограмме появятся регулярные глубокие просечки по всей её ширине. В итоге - не очень гладкие тональные переходы и потеря детализации. Плюс к этому - шум.
    Кстати, у автора на гистограмме первого кадра после приведения его к "общему знаменателю" со вторым кадром, просечек гистограммы не наблюдается. Это очень странно.
    А ещё мне кажется странным почти точное совпадение гисторамм обоих кадров. Ведь первый кадр был на добрую половину "дорисован" графическим редактором. Неужели редактор так точно может интерполировать картинку и восстановить отсутствующие детали изображения? У меня так никогда не получалось.


  • ерофей ващицкий 30 Декабря 2012 - 15:06:54

    Опробовал! Таки да, зачётно!!!! Рекомендую всем попробовать.


  • Игорь Николаевич 19 Декабря 2012 - 19:54:02

    Ну для неспешной съёмки метод подойдёт конечно.


  • anikina_vera 18 Декабря 2012 - 19:31:49

    Отличная тема!!! Всегда пользуюсь этим методом, но не очень хорошо понимала, как он работает. Спасибо!


  • PolBlack 18 Декабря 2012 - 08:52:15

    интересная статья. такой метод даже для портрета подойдет


    • Евгений Карташов 18 Декабря 2012 - 09:20:18

      Вполне подойдет, при условии не слишком контрастного освещения. Но в портрете, особенно в жанровом, шум не так критичен, наоборот, довольно часто при обработке какую-то текстуру добавляют.


  • ерофей ващицкий 17 Декабря 2012 - 16:40:28

    Спасибо за разъяснение, Евгений. Я ещё попробую.
    Вообще спасибо за то что предоставляете людям возможность коснуться темы фотографии. Лично я с должным уважением отношусь к людям, которые уже нашли в себе силы делиться с другими, даже желанием помочь.
    Спасибо ещё раз! С удовольствием посещаю ваш сайт.


  • ерофей ващицкий 16 Декабря 2012 - 22:21:51

    Я снимаю в Аv и изредка в Р. Очень редко снимаю в М.
    НО написал потому как имел опыт получения снимков с гистограммой смещённой вправо. Это стоит лишь повысить ISO на один шаг и гистограмма уходит вся вправо.
    Может опять чего не понимаю, но добиться вот такого как в статье точного попадания ручными настройками..... это сколько пробных снимков надо сделать?
    За статью спасибо! Я ещё попробую. Но как мне лично кажется, с более тёмного снимка можно вытащить куда больше и безопаснее (не боясь вылета в белое) чем с осветлённых.
    Поправьте, или в чём тогда там фишка?


    • Евгений Карташов 17 Декабря 2012 - 10:56:56

      Два-три пробных снимка, не больше. К тому же, в формате RAW любая камера имеет некоторый запас по экспозиции в светах. Очень желательно этот запас выяснить и использовать. Фишка подробно описана в статье, подробней уж некуда. К тому же, кто завтавляет использовать целые значения ступеней, когда можно переключиться на 1/3 и сделать настройку более точной. И зачем ISO поднимать? Это приведет к повышению уровня шума.


      • sega1968 13 Января 2016 - 20:55:51

        Евгений, у вас уроки с использованием Canon.
        Расскажите, какой запас в светлых участках Марк3 и может быть знаете про 6Д.


        • Евгений Карташов 13 Января 2016 - 20:58:18

          Примерно две ступени у 6D и чуть меньше у 5D MkIII


  • ерофей ващицкий 16 Декабря 2012 - 17:39:54

    Может я снова чего недопонимаю, но у меня лично на Пентаксе, при съёмке пейзажей, если там немного неба, даже в 0 выставлять нельзя при съёмке в режиме Av (к примеру). Небо буквально выбивает в белое. С недоэкспонированными (нарошто ставлю пол шага в минус коррекции) всё нормально в постобработке.


    • Евгений Карташов 16 Декабря 2012 - 18:08:14

      Причем здесь экспокоррекция? Речь вообще-то о гистограмме идет. К тому же, кто пейзажи в Av снимает? Это не тот жанр.


      • Олег Нестеров 21 Декабря 2012 - 12:17:54

        Евгений,
        Я очень уважаю Вашу работу и помощь начинаущим фотографам. Но хотелось бы в этом мини-форуме получать немножко более развернутые ответы. Я, например, тоже считал, что гистограмма корректируется экспокоррекцией, а пейзажи снимаются в приоритете диафрагмы, для получения наибольшей глубины резкости. Конечно, понятно, что до Ваших высот нам, новичкам, далеко. Ну так снизойдите до нас, объясните в двух словах как лучше сделать. Понятно, что можно перерыть интернет и найти ответ в другом месте. Но, мы все любим этот сайт и хотелось бы получать на нем полную информацию. Будьте, что ли немножко добрее. Удачи Вам!


        • Dubrawa 24 Декабря 2012 - 14:17:29

          Добрый день! Давайте отвлечемся от терминов и посмотрим на монитор фотоаппарата Гистограмма, которую Вы там видите-вещь относительная и слишком общая. По моему мнению лучше пользоваться пересветами (Мигающие зоны указывают области засветки (области, которые могут быть переэкспонированы). Отображаются только при выборе "Засветка" в "Режим отображения". Вы тогда видите значимость этих пересвеченных зон. Если это блики-то и Бог с ними, а если это значимая часть кадра-то делаем коррекцию, пока эти ВАЖНЫЕ зоны не будут отображаться нормально. Но статья о том, что ЛУЧШЕ для посл. обработки сдвинуть гистограмму вправо до ВОЗМОЖНОГО, не потеряв при этом важной инфы в светах. Кстати, чаще теряется "синий" канал, что Вы не увидите на общей гистограмме. Так что ОСТОРОЖНО! Я пользуюсь ей еще и тогда, когда яркий свет в видоискатель, мало что видно, или надо быстро, а гистограмма наглядно что-то показывает и ее можно разглядеть практически всегда. Но я ВСЕГДА оставляю место справа от правого края гистограммы. Зачастую там содержится важная информация снимка.


        • i_creativ 8 Января 2013 - 16:35:04

          да все понятно все супер, просто кто-то видимо в танке или прикидывается. Или вовсе обленились думать. Вам ПЕЙЗАЖНАЯ съемка - ни о чем не говорит? На этом сайте рассказано, что это такое и с чем едят. Из всех особенностей этой сьемки упомяну только то, что чаще всего следует использовать штатив! И десять раз в статье сказано - используйте технику ETTR с осторожностью!(что подразумевает использование штатива, если есть такая возможность). На штативе уже спокойно колдуете с выдержкой, смещаете гистограмму влево-вправо. А не с экспокоррекцией. Экспокоррекцией вы гистограмму не сместите, а-только хвост подожмете, чтобы не вываливался за край


    • anikina_vera 18 Декабря 2012 - 19:28:33

      Ерофей, у меня тоже Пентакс. И я тоже снимаю пейзажи в AV. Здесь важно, по какой зоне вы замеряете экспозицию. Попробуйте в режиме точечного замера по самому светлому участку. Но в этом случае могут быть проблемы с фокусировкой, если центр фокусировки будет совпадать с центром замера экспозиции. Поэтому лучше работать в ручном режиме, экспозицию замерять по самому светлому участку, потом убрать два стопа (для Пентакт К5 можно 3 стопа). Так у вас не будет переэкспонированы светлые зоны , а темные проработаны достаточно хорошо.


      • Dubrawa 24 Декабря 2012 - 14:27:14

        а еще лучше рядом с самой светлой зоной (условно в которой еще что-то видно). Тогда меньше корректировок, а следовательно быстрее и точнее. И, как совершенно правильно написано всеми выше, лучше (быстрее) это сделать в ручном режиме с 1/3 или 1/2, в зависимости от фотоаппарата, ступени.


  • Shukst Artem 16 Декабря 2012 - 12:52:31

    Спасибо за статью))


Еще уроки из рубрики "Советы по фотографии"

Вдохновляющие примеры натюрмортов

Натюрморты представляют отличную возможность превратить обычные предметы в фантастическое произведение фотоискусства. Вот пять отличных примеров натюрмортов для вашего вдохновения...

Читать дальше
26/09/2016. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
3 841
4

Вдохновляющие примеры из путешествий

Довольно трудно решить, какое оборудование брать с собой в путешестие, как правильно расходовать время и как получить идеальные фотографии. В этом уроке мы рассмотрим несколько...

Читать дальше
16/09/2016. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
5 394
3

Как снимать под водой

При съемке под водой получаются одни из самых захватывающих и необычных снимков. Однако, их сложно получить, а для самого процесса требуется дорогостоящее оборудование. Ключ к...

Читать дальше
25/08/2016. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
4 879
6

Как получить красивые блики на фотографии

В этой статье вы узнаете несколько советов по созданию красивых бликов на фотографии с помощью металлического кольца. Сама идея принадлежит Сэму Херду, одному из ...

Читать дальше
12/08/2016. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
10 384
6

225 советов от известных фотографов #2

​Мы надеемся, эти советы вдохновят вас на создание новых снимков вне зависимости от ваших предпочтений в съёмке: портреты, пейзажи, дикая природа, путешествия и так далее...

Читать дальше
05/08/2016. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Марк Лаптенок
12 227
9

225 советов от известных фотографов #1

Мы взяли интервью у одних из самых лучших и известных фотографов своего времени. Мартин Парр (Martin Parr), Ранкин (Rankin), Дэвид Дубиле (David Doubilet), Джил Фурмановски (Jill...

Читать дальше
05/08/2016. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Марк Лаптенок
15 891
6
Наверх
Орфографическая ошибка в тексте:
своими руками В этом уроке рассказывается, как сделать складной софтбокс размером 40х40 см, который похож на

Послать сообщение об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице.

Ваше сообщение отправлено. Спасибо!

Окно закроется автоматически через 3 секунды