Теория цвета. Цветовые сочетания в фото

Вдумчивое сочетание цветов в кадре может благотворно повлиять на композицию Ваших снимков. В этом уроке Вы узнаете о наиболее значимых для фотографии принципах цветовой гармонии – все они согласуются с теорией цвета – и как с помощью них вывести свои снимки на новый уровень.

Большинство из нас не задумываются о роли цвета в фотографиях. Как только Вы скажите себе «Стоп!» и по-настоящему уделите внимание этому вопросу, начнёте внимательнее относится к поиску цветовых решений в кадре, Вы увидите радикальные изменения в Ваших снимках.

В этом уроке мы коснёмся базовых идей теории цвета. Покажем, как пользоваться цветовым кругом, гармонично сочетать цвета и искать оттенки, соответствующие какому-либо заданному цвету. Затем сконцентрируемся на том, как создавать привлекательные красочные снимки, управляя цветом.

Вам понадобится яркая одежда и отрезы разноцветных материй. В секонд-хендах и магазинах тканей Вы без проблем подберёте подходящие элементы.

Сначала мы покажем, как добавить один-два пятна одного насыщенного цвета к существующему нейтральному цветовому решению, чтобы придать портретам искромётной выразительности. Затем мы поэкспериментируем с комплементарными цветами (они располагаются на цветовом круге противоположно друг другу), будем сочетать их в кадре. На третьем этапе мы смешаем разные тона одно и того же цвета, чтобы произвести глубокое впечатление на зрителя. Напоследок повеселимся: перемешаем цвета в кадре, чтобы придать фотографиям радужное настроение.

Ещё мы изучим влияние освещения на восприятие цветов. Вы сможете увидеть, насколько огромна роль света в жизни цветов на изображении.

Цвета мистическим образом оказывают воздействие на наше настроение. Управляя цветами на фотографии, Вы управляете настроением зрителя.

Совет 1. Прикоснитесь цветом

Начнём с самого простого пути: добавим цветовой акцент к нейтральной по цвету композиции. Красный цвет – беспроигрышный вариант. Однако любые тёплые оттенки, например оранжевый и розовый, тоже сделают большое дело. Своим присутствием в кадре они создадут центр внимания.

Красная помада на губах нашей модели и алый шарф, повязанный на шее, выделяются на нейтральном фоне чёрного пальто и сероватых стен. Цветовые пятна приковывают к себе взгляд и порхают словно весенние ласточки, норовя вылететь за пределы кадра, в пространство зрителя.

Совет 2. Сочетайте комплементарные цвета

Как только Вы освоили создание цветовых акцентов, переходите к сочетанию двух цветов. Комбинация комплементарных цветов придаст сочности и выразительности портрету.

Самый простой способ подобрать дополняющие друг друга оттенки – обратиться к цветовому кругу. Противоположные на круге цвета, такие как оранжевый и синий, красный и зелёный, являются комплементарными и образуют гармоничные цветовые сочетания.

Совет 3. Используйте тона одного цвета

Цвета способны пробудить сильные эмоции. Например, красный цвет стимулирует нервную систему, символизирует страсть и опасность; синий, напротив, вызывает мгновенный успокаивающий эффект.

Играйте чувствами зрителя, сочетая различные тона одного цвета. В нашем случае мы использовали оттенки зелёного цвета, чтобы создать расслабляющий эффект.

Позаботьтесь о корректном балансе белого

Вы можете видеть на двух верхних портретах, насколько сильно баланс белого влияет на цветовое решение снимка. Для первой фотографии мы использовали настройку «Лампа накаливания» (Tungsten), чтобы приглушить фиолетовый оттенок в платье модели и сделать изображение более холодным. Для второй фотографии мы выбрали «Дневной свет» (Daylight), чтобы, наоборот, придать теплоты.

Совет 4. Создавайте цветовой диссонанс

И в построении кадра, и в сочетании цветов Вам иногда следует нарушать правила. Смешивайте цвета и оценивайте визуальный эффект. Чем больше Вы экспериментируете, тем легче определяете, какое сочетание гармонично, а какое выглядит нелепо.

В этом портрете комбинация голубых стен, зелёного платья, фиолетовой шали и жёлтых тюльпанов нарушает правила. Однако, столкнув цвета вместе под мягким освещением, мы создали привлекательный своей радужностью диссонанс.

На заметку. Используйте Kuler для подбора двух комплементарных цветов. Это излюбленный инструмент дизайнеров: он помогает быстро составлять целые цветовые палитры.

Совет 5. Усильте цветовой эффект с помощью освещения

Поиск удачного цветового решения включает в себя работу со светом. Например, одни и те же цвета, сфотографированные под жёсткими прямыми лучами солнца, выглядят совершенно иначе, чем в мягком обволакивающем свете внутри помещения. Также, на восприятие цветов влияет положение источника света относительно модели. Покажем это.

Посмотрите на три снимка ниже. Цвета на шарфе выглядят по-разному, в зависимости от направления световых лучей. В то время как фронтальное освещение проявляет цвета точно, заднее освещение приглушает насыщенность, превращая сочные оттенки в пастельные тона. Наконец, боковое освещение создаёт контрастирующие цветовые области.

Мы фотографировали с естественным светом, но те же эффекты возникают при искусственном освещении.

Фронтальное освещение

Пока Вы держите свет перед моделью, цвета изображаются на фотографии такими, какими Вы видите их в жизни. Цветовые тона и насыщенности остаются неизменными для любого участка шарфа.

Заднее (контровое) освещение

Заднее освещение – солнце располагается позади модели – уменьшает насыщенность и светлоту цветов. На снимке выше мягкий отражённый на модель свет деликатно проявляет цвета шарфа, придавая снимку романтическое и равновесное настроение.

Боковое освещение

Оно резко подчёркивает текстуры и создаёт цветовые контрасты. Части шарфа, обращённые к солнцу, окрашены в сочные и светлые краски, в то время как, на противоположной стороне цвета выглядят тёмными.

Автор статьи: Jeff Meyer

21/05/2016    Просмотров : 33435    Источник: digitalcameraworld.com    Перевод: Марк Лаптенок
Версия для печати Скачать в pdf

Комментарии: 19

  • Осталось символов: 5000
    Формат JPG Удалить
    Ожидаем загрузку изображений
  • Виталий Лабзов 25 Мая 2016 - 09:38:29

    Марк, здравствуйте.


    Спасибо, что просветили по поводу рекламы и портрета. Этого я точно не знал. Согласен, что автор не говорит о разнообразии задач. Давайте возьмем натюрморт с фруктами
    и баннер с темже изображением. Задачи у них разные, а сами принципы остаются едиными. Об этом автор не говорит. Конкретно говорит о портрете.



    Сначала мы покажем, ........................ чтобы придать портретам искромётной выразительности.



    О задачах в портрете тишина! А может быть искромётная выразительность и есть эта задача? Далее автор говорит ......Вам иногда следует нарушать правила
    Хороший совет. Но кому?


    ..............Большинство из нас не задумываются о роли цвета в фотографиях.




    Понятно для кого статья. Прежде чем отвергать правила научись ими пользоваться! Многие ещё не знают этих правил, а им уже предлагают их нарушать.




    ......................мы создали привлекательный своей радужностью диссонанс.




    Почему диссонанс а не гармонию? А когда надо то, а когда это? Или чем чуднее, тем моднее? Как неподготовленному человеку это объяснить? Цвет это большая и сложная тема.
    А в этой статье всё очень просто.




    ......................В этом уроке мы коснёмся базовых идей теории цвета. Вам понадобится яркая одежда и отрезы разноцветных материй.

    В секонд-хендах и магазинах тканей Вы без проблем подберёте подходящие элементы.



    Далее портрет девушки и " танцы с бубном " вокруг шарфа. Посмотрите на это глазами неподготовленного человека. Марк Вы позиционируете
    себя как преподаватель. Вполне допускаю ,что Вы достойны этого высокого звания. Но ведь это человек не только знающий тему, а умеющий
    донести эти знания другим людям. Думаю Вы с эти согласны. А эта статья не раскрывает даже азов этой тонкой темы. Она сразу уводит
    куда-то " в сторону". Поэтому я и назвал её вредной. Ведь в комментариях уже просят развернуть теорию, которой в этой статье нет.
    Вы посоветовали мне обратиться к книге Иоганнеса Иттена. Сасибо! Но есть работы и отечественных авторов. Я ими тоже не брезгую.
    Не знаю почему именно он. Хотя, возможно не нашли отечественных. А может быть не считаете их достойными. Это Ваше право. Я по возрасту
    старше Вас вдвое. Книг на подобные темы прочитал больше чем волос на голове. А может случиться, что и сам преподаю рисунок и живопись в
    высшем учебном заведении. Но вопрос не во мне и не в Вас, а в читателе. Эта статья не учит , а создаёт " кашу " в голове. Мне бы хотелось
    ответственности от людей публикующих подобные статьи. Надо всё-таки думать, как воспримет её читатель.


    • Марк Лаптенок 25 Мая 2016 - 14:21:16

      Виталий, здравствуйте. Пожалуйста. Вашу просьбу, мнения, пожелание и рекомендацию я услышал.


  • Олег Резников 25 Мая 2016 - 04:23:11

    Согласен с Виталием Лабзовым Вредная Статья ДИЗОРИЕНТИРУЕТ
    начинающих фотографов ,ПРИВИВАЕТ ОШИБОЧНЫЕ ЗНАНИЯ под маской правильных.


    • Марк Лаптенок 25 Мая 2016 - 13:54:44

      Олег, здравствуйте. Уточните, пожалуйста, о каких ошибочных знаниях Вы говорите.


  • Виталий Лабзов 24 Мая 2016 - 06:23:12

    Вредная статья ! Всё с ног на голову. С времён леонардо в портрете главное лицо. Всё внимание
    зрителя должно быть сосредоточено на портретируемым. Даже руки имеющие большую важность должны быть чуть
    менее зрительно активны чем лицо. А что предлагает автор?

    Красная помада на губах нашей модели и алый шарф,
    повязанный на шее, выделяются на нейтральном фоне чёрного пальто и сероватых стен.
    Цветовые пятна приковывают к себе взгляд и порхают словно весенние ласточки, норовя вылететь за пределы кадра,
    в пространство зрителя.

    В этом портрете комбинация голубых стен, зелёного платья, фиолетовой шали и жёлтых тюльпанов нарушает правила.
    Однако, столкнув цвета вместе под мягким освещением, мы создали привлекательный своей радужностью диссонанс.

    На снимке выше мягкий отражённый на модель свет деликатно проявляет цвета шарфа, придавая снимку
    романтическое и равновесное настроение.



    Так мы снимаем шарф или человека? Да я согласен , что хорошо знать цветовой круг. С помощью цвета можно
    усилить или ослабить цветовой контраст. Этим можно привлечь или ослабить внимание зрителя в нужных местах.
    Но это не значит делать из портрета " попугая ".Многие портретисты просят свои модели не одевать очень
    яркую одежду. Даже раму для картины подбирают с таким расчётом чтобы она дополняла , но не отвлекала
    внимание на себя. Боюсь найдутся люди , которые примут этот бред автора статьи за правила. Видимо благодаря
    таким авторам многие " профи " сейчас заднебоковой и моделирующий свет называют контровым.
    Извините за резкость - наболело.


    Виталий Лабзов


    • Марк Лаптенок 24 Мая 2016 - 12:34:30

      Виталий, здравствуйте.

      В рекламе шарфа снимают шарф, в портрете - лицо. То, как применяются принципы цветовой гармонии, зависит от задачи съёмки. Сами принципы остаются едиными: и в эпоху Возрождения и в настоящее время.

      В этой статье автор не говорит о разнообразии задач, она лишь приоткрывает дверцу в теорию цветовых отношений. Если эта статья кажется Вам недостаточно полезной, обратитесь к первоисточникам, например, к книге Иоганнеса Иттена (Johannes Itten) "Искусство цвета".


  • YouRa 23 Мая 2016 - 20:26:21

    Спасибо!


  • Олег Смирнов 23 Мая 2016 - 19:52:38

    Материал и иллюстрации не впечатляют.


  • dbrnjh 23 Мая 2016 - 14:21:06

    Хорошая статья-большое спасибо .


  • Vladimir Khudyakov 21 Мая 2016 - 10:09:02

    Спасибо большое Марк, очень полезно.


    • Марк Лаптенок 21 Мая 2016 - 19:51:58

      Владимир, здравствуйте. Пожалуйста.


      • Vladimir Khudyakov 21 Мая 2016 - 21:17:05

        Марк, для полного понимания темы было бы неплохо добавить диаграммы - хотя бы цветовой круг, шкала и подобные. Иначе сложно понять комплиментарные цвета, аналогичные цвета, их дополнения и исключения.


        • Марк Лаптенок 22 Мая 2016 - 10:45:34

          Владимир, согласен.

          Автор этой статьи - Джефф Мейер. Я её перевёл. Статью моего авторства на эту тему я планирую выпустить в рамках серии "Основы фотографии". Там будут и цветовой круг Иттена, и сфера Иттена, и правила их использования, и примеры.

          Я взял на заметку Ваши пожелания.


          • Vladimir Khudyakov 22 Мая 2016 - 12:55:15

            Спасибо Марк, верю в ваш талант


            • Марк Лаптенок 22 Мая 2016 - 14:18:00

              Владимир, пожалуйста. Благодарю за комплимент.


              • Vladimir Khudyakov 29 Мая 2016 - 21:45:07

                Дорогой Марк. Немного странная просьба к вам...
                Получаю такое сообщение.
                "Вы заблокированы в данном разделе за рекламу не согласованную с администрацией форума".

                Но я ничего не рекламировал!


                • Марк Лаптенок 29 Мая 2016 - 23:08:31

                  Владимир, здравствуйте.

                  Я предлагаю Вам обратиться в службу поддержки сайта по ссылке "Написать в службу поддержки" внизу окна. Я не в курсе организационных моментов и не занимаюсь их решением.


                  • Vladimir Khudyakov 1 Июня 2016 - 22:53:40

                    Да, простите Марк


                    • Марк Лаптенок 2 Июня 2016 - 00:19:01

                      Владимир, здравствуйте. В порядке.


Еще уроки из рубрики "Советы по фотографии"

Как фотографировать с призмой

Призмы, которые обычно показывают на уроках физики в школе, могут стать отличным аксессуаром для творческой съемки. Они создают превосходные радужные блики и другие эффекты...

Читать дальше
19/01/2020. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
38 104
0

Как делать инфракрасные фотографии: часть 2

В первой части мы уже рассмотрели, как конвертировать обычную камеру и сделать её пригодной для ИК-съемки. Теперь давайте узнаем всё, что необходимо для получения превосходных...

Читать дальше
24/12/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
13 463
0

Как делать инфракрасные фотографии: часть1

Цветная инфракрасная (ИК) съемка – потрясающее и удивительно простое занятие, если иметь в своем распоряжении правильные инструменты и техники. В этом материале, разделенном...

Читать дальше
03/12/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
17 239
3

Как сочетать разный свет в портрете

Использование своих источников света при съемке уличных портретов дает возможность осветить объект под любым выбранным углом.

Читать дальше
11/11/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
16 222
0

Как делать самые лучшие уличные фотографии

Всего несколько десятков лет назад термина "уличная фотография" даже не существовало, хотя на самой первой в мире фотографии, сделанной Жозефом Нисефором Ньепсом в 1826, изображен город.

Читать дальше
04/11/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
20 751
0

Ручная настройка баланса белого

Большинство современных камер, будь это DSLR или беззеркалки, имеют возможность вручную задать баланс белого в зависимости от условий съемки. Такая возможность есть даже у...

Читать дальше
25/10/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
37 105
0

Наверх
Орфографическая ошибка в тексте:
своими руками В этом уроке рассказывается, как сделать складной софтбокс размером 40х40 см, который похож на

Послать сообщение об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице.

Ваше сообщение отправлено. Спасибо!

Окно закроется автоматически через 3 секунды