Взаимодействие фотографа и модели #1

Уважаемый читатель. Прежде, чем Вы познакомитесь с содержанием статьи, уведомлю о некоторых особенностях изложения. Оно достаточно подробное, наполнено деталями, с длинными логическими цепочками, с нотками научно-технического текста. Поэтому, возможно, потребует от Вас большего внимания, времени и сил на чтение и осмысление. Что окупится. Если Вам близки короткие выжимки, однозначные выводы, рецепты, то, возможно, мой стиль изложения Вам не подойдёт. Тем не менее, предлагаю пробовать.

Портретная фотография основывается на взаимодействии людей: фотографа и одной или нескольких моделей.

Что значит «взаимодействие»? То, как «завязывается» диалог? Да. То, как происходит знакомство с идеей и концепцией съёмки, демонстрируются и обсуждаются раскадровки и сюжеты? Да. То, как согласовываются взаимные ожидания от сотрудничества, результата и взгляды на процесс? Да. То, как договариваются о вознаграждении и бремени издержек? Да. То, как репетируют ключевые сюжеты, готовят и обсуждают дополнительные материалы: музыку, реквизит? Да. То, что происходит перед объективом? То, как модель и фотограф хвалят и журят друг друга во время съёмки? Да. То, как сортируют материал, выбирают подходящие изображения? Да. То, как поясняют пункты официального соглашения? Как обсуждают возникшие трудности, озвучивают просьбы о помощи? Да. То, как приветствуют друг друга и прощаются? Да. То, как уставшие, но довольные, болтают после нескольких съёмочных часов? Да.

Для удобства я буду рассматривать взаимодействие двух человек: фотографа и одной модели, – при необходимости комментируя съёмочные ситуации с участием нескольких моделей.

Я рассмотрю и «технику», и культуру взаимодействия модели и фотографа. Другими словами, постараюсь показать особенности процесса (что происходит, как происходит) и его причины (почему происходит, что лежит в основе происходящего) – всё с позиции фотографа.

Цель статьи – поделиться личным опытом взаимодействия с моделями, опытом коллег и своими наблюдениями за практикой учеников. А также предложить возможную основу взаимодействия, когда его цель – создание фотографий, получение результата, «приправленного» удовольствием от совместного творчества. Или наоборот: получение удовольствия и результата – классных фотографий.

Другими словами, наибольшее внимание я уделю взаимодействию модели и фотографа в контексте сотрудничества, совместной профессиональной деятельности. Тем не менее, в конце статьи приведу замечание о контексте, в котором трудовые отношения сочетаются с личными.

Прежде, чем перейти к содержанию, сделаю его обзор. Статья представлена тремя разделами.

Всё изложение построено «вокруг» и «для» третьего раздела статьи. В нём я обозначу структуру взаимодействия фотографа и модели. Другими словами, выделю этапы взаимодействия. Рассмотрю особенности каждого этапа, раскрою их через возникающие задачи и трудности, предложу способы решения последних. Приведу пример официального соглашения на русском и английском языках – релиза модели – используемого мной в настоящее время. Бланки релизов дополню пояснениями, которые могут пригодиться Вам в составлении собственных соглашений. Подниму вопросы, отражающие тонкости взаимодействия.

Я постарался наполнить раздел «живыми» примерами, тем, что редко находил в других источниках по теме: цитатами из переписки с моделями, фотокопиями раскадровок и описаниями ключевых сюжетов.

Для лёгкости восприятия я основываю изложение в третьем разделе на полном описании одного из своих последних проектов: от начала, постановки задачи, до завершения, подписания релиза и передачи модели вознаграждения, итоговых изображений. Главный пример «подкрепляю» другими примерами взаимодействия с моделями. Дополнительные примеры взяты из личной практики, опыта коллег и учеников и охватывают различные съёмочные задачи и ситуации портретной фотографии: семейная съёмка, съёмка «для себя», рекламная съёмка одежды для каталога, свадебная постановочная фотография, модельные тесты, съёмка концептуальной рекламы и прочее.

Перед описанием структуры, во втором разделе, я постараюсь «заложить» основу взаимодействия фотографа и модели. Здесь предложу три критерия, которые могут обусловливать такое взаимодействие. Далее опишу его характер: каким оно может быть, чтобы названные критерии удовлетворялись. Характер взаимодействия фотографа и модели раскрою пятью принципами построения партнёрских отношений. Дополню описание идеей и особенностями партнёрства.

В первом разделе я введу «систему координат». Здесь приведу определение взаимодействия между людьми как рассматриваю его в рамках настоящей статьи. Обозначу понятия «общение» и «отношения». Выделю взаимодействие фотографа и модели как сторону портретной фотографии среди двух других сторон: технической и художественной. Наконец, рассмотрю природу взаимодействия между людьми: посредством чего оно осуществляется. Речь пойдёт об эмоциях.

В конце статьи приведу замечание относительно смешанных отношений фотографа и модели: деловых и личных.

Завершу введение несколькими словами о дополнительных источниках информации по теме.

К сожалению, единого источника, посвящённого взаимодействию фотографа и модели я пока не нашёл. Могу выделить две книги, в которых тема затрагивается: [1] и [2]. Обе принадлежат «перу» иностранных авторов, но переведены на русский язык.

Также, на свежие мысли меня навела и стала хорошим рабочим подспорьем телевизионная версия фильма об американском фотохудожнике-портретисте Джоке Стёрджесе (Jock Sturges) под названием «Линия красоты и грации» («Line of Beauty and Grace»). На данный момент в Интернет можно найти версию на английском языке.

Иногда тема поднимается на мастер-классах фотографов и художников, рисующих людей. Некоторые идеи я почерпнул из видеозаписи мастер-класса по пластической анатомии. Ведущий мастер-класса – художник и преподаватель МГХПА им. С.Г.Строганова Александр Рыжкин.

Наконец, взаимодействие фотографа и модели, людей, является частным случаем межличностного общения. Законы последнего действуют и на «съёмочной площадке». Немаловажны также современные знания о человеческой психике и её развитии с момента нахождения ребёнка в утробе матери вплоть до зрелого возраста. Такие знания помогут Вам составить или уточнить представление о процессах, происходящих у конкретного человека во время общения, совместной творческой деятельности, сотрудничества. Назову имена нескольких авторов, чьи труды помогли мне разобраться в указанных областях знаний чуть глубже: Нэнси Мак-Вильямс (Nancy McWilliams), Ирвин Ялом (Irvin D. Yalom), Эрик Берн (Eric Berne), Виктор Франкл (Viktor Frankl), Клаус Фопель (Klaus W. Vopel).

Раздел #1. Что значит «взаимодействие фотографа и модели»?

Общение, отношения и взаимодействие

Часто, три смежных понятия: «общение», «отношения» и «взаимодействие», –воспроизводятся и воспринимаются как синонимы. Однако, они – не одно и то же. Как розовый, бордовый и красный цвета отличаются.

Под отношениями я понимаю продолжительный контакт между двумя людьми. Продолжительность и характер контакта можно выбрать произвольно. Я воспользуюсь определением-примером, которое услышал из уст Александра Рыжкина. Если Вы встретились взглядом с незнакомым Вам ранее человеком, и Вы смотрите друг другу в глаза в течение 3 или более секунд, не отворачивая взгляд, то между вами возникают отношения. Перенесу эту идею в область портретной фотографии.

Вне зависимости от того, выполняете ли Вы коммерческий или творческий проект, фотографируете ли профессиональную опытную модель или неопытную, одну или несколько, мужчину или женщину, ребёнка или пожилого человека, хорошо знакомого или незнакомого, в течение 20 минут или нескольких дней, готовитесь к съёмке или фотографируете спонтанно, между Вами и моделью возникают отношения.

Общение – это процесс, в котором реализуются отношения между людьми. То, как отношения «разворачиваются», «проявляют» себя. Другими словами, общение «оформляет» отношения. Можно общаться вербально, например, посредством речи, жестов или взглядов, и невербально: ощущать эмоции, которые вызывает «собеседник». И, в свою очередь, вызывать эмоции у него. В быту невербальное общение могут называть фразой «чувствовать другого человека».

Наконец, под взаимодействием можно понимать частные случаи общения, различные формы отношений. Например, два человека встретились взглядами – произошло взаимодействие, вошли в одну комнату, каждый почувствовал какие-то эмоции – произошло взаимодействие.

Однако, в рамках настоящей статьи под взаимодействием я буду понимать совокупность различных форм отношений и содержание, которые эти формы обусловливает. Содержание взаимодействия – профессиональные отношения между фотографом и моделью. Их можно выразить утверждением: «Попозируй мне, я тебя сфотографирую, вместе создадим фотографии». Некоторые формы взаимодействия я перечислил во втором абзаце статьи. Взаимодействующих людей назову партнёрами по общению, участниками или сторонами. Вернусь к примерам из второго абзаца и сделаю два пояснения.

Взаимодействие фотографа и модели включает как элементы повседневного общения между людьми: приветствия-прощания, выражение просьб и предложений, сбор и обсуждение мнений, аргументирование позиции и разрешение конфликтных ситуаций, – так и тонкости специализированных деловых отношений: согласование прав на изображения и публикацию, вознаграждений и издержек, художественного образа и сюжетов и т.д. Большинство тонкостей я постараюсь показать в третьем разделе.

Взаимодействие может происходить в различных формах: как в непосредственном общении, например, в виде диалога на съёмочной площадке или во время предварительной встречи, так и в самостоятельной деятельности, направленной на решение общей задачи. Примером последней формы взаимодействия является подготовка к съёмке, когда и фотограф, и модель знакомы с концепцией и деталями съёмочного проекта (например, ключевыми сюжетами, которые модель и фотограф будут «разыгрывать» во время съёмки).

Модель помимо ухода за своим телом и подготовкой реквизита, например, одежды, может представлять свои действия во время съёмки: как расположиться перед объективом, какое выражение лица принять, как двигаться и т.д. Некоторые из моделей, с которыми я сотрудничал, тренируют жестикуляцию и мимику перед зеркалом.

Фотограф помимо подготовки оборудования к съёмке может заниматься планированием очерёдности ключевых сюжетов, представлением возможных направлений развития каждого сюжета, тренировкой подхода в создании определённой эмоциональной атмосферы на съёмочной площадке. Я составляю план, «прокручивая» словно фильм весь ход съёмки, рассчитываю перерывы и оцениваю «места» возможных трудностей взаимодействия и способы работы с ними.

Примеры предыдущих двух абзацев демонстрируют взаимодействие фотографа и модели. Я постарался показать, что оно протекает не только в непосредственном общении. А значит, взаимодействие участников может начинаться не со съёмки или с поиска модели, а раньше – на этапе постановки съёмочной (проектной) задачи. Подробнее об этапах я расскажу в третьем разделе статьи.

Теперь, когда я обозначил «систему координат», покажу взаимодействие фотографа и модели как сторону портретной фотографии, сравню с художественной и технической сторонами. А также уделю внимание «единицам» взаимодействия. Понимание природы последнего может помочь Вам найти или уточнить собственный, близкий Вашему характеру, подход в сотрудничестве с моделями.

Природа взаимодействия фотографа и модели

Портретная фотография основывается на общении между фотографом и моделью. Как и от уровня владения ими соответствующими техническими и художественными навыками, так и от характера и качества общения зависит конечный результат – фотографии.

В отличие от технических и художественных навыков, навык общения – больше искусство. Потому что общение построено на эмоциях и чувствах.

Свет не может испытывать интерес, радость, гнев или грусть, меняя характер своего распространения в зависимости от текущего эмоционального состояния фотографа и модели. В пределах планеты свет распространяется прямолинейно. Его направлением и интенсивностью можно управлять. Например, хотите мягкий свет – увеличьте площадь источника. Условия изучены и прозрачны.

Особенность эмоций такова, что их нельзя отключить, сложно изменить их интенсивность и направление». Любой здоровый человек непрерывно в течение всей жизни испытывает эмоции, которыми время от времени и с переменной эффективностью пробует управлять. В малой предсказуемости, в слабой возможности полного контроля кроются существенные отличия технической стороны портретной фотографии от стороны, касающейся взаимодействия фотографа и модели.

От художественной же стороны рассматриваемый аспект отличается тем, что в построении кадра, в выборе выразительных средств участвует один человек. Вы – художник. В работе над идеей, разработке образа участвуют лишь Ваши чувства и эмоции. Вы опираетесь на них и на некоторые рациональные доводы и наблюдения физических, измеримых, явлений. Например, на композиционные правила, законы сочетания цветов, законы освещённости и образования светотени, знания о пропорциях человеческого тела и т.д.

В общении участвуют несколько человек. Общение охватывает не только Ваши эмоции, но и эмоции других людей.

Таким образом, управление освещением, экспозицией и параметрами фотоаппарата – это Ваши расчёты. Построение кадра, разработка идеи и образа – Ваши расчёты плюс «личное» искусство. Взаимодействие фотографа и модели – это искусство совместной творческой деятельности. Как и любым другим искусством им можно овладеть, и результат общения будет наполовину зависеть от Вас. Как следствие, и результат съёмки.

Резюмирую и одновременно подробнее обозначу природу эмоций. На них основывается общение.

Эмоции сложно подвергаются расчётам. Другими словами, я едва ли могу утверждать: «Если я сделаю то-то, то буду чувствовать себя так-то». Аналогично, я едва ли могу повлиять на ход солнца. Однако, можно переживать и называть различные эмоции: «Мне страшно», «Мне грустно», «Мне радостно», «Мне интересно» и т.д. Я могу изучить ход солнца и расположиться в нужный момент в нужном месте, чтобы получить желаемое освещение.

Переживая эмоции, которые возникают в общении, я могу вовремя почувствовать, как будут развиваться отношения. Я знаю, как будет меняться положение солнца, держа в голове мысль, что в конце концов оно непременно скроется за горизонтом.

Сила эмоций меняется. Она уменьшается, когда я их выражаю. Поэтому можно говорить о своих эмоциях партнёру по общению. Проговаривание существенно упрощает взаимодействие. Оно ключ к взаимодействию, которое выражается фразой-восклицанием: «Ты читаешь мои мысли!»

Модель становится так и делает то, что я ещё не успел озвучить ей. Но так, как я это себе представляю и хочу. Это глубокое взаимодействие, которое одновременно приводит как созданию классных фотографий с наименьшими потерями времени и сил, так и к получению наслаждения обоими участниками от процесса съёмки, общения. Разве не приятно, когда партнёр по общению «находится на одной волне» с Вами?

С другой стороны, проговаривание своих эмоций партнёру позволяет уладить конфликтные ситуации с наименьшими потерями энергии и времени. «Мне не нравится то-то», «Меня раздражает вот это», «Мне страшно делать так-то, я не хочу». Обычно, за проговариванием эмоций возникает идея, рациональное предложение, способствующее разрешению конфликта: «Мне не нравится, как выглядит в кадре то-то … попробуй сделать так-то» или «Мне не нравится, как выглядит в кадре то-то … Хорошо, я могу сделать так-то».

Таким образом, конфликтные ситуации при проговаривании проходят настолько быстро и незаметно, что перестают быть конфликтными. Весь процесс взаимодействия превращается в Диалог, совместное творчество. Идея, озвученная одним участником, развивается, поддерживается (не отвергается!), другим участником. Обращаю внимание, такие отношения возможны как в коммерческой съёмке, где результат, чаще всего, заранее определён, так и в творческой, на «свободную» тему, где результат съёмки «открыт».

Приведу пример. Мне необходимо сфотографировать одежду для последующего размещения в электронном каталоге. Обычно, в подобных съёмках взаимодействие фотографа и модели построено на заранее известных обоим формах – ритуалах. Общение механическое и поверхностное: «Стань так-то, подбородок чуть выше, пятку левой ступни сильнее разверни вовнутрь, готово, спасибо, следующий костюм». Иногда возникают нестандартные ситуации или изменения в программе сюжетов. Заказчик захотел представить фартук продавца в новом сюжете. Необходимо показать не только одежду, но радушие человека, который её носит.

Чтобы реализовать новый сюжет, я предложил модели добавить лёгкую улыбку и поменять позу, сделав одну ногу опорной и выдвинув её навстречу зрителю. Модель развила идею. В итоге мы сделали снимок, где девушка в фартуке, разводит руки, словно приглашая покупателя в свой магазин. Улыбка на лице и открытая, демонстрирующая готовность к помощи поза дополняли движение руками. Заказчик принял результат.

Подведу промежуточный итог. Я постарался отличить взаимодействие модели и фотографа от технической и художественной сторон портретной фотографии. А также, показать природу любого общения, его основой являются эмоции.

Во втором разделе статьи я перейду к описанию идее, особенностей и принципов построения партнёрских отношений. А также к критериям, лежащим в основе взаимодействия фотографа и модели.

30/06/2014    Просмотров : 76127    Источник: photo-monster.ru    Автор: Марк Лаптенок
Версия для печати Скачать в pdf

Комментарии: 28

  • Осталось символов: 5000
    Формат JPG Удалить
    Ожидаем загрузку изображений
  • Антон (anonimus) 25 Августа 2017 - 02:41:49

    А второй раздел не существует?))


  • Алиса_ 28 Августа 2016 - 09:56:04

    Хорошая статья! Взаимодействие и общение - тема всегда актуальная и интересная.
    В приведенном примере для решения поставленной задачи Вы предложили модели "добавить лёгкую улыбку и поменять позу". Возник вопрос: не является ли это предложение таким же механическим и поверхностным, как «Стань так-то, подбородок чуть выше..."? Это не замечание к статье, это просто вопрос по интересной для меня теме.
    P/S. Жесты и взгляд - средства невербального общения.


    • Марк Лаптенок 28 Августа 2016 - 14:02:57

      Алиса, здравствуйте. Я рад, что статья Вам понравилась. Вы можете смело делать замечания в конструктивной форме.

      Попробую ответить на Ваш вопрос. Зависит от контекста. Если модель неопытная (не занимается позированием перед камерой регулярно или не обладает навыками актёрского мастерства), то прямая просьба: "Слегка улыбнись" - будет "механической и поверхностной" и потому, скорее, вызовет эмоциональное напряжение у модели. Просто потому, что модель не знает как ей улыбнуться, как стать, она не знает как она в эти моменты выглядит со стороны. Чаще всего, люди, которые приходят на семейную съёмку или съёмку "для себя", относятся к этой категории моделей.

      Если же модель с опытом, которая чувствует своё тело и мимику в пространстве, то просьба-команда, наоборот, будет именно тем, что подействует наиболее эффективно. Опытная модель не требует "поглаживаний", она может работать без них. Вы говорите, что ей делать - она делает. Если Вы видите, что модель не понимает Вас - Вы показываете ей на своём примере. То есть в данном случае, берёте и улыбаетесь сами так, как хотели бы, чтобы улыбнулась модель. Демонстрация - один из наиболее эффективных способов. Однако, он требует от Вас навыков актёрского мастерства и умения позировать.

      Резюмирую. "Механика" полезна, если она применяется в своё время и в определённой степени. Чувствование меры приходит с практикой и Вашим анализом её результатов. Если во взаимодействии фотографа и модели ничего кроме "механики" нет, то это "фотография на паспорт".

      Алиса, ответил на Ваш вопрос?

      P.S. Поясните, пожалуйста, почему Вы написали постскриптум, к чему он относится.


      • Алиса_ 29 Августа 2016 - 10:17:46

        Здравствуйте!
        Спасибо за ответ и полезную информацию, теперь всё понятно.

        В статье Вы отмечаете, что "можно общаться вербально, например, посредством речи, жестов или взглядов, и невербально: ощущать эмоции..." Здесь считаю неверным относить жесты и взгляд к средствам вербального общения. Жесты, взгляд, мимика, поза - элементы невербального общения.


        • Марк Лаптенок 29 Августа 2016 - 14:44:58

          Алиса, пожалуйста.

          Да, Вы правы - жесты и мимика относятся к невербальному общению. Я неверно использовал это слово. Внесу поправку. Благодарю за замечание.


        • Марк Лаптенок 29 Августа 2016 - 14:49:04

          Здесь корректнее использовать термин "невербальное поведение".


  • ОлегНик 26 Марта 2016 - 07:37:13

    Спасибо, Марк, благодаря Вашим статьям я избежал многих ошибок, совершаемых новичками )) Желаю Вам творческих успехов ))


    • Марк Лаптенок 26 Марта 2016 - 10:48:45

      Здравствуйте, Олег! Пожалуйста. Рад, что мой опыт оказался полезным Вам именно таким образом.

      Благодарю за пожелание!


  • Newbie 19 Июня 2015 - 17:14:11

    Поучающая статья, спасибо.
    Можно было и покороче ее сделать, а еще лучше видео...
    А то лень вчитываться


    • Марк Лаптенок 19 Июня 2015 - 17:28:36

      Пожалуйста. Услышал Ваши пожелания.


  • Ната9 4 Марта 2015 - 13:28:55

    Спасибо,статья понравилась,буду изучать следующие.


    • Марк Лаптенок 4 Марта 2015 - 13:56:06

      Пожалуйста. Я рад!


  • Юля Шляхецкая 3 Ноября 2014 - 06:14:31

    Марк в начале статьи вы написали о двух книгах, в которых эта тема затрагивается,но там не написано что за они, уточните пожалуйста. Заранее спасибо.


    • Марк Лаптенок 5 Ноября 2014 - 23:15:49

      Юля, список литературы я планирую указать в конце серии. Так как серию закончу не в ближайшее время, сейчас публикую по Вашей просьбе обе ссылки: [1] - Клаус Фишер «Фотография обнажённого тела», [2] - Вильям Мортенсен «Модель. Проблемы позирования».


      • Юля Шляхецкая 16 Ноября 2014 - 16:40:27

        спасибо большое


        • Марк Лаптенок 16 Ноября 2014 - 23:57:14

          Пожалуйста.


  • Василий Жуков 20 Сентября 2014 - 14:25:02

    Исправьте: " Особенность эмоций такова, что их нельзя отключить или выключить, ..."
    и кстати не согласен, эмоциями можно управлять, причём как фотографу, так и модели. И считаю, что профессиональный фотограф должен\ОБЯЗАН уметь это делать.


    • Марк Лаптенок 22 Сентября 2014 - 18:21:42

      Василий, спасибо за корректуру.

      Прокомментирую вторую часть Вашего сообщения. Согласен с Вами, что эмоциями можно управлять, и пишу об этом в данной части и в последующих. Возможно, что это не очевидно, поэтому сделаю пояснение.

      Управление эмоциями и их отсутствие (выключение) - вещи разные. Управлять можно чем-то или кем-то. Если нет эмоций, то нечем и управлять.

      У здорового человека (у которого нет органических повреждений головного мозга) эмоции возникают непрерывно, в течении всей жизни, пока его мозг функционирует. Другими словами, они не могут не возникать, также, как человек не может жить без вдыхания кислорода и выдыхания углекислого газа. Как и многие процессы, которые происходят в организме, возникновение эмоций - процесс сознательно неконтролируемый. Покажу это на примере Вашего (и моего) организма.

      Вы можете управлять появлением и исчезанием "мурашек", когда Вам холодно или страшно, потоотделением, сужением и расширением зрачков? Почему именно сужение-расширение зрачков проверяет врач, когда пациент не находится в сознании? Реакция зрачков на раздражитель-свет свидетельствует о нормальной работе тех отделов мозга, которые функционируют даже, если человек не находится в сознании. То же самое происходит с возникновением эмоций у здорового человека. Потому что эмоции "рождаются" примерно в тех же отделах мозга (органы лимбической системы), что и реакция зрачков на интенсивность освещения.

      Попробуйте сузить зрачок сознательно, попробуйте отключить сердце или "попросите" сделать его паузу в один такт. Аналогично, отключить сознательно эмоции едва ли возможно. А если это сделаете, то можете умереть или нанести вред здоровью. Так же, как в случае, если остановите сердце.

      А вот сознательно управлять уже возникшими эмоциями - да, можно. И эта разница существенна! Не бояться я не могу (если здоров), а вот осознавать, что боюсь - могу. Другими словами, если я не чувствую, не переживаю, не осознаю эмоцию, это не значит, что её нет.

      Я постарался показать в своём комментарии, что существует разница между отключением (отсутствием) эмоций и их управлением. Возможно, мне стоит сделать пояснение, что я подразумеваю под управлением эмоций. Чтобы узнать это наверняка я хочу понять ,что Вы подразумеваете под "управлением эмоциями".

      Василий, поясните, пожалуйста.


  • dk.aperture 1 Июля 2014 - 10:34:24

    Не в обиду автору, но статья получилась очень длинной, скучной и занудной. Очень много "воды", из-за неё читать статью реально тяжело. Если убрать всё лишнее, то что будет в сухом остатке? Хотелось бы больше практически полезной информации и поменьше занудства. Сейчас статья похожа на лабораторную работу студента-психолога.


    • karasikea 1 Июля 2014 - 12:25:01

      Простите, а что тут лишнего? Особо и выкинуть нечего, ведь имеено эта "вода" и есть суть статьи. Или Вы ожидаете нечто в стиле: "улыбайтесь модели, поговорите о погоде, об искусстве, попросите ее расслабиться и т.д."
      Великолепная статья, очень грамотная и полезная. С нетерпением жду продолжения.


      • dk.aperture 1 Июля 2014 - 15:23:21

        Когда я говорю "больше практически полезной информации" — я имею ввиду больше советов из личного опыта автора, а не очевидности вроде того, что вы написали. Как автор готовит модель к съёмке? Как он сам готовится? Что делает для того, чтобы модель встала в нужную позу? Вот на эти вопросы хотелось бы получить развернутые ответы.


        • karasikea 2 Июля 2014 - 07:51:41

          Практические советы по процессу, конечно же, всегда интересны. Просто, как следует из названия и содержания, эта стать не про процесс, а про взаимодействие, нечто более тонкое и сложнее поддающеесе описанию.
          Лично мне статья понравилась именно тем, что в ней указаны не столько сами дейтсвия, сколько точки внимания, не технология процесса, а методология, не практический курс для учащихся, а методический материал для преподавателей. Это всегда труднее воспринять, но возможный эффект на порядок выше.


          • Марк Лаптенок 4 Июля 2014 - 13:39:21

            Спасибо, что точно выразили идею, которую я вкладывал при подготовке статьи. Рад, что она Вам близка.


  • anatolijbel. 1 Июля 2014 - 08:24:46

    Вода!!!!


  • Jetrel 30 Июня 2014 - 12:11:43

    Сожалею, но в статье одна вода и ноль полезной практической информации. Напоминает доклад на какой-то скучной конференции.


    • Leon222 30 Июня 2014 - 18:02:48

      Для вводного текста нормально. Вообще тема сложная, посетив несколько семинаров по взаимодействию фотографа и модели пришел к выводу что у каждого фотографа свой стиль общения, иногда противоположный им же рекомендуемому.


  • Andrew Stark 30 Июня 2014 - 11:05:37

    Спасибо за статью!
    ИМХО конечно,но слишком растянуто, и местами занудно...


    • Марк Лаптенок 30 Июня 2014 - 11:50:04

      Andrew, спасибо за мнение!


Еще уроки из рубрики "Советы по фотографии"

Как фотографировать с призмой

Призмы, которые обычно показывают на уроках физики в школе, могут стать отличным аксессуаром для творческой съемки. Они создают превосходные радужные блики и другие эффекты...

Читать дальше
19/01/2020. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
38 097
0

Как делать инфракрасные фотографии: часть 2

В первой части мы уже рассмотрели, как конвертировать обычную камеру и сделать её пригодной для ИК-съемки. Теперь давайте узнаем всё, что необходимо для получения превосходных...

Читать дальше
24/12/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
13 462
0

Как делать инфракрасные фотографии: часть1

Цветная инфракрасная (ИК) съемка – потрясающее и удивительно простое занятие, если иметь в своем распоряжении правильные инструменты и техники. В этом материале, разделенном...

Читать дальше
03/12/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
17 237
3

Как сочетать разный свет в портрете

Использование своих источников света при съемке уличных портретов дает возможность осветить объект под любым выбранным углом.

Читать дальше
11/11/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
16 221
0

Как делать самые лучшие уличные фотографии

Всего несколько десятков лет назад термина "уличная фотография" даже не существовало, хотя на самой первой в мире фотографии, сделанной Жозефом Нисефором Ньепсом в 1826, изображен город.

Читать дальше
04/11/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
20 748
0

Ручная настройка баланса белого

Большинство современных камер, будь это DSLR или беззеркалки, имеют возможность вручную задать баланс белого в зависимости от условий съемки. Такая возможность есть даже у...

Читать дальше
25/10/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
37 104
0

Наверх
Орфографическая ошибка в тексте:
своими руками В этом уроке рассказывается, как сделать складной софтбокс размером 40х40 см, который похож на

Послать сообщение об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице.

Ваше сообщение отправлено. Спасибо!

Окно закроется автоматически через 3 секунды