Взаимодействие фотографа и модели #12

Уважаемый читатель. Прежде, чем Вы познакомитесь с содержанием статьи, уведомлю о некоторых особенностях изложения. Оно достаточно подробное, наполнено деталями, с длинными логическими цепочками, с нотками научно-технического текста. Поэтому, возможно, потребует от Вас большего внимания, времени и сил на чтение и осмысление. Что окупится. Если Вам близки короткие выжимки, однозначные выводы, рецепты, то, возможно, мой стиль изложения Вам не подойдёт. Тем не менее, предлагаю пробовать.

Состав списка ключевых сюжетов зависит от конкретного проекта и готовности модели разбираться в том, что я – фотограф – разработал самостоятельно или в кооперации с ней.

С одной стороны, чем чётче я напишу, правдоподобнее изображу будущие кадры, тем легче модели прочитать и понять, что будет, чего от неё хочу и чего можно ожидать от меня – фотографа – и съёмки. С другой стороны, эффективность точности и аккуратности относительна.

Сейчас я обозначу ситуацию, которая может возникать во взаимодействии фотографа и модели в период создания и согласовывания списка ключевых сюжетов. Также, подробно опишу механизм, «внутреннее устройство» такой ситуации.

На поверхностном уровне взаимодействия её появление связано с детальностью списка ключевых сюжетов, чёткостью его изложения, тщательностью подготовки на этапе разработки проекта в целом. На более глубоком уровне такая ситуация объёмнее. Как если сравнить часть айсберга, виднеющуюся над поверхностью воды, с невидимой частью, погружённой в воду.

Ситуация, которую я рассмотрю – частный случай из круга возможных ситуаций, возникающих во взаимодействии фотографа и модели и объединённых одинаковой первопричиной.

Сотрудничество на этапе разработки проекта может проявлять различные страхи как модели, так и фотографа. Потому что требуется приложить усилия, чтобы разработку провести. Встречи, обсуждения сюжетов, подбор и обсуждение иллюстраций, продумывание плана… на всё расходуется энергия. Чем тщательнее подготовка к съёмке, тем больше затраты энергии. Например, у одного или обоих участников взаимодействия может проявиться страх того, что приложенные усилия будут потрачены попусту или окажутся малоэффективными.

Как я обозначил в первой части, любая эмоция может переживаться в сознании (я ощущаю, как мне страшно, и могу описать эти ощущения), а может сдерживаться. Другими словами, не осознаваться. С переживанием эмоции связано высвобождение энергии, которую можно направить на разработку проекта. В частности, на продумывание и восприятие списка ключевых сюжетов, который, как я показал в предыдущей части может быть достаточно разносторонним и объёмным. На сдерживание эмоций, наоборот, энергия расходуется.

Таким образом, если какой-либо страх существует и не осознаётся фотографом (моделью), то возрастающие энергозатраты в период создания списка ключевых сюжетов могут привести участника к ситуации, когда сил на сотрудничество не хватает. Другими словами, у фотографа и/или модели возникает специфическое и, иногда, не ярко выраженное состояние – эмоциональная усталость.

Действия эмоционально уставшего человека могут отличаться в зависимости от индивидуальных особенностей психики. Кто-то начинает суетиться, бороться с обстоятельствами, «вставлять спички в веки», кто-то – избегать общения, забывать и игнорировать договорённости, кого-то начинает раздражать происходящее в окружающем мире, которое в расслабленном состоянии мало волнует, кто-то комбинирует, чередует, перечисленные реакции.

Таков внутренний механизм. Теперь покажу на двух примерах, как он проявляет себя на более поверхностном уровне взаимодействия модели и фотографа.

Модель получает детализированный список ключевых сюжетов, где указаны все результаты расчётов, обдумываний фотографа: от эскизов с пояснениями, текстовыми описаниями и сопроводительными иллюстрациями до расписания и технических параметров съёмки. Чтобы разобраться в обилии информации, нужна энергия. Дополнительно, модель видит, что фотограф потратил столько сил на разработку проекта, сколько она, возможно, потратить не готова (не хочет и\или не может). В итоге, возрастающие энергозатраты и ответственность могут лечь на плечи модели непосильным бременем: «А надо ли мне такое сотрудничество?»

В тех проектах, где модель получает вознаграждение за свой труд, описанное состояние также возможно. При этом, факт материальных или юридически подкреплённых обязательств может такое состояние поддерживать и\или усиливать.

Теперь приведу пример со стороны фотографа.

Фотограф договаривается с моделью о том, что создаст ключевые сюжеты, спланирует съёмку на основании проектной задачи, концепции и той информации, которую он получил от модели в процессе взаимодействия в предыдущие периоды, например, на предварительных встречах. Фотограф пробует продумывать сюжеты, возрастают энергозатраты. Процесс может идти «с потугами» или вовсе застопориться. На его завершение – создание и оформление списка ключевых сюжетов и последующее представление модели – не хватает энергии. У фотографа может возникнуть вопрос: «А надо ли готовиться так тщательно?»

Аналогичный описанному в предыдущем примере эффект может возникнуть в реализации коммерческих проектов.

Далее ситуация, обычно, развивается по одному из трёх путей.

Тот участник, у которого не хватает энергии, может: а) внимательно отнестись к своему состоянию, затем создать условия для отдыха, расслабления, в итоге, начать осознавать, переживать, сдерживаемые эмоции; б) осознанно игнорировать своё состояние и продолжать реализовывать проект до достижения «предела» («На том свете отдохну», «Костьми лягу, но сделаю», «Великое дело того стОит!»); в) неосознанно игнорировать своё состояние и участвовать в реализации проекта до наступления «предела».

В начале рассмотрю пути развития «б» и «в». Они схожи в том, что в определённый момент взаимодействия достигается «предел».

Достижение «предела» проявляется одной или комбинацией следующих реакций.

Либо участник заболевает физически, например, простудой. Этот тот случай, когда организм в ответ на игнорирование эмоциональной усталости «срывает стоп-кран».

Либо продолжает взаимодействие в состоянии близком к прострации, не переживает эмоций и стремится к покою. В проектах, где внимание уделяется эмоциям, выражаемым моделью, такое её состояние может свести результат съёмки на «нет». Если в подобном состоянии пребывает фотограф, то оно также отражается на результате – материале съёмки. Последний может получиться «безжизненным», безэмоциональным, «не трогающим». При этом, отвечать притязательным техническим требованиям.

Обратите внимание, обе «предельные» реакции объединяет общее свойство: они не позволяют эмоционально уставшему участнику продолжать реализацию проекта по первоначально намеченному плану.

Отмечу отличие путей развития «б» и «в». Его суть заключается в осознании своего состояния.

На пути «б» я себя изнуряю. Его выбор связан, помимо страха, с недостаточно развитым у меня умением отдыхать. Возможно, что я едва ли знаю или придаю значение тому факту, что такое умение необходимо для эффективной реализации проекта.

Методичный труд – деятельность, позволяющая достигнуть высококачественного результата при малых затратах сил. В этом заключается её эффективность. Умение методично трудиться слагается из двух «подумений»: умения отдыхать и умения концентрироваться. Таким образом, сложно эффективно реализовывать проект – получать удовольствие от процесса и высококачественный результат, строить долгосрочные отношения с партнёрами по общению, одновременно – если у одного из участников недостаточно развито умение методично трудиться.

На пути «в» я тоже себя изнуряю. В дополнение к страху, который, обычно, глубже, чем в случае «б», возможно, я недостаточно развил зрелое отношение к труду: не умею трудиться, а хочу «всего и сразу».

Наконец, обращаю внимание на путь развития «а».

Его качественное отличие от «предельных» случаев заключается в том, что дальнейшее эффективное сотрудничество возможно, так как я создал условия для восстановления энергии и, одновременно, разбираюсь с причиной, по которой теряю энергию. Возможно, мне потребуется снизить темп сотрудничества, сделать паузу, пересмотреть первоначальные договорённости с участниками взаимодействия. Например, перенести время съёмки или предложить другого специалиста на замену себе.

Любой исход сложившейся ситуации по пути развития «а» будет наиболее эффективным. А также «мягким» по отношению к участникам взаимодействия, если я информирую их о происходящем со мной.

Подведу промежуточный итог.

Неосознаваемый, сдерживаемый, страх, часто, является причиной эмоциональной усталости. Страхи могут быть как связанными с реализуемым проектом, так и не связанными с ним. В период повышающейся эмоциональной и интеллектуальной нагрузки – на этапе разработки проекта – вероятность возникновения эмоциональной усталости возрастает. Последняя, в свою очередь, приводит к различным последствиям во взаимодействии, которые так или иначе направлены на изменения в сотрудничестве (о возможных изменениях, последствиях и способах «смягчения» последних речь пойдёт далее).

Если эмоционально уставший участник не произведёт изменения сознательно, то его перегруженная психика «постарается защитить себя» от состояния истощения – эмоционального выгорания: участник бессознательно создаст такую ситуацию, при которой дальнейшее сотрудничество будет мало возможным. «Предел», после которого психика начинает «защищать себя», является «плавающим», зависит от многих факторов. Поэтому взаимодействие с участником, который пребывает в эмоциональной усталости, похоже на нахождение в радиусе поражения бомбы замедленного действия: неизвестно, когда она взорвётся. Дополнительно, у эмоционально уставшего человека снижается продуктивность.

Стимулирование, будь то на физиологическом уровне (например, смена нагрузки с эмоциональной на физическую или употребление алкоголя, тонизирующих напитков и прочее) или на эмоциональном уровне (например, приятное «заряжающее» общение, собственное волевое усилие, убеждение, оказание «моральной поддержки», другим участником взаимодействия и так далее), увеличивает вероятность резкого, быстрого и «в неподходящий момент», наступления эмоционального выгорания. Последнее имеет более тяжёлые последствия, чем эмоциональная усталость, как для самого участника, так и, иногда, для партнёров по общению. Период восстановления – длительный. Продуктивность в эмоциональном выгорании близка к нулю.

Я рассмотрел ситуацию, вероятность возникновения которой может повышаться во взаимодействии фотографа и модели в период создания и согласовывания ключевых сюжетов. В анализе я постепенно «поднимался» от первопричины к проявлению последней в поведении отдельного участника, лишь затрагивая влияние такого поведения на отношения с партнёрами по общению. Теперь уделю большее внимание к поверхностному уровню ситуации – верхушке айсберга – её проявлении во взаимодействии участников, возможных последствиях, способах предотвращения и «смягчения».

Иногда наличие и глубина страха или других эмоций, сдерживание которых может «забирать» энергию, направляемую на сотрудничество, с первого взгляда неясно.

Увидеть, сколько энергии я сам и\или мой партнёр готов тратить на взаимодействие, на создание и восприятие ключевых сюжетов, в частности, можно, лишь попробовав. Создать сюжеты и представить их модели. Важно выбрать способ – как это сделать. В качестве основного, стратегического, я применяю следующий подход.

Стараюсь двигаться маленькими шажками, «прощупывать лёд, прежде чем перенести вес тела на новое место».

Сначала я и модель обмениваемся готовыми иллюстрациями и краткими комментариями к ним, затем я пробую делать простейшие наброски и описания, представляю их модели на согласование, далее добавляю детали и снова согласовываю их. На каждом звене этой цепочки я стараюсь делиться своими впечатлениями от процесса с моделью, и прошу её делиться своими впечатлениями со мной.

Если «лёд крепок, выдерживает», оба партнёра вовлечены в процесс: задают уточняющие вопросы друг другу, вносят предложения, комментируют предложения друг друга, находят на всё это время и силы – нагрузка и темп взаимодействия подходят обоим. Сотрудничество не только происходит, но и непрерывно углубляется: появляются новые задачи, которые партнёры решают. «Нужен свитер из тонкой шерсти? – Где его найти? – У меня есть выход на магазин женской одежды. – Давай встретимся и пойдём в него, выбрать и примерить. – Давай. Я созвонюсь со знакомой, уточню наличие. В пятницу, субботу днём могу. – В пятницу в 12. Удобно? – Договорились. В четверг вечером позвоню.». Затем снова появляются новые задачи, и сотрудничество «двигается» по спирали к своему завершению – созданию итоговых изображений, решению проектной задачи, удовлетворению желаний участников взаимодействия.

Если «лёд даёт трещину», то я действую одним или комбинацией из следующих способов:

  • выношу ситуацию на открытое обсуждение («На мой взгляд, лёд не выдерживает вон там, видишь трещины “пошли”, которых не было. Как на твой взгляд?»);
  • минимизирую количество деталей в ключевых сюжетах, сокращаю объём сопроводительных иллюстраций. Затем пробую постепенно «наращивать» детали;
  • вовсе не демонстрирую модели заметки и рисунки «на бумаге». Модель может не знать, как именно я готовился к съёмке. Здесь ключевые сюжеты обсуждаются устно и их согласовывание происходит «на ходу»;
  • делаю паузу в сотрудничестве. Бывает, что модель снижает темп сотрудничества или инициирует паузу.

Основной принцип – снизить темп взаимодействия, «дать глубже подышать» себе и партнёру, провести анализ и сделать выводы, обсудить их с партнёром.

На поверхностном уровне рассматриваемая ситуация возникает вследствие того, что либо участниками было что-то упущено из внимания, недоговорено, на предыдущих этапах взаимодействия, либо эмоциональная усталость одного или обоих участников наступила в отношениях с другими людьми. Как и модель, так и фотограф – оба могут реализовывать параллельно несколько проектов, находиться каждый в личных отношениях со своими друзьями и родственниками. В обеих случаях исход ситуации будет примерно одинаков (я опишу его возможные варианты далее), так как зависит от индивидуальных особенностей личности каждого из участников. Например, от сдерживаемых эмоций, влияющих, в свою очередь, на разнообразные отношения, в которые участник вступает.

Поэтому для краткости изложения приведу пример развития отношений между фотографом и моделью, когда сдерживание эмоций обоими участниками стало причиной эмоциональной усталости одного или обоих и обусловило эмоциональное напряжения в отношениях.

Модель смущали условия участия или мало интересовала концепция. Тем не менее, она согласилась продолжить сотрудничество в рамках проекта, открыто не обсудив с фотографом свои сомнения (Как Вы думаете, чего модель могла бояться? Какой опыт в прошлом мог вызвать такой страх?):

Фотограф: Фотографироваться нужно будет обнажённой полностью.

Модель (в мыслях): Нет, не хочу.

Модель (вслух): А куда пойдут эти снимки?

Фотограф, в свою очередь, не озвучил какие-то моменты проектной задачи, концепции или организационного стиля или озвучил их вскользь, и не попросил обратной связи у модели (Как Вы думаете, по каким возможным причинам фотограф этого не сделал?):

Фотограф (в мыслях): Я не думаю, ничего страшного не произойдёт, если Валера прийдёт на съёмку. Какая модели разница раздеваться передо мной или ещё перед кем-то.

Фотограф (вслух): Екатерина, познакомься – это мой ассистент Валерий.

Модель (в мыслях): Почему на съёмку пришёл твой ассистент?! Я рассчитывала, что никого не будет кроме нас. Ты говорил на встрече, что в процесс съёмки никто не должен вмешиваться.

Модель (вслух): А-а… Да, привет.

На поверхностном уровне подобное поведение одного или обоих (как в последнем примере) участников взаимодействия – следствие существующего эмоционального напряжения в отношениях. Здесь развитие событий его усиливает. Эмоциональное напряжение можно «разрядить» прямым, открытым обсуждением. Покажу на предыдущем примере:

Фотограф: Екатерина, познакомься – это мой ассистент Валерий.

Модель: Я рассчитывала, что никого не будет кроме нас. Ты говорил на встрече, что в процесс съёмки никто не должен вмешиваться.

Фотограф: Я решил, что это не будет иметь значение для тебя.

Модель: Ясно. Валерий, я прошу Вас не присутствовать на съёмке, иначе мне будет некомфортно. Тебя [обращается к фотографу] прошу чётче озвучивать мне свои намерения, особенно, если мы предварительно о чём-то договорились.

Дальше события могут развиваться по-разному.

Если фотограф и модель действительно сотрудничают, то фотограф попросит Валерия уйти, извинится перед моделью или другим способом обозначит модели, что он услышал обе просьбы и постарается их учитывать во взаимодействии. Затем модель и фотограф займутся делом.

Если сотрудничества нет, то фотограф будет опрадываться и\или пытаться обесценивать просьбы модели, например, в форме юмора, иронии: «Да, ладно тебе. Ух, какая серьёзная». Может иметь место откровенное насилие: «Катя, ты зря волнуешься. Всё будет хорошо. Валера сядет и будет “тише воды и ниже травы”. Ты его и не заметишь». Другими словами, фотограф игнорирует просьбы модели и оказывает давление, пробует её уговорить. Его аргументы («будет тише воды, ниже травы») не учитывают просьб модели и не основываются на реальных фактах, доступных для восприятия моделью. Такое поведение свойственно отношениям, далёким от партнёрских, где основным инструментом общения являются игры и манипуляции, а свои мысли и эмоции участники скрывают друг перед другом.

Обычно, в случае эмоционального давления со стороны моего партнёра по общению, я прекращаю взаимодействие. Дополнительно, если собеседник просит меня озвучить причину, в некоторых случаях коротко её объясняю («Вы оказываете эмоциональное давление, манипулируете тем-то и тем-то»). Если моё объяснение становится основной для новой манипуляции, я воздерживаюсь от дальнейших комментариев.

Со стороны модели выход из отношений может быть реализован следующим образом. Модель сообщает фотографу: «Ясно. Я не хочу сниматься. Мы договорились об одном, на деле другое: ты договорённостей не выполняешь, об изменениях в них заблаговременно не предупреждаешь». Модель собирается и уходит, в будущем старается не иметь дел с таким фотографом.

Таким образом, «разрядка» эмоционального напряжения, существующего в отношениях, приводит либо к их регулированию, продолжению сотрудничества, либо к паузе в них или завершению.

Тем не менее, оба варианта могут не реализовываться. Участники пробуют напряжение выдержать и\или скрыть. Бороться с собой и друг с другом. Борьба отнимает колоссальное количество энергии. Представьте происходящее в описываемых отношениях, как поток талой воды, текущей с гор по весне, который пытаются преградить «глухой» плотиной, а не направить. Во взаимодействии фотографа и модели направлением выступает совместное творчество, сотрудничество, решение проектной задачи.

Если участники не находят возможности открыто обсудить конфликт, «разрядить» эмоциональное напряжение, то далее события могут развиваться следующим образом.

Как я отмечал ранее, на этапе разработки могут увеличиваться энергозатраты на реализацию проекта. Уровень вовлечённости и ответственности каждого участника, обычно, растёт. Как следствие, при «уплотняющемся» взаимодействии существующее эмоциональное напряжение может усиливаться. Теперь одному или обоим участникам его труднее оставлять незамеченным. Вдобавок, не хватает энергии на дело, снижается продуктивность.

В итоге, один из участников проявляет свою неготовность продолжать сотрудничество. Чаще всего, это происходит неосознанно. Приведу несколько вариантов исхода.

Модель или фотограф внезапно «уходит» от сотрудничества в рамках конкретного проекта или «пропадает» без предупреждения на длительный срок, о чём не было договорённости. Перестаёт внимательно знакомиться с информацией, предоставляемой другим участником взаимодействия. Забывает о договорённостях. Например, прийти на встречу или предоставить данные для оформления релизов, или передать фотографии в виде, пригодном для крупноформатной печати (если существовала договорённость об этом).

Все варианты объединяет общее свойство. Они вызывают одинаковые по содержанию и, часто, сильные по интенсивности состояния и эмоции у другого участника.

В качестве ответной реакции другой участник на эмоциональном уровне может испытать шок, растерянность, замешательство, гнев, печаль. В сочетании названных состояний и эмоций, или с превалированием одного состояния, одной эмоции. Ответная реакция похожа на выраженную присказкой «как снежный ком упал на голову». Требуются время и силы, чтобы пережить такие эмоции и вернуться к более уравновешенному состоянию.

Эффект может быть усилен попыткой «накормившего снегом» участника проигнорировать вопрос «накормленного» участника: «А что это было?» – или ввести последнего в заблуждение («Это не я, это не снег, это случайно»), называя поверхностную причину: «Навалилось всего столько!», «Появилась возможность уехать по горящей путёвке. Я не ожидал(а)!», «У близких проблемы со здоровьем возникли», «У меня простуда» (действительно, ребёнок «слёг» с температурой или сам участник «укутался в шарф»).

Далее целесообразно завершить взаимодействие. Попытка «накормленного снегом» участника отрегулировать отношения путём открытого обсуждения, наладить сотрудничество и продолжить через какое-то время взаимодействие, скорее всего, приведёт к повтору рассматриваемой ситуации, как следствие, к ещё большим потерям энергии. Почему?

В качестве ответа обозначу различия двух видов отношений относительно рассматриваемой ситуации.

16/10/2014    Просмотров : 23224    Источник: photo-monster.ru    Автор: Марк Лаптенок
Версия для печати Скачать в pdf

Комментарии: 3

  • Осталось символов: 5000
    Формат JPG Удалить
    Ожидаем загрузку изображений
  • a2000s 20 Октября 2014 - 17:09:32

    Отличный цикл статей. СПАСИБО!!!!!


  • Dmdogadin 20 Октября 2014 - 10:18:38

    БЛАГОдарю!


    • Марк Лаптенок 20 Октября 2014 - 10:22:13

      Пожалуйста!


Еще уроки из рубрики "Советы по фотографии"

Как фотографировать с призмой

Призмы, которые обычно показывают на уроках физики в школе, могут стать отличным аксессуаром для творческой съемки. Они создают превосходные радужные блики и другие эффекты...

Читать дальше
19/01/2020. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
38 089
0

Как делать инфракрасные фотографии: часть 2

В первой части мы уже рассмотрели, как конвертировать обычную камеру и сделать её пригодной для ИК-съемки. Теперь давайте узнаем всё, что необходимо для получения превосходных...

Читать дальше
24/12/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
13 454
0

Как делать инфракрасные фотографии: часть1

Цветная инфракрасная (ИК) съемка – потрясающее и удивительно простое занятие, если иметь в своем распоряжении правильные инструменты и техники. В этом материале, разделенном...

Читать дальше
03/12/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
17 227
3

Как сочетать разный свет в портрете

Использование своих источников света при съемке уличных портретов дает возможность осветить объект под любым выбранным углом.

Читать дальше
11/11/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
16 217
0

Как делать самые лучшие уличные фотографии

Всего несколько десятков лет назад термина "уличная фотография" даже не существовало, хотя на самой первой в мире фотографии, сделанной Жозефом Нисефором Ньепсом в 1826, изображен город.

Читать дальше
04/11/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
20 735
0

Ручная настройка баланса белого

Большинство современных камер, будь это DSLR или беззеркалки, имеют возможность вручную задать баланс белого в зависимости от условий съемки. Такая возможность есть даже у...

Читать дальше
25/10/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
37 099
0

Наверх
Орфографическая ошибка в тексте:
своими руками В этом уроке рассказывается, как сделать складной софтбокс размером 40х40 см, который похож на

Послать сообщение об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице.

Ваше сообщение отправлено. Спасибо!

Окно закроется автоматически через 3 секунды