Секреты глубины резкости

Объектив в состоянии навестись на резкость только на определенной дистанции. Предметы, находящиеся на большом или маленьком расстоянии от  предмета съемки  могут быть достаточно резкими. Эта зона визуальной резкости может быть настолько мала, что будет едва заметна или может увеличиться настолько, что можно будет  увидеть четкое изображение до самого горизонта. Глубину резкости можно назвать  зоной визуальной резкости

Только идеальный фокус на определенном расстоянии может создать совершенно четкое изображение, составленное из небольших точек. При этом объекты, расположенные ближе или дальше, будут по-прежнему выглядеть резкими, их размытие будет слишком минимальным, чтобы быть заметным человеку.

Фотографируя пейзажи, мы стремимся к тому, чтобы достичь максимальной резкости во всем изображении, начиная с травы рядом со штативом и заканчивая самыми далекими холмами, но это не правило и не закон, а личный выбор фотографа. В портрете и при съемке спортивных сюжетов наоборот, размытый фон и находящиеся рядом с объектом съемки предметы, помогут сконцентрировать внимание на главном объекте.

Наверняка вы знаете, что фотограф не только снимает, но и занимается обработкой фотографий. И не последнюю роль в процессе обработки играет ретушь. 

Мы предлагаем овладеть искусством ретуши за 21 день с курсом Евгения Карташова «Секреты профессиональной ретуши».

Держим ситуацию под контролем

Глубина резкости может сильно различаться и обусловлена в основном тремя факторами.

Первый - это открытие диафрагмы. Чем больше открыта диафрагма, тем меньше глубина резкости. Запомните, что например, f/16 выражает меньшую диафрагму (отверстие объектива закрыто), а f/4 это большее диафрагменное число (отверстие объектива открыто). В зеркальных фотоаппаратах с предустановленными программами, при съемке пейзажей используются более закрытые диафрагмы, чтобы увеличить глубину резкости, а при съемке спортивных событий или портретов более открытые.

Чтобы контролировать открытие диафрагмы, установите режим приоритета диафрагмы и, камера автоматически подберет значение выдержки для установки точной экспозиции. Снимать в режиме приоритета диафрагмы, регулируя только диафрагменное число, достаточно просто, но это не всегда позволяет достичь желаемых результатов. К счастью, глубина резкости регулируется также с помощью фокусного расстояния. Чем больше фокусное расстояние, тем меньше глубина резкости.

Например, устанавливая фокусное расстояние 18 мм, можно создать полностью четкое изображение. Поэтому, если вы хотите размыть фон, используйте более длинное фокусное расстояние.

Третий фактор - это расстояние между фотоаппаратом и предметом съемки.

Чем меньше это расстояние, тем меньше глубина резкости. В качестве примера можно привести макросъемку при которой глубина резкости совсем отсутствует и в фокусе будут находиться все отдельные детали предмета съемки. Для достижения лучшей глубины резкости при съемке на большом расстоянии,  не всегда достаточно просто сфокусироваться на самом отдаленном предмете.

К сожалению, упомянутые три фактора контроля глубины резкости не всегда хорошо работают вместе. Например, если вы решите установить широкоугольный объектив для лучшей глубины резкости, то предмет съемки окажется слишком маленьким и вы решите уменьшить расстояние до предмета съемки, чтобы увеличить его размеры.. но - это приведет к уменьшению глубины резкости.

Три способа изменения глубины резкости

Каким же образом диафрагма, фокусное расстояние и расстояние до предмета съемки могут изменить резкость изображения?

Выделим красным цветом места, где предмет съемки будет в фокусе.

1. Изменяем диафрагму

Чем больше открыта диафрагма, тем меньше будет глубина резкости. Это не проблема, а возможность при фотографировании поместить вне фокуса менее важные детали фотографии.

2.Изменяем расстояние до предмета съёмки

Чем ближе предмет съемки, тем меньше глубина резкости.

3. Изменяем фокусное расстояние

Установки зума или объектива влияют на глубину резкости. Чем меньше фокусное расстояние, тем больше глубина резкости.

Что происходит, когда некоторые части изображения не в фокусе?

Только  некоторые части изображения, сфотографированные с правильного расстояния, будут восприниматься сенсорами фотоаппарата как точки и предметы, остальные  же объекты, расположенные на другом расстоянии, окажутся вне зоны фокуса,  и тогда  каждая светлая точка станет диском, так называемым диском нерезкости

Чем дальше будет предмет от точки фокусировки, тем больше будут диски. Это образует зону допустимой резкости, которую мы называем глубиной резкости. 

Диски нерезкости очень важны в фотографии.

Глубина резкости не касается только объектов вне фокуса. Разные части изображения могут быть слегка вне фокуса (маленькие диски нерезкости)  и полностью расфокусированными.

Предметы, которые находятся рядом с зоной максимальной глубины резкости, еще различимы и поэтому могут создавать помехи в восприятии изображения.  Чтобы уменьшить этот деффект, необходимо еще больше размыть некоторые части изображения ( обычно это фон) для того, чтобы они стали полностью неузнаваемы. То есть необходимо сделать все для того, чтобы уменьшить глубину резкости. Этим объясняется выбор  фотографами-профессионалами объективов с максимально возможной открытой диафрагмой. 

Смотря в видоискатель невозможно оценить, какой  эффект  окажет открытие диафрагмы на глубину резкости, так как в момент фокусирования диафрагма всегда максимально открыта и закрывается только в момет нажатия на кнопку спуска. Многие зеркальные фотоаппараты, например, Nikon, имеют кнопку предпросмотра, которая позволяет увидеть результат съемки с выбранными нами параметрами диафрагмы.  Эта функция позволяет оценить глубину резкости, но не позволяет оценить полностью качество снимка, так как изображение будет затемненным.

Многие фотоаппараты не имеют функции предпросмотра и тогда можно использовать режим Live View. Будьте внимательны, так как в режиме Live View не отображаются измененные настройки диафрагмы. Поэтому, чтобы увидеть, как будет влиять изменение настроек диафрагмы на изображение, необходимо выйти из режима Live View и снова зайти. Если в вашем фотоаппарате нет ни режима Live View, ни функции предпросмотра, единственный выход - рассматривать отснятое изображение зуммируя детали.

Как предугадать глубину резкости?

Можно сделать предметы резкими и в фокусе, даже если они находятся не в центре изображения.

Используем видоискатель

С помощью видоискателя можно увидеть сцену с максимально открытой диафрагмой. При этом вы увидите минимальную глубину резкости, независимо от того, какое значение диафрагмы установлено

Предпросмотр

Многие зеркальные фотоаппараты имеют кнопку предпросмотра, при нажатии которой устанавливается заданное вами значение диафрагмы

Не обращайте внимание на яркость

При использовании кнопки предпросмотра, изображение покажется более темным, однако, это поможет представить какой будет глубина резкости  на изображении.

Используйте live view

Если в вашем фотоаппарате нет функции предпросмотра, используйте режим Live View. Чтобы увидеть эффект, который будет достигнут при изменении настроек диафрагмы, выйдите и снова зайдите в режим Live View

Рассматривайте изображение с близкого расстояния

Для оценки резкости в режиме Live View, с помощью зума, можно увеличить любую часть изображения.

Проверьте снимок

После того, как вы нажали на кнопку спуска, можете рассмотреть фото во всех его деталях, увеличивая изображение кнопкой зума

Упражнения на практике

Это упражнение поможет вам применить ваши знания в области оценки глубины резкости.

Результат вашей работы будет более понятным при использовании небольшого пространства стола, так как глубина резкости лимитирована небольшим расстоянием. Мы использовали игру «Монополия», но вы можете фотографировать бутылки, консервные банки, чашки и любые предметы, которые найдете на кухне. Если есть возможность, используйте штатив, чтобы избежать эффекта шевеления во время съемки и тогда, любое отсутствие резкости, будет зависеть только от глубины резкости.

Если у вас нет штатива, снимайте в ярко освещенном помещении и используйте высокое значение ИСО, например, 1000, чтобы выдержка была достаточно короткой для того, чтобы использовать все возможные значения диафрагмы.

Установите на объективе фокусное расстояние 55 mm, сфокусируйтесь на самой ближней к вам точке и, перейдя в режим приоритета диафрагмы, установите ее минимальное значение для того, чтобы диафрагма была максимально открыта (обычно f/4-5,6) и нажмите на спуск. Теперь закройте диафрагму, установив ее значение на f/22, и сделайте второй снимок. Далее установите на объективе минимальное фокусное расстояние, например, 18mm и повторите съемку, установив минимальную и максимальную величину диафрагмы.

Рассмотрите внимательно полученные четыре снимка на компьютере, зумируя изображение, чтобы оценить отсутствие резкости в той или иной части изображения. Возможно, с диафрагмой f/22 изображение не будет полностью резким,  но на меньшем фокусном расстоянии глубина резкости будет больше и предметы, которые раньше были полностью вне фокуса, теперь будут различимы.

Узнайте, как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным.

Евгений Карташов подготовил подробный курс "Секрет фотовспышек".

11/10/2013    Просмотров : 246381    Источник: nikonschool.it    Перевод: Анна Лабейш
Версия для печати

Комментарии: 33

  • Осталось символов: 5000
    Формат JPG Удалить
    Ожидаем загрузку изображений
  • Михаил (anonimus) 18 Августа 2018 - 22:28:25

    а можете пояснить почему, в случае, когда меняется только значение диафрагмы меняется глубина резкости? Как это происходит? (в смысле физики)


  • Максим (anonimus) 11 Августа 2018 - 00:45:33

    Все понятно, не то слово! Все по полочкам. Большое спасибо.


  • Александр Венгрин 11 Сентября 2017 - 02:02:23

    Спасибо! Отличная статья. Просто и понятно, и наглядно дополнено.


  • владимир владимирович 17 Декабря 2016 - 11:14:13

    вот


  • владимир владимирович 17 Декабря 2016 - 11:12:32

    подскажите пожалуйста как добиться такого эфекта


  • Дмитрий Переяслов 27 Февраля 2016 - 20:19:40

    Статья отличная! Большое спасибо


  • Сергей75 8 Марта 2015 - 22:49:22

    я ничего не понял вообще...


    • Дмитрий Переяслов 27 Февраля 2016 - 20:19:21

      Значит, не дано - уж извините... Как по мне - так изложено все предельно ясно, а чтобы было еще понятнее - наглядно дополнено.


  • Ирина Гойда 28 Октября 2014 - 11:00:27

    Остается только все на практике прочувствовать)


  • САША ФЛОРЯ 8 Января 2014 - 12:29:46

    все понятна спасибо клас


  • ALEKSANDR PHOTOGRAPHER 9 Декабря 2013 - 10:21:33

    СПАСИБО!!!


  • Анна Шевченко 16 Ноября 2013 - 01:35:37

    Спасибо! Все очень доходчиво


  • Alex_Kadykov 23 Октября 2013 - 22:34:26

    СПАСИБО !


  • НикНик 17 Октября 2013 - 22:25:35

    А как определить гиперфокальное расстояние, чтобы получить снимок с максимальной глубиной резкости? Особенно для объектива без шкалы расстояний, для зум-объектива зеркальных камер. А также для цифровых фотоаппаратов.


  • sergsot 16 Октября 2013 - 19:23:23

    Как всегда шаг за шагом, все предельно понятно и никаких непонятных моментов. Спасибище!!!


  • Анна Мелехов 15 Октября 2013 - 22:35:18

    Огромное спасибо! =)
    Все просто и понятно, и это главное.


  • GAVRIKOV 15 Октября 2013 - 17:48:40

    СПАСИБО!


  • Вася 15 Октября 2013 - 06:41:19

    спасибо. Клас


  • Arkady S 14 Октября 2013 - 18:16:58

    Спасибо. Очень полезная статья


  • Лююдмила 14 Октября 2013 - 10:23:25

    Спасибо. Полезная статья.


  • Dmitry82 14 Октября 2013 - 09:18:07

    Спасибо, очень хорошая статья по настройки резкости!


  • Клапауций 14 Октября 2013 - 05:26:38

    написано доходчиво, но... "В качестве примера можно привести макросъемку при которой глубина резкости совсем отсутствует и в фокусе будут находиться все отдельные детали предмета съемки." - ЩИТО??


    • Женька 14 Октября 2013 - 15:38:36

      Ага. Меня тоже эта фраза озадачила.


  • climberzzz 14 Октября 2013 - 01:03:14

    толковая статья! Люблю такой подход к делу!


  • Влад Александров 13 Октября 2013 - 04:50:29

    ой малацццы! ну ведь можете, когда захотите хехе


  • Dimedrol 12 Октября 2013 - 16:45:11

    Спасибо за статью. Все понятно и с картинками. Теперь при споре про грип можно наконец на адекватную статью ссылаться! :-}


  • Натэлла 12 Октября 2013 - 05:34:16

    Спасибо за статью, очень нужная информация!


  • Руслана_ 11 Октября 2013 - 22:47:11

    Просто супер актуальная статья.


  • valeev_ph 11 Октября 2013 - 19:09:23

    Огромнейшее спасибо за прекрасную статью!


  • Дмитрий Карпов 11 Октября 2013 - 16:52:53

    у меня частенько возникают на сей счет проблемы, но надеюсь, что эта статья исправит это. большое спасибо


  • DemonSedoi 11 Октября 2013 - 16:25:18

    Спасибо


  • yakovlev_a_n 11 Октября 2013 - 10:42:23

    Лучшая статья на тему ГРИП, из тех что я когда-либо видел. Спасибо!


    • komendantsha4e 14 Октября 2013 - 10:12:12

      Поддержу. Отличный толковый материал


Еще уроки из рубрики "Все основы"

Покупка аккумуляторов: что нужно знать?

Доводилось ли вам использовать свою камеру с объективами от стороннего производителя? Предполагаю, что большинство ответит да. Причина этого в том, что на рынке есть много...

Читать дальше
09/03/2020. Основы — Все основы. Перевод: Алексей Шаповал
11 270
1

Правило эквивалентной экспозиции

Фотоаппарат – восхитительный инструмент. Просто поразительно как одним щелчком затвора можно остановить текущий миг и сохранить его на будущее. Принцип работы фотоаппарата...

Читать дальше
29/02/2020. Основы — Все основы. Перевод: Алексей Шаповал
22 431
2

Оцифровка фотографий и негативов

У каждой семьи есть своя история, а у каждой истории есть свои фотографии: старые цветные распечатки, винтажные черно-белые фотокарточки, негативы и пленки.

Читать дальше
17/02/2020. Основы — Все основы. Перевод: Алексей Шаповал
38 116
4

Как развить профессиональный взгляд

Фотография – мощный инструмент визуальной коммуникации. Объектив в какой-то мере можно считать вашим третьим глазом, который позволяет поделиться с миром тем, что видите вы...

Читать дальше
10/02/2020. Основы — Все основы. Перевод: Алексей Шаповал
15 698
0

Как избежать клише в фотографии

Мир современной пейзажной фотографии весьма сложный. Кажется, будто достаточно иметь камеру, несколько объективов, штатив, фильтры, карту и отличную идею в голове, но в реальности все...

Читать дальше
05/09/2019. Основы — Все основы. Перевод: Алексей Шаповал
14 329
1

Как подзаработать фотографу (не профи)

Существует миф, будто фотографы разделяются на две категории – те, для кого это просто хобби и профессионалы, которые зарабатывают деньги. На самом деле многие находятся в...

Читать дальше
12/08/2019. Основы — Все основы. Перевод: Алексей Шаповал
18 467
2

Наверх
Орфографическая ошибка в тексте:
своими руками В этом уроке рассказывается, как сделать складной софтбокс размером 40х40 см, который похож на

Послать сообщение об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице.

Ваше сообщение отправлено. Спасибо!

Окно закроется автоматически через 3 секунды