Вспышка и естественное освещение

 Еще в колледже мне говорили, что существует два основных способа искусственного освещения объекта съемки: с помощью обычной вспышки и с помощью импульсного осветителя (строба). Играя со светом, вы можете сделать его частью сюжета фотографии. И напротив, используя  разную светотехнику, можете добиться абсолютной естественности света.  В обоих случаях довольно трудно достичь желаемого результата, но надеюсь, что после изучения этого урока у вас появится представление о том, как создавать естественный свет, используя вспышку.

За два последних десятилетия в области освещения произошел существенный прогресс. Техника стала менее габаритная и более мобильная. Первоклассные фотографы открывают новые горизонты, делая поистине впечатляющие снимки, они подходят творчески к созданию освещения.

Для тех, кто хочет научиться работать с фотовспышками, Евгений Карташов подготовил подробный курс "Секрет фотовспышек".

Освещение на этой фотографии выглядит нереалистично. В сюжете этого изображения свет сам по себе является действующим лицом.

Естественное освещение неконтролируемо. Там, где нам нужно солнце, появляется тень и наоборот. В помещении, где нам необходимо окно для нормального освещения, есть только настольная лампа и так далее. Вы должны знать, как можно решить подобные проблемы и при этом сохранить естественность освещения.

В рамках этого урока под термином “естественный свет”  мы понимаем любой свет, который может существовать в пространстве. Бесспорно, солнечный свет является естественным, но я также расскажу, как достичь натуральности освещения, снимая в помещении. Поэтому свет от лампы, окна, люминесцентных ламп и других средств освещения мы будем также называть “естественным”.

Естественный источник света не всегда дает мягкий свет

Солнце – маленькая точка в небе. Лампочки по размеру не больше вашей руки. Естественные источники света не дают мягкого света – это факт. Однако просматривая в журналах обычные фотографии, снятые в стиле lifestyle, мы не видим резких, драматических теней. Существует три фактора, влияющие на мягкость света.  

Окружающее пространство

Мягкий свет исходит из окружающего пространства. В помещении свет отражается от стен и падает на объект съемки. Находясь в комнате с четырьмя белыми стенами, белым потолком, светлым полом, по сути, вы пребываете в пространстве, полностью заполненном светом.

На этой фотографии только один естественный источник света – окно. Но  свет мягкий, потому что девочка находится в комнате с белыми стенами, прекрасно отражающими свет.

Направленность

От природных источников свет распределяется во всех направлениях, а от стробов и вспышек свет исходит только в одном направлении. Большинство других искусственных источников распределяют свет не линейно, а более равномерно и по всему пространству. Используя такую светотехнику в помещении со светлыми светоотражающими стенами, вы можете добиться желаемой мягкости света.

Как правило, в большинстве помещений существует несколько источников света, вы можете пользоваться сразу несколькими из них. Например, светом от лампы и светом, пропускаемым через окно.  

Расстояние

Искусственные источники света располагаются ближе к объекту, чем естественные. Внутри помещения такие источники, как окна и потолочные лампы расположены настолько отдаленно от фотографируемого объекта, насколько это возможно. Вы наверняка знаете, что чем дальше источник света расположен, тем жестче становится свет, резче тени. Это правда, но большее расстояние дает свету возможность распространиться на большую площадь.

Расстояние также тесно связано с законом обратных квадратов. Чем дальше источник света находится от объекта, тем меньше света на него попадает. Если источник света, расположенный в пяти метрах от объекта, мы отодвинем на семь метров, то интенсивность освещения уменьшится в два раза. Но в то же время, если мы аналогично отдалим объект, находящийся на расстоянии пятнадцати метров от источника света, еще на два метра, т.е. на семнадцать метров, то разницы не будет почти никакой.

Иллюстрация закона обратных квадратов.  Обратите внимание, что на расстоянии от 1 метра до 2 интенсивность света уменьшается на 75%, а от 4 до 10 метров лишь на 5%.

Естественное освещение и экспозиция

Факторы, перечисленные выше, влияют не только на мягкость света, но и на экспозицию. Когда мы используем искусственные источники света, нами движет желание выделить объект на фоне других предметов, сделать его максимально освещенным, что невозможно при условии естественного освещения.

Обе фотографии хорошо освещены, но фото слева выглядит не совсем естественно из-за сильного контраста между темным фоном и объектом. На фотографии справа свет распределен по всему кадру, и это делает изображение более естественным.

Как достичь естественности освещения на улице

Теперь, когда мы имеем представление о свойствах и особенностях естественного света, можно поговорить и об искусственном освещении. Для съемки на улице часто предпочтение отдается осветительному оборудованию, создающему мягкий свет. Я использую 36-дюймовый зонт и вспышку.

Разбираем частный случай: Портретная съемка

Давайте взглянем на два изображения, представленные ниже. Мне нравятся оба варианта, но свет на второй фотографии выглядит более натурально.

Делая этот снимок, я использовал тот же тип освещения, что и для предыдущей фотографии. В результате мы получили хорошо освещенный объект, но свет получился довольно резкий и неестественный. Кроме того, сильно разнится освещенность объекта и фона.

Кто-то может сказать, что первое изображение смотрится куда лучше, но ведь спору нет, что второе выглядит естественнее, а в этом уроке наша главная цель – естественность.

Просто изменив выдержку, я смог поднять экспозицию для фона, сделав его светлее.

Угол падения естественного света

Возможно, когда-нибудь вы захотите найти угол падения света, но в большинстве случаев это невозможно. Если свет изначально падает на объект под определенным углом, то использование осветительного оборудования будет лишним. 

Чаще всего для съемки я выбираю пространства, находящиеся в тени, тогда угол падения солнечных лучей менее заметен.

Следующее фото – пример того, что не стоит делать, если вы хотите добиться естественности на фотографии. Это фото было сделано в условии солнечного освещения.  Я использовал осветительное оборудование, чтобы  слегка подсветить модель, но свечение пространства на фоне говорит о том, что изображение и так было освещено.  

Как достичь естественности света, снимая в помещении

Съемка в внутри помещения несколько сложнее из-за того, что свет, как правило, более тусклый. Решить эту проблему чаще всего можно с помощью вспышки почти любой мощности. Также, снимая в помещении, вы можете столкнуться с проблемой цветовой температуры. В условиях домашнего освещения баланс белого требует разных настроек, используя в качестве источника света вспышку, вы с такой проблемой не столкнетесь.

Чтобы создать в помещении естественное освещение, лучше всего использоваться подручные средства, как просто это бы не звучало. На мой взгляд, самое лучшее освещение - это свет, разливающийся из окна и отражающийся о стены комнаты.

Вот простой пример. Этот маленький по площади чердак было совсем несложно заполнить светом. На снимке так много мелких деталей, что я не хотел, чтобы свет отвлекал от содержания. Освещение здесь выглядит вполне естественным.

Снимаем портрет

Пара моих хороших приятелей попросила меня снять их портрет в качестве подарка для родителей. У них не было никаких идей для фотосессии, поэтому я решил сделать классические, естественные снимки.

Давайте рассмотрим основные действия, необходимые для создания такого снимка. Для съемки этого портрета я использовал внешнюю вспышку, которую расположил слева относительно пары и  направил ее прямо от окна, в результате свет распределился по всей комнате. Направив свет таким образом, мы создали угол, при котором свет распределяется очень естественно. Окно находилось на расстоянии 12 футов от фотографируемой пары, это позволило осветить объект равномерно.

Расстояние от левого окна до моей пары было довольно большим, и моя вспышка недостаточно хорошо осветила объект съемки с правой стороны, поэтому мне пришлось добавить еще одну вспышку, чтобы подсветить правую сторону, оставшуюся в тени. Вторую вспышку я направил в потолок, в результате я немного осветил теневые участки лиц и создал в комнате заполняющий свет.

У меня была небольшая возможность использовать естественный свет, и я сделал фотографию, которая представлена ниже, чтобы показать исходные условия освещения, выставив необходимую экспозицию.

В конечном итоге я закрыл жалюзи на окнах, но для меня было важно сохранить на полу игру бликов и теней.

Закончив с подготовкой, я включил вспышки и отрегулировал их мощность, чтобы заполнить светом оставшееся пространство.

В этом снимке все внимание сконцентрировано на влюбленных, нет ничего, что могло бы зрителя отвлечь от главных героев этой фотографии.

Подведем итоги

Чтобы создавать естественное освещение, важно запомнить всего несколько правил. Когда вы фотографируете на улице, смягчайте свет совсем немного. Также выбирайте для съемки места, где направление естественного света не особо заметно.

Действительно важно при съемке на улице правильно сбалансировать естественный свет и свет от вспышки. Мы склонны недоэкспонировать естественный свет, чтобы сфокусировать все внимание на объекте съемки, что и правда прекрасно работает в некоторых случаях. Однако, для того, чтобы освещение в кадре выглядело натуральным, необходимо достаточно освещать и фоновую часть кадра, концентрируя внимание на объекте съемке при помощи композиции.

Фотографируя в помещении, не забывайте наполнять комнату светом. Проще всего это сделать, используя вспышку. Свет должен распространяться по всем направлениям. Не забывайте о важной роли стен, они являются прекрасным светоотражателем.

Автор: Cameron Knight

Узнайте, как с минимальными затратами на свет получать фотографии, как в полноценной студии, при этом оставаясь мобильным.

Евгений Карташов подготовил подробный курс "Секрет фотовспышек".

24/01/2014    Просмотров : 56769    Источник: photography.tutsplus.com    Перевод: Анастасия Родригес
Версия для печати Скачать в pdf

Комментарии: 15

  • Осталось символов: 5000
    Формат JPG Удалить
    Ожидаем загрузку изображений
  • Сергей75 24 Февраля 2015 - 18:58:30

    "Освещение на этой фотографии выглядит нереалистично"...
    Что там нереалистичного то?Видно,что горит какая-то уебанская лампа,да ещё бликует от шкафа...
    Подведём итоги,очередной,так называемый урок ни о чём!


  • Гребин Юрий 9 Февраля 2014 - 22:45:38

    Спасибо Анастасия! Интересный материал.


  • Joseph_G 2 Февраля 2014 - 14:41:50

    Спасибо. Хороший материал!


  • Грико Сергей 31 Января 2014 - 12:28:03

    Спасибо!!!


  • Александр Шуваев 31 Января 2014 - 00:46:57

    Очень полезный урок!!! Спасибо!!!


  • Serbor 28 Января 2014 - 09:08:47

    Спасибо за статью. На чердаке мне показался свет не натуральный. Слишком светло при включенной лампе.


  • phil lee 27 Января 2014 - 21:24:35

    Спасибо.Я только начинающий,и мне учиться.учиться и учиться....


  • Vasily 27 Января 2014 - 20:04:13

    Спасибо,много нужного,полезного


  • павел тодоров 27 Января 2014 - 14:06:42

    Спасибо.


  • Евстратов 27 Января 2014 - 13:56:38

    Хороший материал!
    Побольше практики и анализа своих фото..


  • a2000s 27 Января 2014 - 11:14:55

    Замечательная статья . Спасибо большое.


  • Соколов Николай 26 Января 2014 - 21:50:26

    Спасибо


  • nadin velimirovic 25 Января 2014 - 18:16:56

    Очень нравится использовать свет от окна.


    • Валерий Захаров 30 Января 2014 - 10:25:03

      я так понял свет от окна с лева? а с права отражатель или вспышка?


  • levifan 24 Января 2014 - 22:21:42

    Дельные советы


Еще уроки из рубрики "Советы по фотографии"

Как фотографировать с призмой

Призмы, которые обычно показывают на уроках физики в школе, могут стать отличным аксессуаром для творческой съемки. Они создают превосходные радужные блики и другие эффекты...

Читать дальше
19/01/2020. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
38 091
0

Как делать инфракрасные фотографии: часть 2

В первой части мы уже рассмотрели, как конвертировать обычную камеру и сделать её пригодной для ИК-съемки. Теперь давайте узнаем всё, что необходимо для получения превосходных...

Читать дальше
24/12/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
13 459
0

Как делать инфракрасные фотографии: часть1

Цветная инфракрасная (ИК) съемка – потрясающее и удивительно простое занятие, если иметь в своем распоряжении правильные инструменты и техники. В этом материале, разделенном...

Читать дальше
03/12/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
17 232
3

Как сочетать разный свет в портрете

Использование своих источников света при съемке уличных портретов дает возможность осветить объект под любым выбранным углом.

Читать дальше
11/11/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
16 218
0

Как делать самые лучшие уличные фотографии

Всего несколько десятков лет назад термина "уличная фотография" даже не существовало, хотя на самой первой в мире фотографии, сделанной Жозефом Нисефором Ньепсом в 1826, изображен город.

Читать дальше
04/11/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
20 739
0

Ручная настройка баланса белого

Большинство современных камер, будь это DSLR или беззеркалки, имеют возможность вручную задать баланс белого в зависимости от условий съемки. Такая возможность есть даже у...

Читать дальше
25/10/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
37 101
0

Наверх
Орфографическая ошибка в тексте:
своими руками В этом уроке рассказывается, как сделать складной софтбокс размером 40х40 см, который похож на

Послать сообщение об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице.

Ваше сообщение отправлено. Спасибо!

Окно закроется автоматически через 3 секунды