Привет, друзья!
Знакомьтесь, Вадим Щербаков – Cityscape, Landscape фотограф-амбассадор.
Возможно, некоторые из вас уже знакомы с фотографом Вадимом Щербаковым и его работами, которые выполнены в технике time-blending (композитная фотография). Вадим любезно согласился дать своё интервью и я предлагаю вам ближе познакомиться с мастером своего дела.
Здравствуй, Вадим! Рада познакомиться с разносторонним и талантливым человеком. Расскажи, пожалуйста, нашим пользователям о себе и своей работе.
Добрый день! Я независимый арт-директор. Работаю фрилансером, то есть работаю у себя дома. Занимаюсь интерактивными веб- и мобильными проектами. Под интерактивными проектами я имею в виду – промо, презентационные сайты, портфолио. Под мобильными – все, что связано с мобильным бизнесом, кроме игровой части. Я не делаю игровые проекты.
Это одна часть моей работы. А вторая – фотография и видео. Я занимаюсь только фотографиями неживых предметов: пейзажи (landscape), городские виды (cityscape), архитектура, съемка с дрона или обычная фотография. С дрона я также делаю видео. Но это все относится к неживым объектам. То есть людей, детей и зверей я не снимаю.
Вадим, а фотография для тебя хобби или увлечение, которое приносит хороший доход?
И то, и другое. Это увлечение, которое я пытаюсь сейчас развить в больший процент от своего бизнеса и в конечном итоге перейти туда.
Не хочу показаться меркантильной, однако ты используешь дорогую фототехнику, которая требует соответствующего обслуживания и ремонта, путешествуешь ради поиска новых локаций, а всё это требует денег. Отсюда и вопрос – способна ли фотография, которой ты занимаешься, окупить свои затраты?
И да, и нет. Сейчас поясню. Landscape и cityscape практические невозможно окупить. Я сейчас не беру архитектурную фотографию, скажу о ней отдельно. Даже такие крупные имена, как Макс Рив, Дэниэл Корган (Daniel Korgan), – все занимаются побочным бизнесом. В основном, к сожалению, водят туры на различные локации с фотографами, такими же, как они. Вот этим они зарабатывают.
Продавать свои фотографии и только этим зарабатывать в landscape и cityscape достаточно трудно. Представьте, сколько клиентов захочет сказать: «Приезжайте снимать вот ту гору» или «Нам нужны фотографии города». Это очень сложно. Вот в другой сфере фотографии: свадьбы, съемки людей, детей, животных, спорт, макрофотография, большой процент того, что ты живешь на это. С cityscape и landscape это практически невозможно.
Архитектура – это другая отрасль, которая позволяет покрывать расходы. Я окупаю только частично свои затраты, то есть продажа видео и некоторых фотографий – это только небольшая часть. Все-таки основная прибыль идет с моей первой сферы деятельности. Но, я надеюсь, перейти туда. Landscape чуть больше отходит. Cityscape и архитектура – это те направления, которыми я сейчас все больше и больше занимаюсь.
Вадим, ты сотрудничал с проектом PhotoDecorMarket. Расскажи, пожалуйста, подробнее. Что это за проект?
Я был участником последнего PhotoDecorMarket, который прошел в начале года. Это интересный проект, когда под одной крышей собирается достаточно большое количество, по-моему, до 30 фотографов, различных направлений, жанров и стилей фотографии, печатают свои работы, выставляются. Это проходит в течение двух или трех дней и там, соответственно, рассказывают о фотографии людям, которые заинтересованы, презентуют свои работы, продают их. То есть это все в одном едином месте, такой небольшой весенний/осенний маркет.
Сейчас ты высокопрофессиональный фотограф. А с чего всё начиналось?
Начиналось очень-очень давно, как у всех, с пленочных фотоаппаратов. Очень быстро перескочил на цифровую камеру. Самые первые, я помню, были 1-2-мегапиксельные фотоаппараты Canon. Это был мой первый фотоаппарат, и я до сих пор остаюсь с этой компанией. Все шло более-менее хорошо, как я считал. Но в какой-то момент, когда я уже стал хотеть и требовать больше тех результатов, которые у меня получались, меня захватила странная мысль – чем больше и круче у меня будет фотоаппарат, гаджеты и навороты на нем, тем лучше будет моя фотография.
Это привело меня к покупке какого-то количества фильтров, лучших линз, лучшего фотоаппарата, но, к сожалению, не улучшило мою технику. Я не на то делал ставки. Мне кажется, если у кого-то был такой период, они прекрасно об этом знают.
И в какой-то момент меня это так сильно разочаровало, я не понимал почему это происходит. Тогда я был достаточно глупым в этом отношении. И на какой-то момент я вообще прекратил заниматься фотографией. На три года просто забросил свой фотоаппарат. Все меньше и меньше, а потом вообще полностью положил на полку. Что, в общем-то, я считаю, было очень хорошим решением.
Если бы я продолжал делать через потугу, то все равно не понимал бы, что происходит: почему я покупаю такие фотоаппараты, линзы, у меня есть пять ND-фильтров, но ничего не выходит, как я хочу. Наверное, тогда я бы вообще забросил фотографию. А так я отложил на три года, расслабился.
В этот момент стали появляться все больше и больше журналов, онлайн-ресурсов, которые рассказывали в чем же была моя ошибка. Не в том, что я покупаю или не покупаю какую-то технику, а в том, что я неправильно фотографирую, не в то время, не то, не так и т.д.
Кроме того, я впервые поехал в Исландию. Причем получилось так, что я, к сожалению, не взял все оборудование и вот тут у меня случился прорыв.
Даже с тем минимальным оборудованием, которое у меня было, я снял во много раз лучше снимки, которые у меня были до этого. Это, конечно, благодаря самой Исландии, природе, но в то же время тому, что у меня был отдых и я смог немного по-другому посмотреть на фотографию. Вернувшись с Исландии, я понял, что хочу снимать пейзажи. Потому что до этого я снимал все подряд. Обычно, люди, когда начинают, снимают и семью, и друзей, и макро. После Исландии я понял, что хочу сконцентрироваться только на landscape. И дальше я решил изучать и работать над тем, как создавать лучшие фотографии. Вот с этого все начиналось. А потом пошло-поехало.
И в какой момент увлечение фотографией и видеосъёмкой переросло в настоящую страсть? Что этому способствовало?
Как раз в тот момент, когда я посетил Исландию и оттуда вернулся. Также через год это соединилось с тем, что появились дроны, которыми можно было нормально управлять, а не совсем первые версии сложные в управлении обычному человеку. То есть это все, как ком, нарастало и нарастало.
Открой секрет. Благодаря чему/кому ты смог наработать свой богатый опыт?
Не скрою, я смотрю очень много уроков. И до сих пор делаю это с удовольствием, почерпываю что-либо: как человек снимает, что он использует, как обрабатывает. Сейчас, конечно, чуть меньше, потому что я знаю достаточно много. Честно сказать, я не могу назвать определенных имен.
Например, в дальнейшем выборе на меня сильно повлиял такой фотограф как Elia Locardi. Мне нравится его стиль, я увидел его фотографии именно в тот момент, когда пришло понимание пейзажной и городской фотографии. И сподвигло меня перейти полностью в эту область. Этот человек оказал на меня достаточно большое влияние. Также и другие фотографы, но я не могу точно сказать, с именами у меня всегда проблемы. Сейчас я могу назвать людей, которые мне нравятся, но это уже пришло после, а не вначале.
Если я правильно поняла, твоя основная специализация — это композитная фотография cityscape и landscape. Может расскажешь историю создания одной такой работы от момента подготовки к съёмке до постобработки, чтобы пользователи могли понять насколько это захватывающий и в то же время трудоёмкий процесс.
Я считаю, что композитная фотография, или time-blending фотография, раскрывается на 100% все-таки в cityscape. Landscape тоже присутствует и можно применять в 80-90% те же техники, но все-таки в cityscape это раскрывается больше. Объясню почему.
Time-blending photography – это когда человек стоит на одном месте определенное количество времени, снимая один и тот же объект, не сходя и не двигая камерой ни на миллиметр и потом сшивает лучшие снимки в единую фотографию. В landscape это делать можно и даже нужно. Например, возьмем горы. На одной горе так легла тень, а здесь вот так, ты соединил, здесь появились облачка и т.д. и т.п. Но в cityscape это раскрывается наибольшим образом. Получается, что в cityscape ты видишь и прекрасный закат, и уже послезакатное время, когда зажигаются фонари, огни в доме. Совмещая все это, получается красочная картинка, которая в реале не всегда возможна.
Совсем скоро на «Фотошоп-мастер» станет доступен мой онлайн мастер-класс. В нём я расскажу полностью о том, как это делать от начала до конца. Об оборудовании, которым я пользуюсь, советах и хитростях, что необходимо сделать, чтобы правильно снять. Не только правильно обработать, но и снять, потому что 50% композитных фотографий – это все-таки съемка.
Кликните, чтобы зарегистрироваться на мастер-класс
Просто так открыть Photoshop и что-то сделать очень сложно и практически невозможно. Композитная фотография – это съемка. Поэтому я расскажу, как снимать, а также как обрабатывать, как осуществить весь путь прохода от начала съемки до обработки в Lightroom и Photoshop.
Так что следите за новостями. Будет интересно.
Вадим, а насколько важное место в композитной фотографии занимает постобработка? Почему?
Как я и говорил, 40%, то есть 60% съемка и 40% обработка. Есть разное понимание композитной фотографии. Часто ее путают с фотографией, когда ты приходишь, щелкаешь и на то, что получилось, добавляешь небо, горы, другие несуществующие объекты. Я не говорю об этом в виде композитной фотографии. Да, здесь она тоже имеет место быть, но это немножко другой фантазийный жанр. Я говорю о композитной фотографии, когда ты все-таки снимешь реальное место, настоящий красивый закат, ночные огни города и все это соединяешь в одну фотографию.
Да, так не всегда получается. Я не скрываю, что иногда подставляю, например, небо не то, которое было над объектом, а развернувшись на 90 градусов или даже в другой день. К сожалению, такое бывает из-за того, что я нахожусь на объекте недостаточно часто. И, допустим, я еду в Испанию и у меня всего 1-2 дня на съемку в этом месте, а там либо абсолютно голубое небо, либо, наоборот, мрачное. С мрачным небом даже еще интереснее. У меня нет возможности вернуться на это место или продлить свое пребывание и дождаться великолепного солнца. Поэтому я так делаю.
Но, когда я нахожусь в каком-то городе специально для композитной съемки, например, в Санкт-Петербурге, я стараюсь это не делать. Поэтому в time-blending фотографии постобработка, если вернуться к начальному вопросу, занимает 40-50%. Все-таки важно поймать нужный момент.
А какие редакторы, плагины предпочитаешь для постобработки?
Я использую только Photoshop. Плагины я сейчас стараюсь не применять. Иногда пользуюсь Nik Collection. Это серия плагинов, там их несколько. Обо всем этом я расскажу в своем мастер-классе. Я показываю, как использую плагины, но также делаю акцент на неиспользовании плагинов. Так, чтобы не было никаких вопросов о том, что это еще надо покупать.
Достаточно Lightroom и Photoshop, которые, безусловно, платные продукты, но, в любом случаем, практически у каждого фотографа эта связка есть. Тем более что сейчас они продаются в виде набора Lightroom и Photoshop по достаточно, как мне кажется, приемлемой месячной оплате.
Интересный подход. А можешь дать несколько советов нашим пользователям, у которых появилось желание попробовать себя в этом направлении? Быть может есть "подводные камни", о которых стоит знать?
Советы работы с композитной фотографией будут на моем мастер-классе. Купите себе хороший трипод, потому что без него такая съемка физически невозможна. Вы можете скачать Photoshop и Lightroom, но это больше не совет, а пожелание.
Есть подводные камни, о которых я обязательно расскажу: как правильно делать, что снимать. Расскажу об оборудовании, которое я использую, но не с точки зрения линз, которыми пользуюсь я, потому что я понимаю, что кто-то будет снимать на Sony, кто-то на Nikon, а кто-то на Canon.
Я расскажу о том фокальном расстоянии, которое я использую и которое мне кажется лучше. Но не заостряясь на каком-то отдельном бренде. Все расскажу на мастер-классе, так что будет интересно.
Вадим, в апреле 2018 года ты стал официальным Амбассадором марки Irix Lens. Расскажи об участии в фотоконкурсе от Irix Lens. А также, что значит быть Амбассадором? Почему к этому стремятся фотографы?
Я являюсь Амбассадором не только Irix Lens, но также PolarPro. Это фото и видеоаксессуары для дрон- и обычных камер. С ними у меня была такая история: я использовал PolarPro-фильтры и, делая фотографии с дрона, просто отмечал этих людей в постах Instagram. Им очень нравилось, что я делаю. Потом я им просто написал, что хотел бы быть Амбассадором, потому что мне нравятся их продукты и то, что они делают. На что они с удовольствием согласились. Я стал непросто Амбассадором. У них есть pro-team – это отдельные топовые Амбассадоры. И я стал членом команды pro-team. По поводу Irix Lens то же самое. Я написал им напрямую. Они увидели мои работы, им тоже очень понравилось. И в связи с этим они выбрали именно меня.
Быть Амбассадором, с одной стороны, почетно, с другой – это некая работа. Вы продвигаете бренд в массы, рассказываете о нем в виде чего угодно: роликов на Youtube, Instagram-фотографий, сториз. Вообще, я обычным людям на улице, которые интересуются тем, на что я снимаю, с удовольствием рассказываю о бренде. Потому что сам бренд мне нравится.
Все бренды, к которым я обращаюсь или которые обращаются ко мне, это те бренды, которые я знаю и очень ими интересуюсь. То есть, если ко мне обратится бренд, который мне не очень нравится, как это было несколько раз, или продукты мне неинтересны, я отказываюсь. Я реально интересуюсь и Irix, и PolarPro и их вещами. Мне они очень нравятся, и я с удовольствием рассказываю о них людям.
Соответственно, быть Амбассадором – это именно рассказывать, показывать и говорить об этом бренде.
Почему стремятся фотографы? По одной простой причине – вы получаете доступ к бесплатному оборудованию, иногда на большие деньги, в зависимости от компании, с которой вы работаете. Также это престижно. Поэтому конечно, все стремятся быть Амбассадорами какой-либо из компаний.
А в каких ещё конкурсах, фестивалях ты участвовал? Может есть конкурс, в котором ты мечтаешь победить?
Если говорить о фотографии, то я участвовал в различных конкурсах. Но, честно сказать, я не добился особого успеха. Но композитная фотография – жанр очень нелюбимый, потому что он до сих пор считается фейковым жанром. Жанром обмана, так скажем. Вроде, ты не снял все в один кадр, а создал в Photoshop. Вроде, это цифровой арт, а не фотография. Я не буду ничего по этому поводу говорить, это каждый решает отдельно.
Сам National Geographic вообще не приемлет какого-либо вмешательства в фотографию. Даже если это просто увеличение контрастности или может быть контрастность можно, а все остальное нельзя. Многие знакомые фотографы, которые делают очень сильную постобработку, а также занимаются композитной фотографией, для фотоконкурса , например, от National Geographic, делают отдельные снимки и публикуют их обособленно от других работ. Я это не практикую, поэтому не придаю особого значения фотовыставкам.
Также после знакомства с Elia Locardi, про которого я говорил вначале, мы с ним обсуждали, почему он не участвует в конкурсах. И я с ним абсолютно согласен. Многие конкурсы ставят достаточно неприятные условия, что все твои фотографии будут их собственностью. Они могут их печатать, кадрировать, делать цветокоррекцию, выставлять куда угодно. И поэтому многие фотографы также не участвуют в таких конкурсах.
Я участвовал в дрон-фестивалях. Есть такой конкурс Sky Pixel – это дочерняя компания DGI, которая организовывает все конкурсы, публикации фотографий и т.д. Они устраивают ежегодно два конкурса – «Лучшие фотографии с дрона» и «Лучшие видео с дрона». Я победил в номинации «Лучшее видео с дрона» в 2017 году в landscape-категории. За что получил определенный приз. В других конкурсах тоже побеждал и получал призы, но это все относящееся к дронам.
Как любая творческая личность, уверена, ты не стоишь на месте и занимаешься саморазвитием. На кого ты ориентируешься, кто тебя вдохновляет?
Меня вдохновляют многие фотографы. Мне больше нравится смотреть огромные галереи, где ты не знаешь автора фото, а просто видишь его конкретную работу, потом смотришь остальные. Из таких людей, которые постоянно меня вдохновляют в разных областях, это Майкл Шейнблюм (Michael Shainblum). Он делает прекраснейшие таймлапсы. Это может не относиться непосредственно к вашей сфере фотографии, но, видя качество его обработки и креативность, ты сам себя подталкиваешь на это.
Мартин Русток делает прекрасные таймлапсы. Elia Locardi – cityscape. Майк Келли – феноменальные и замечательные архитектурные съемки. Мне нравится Дэниэл Корбин – это российский фотограф, снимающий природу. Макс Рив (Max Rive). Тэд Гор (Ted Gore) – великолепный фотограф, снимающий пейзажи. Ну, и так далее. У меня с именами не всегда хорошо. Но это люди, которые меня сильно вдохновляют.
Я также смотрю другие фотографии, разные уроки. Есть великолепный человек, который делают сумасшедшие уроки по обработке предметной съемки. Я, к сожалению, не помню его фамилию. Лично меня это не касается, я не делал предметную съемку. Но можно почерпнуть огромное количество интересной информации, которую потом ты можешь применить в своей обработке. Даже ту же его упорядоченность слоев и так далее. Это вообще феноменальный человек и как учитель, и как создатель вот таких постобработок, которые могут вообще тебя не касаться. Вы можете смотреть свадебные фотографии, хотя снимаете макро. Может быть это вас как-то вдохновит.
Совет начинающим фотографам: как можно больше смотрите на то, что происходит, не только для того, чтобы копировать, но и для того, чтобы просто вдохновляться другими работами, которые могут быть вообще не связаны с вашей деятельностью.
Вадим приготовил для вас интересное задание. Попробуйте собрать композитную фотографию из фотографий, которые подготовил для вас Вадим.
Скачать бонус от Вадима Щербакова
Вадим, спасибо за интересное интервью и познавательную беседу!
Спасибо. Я надеюсь, вас не утомил. До свидания!
Конверсионные фильтры предназначены для преобразование одной цветовой температуры источника к другой. Например, помещение, где проводится съемка, освещается лампами накаливания...
Читать дальше →Двухсторонние флаги Rigerd: универсальное решение для студийной фотосъемки. В современной студийной фотографии контроль света играет ключевую роль в создании профессиональных...
Читать дальше →В предыдущем видео вы познакомились с новой моделью радиосинхронизатора Godox X3, а теперь давайте пройдемся по его меню и основным настройкам. Уверен, что это видео будет многим...
Читать дальше →Радиосинхронизатор - это необходимый элемент для управления вспышками. Накамерными, аккумуляторными, студийными. Сейчас управление по радиоканалу всеми параметрами вспышек ...
Читать дальше →Недавно компания Godox выпустила новую версию популярной накамерной вспышки с круглой головой Godox V1. Теперь она называется Godox V1 PRO. В чём же отличия этих двух моделей?...
Читать дальше →Когда светодиодные источники только начали входить в мир фото- и видеосъемки, их мощности оставляли желать лучшего. Максимум, на что можно было рассчитывать, это 50 Ватт. Конечно...
Читать дальше →Окно закроется автоматически через 3 секунды
Хороший предметник - не Петерсон случаем? Если не он, то кто ещё делает подобные подробные видеоуроки по макросъёмке?
Как-то так, на скорую руку
Спасибо за интересную информацию.

Буду работать над своим партфолио
захотелось стать амбасадором, как вы
Попыталась обработать)) у меня как то все размазанно и нет окцента светлого в центре как у вас и четкость и ячностькудато пропали.
вы моглибы показать подробную обработку этой фотографии, очень хочется добиться такого результата как у вас, а не могу понять как((
БЛАГОДАРЮ ЗА ПРЕДОСТАВЛЕННУЮ ФОТОГРАФИЮ!
Мое любимое место))
В том и весь секрет принципа "Time blending" - стоишь часами на одном месте и снимаешь ключевые кадры - днем, в сумерках (golden hours), затем сливается все вместе слоями и режимами перекрытия в PS. Это только кажется, все просто, на самом деле - трудоемко.
Пару лет назад пересмотрел серии мастерклассов Elia Locardi Cityscape, Landscape. Меня сразу же вдохновило его творчество! И тут я вижу эти фото Вадима, этот стиль мне напомнил Locardi. Читаю интервью и ... точно!! Locardi здесь тоже оставил свой след ))
Шикарные фотки
Ждём вебинар! Интересно!
Интересно, спасибо!