Тема: Школа композиции. Пилотный выпуск
Создаю тему тут, и надеюсь власть имущие перенесут/оформят/отредактируют в более "школьный" вид. Хотя пожалуй стоит подождать, посмотреть работоспособность идеи.
В качестве предисловия
Частенько фотографами, особенно начинающими, уделяется внимание всему - камере, объективу, выдержке, обработке, а композицию почему то забывают, или не понимают. Хотя, лично я не могу всерьез воспринимать фотографа, который делает простые ошибки в расположении, сколько бы ему ни платили и какой бы крутой HDR он ни вытворял.
Я не профессиональный фотограф, а художественное образование пока что в процессе получения, но композицией я интересуюсь давно и уже не узнаю принципиально нового из учебников по ней. Поэтому, надеюсь, что-то да понимаю и могу помочь с основами начинающим.
Фотографии-примеры буду вероломно воровать из интернета, на авторство не претендую.
Собственно, начнем-с.
Я не люблю "правила", предписывающие размещать вам объекты по третям, делить кадр на диагонали туда сюда и размещать в получившиеся окошечки...Это не дело. Иногда это работает, иногда нет. Когда я забил голову третями, я получил кучку одинаковых фотографий, на половине из которых все равно что то оставалось не так. Поэтому, первое, что я предлагаю научиться делать - научиться видеть пятнами, разбивать изображения на них. Есть и другие элементы - линии, точки, но в фотографии чаще все сводится к пятну.
Чтобы лучше понять, можно расфокусировать взгляд и смотреть не куда то конкретно, а как бы на все изображение сразу. Пятна невольно будут притягивать взгляд. Тут детали и даже важность объекта не играет роли. Любой кусок изображения, который выглядит как пятно есть и композиционное пятно. Солнце и отдельно стоящие облака - пятна. Кошка на асфальте, лицо человека на фоне листвы - пятна. Пятном может быть даже не целый предмет, а только теневая сторона, или кусок, окрашенный другим цветом.
Автор фото - Анастасия Кичигина, взято из вконтакта.
Пятна могут выходить за границу изображения, быть достаточно большими или маленькими (но совсем маленькие расцениваются как точки, которые тоже можно обнаружить на фото выше). Обратите внимание на дверь - она почти одного тона с фоном, но воспринимается как пятно.
Но есть и обратная сторона луны - в фотографии сплошь и рядом лишние пятна. Я не спроста взял фотографию с голой стеной - тут все сведено к минимуму. Но фон обычно более пестрый и постоянно включает в себя информационный шум, лишние детали, несущие композиционную нагрузку наравне с снимаемым объектом. Тут можно перечислять бесконечно - столбы, прохожие, машины, летающие тарелки, окна, деревья... Разумеется, главные объекты - должны быть пятнами, выделяющимися с фона, хорошо читаемыми. При этом им не должны мешать другие пятна.
Автор фото - Мамонтова Евгения, все тот же вконтакт
Красным я выделил наиболее весомые "фоновые" пятна, оранжевым - менее. Но дробить можно долго, картинка пестрая. И дорогу конечно нужно было бы включить, и не только. И да, я не говорил, что красным - лишнее.
Тут и начинаются наши трудности. Дело в том, что пятно с фона может быть полезно, а может и мешать. Дерево можно разместить для уравновешивания картинки не придавая ему важной роли, а можно просто случайно зацепить и оно будет раздражать. Главное, что нужно научиться делать на данном этапе - уметь отсеивать это барахло. Вы не найдете ни одной хорошей, действительно профессиональной фотографии, где были бы ненужные композиционные пятна. Нет, от них нельзя избавиться полностью, если только вы не собираетесь посвятить себя голым стенам. Нужно уметь делать их незаметными или играющими на композицию.
На фотографии выше явно раздражает выпрыгивающий вперед куст, следом за ним - автомобиль. Оба попали случайно и вообще роли в фотографии не играют, но несут значительную композиционную нагрузку. Куст и вовсе стремится быть главным. Этого допускать не то что не стоит, этого допускать просто нельзя, если вы хотите делать хорошо. Задачка не из легких в условиях городской съемки. А вот кусты, дорога, да и билборд на фоне - это все в порядке и убирать их не зачем. Они так же являются пятнами, но не отвлекают на себя внимания и более-менее удачно лежат в общей композиции. Облака даже создают прикольную инверсию.
Прежде чем переходить к способам размещения, равновесию и прочему имеет смысл остановиться и разобраться с этим.
В качестве задания предлагаю всем желающим сделать 5 фотографий с хорошо читаемыми пятнами-объектами, приводя фон к разумному минимуму. Это не значит белый лист и драпировки) Чем сложнее и естественнее вы найдете фон (ещё и каждый раз в разных местах), оставляя его более-менее однородным и нейтральным, тем лучше для вас же. Ну и конечно, одно пятно - проще, два три - сложнее. Естественно не обязательно в ЧБ.
В воскресенье разбор полетов, и следующий текст. Удачи)
[img url=http://cs322324.vk.me/v322324175/146b/QiIW5pmfTq8.jpg]http://cs322324.vk.me/v322324175/146b/QiIW5pmfTq8.jpg[/img]
Даже и так
[img url=http://cs411721.vk.me/v411721175/b10b/dDsAJB_mm1g.jpg]http://cs411721.vk.me/v411721175/b10b/dDsAJB_mm1g.jpg[/img]
[img url=http://cs407726.vk.me/v407726175/a510/NNNZ3HOO0dk.jpg]http://cs407726.vk.me/v407726175/a510/NNNZ3HOO0dk.jpg[/img]
Автор фото - Peter Turnley