За окном «печальная» пора, но это вовсе не означает, что она мешает создавать прекрасные фотографии. Подключите воображение и, возможно, приготовьте тёплую одежду, зима – не повод лежать вашему фотоаппарату без дела.
Зимнее время года открывает широчайшие возможности для создания классных снимков как на свежем воздухе, так и внутри помещений. Мы надеемся, что следующие 53 идеи зимних фотографий взбодрят ваше вдохновения и помогут вылезти из-под тёплого одеяла. Снег, дождь и мороз создают отличные сюжеты, а постоянно меняющееся освещения является, одновременно, и вызовом, и возможностью раскрыться.
Конечно, короткий световой день в зиму означает, что у вас есть лишь несколько драгоценных часов для того чтобы поработать с освещением. Но после захода солнца, например, когда вы прогуливаетесь по ночным улицам или наслаждаетесь комфортом собственного дома, возможностей для съёмки не меньше
С нашей коллекцией идей зимних фотографий, советов по съёмке и рекомендаций по выбору оборудования, вы вскоре захотите, чтобы холодное время года длилось вечно… Хорошо, а может быть и нет!
Часто, плохая погода может стать поводом хороших снимков. Мы не можем в 100% случаев ожидать снежной погоды, как на сюжетах поздравительных открыток, но сильный ветер, дождь, туман создают неплохие возможности.
Лучшее время для того, чтобы застать мглу и туман – утро, пока солнце не встало и не испарило их. Несмотря на то, что поймать момент сложно, посмотрите прогноз погоды с вечера. Заведите себе привычку носить фотоаппарат с собой постоянно, насколько это возможно. Выйдите на несколько минут раньше перед началом рабочего дня на тот, случай если по дороге на работу вы увидите подходящий для съёмки сюжет. Используйте длиннофокусный объектив, чтобы сделать перспективу более «плоской» и упростить до форм изображения объектов. Чтобы сохранить бледные, мистические тона немного скомпенсируйте экспозицию. Начните с + 0,7 EV и увеличивайте по необходимости. Если этого не сделать, то автоматика фотоаппарата изобразит полупрозрачную дымку грязно-серой пеленой.
Идёте за утренней газетой или выгуливать собаку – возьмите с собой фотоаппарат. Закаты могу вас разочаровать, а вот рассветы часто очаровывают красными и розовыми тонами. Посмотрите на пример выше, сфотографированный Дэвидом Квиненом (David Queenan). Вам придётся снимать быстро, потому что эффект может исчезнуть за считанные минуты. Если есть возможность, спланируйте время, узнайте время восходов и закатов. И, конечно, выберите подходящую точку съёмки.
Морские брызги могут оставить песчинки на передней линзе объектива, поэтому «оденьте» объектив в UV фильтр. Он не повлияет на картинку, но защитит линзу. Из-за сильного прибрежного ветра песок может попасть в щели камеры, поэтому оберните ваш фотоаппарат в полиэтиленовую плёнку-пакет и прикройте место соединения объектива с камерой резиновым поясом. Держите плечевой ремень постоянно надетым, чтобы фотоаппарат не выскользнул из рук, а запасные аккумуляторы во внутреннем кармане куртки. Сильный холод снижает их способность отдавать энергию.
Иногда контраст между чем-то цветным и бесцветным выглядит очень эффектно. Сочетание голубого неба и снега на снимке Дэвида Квинена (David Queenan) – классический тому пример. Ищите простую композицию, и аккуратно настраивайте экспозицию. Вам понадобится её компенсировать в «плюс», чтобы белый снег не вышел на изображении серым.
Снимок выше, сделанный Себастьяном Краусом (Sebastian Kraus), черпает свою выразительность частично в композиции, частично в драматичном, налитом свинцом небе. Чтобы запечатлеть такое природное явление, вам потребуется градиентный фильтр и, возможно, некоторая обработка в Photoshop. Отнеситесь к небу как к части композиции, а не как к пустому пространству. Форма облаков также является частью композиции. То, в какой степени вы затемните (или осветлите) небо определяет внутреннее равновесие вашей картины. Техника осветления и затемнения обычно рассматривалась применительно к чёрно-белой фотографии, но для цветных изображений она не менее эффективна.
Движение волн на фотографии (см. изображение перед описанием второй идеи) было снято с выдержкой равной 1/2 секунды. Если освещение слишком интенсивное, воспользуйтесь фильтром нейтральной плотности (ND). Йон Саргиссон (Jon Sargisson) управлял яркостью неба с помощью градиентного фильтра нейтральной плотности (ND Grad).
Системы для установки квадратных, не круглых, фильтров позволяют вам использовать один и тот же набор фильтров на разных объективах. Всё, что вам нужно – наличие различных кольцевых адаптеров для крепления держателя фильтров к объективам разного диаметра.
Поляризатор насыщает голубой цвет неба, восстанавливает детали в бликах и «отсекает» отражение от поверхности воды.
Они помогают затемнит светлое небо в пасмурные дни и во время шторма.
Фильтры нейтральной плотности (ND) позволяют снимать на длинных выдержках и, таким образом, создавать на изображениях эффекты размытия.
Не можете и не хотите высовывать нос на улицу? Ничего страшного, потому что зимой множество сюжетов можно снять в пределах дома.
Не всегда просто найти желаемый объект съёмки, особенно, если вы не торопитесь в постановке освещения, подборе реквизита и его положения. С помощью таймера в фотоаппарате или пульта дистанционного спуска затвора можно самому стать героем своей фотографии. Для снимка выше Оуэн Франсен (Owen Franssen) спрятал вспышку под плафон лампы. А тот зелёный ковёр – всего-навсего лужайка перед его домом! Иногда лучшие снимки рождаются, когда вы выходите за рамки привычных представлений об окружающем мире.
Мишель МакМахон (Michelle McMahon) трансформировала маслёнку, горсть болтов и гаек в насыщенное запоминающееся изображение. Натюрморты призваны не только раскрывать природу предмета, но могут отражать способ соотнесения предметов, освещения и фона друг с другом. Свет может исходит от карманных фонариков, ламп или прожекторов. Поэтому вам может понадобиться штатив, для того чтобы наглядно компоновать предметы и при желании снимать с длинными выдержками.
Обычные штативы подходят для съёмки большинства сюжетов, потому что обеспечивают устойчивую опору. Когда вы фотографируете внутри помещения и хотите приблизиться к снимаемому объекту, опоры-ножки обычного штатива могут упереться прямо в стол, на котором располагается снимаемый объект. В этой ситуации вас выручит штатив, у которого центральная опора трансформируется в «журавль». Посмотрите примеры у производителя Benbo – специальные модели Trekker – или с поворачивающейся центральной колонной модели серии MT 93/83 производителя Giottos.
Многие вариофокальные объективы с диапазоном фокусных расстояний 18-55 мм позволяют снимать на достаточно малом расстоянии к объекту, но для настоящих макрофотографий понадобиться специальный объектив, наподобие Nikon 105мм Micro, которым Мэт Хэрт (Matt Hart) пользовался для создания снимка выше. На малых дистанциях съёмки даже на больших значениях диафрагмы глубина резко изображаемого пространства мала. Пробуйте фокусироваться на разных частях снимаемой сцены, чтобы выделять различные её детали. Для макросъёмки лучше всего подходит мягкий свет, например, свет из окна или свет внешней вспышки, отражённый от белой поверхности.
Настало время порыться в кухонных шкафчиках, правда, в поисках не вкусностей, а интересных объектов для съёмки. Экспериментируйте с ракурсом и освещением, работайте над созданием выразительной композиции. Приближайтесь к снимаемым объектам, чтобы сфокусироваться на текстурах, шаблонах и цветах. Зеркально отражающая поверхность хромированных банок на снимке выше создаёт мощный графичный эффект, который смотрится значительно лучше в чёрно-белом варианте.
Запаситесь внешней вспышкой от Nikon. Помимо того, что она полностью автоматическая, её можно устанавливать вне фотоаппарата, расширив свои возможности в создании различных световых эффектов.
Вспышка идеально подходит для съёмки сюжетов, подобных изображённому ниже. Спустите затвор фотоаппарата и вручную инициируйте импульс вспышки, когда это нужно.
Создайте пучок света достаточно узкий, чтобы не освещать беспорядочные или ненужные в кадре объекты, находящиеся на заднем плане. Это то, что помогло Йону Саргиссону (Jon Sargisson) сделать кадр выше эффектным.
Совмещение естественного дневного света и искусственного света поможет создать привлекательные сочетания холодных и тёплых цветовых оттенков.
Когда используете штатив, интенсивность света менее важна, чем его качество. Пробуйте всевозможные источники: от бытовых ламп до свечей.
Настройте длинную выдержку, спустите затвор и с помощью карманного фонарика «рисуйте» светом в тех местах снимаемой сцены, где хотите.
Они дешёвые, яркие, лёгкие в установке и создают направленный поток света.
Простая прогулка по парку порадует вас разнообразием сюжетов. Попробуйте их также поискать на своём заднем дворе.
Всё, что вы исключаете из кадра, также значимо, как то, что вы в кадр помещаете. Вместо того, чтобы снимать кучу объектов, ищите повторяющиеся формы, а также шаблоны и текстуры. Вот почему фотография ниже производит впечатление. Сместив широкоугольный объектив вправо, Крэйг Чёрчиль (Craig Churchill) подчеркнул шаблон, созданный голыми стволами деревьев на фоне снежного покрова. Маленький кусочек оставшихся с осени медно-рыжих листьев, справа от центра кадра, создаёт разительный контраст. Небольшие цветные области наподобие этой действительно выделяются на чёрно-белом фоне, показывая, тем самым, как даже едва уловимые цветные вкрапления могут воздействовать на зрителя с силой «кричащих» цветов.
В какое ещё время года как не зимой, груда листьев, подёрнутых морозцем, может стать основой выразительной графичной композиции. Снимок Джона Гловера (John Glover) яркий тому пример. Чтобы выделить шаблоны и формы фотографируйте строго перпендикулярно земле. Или можно изолировать снимаемый объект за счёт сильно размытого заднего плана. Подберите ракурс, при котором фон находится максимально далеко от снимаемого объекта, воспользуйтесь длиннофокусным объективом и установите наименьшее значение диафрагмы.
Фотография Алистэйра Балхарри (Alistair Balharrie), на которой изображено катание на санках, полна веселья и азарта, подаренных снегом. Но в очень пасмурные дни аккуратно настраивайте фотоаппарат. Установите компенсацию экспозиции равной 1-1,5 EV, чтобы на снимках белый снег не превратился в серый. Не дайте кажущейся высокой интенсивности освещения обвести вас вокруг пальца. Камера будет предлагать более длинные выдержки, чем вы ожидаете. Вам потребуется повысить чувствительность сенсора до 800 ISO и выше, чтобы избежать появления на снимках «смаза» из-за движения снимаемых объектов или из-за дрожания камеры.
Установите скворечник или кормушку и наблюдайте за тем, как птицы начнут прилетать на обед. В зависимости от того, где вы живёте, к вам в сад могут заглянуть лисицы, барсуки и белки. Не гоняйтесь за ними по всему саду! Наоборот, наберитесь терпения, изучите их повадки и найдите точку съёмки, в которой вы сможете ненавязчиво сфотографировать их. Вам понадобится длиннофокусный объектив и штатив. Можно снимать «с рук», но это рискованно. Применение длиннофокусного объектива с быстрым наведением на резкость наподобие модели 70-200 мм f\2,8, каким воспользовался Мэт Хэрт (Matt Hart) для съёмки кадра выше, увеличит ваши шансы на резкий снимок.
Зимний свет идеально подходит для съёмки портретов. Он мягок и красиво ложится на кожу модели. Если на земле лежит снег, то он работает как готовый отражатель. Посмотрите на прекрасный образец семейной фотографии, созданный Дэвидом Квиненом (David Queenan).
Выше фотография, сделанная профессиональным фотографом Романом Махмутовым. Он использовал не менее 5 внешних вспышек. Рисующий источник света с софтбоксом в качестве насадки располагался слева-внизу относительно модели, другой источник с портретной тарелкой освещает шарф, располагаясь позади модели. Ещё одна вспышка освещает правую сторону лица и тела модели. Четвёртая вспышка выделяет волосы, располагается в позиции сверху-позади модели. Наконец, пятый источник с синим гелевым фильтром слегка подкрашивает деревья позади модели. Кому ещё нужно лето или дневной свет?
Для съёмки портретов на свежем воздухе используйте длиннофокусный объектив, чтобы «размыть» отвлекающий внимание фон.
Существует «обратное» правило. Например, если вы снимаете на фокусном расстоянии равном 30 мм, то выдержка не должна быть длиннее 1/30 секунды.
Объективы Nikon с системой VR (Vibration Reduction – перевод с англ. «поглощение вибраций») и Canon с системой IS (Image Stabilization – перевод с англ. «стабилизация изображения») могут компенсировать дрожание камеры. В цифровых зеркальных фотоаппаратах Sony система «компенсации» установлена в самих камерах – светочувствительный сенсор подвижен, в случае дрожания камеры он смещается в сторону, противоположную направлению движения – и её работа зависит от установленного на фотоаппарат объектива. Тем не менее, какой бы совершенной не была технология стабилизации, системы стабилизации не способны компенсировать движение снимаемого объекта.
Монопод является устойчивой опорой для фотоаппарата. К тому же, когда скользко, он превращается в подручную трость.
Опирайте фотоаппарат на деревья, стены или заборы, чтобы он оставался неподвижным во время съёмки.
Застывший холодный зимний свет идеально подходит для съёмки архитектуры и городской фотографии. Скорее всего, вам придётся выйти на улицу.
Неотразимый снимок Дэвида Квинена (David Queenan) черпает свою силу в простых формах и сходящихся линиях. Секрет в том, чтобы не воспринимать снимаемый объект таким, каким он есть в действительности. Ищите в нём формы, линии и их сочетания. Чем больше объектов вы уберёте из кадра, тем лучше. Направив объектив вверх, Дэвид исключил из кадра суету улицы. Также, он воспользовался нейтральным фильтром (ND), чтобы иметь возможность снимать с длинной выдержкой. На итоговом изображении облака приобрели расплывчатые едва уловимые очертания.
Документальная фотография может отражать не только жизнь людей, но и их среду обитания. Часто, детали говорят о месте больше, чем его крупные планы. Почему бы не сделать «портрет» вашего города, передав его особенности в серии фотографий? Она может стать основой фотоистории. Снимок выше выполнен Мишель МакМахон (Michelle McMahon) в стиле «lo-fi» (прим. переводчика – дословный перевод: «низкокачественный», сравните с «hi-fi», «hi-end»). Этот стиль очень популярен. Имитация перенасыщенных цветов и виньетирование ассоциируется с картинкой, продуцируемой дешёвыми западноевропейскими фотоаппаратами.
Объектив, которым комплектуется ваш фотоаппарат, подходит для фотографирования повседневных сюжетов, но для съёмки архитектуры и уличной фотографии требуется что-то более широкоугольное. Если вы являетесь владельцем полнокадрового цифрового зеркального фотоаппарата, например, Canon EOS 5D Mark II или III, 6D, Sony A900, Nikon 600, 800, D4, присмотритесь к широкоугольным объективам для полнокадровых камер. С помощью сверхширокоугольных объективов можно запечатлеть узкие улицы и крошечные интерьеры и создать на удивление широкую перспективу.
Съёмка заброшенных зданий – особое хобби Джеймса Чэрлика (James Charlick). Он сделал снимок главной лестницы в здании старого Шеффилдского Королевского Суда на фотоаппарат Nikon D3000 и сверхширокоугольный вариофокальный объектив Tokina 11-18 мм. «Широкий угол» и подходящая высота съёмки, чтобы сохранить на изображении вертикальные линии. При создании подобного снимка лучше всего пользоваться штативом. Но иногда вы сможете обойтись без него, снимая на коротком фокусном расстоянии с длинными выдержками. Данный снимок был сделан «с рук» с выдержкой равной 1/4 секунды.
Грамотное применение Эндрю Уайтом (Andrew Whyte) окружающего освещения и вспышки придало снимку скейтбордиста красочности и динамики. Эта же техника применима для фотографирования других видов спорта – поищите райдеров на BMX, триалах и «фиксах». Вам потребуется мощь и гибкость внешней вспышки, готовность экспериментировать и несколько добровольцев, которые захотят вам попозировать. Суть техники заключается в том, как вы экспонируете кадр. Здесь окружающее освещение влияет на экспозицию наравне со светом вспышки в отличие от привычного способа съёмки, где сцена освещается одним источником.
Это не недостаток объектива, а его особенность! Используйте её. Искривление линий происходит потому, что вы наклоняете объектив. Если у вас нет возможности сохранить вертикали на снимке, сделайте искривление изюминкой вашей фотографии. Выберите такой ракурс, чтобы утрировать искривление.
Используйте широкоугольные объективы для изображения объектов, находящихся на переднем плане, большими по размеру, чем они есть в реальности. Подходите к ним ближе.
Это отличное положение, подходящее для поиска интересных ракурсов. Эту идею особенно удобно реализовывать, если ваш цифровой фотоаппарат оснащён поворотным экраном.
С помощью объективов Nikon серии PC-E и Canon серии TS-E можно «изгибать» и смещать оптическую ось объектива относительно плоскости светочувствительного сенсора. Это позволяет корректировать перспективу при съёмке архитектуры. Подобные объективы выпускают также компании Hartblei и Schneider-Kreuznach.
Короткий световой день ограничивает возможности для проведения съёмок с дневным освещением. Однако, масса сюжетов скрывается под покровами темноты.
Попробуйте разместиться у края оживлённой автотрассы или на мосту (но убедитесь, что вы не создадите затор или не подвергнете себя опасности). Экспериментируйте с выдержками в диапазоне от 1 до 30 секунд, подстраиваясь под скорость и интенсивность траффика. Эндрю Уайт (Andrew Whyte) развил этот подход и сделал удивительную фотографию изнутри автомобиля. Он закрепил камеру, а с помощью вспышки подсветил интерьер авто.
Оставьте открытым затвор подольше, и вы сможете увидеть, как на снимке проявляются невидимое невооружённым взглядом. Лунный свет кажется таким же интенсивным, как и дневной. Звёзды «оставляют» на вращающемся небосклоне светящиеся дуги. Фотография Эндрю Уайта (Andrew Whyte) впечатляет. Время экспонирования для подобных снимков может достигать нескольких минут и, даже, часов. Также Вам понадобится найти точку съёмки, в которой кадры не подвергнуться воздействию искусственного светового загрязнения.
Для встроенных в фотоаппарат экспонометров трудность ночной съёмки заключается не в низкой интенсивности освещения (современные датчики обладают высокой чувствительностью), а в наличии в кадре очень ярких источников света, как на снимке выше, сделанном Йоном Саргиссоном (Jon Sargisson). Такая ситуация всегда вводит экспонометр в заблуждение. К тому же, в сюжетах, где в процессе экспонирования кадра вы создаёте освещение самостоятельно, экспонометр бесполезен. Переключите фотоаппарат в ручной режим съёмки («M») и пробуйте! Первая же попытка приблизительно покажет вам насколько сильно вы ошиблись с экспозицией.
Ночные огни могут выступать в роли красочных запоминающихся объектов съёмки. Классический пример – неоновые вывески. Но в снимке выше Мишель МакМахон (Michelle McMahon) развила идею, сфотографировала через стекло, усеянное каплями дождя. Прекрасное «боке» помогло создать нужный эффект от свечения огней на заднем плане. Система автоматического наведения на резкость может «бороться» с темнотой, особенно, если вы снимаете объекты, перекрывающие друг друга и удалённые друг от друга. Поэтому будьте готовы фокусироваться в ручном режиме.
На крупных мероприятиях достаточно сложно занять желаемое положение для съёмки, но концерты в местных барах и клубах предлагают широкие возможности для создания отличных кадров. Пример – снимок выше, сделанный Элом Палфордом (Al Pulford). Внешняя вспышка сработала перед закрытием второй «шторки» затвора (прим. переводчика – синхронизация по второй «шторке» от англ. rear-curtain synchronization), благодаря чему эффект «размытия» передаёт на снимке ощущение движения. Начните с малого: фотографируйте на концертах начинающих музыкантов, они будут рады, что их снимают. С приобретением опыта старайтесь участвовать в более крупных сходках и концертах.
Йон Саргиссон (Jon Sargisson) применил вспышки Nikon SB-600 и SB-800, чтобы подсветить развалины на заднем плане (см. снимок перед описанием идеи #45).
Они хороши, но перемещающиеся источники значительно лучше! В ночной фотографии ищите возможность изображать ещё одно измерение – время.
Дистанционное управление позволяет избежать толчков камеры в момент нажатия на кнопку спуска затвора. А значит, вы сможете снимать с более длинными выдержками.
С выдержками длиннее 30 секунд снимайте в режиме «B» («Bulb») и регулируйте время экспозиции вручную. Сверхточность здесь не нужна.
Если в процессе экспонирования, кто-то или что-то появится в снимаемой сцене, закройте переднюю линзу объектива, пока нежелательный объект не исчезнет из сцены. Затем уберите перегородку.
Если у вас нет пульта дистанционного спуска затвора, используйте автоспуск с задержкой во времени – функцию, встроенную в фотоаппарат.
Автор статьи: J. Meyer
Лето - традиционная пора отпусков, и многие из нас отправляются на отдых в другой город, а у кого есть возможность, и в другую страну. И конечно, хочется сделать красивые...
Читать дальше →Призмы, которые обычно показывают на уроках физики в школе, могут стать отличным аксессуаром для творческой съемки. Они создают превосходные радужные блики и другие эффекты...
Читать дальше →В первой части мы уже рассмотрели, как конвертировать обычную камеру и сделать её пригодной для ИК-съемки. Теперь давайте узнаем всё, что необходимо для получения превосходных...
Читать дальше →Цветная инфракрасная (ИК) съемка – потрясающее и удивительно простое занятие, если иметь в своем распоряжении правильные инструменты и техники. В этом материале, разделенном...
Читать дальше →Использование своих источников света при съемке уличных портретов дает возможность осветить объект под любым выбранным углом.
Читать дальше →Всего несколько десятков лет назад термина "уличная фотография" даже не существовало, хотя на самой первой в мире фотографии, сделанной Жозефом Нисефором Ньепсом в 1826, изображен город.
Читать дальше →Окно закроется автоматически через 3 секунды
зима это сказка для меня
Потрясающие снимки!!!
Отличная статья! Большое спасибо!!!
Спасибо, все как всегда на сайте понятно и внятно.
Спасибо. Отлично просто!