Несомненно, лаконичная композиция всегда пользуется любовью как фотографов, так и зрителей – в ней нет ничего лишнего. Взгляд, отдыхая, движется по простым линиям. Вся суть сосредоточена в одной ключевой детали. О таком типе кадров стоит поговорить отдельно.
Тем не менее, фотографии, в которых грамотным образом использован интерьер и окружающая обстановка, способны поведать очень интересные и развернутые истории.
Признаться, я очень люблю фотографировать такие истории. И скрупулезное создание окружения, привнесение деталей в кадр, их тщательный отбор, занимают у меня порой гораздо больше времени, чем сама съемка.
В этой статье я расскажу несколько «интерьерных» сказок о том, как мелочи помогут вам создать насыщенный, но не перегруженный кадр.
Для начала, как я уже упоминала в своей статье «Психология художественного портрета», вам необходимо задуматься об образе, который вы собираетесь передать. Он обязательно должен подходить вашей модели. Более того, в данном случае он должен отражать одну из ключевых испостасей человека, с которым вы работаете. Лучше, если это будет тот, кого вы хорошо знаете. Или тот, кого вы уже видите, как некую цельную картинку, которую можно воспроизвести емко и ярко.
Девушка на этом кадре – совершенно удивительный человек. Мы познакомились через интернет, слава современным технологиям, и с тех пор я неутомимо ношусь за ней с фотоаппаратом. Она очень творческая, талантливая, и я знаю не слишком много домов, в которых мне было бы так же уютно, как у нее.
Этот кадр был сделан после одной из наших постановочных фотосессий – мне очень захотелось передать то настроение, в котором я ее вижу, то, как я ее воспринимаю. Это просто ее кухня и ряд деталей, которые мы скомпоновали для фиксации определенного образа.
Старая пленочная камера, стакан с железным подстаканником дают понять, что этому человеку нравятся предметы «из прошлого», она видит их красоту, и привносит в свою жизнь, даря им – новую. Фикус на окне, кальян и халат, гитара на заднем плане у меня ассоциируются с домашним уютом, дружескими посиделками, камерностью.
Сейчас она одна, и от снимка веет уединенностью, но понятно, что так бывает не всегда. Ну а сигарета…Тут уж ничего не поделаешь – я безумно люблю фотографировать курящих людей, особенно тех, кто курит красиво. Сигаретный дым всегда увязывается в моей голове с меланхолией, задумчивостью и тишиной.
И да, я хочу признаться в любви. К естественному освещению. Хотя есть ситуации, в которых без искусственного света обойтись никак нельзя, я стараюсь их избегать, пока у меня есть возможность поработать с доступным светом. Я лучше поснимаю на пленку 400 ISO, чем притащу в такое сказочное место студийный комплект, который разрушит всю атмосферу.
Вот он сидит рядом с тобой. Закрытый на замки, замочки и цепочки, с затворенными ставнями. А тебе интересно…Хочется быть ближе. Ведь хочется же? Так стремишься проникнуть в чужую душу и мысли, подбираешь отмычки – и с размаху распахиваешь окна и двери. Рассыпается на ладошке, часовым механизмом наружу, раскрывая пропасть, упакованную доселе в картон.
Проникая в чужие миры, никогда не забывай, что ты здесь лишь гость. Не ты устанавливаешь правила. Путешествуя по ним, сумей – не забудь – вернуться. К себе и в себя. Потому что миры бывают разные. Познавая других, главное – не потеряться.
Так звучит вводная к моей фотосерии «Путешествия по чужим мирам». В какой-то момент я загорелась идеей снять серию о Чужих Мирах. Я хотела при помощи окружения создать маленькие яркие локации, и сфотографировать в них человека, которого они олицетворяют, и второго, приходящего гостя, и проследить реакцию «гостя» на этот мир. Серия стала для меня чудесным исследованием, полным открытий, которые я даже не предполагала совершить.
Этот снимок из первой части «чужих миров», назвала я этот мир «Территория тотального контроля». Нам нужно было выбрать обстановку и костюмы, которые не будут исторически достоверными, но передадут необходимую атмосферу – страха, разрушения личности, подавления воли, власти системы.
Признаться, я была в шоке, когда увидела, в каком неожиданном ключе раскрылся мужчина на данном кадре. Так вышло, что он благородно согласился заменить на этом месте другого человека, а выяснилось, что эта роль ему очень подходит.
Часы, печатная машинка с заправленным в нее листком бумаги, стол с зеленым сукном, вызывающий у многих не самые веселые ассоциации, чугунный бюст на столе, старые снимки, белые стены, - все это ведет мысль в совершенно определенном направлении. Мы можем предположить разницу ролей участников, уровни подчинения, предмет разговора, его цель и настроение, и даже оттенки речи говорящих.
Эти снимки из третьей части серии «Путешествия по чужим мирам», которая на данный момент еще не завершена. К слову, все существующие на данный момент «Миры» вы можете посмотреть на моем сайте.
Маленькая комнатка под самой крышей - чердак, окутанный кружевом паутины. Под слоем вековой пыли стоят самовары, пузатые стеклянные бутыли, лежат шляпные болванки, сюрреалистичные чемоданчики, набитые розетками, старые игрушки. Девушки перебирают длинными тонкими пальцами письма, будто окутаны золотистым мягким закатным светом, в котором пляшут пылинки.
Те, чьи души пребывают в безвременье, награждены способностью чувствовать Тишину. И в этой тишине, среди этих пляшущих пылинок и потрескавшихся деревянных перекладин, окруженная запахом старых фотокарточек, я чувствую себя так, будто здесь место, где я пребывала не один век. Когда-то очень давно, еще до своего рождения. Это место - ощущение в чистом виде.
На этот чердак мы принесли все, что у нас ассоциировалось с прошлым. И нам очень повезло с освещением. Я притащила туда свой набор студийного света, потому что думала, что там будет темно: чердак же, как-никак, одно маленькое окошко, и всё. Но когда мы вошли туда, и я увидела этот золотой свет, я поняла, что упускать такую возможность нельзя, потому что это именно то, что было нам нужно для создания необходимого настроения, несмотря на трудности съемки с контровым освещением.
К своим маскам быстро привыкаешь. Обрастаешь ими до степени смешения. Девочка, такая девочка - все эти каблучки, платьишки, карамельки и заводные мелодии, все эти бесконечные мальчики, и эта манера говорить, и эти жесты, будто ты боишься вечно что-то уронить, и огромные медведи - такой для других быть удобнее, проще и не так болезненно. Кому придет в голову обидеть такое нежное существо?
Обычно жизнь таких девочек будто забита пушистой сахарной ватой - слишком мягко, слишком приторно, при частом контакте вызывает на коже раздражение, и лично у меня вызывает тошноту. И мне невероятно повезло, что, в первую же встречу, она показала мне второй слой своей души, эти характерные искорки в глубине ее глаз. Кусочек черноты из-под розовых обоев. Раз за разом сдирая этот сладкий налет, мне удалось найти мир, удивительно близкий мне, и, так и быть, пускай остается эта карамелька, я ее тоже люблю.
Это второй «Мир», такой вот странный и розовый. Моя идея состояла в том, чтобы сделать его двухслойным, чтобы под этой «девчачестью» таилось что-то иное. Еще ни одна съемка мне не давалась так тяжело.
Месяцев 9, как положено, я ее вынашивала, месяца 2 на подготовку и еще месяца 2 на постобработку. Это первый мир, созданный абсолютно с нуля. Ровно все, что вы видите в этой комнате, было собрано, притащено, приклеено специально для съемки.
Фотографировала я его на пленку, с двумя импульсными источниками света с софт-боксами (имеется в виду правая часть двойного снимка, левая же снята при естественном свете). Чтобы посмотреть этот мир целиком и увидеть «нижний слой», загляните ко мне в соответствующий альбом.
Это четвертый «Мир», который получился, пожалуй, самым гармоничным, потому что «хозяин» и «гость» строили его вместе. Эти яркие ребята, по сути, сделали все сами – и смастерили грибы из папье-маше, и подобрали наряды с украшениями, а обои на заднем плане – это просто типичное оформление их комнаты. Нам с визажистом осталось только прийти, сделать им макияж, и все это зафиксировать.
Детали говорят о том, что они люди веселые, яркие, необычные и творческие, причем даже в мелочах – они сами создают свой образ и свое пространство. Это веселый мир, и мне было радостно его снимать в клубах пахнущего медом кальянного дыма, особенно слякотной и серой московской весной. Использовано было, как нетрудно догадаться, естественное освещение из окна.
Этот кадр можно назвать предтечей моей съемки о «Чужих мирах». Мы собрались с подругой, и я предложила ей принести все, что она ассоциирует со своим миром и своим личным пространством. Она притащила огромную сумку, забитую до краев самыми разными вещами: кистями, красками, рамками, разноцветными стеклами, там были даже тыква и деревце в горшке!
Мне кажется, по имеющимся предметам несложно догадаться о том, на кого она учится, кем мечтает стать, о её характере и увлечениях. Впрочем, некоторые из принесенных предметов остались загадочными даже для меня. Мы собирались создать несколько безумное, яркое и сочное пространство, и мне кажется, нам это удалось.
К слову, я даже не думала, что матовые экраны-шторы в ванной могут работать как прекрасный огромный софт-бокс – тут я использовала один импульсный источник света. Для того, чтобы захватить все пространство, я накрутила на свою цифровую камеру объектив «рыбий глаз», благо, искажение перспективы здесь пришлось только кстати.
Идея этой фотосъемки возникла случайно. Дело в том, что у меня довольно сложные отношения с кулинарией, и как-то кто-то из друзей скинул мне юмористический рецепт обычного яблочного пирога, расписанный специально для мужчин. Звучит он так:
«Возьмите из холодильника 10 яиц, положите на стол оставшиеся семь и вытрите пол, в следующий раз будьте предельно внимательны. Возьмите таз и разбейте об его угол яйца, вылейте их содержимое в таз. Протрите стол от желтков, будьте аккуратны. Итак, у нас в тазу 5 желтков. Теперь возьмите миксер, вставьте венчики и начните взбивать желтки. Вымойте лицо, шею, руки и спину, вылейте желток из ушей. В итоге у вас в тазу осталось два взбитых желтка, как раз они нам и нужны для пирога. Обклейте стены и потолок кухни газетой, накройте мебель какой-нибудь тканью. Насыпьте 200 грамм муки в стакан, затем высыпьте в таз с желтками, оставшиеся 800 грамм соберите аккуратно обратно в пакет. Убедившись в том, что потолок и обои обклеены газетой, начинайте взбивать. Примите душ. Возьмите 4 больших яблока и острый нож, предварительно сбегайте в аптеку и купите йод, пластырь и бинт. Пора приступать к очистке яблок. Обработайте большой палец йодом и забинтуйте его. Нарежьте яблоки кубиками и помните, нам понадобится 2 яблока, так что в процессе готовки можно съесть только половину, обработайте йодом указательный и средний пальцы. Единственное оставшееся и уже нарезанное яблоко сбросьте в тазик, подберите с пола упавшие кусочки, промойте их. Взбивайте все миксером, отмойте холодильник, потом засохнет - не смоете. Теперь выливайте содержимое в сковородку и ставьте в духовку. Подождите час и, не увидев ощутимых изменений, включите духовку.»
Сложно рассказать, как я смеялась, потому что, хоть я и не мужчина, но эта утрированная статья была написана будто про меня. И я решила воспроизвести историю. Газеты, разбитые яйца, рассыпанная мука – все это именно оттуда. А теперь представьте, как мы это убирали… Из полученной смеси, к слову, нам удалось поджарить аж 5 толстенных блинов. Съемку я назвала «Кухонный ужас».
В данной статье я не задавалась целью научить вас чему-то – скорее показать, каким образом может быть использована окружающая обстановка для формирования атмосферы и сюжета снимка. Надеюсь, это было интересно и не скучно. И, разумеется, все это не отменяет основных правил композиции и работы со светом.
При съемке фотографий данного типа важно не перегружать снимок незначительными деталями, а оставлять лишь то, что несет смысловую или эмоциональную нагрузку, помогает вам рассказать именно ту сказку, которая живет у вас в голове. Грань достаточно тонкая. Помните, что все хорошо в меру, и не стоит пытаться объять необъятное.
Должна отметить, что ассоциации порой бывают слишком индивидуальны, и может получиться так, что зритель увидит не тот смысл, который вы закладывали изначально, или же поймет ваш кадр более широко, привнося такие интересные интерпретации, которые вы и не предполагали. И, как мне кажется, это здорово.
Автор статьи: Анна Смолина
Сочетание естественного света и вспышки – не самая простая техника. Ведь при её использовании вы опираетесь на правила съемки двух разных видов освещения сразу....
Читать дальше →Вспышки обычно считают тем инструментом, который используется в помещении и уж никак не в горных регионах с переменчивой погодой. Сейчас на улице +23, а через минуту налетит ветер...
Читать дальше →Чувствуете ли вы «Жажду скорости»? Вы наверняка видели крутые фотографии, когда определенное динамическое действие показывается навеки застывшим во времени, и хотели...
Читать дальше →Исследовать новые техники съемки и делиться ими с другими – один из самых приятных аспектов работы профессионального фотографа дикой природы. Это мотивирует меня постоянно...
Читать дальше →Поляризованный свет – это свет, волны которого колеблются в одном направлении. Можно создать потрясающие фотографии с замерзшими кристаллами льда, которые...
Читать дальше →Фокусная (фокальная) точка – термин, который часто используют фотографы и блоги о фотосъемке. Они говорят: «Создайте фокальную точку. Она должна быть первым и последним местом...
Читать дальше →Окно закроется автоматически через 3 секунды
Здорово! Здесь и живопись и поэзия, и драматургия, целый спектакль в одной фотографии! Эмоции переполняют!
Большое спасибо за такие хорошие статьи.
Тут даже не столько информации передается, сколько ощущений и чувств. Возникло желание познакомиться и пообщаться с Вами))
Спасибо большое!
Просто СУПЕР!!!!!!! Благодарю!
Браво!Но вот пироги печь надо бы научиться.)
Я тренируюсь в этом направлении, как показывает практика, с пирогами и блинами я не безнадежна. Новая вершина - котлеты