Частые ошибки при использовании автофокуса

Знание того, как работает система автофокуса камеры позволит делать резкие снимки даже в трудных условиях. Снимок: Ben Hall

Главная цель фотографа, за несколькими исключениями, состоит в том, чтобы основной объект был резким. К счастью, эту же цель преследуют современные системы автофокусировки (АФ). Однако, несмотря на их продвинутость, они не гарантируют 100% надежности. Не существует такой настройки, которая гарантировала бы, что каждый предмет будет резким в любой ситуации. Важно понимать, как работает система автофокуса вашей камеры, знать условия, которые могут помешать ей корректно работать, а также настройки или методы, которые позволят вам получить желаемые результаты.

Использование большой зоны АФ упрощает отслеживание активно движущихся объектов. Снимок: Angela Nicolson

Как работает система автофокуса моей камеры?

Существует два вида систем автофокуса, активно использующихся на сегодняшний день: фазовая детекция и контрастная детекция. В цифровых SLR при съемке через видоискатель применяется фазовая фокусировка, а при переключении в режим Live View многие (за исключением недавних моделей зеркалок Canon) переходят на контрастный автофокус.

Беззеркальные камеры работают в постоянном режиме Live View и используют либо контрастную детекцию, либо гибридную систему, сочетающую в себе оба вида. Даже если в них применяется контрастный автофокус, он в большинстве случаев гораздо лучше аналогичных систем в режиме Live View среднестатистической зеркалки.

Механика фазовой детекции немного отличается в зависимости от того, использует она зеркало DSLR или сенсор беззеркалки, но принцип остается тем же. Свет из объектива попадает на две пары или группы пикселей. Если интенсивность света этих пикселей равна, объект в фокусе. Если между ними есть разница, значит объект расфокусирован, и камера рассчитывает, как соответствующим способом отрегулировать объектив.

Контрастная детекция полагается на то, что в сфокусированном состоянии объект имеет наибольший контраст. Это довольно точный метод, но он не может определить, в каком направлении двигать объектив из-за чего ему приходится выискивать фокус. Следовательно, этот подход в определенной мере медленнее, чем фазовая детекция. Однако, производители беззеркальных камер активно работают над ним и сейчас он работает быстрее, чем когда-либо. Такие технологии, как Panasonic Depth From Defocus (DFD), помогают камерам на подобие Panasonic Lumix G9 и GH5 получать сверхрезкие снимки быстродвижущихся объектов.

Автоматический АФ полезен для таких объектов, как цветок, который постоянно треплет ветер. Снимок: Angela Nicholson

Какой режим АФ стоит использовать?

Есть три основных режима АФ: одиночный (покадровый), непрерывный и автоматический. Одиночный (S-AF или AF-S) режим разработан для съемки неподвижных объектов. Когда он выбран, камера пытается сфокусироваться во время спуска затвора или нажатия на кнопку AF-on. Когда объект становится резким, она не будет регулировать фокус до тех пор, пока вы не отпустите кнопку и не нажмете её снова.

В режиме непрерывного автофокуса (C-AF или AF-C) камера продолжает фокусироваться пока вы держите нажатой кнопку спуска затвора. Это делает его идеальным вариантом для съемки движущихся объектов. Однако, непрерывный автофокус не подойдет для техники фокусирования и рекомпоновки. Также будьте внимательны при съемке статичных объектов в этом режиме, поскольку фокус может начать "гулять", что замедляет процесс и может привести к неправильной фокусировке.

Автоматический автофокус (AF-A или A-AF) – хороший выбор, когда вы не уверены, что предстоит фотографировать. В случае с уличной фотографией, например, сейчас вы можете снимать статичную сцену, а уже через минуту что-то, активно двигающееся. Однако, если вы четко знаете предстоящие условия съемки, гораздо лучше использовать S-AF или C-AF, поскольку в режиме A-AF камере приходится принимать определенные решения, из-за чего могут возникать ошибки и задержки.

АФ для глаз поможет получить нужную фокусировку при съемке людей. Снимок: Angela Nicholson

Какое отношение искусственный интеллект (ИИ) имеет к автофокусу?

AF-системы с распознаванием лица и глаз существовали уже определенное время, и они очень полезны при фотографировании людей. Автофокус на глазах особенно помогает — он обеспечивает резкость самой важной части кадра, а вы тем временем можете сконцентрироваться на таких аспектах, как композиция и поиск удачного момента.

Проблема некоторых систем распознавания лиц в том, что они могут “увидеть” лица там, где их нет, что приводит к некорректной фокусировке. Поэтому лучше выключать подобные функции, когда вы ими не пользуетесь.

Благодаря распространению искусственного интеллекта и росту вычислительной мощности вполне вероятно, что в ближайшем будущем мы научим компьютеры распознавать всё больше объектов. Sony уже расширила возможности своей системы Eye AF, добавив распознавание глаз животных, или, по крайней мере, глаз котов и собак. Olympus OM-D E-M1X может распознавать машины, поезда и самолеты, а Panasonic Lumix S1 и S1R научились определять животных. Они все работают достаточно хорошо, упрощая фокусировку на этих объектах.

Несмотря на то, что современные системы автофокуса невероятно умны, бывают случаи, когда надежнее или проще сфокусироваться вручную. Камеры обычно тратят определенное время на замер расстояния до фотографируемого объекта, из-за чего, например, при макросъемке быстрее будет сфокусироваться вручную. Когда в кадре есть что-то наподобие фонтана или листвы, это скорее всего одурачит систему автофокуса, поэтому лучше не надеяться на неё и переключиться в ручной режим.

Если вы используете зеркальную камеру, не мучьтесь с крошечным видоискателем, а активируйте режим Live View, чтобы получить возможность приближать фокусную точку и пользоваться функцией фокус-пикинга.

Маленькая точка автофокуса обеспечивает более точный контроль. Снимок: Angela Nicholson

Никогда не пользуйтесь режимом автоматической точки АФ: правда или ложь?

Большинство моделей камер имеют несколько режимов выбора точки автофокуса. Среди них есть: одна точка, несколько точек, все точки или автоматический выбор точки, участок и трекинг. Чем меньше размер фокусируемого участка, тем более точный контроль вы получаете над процессом. Однако, если объект двигается, стоит выбрать несколько точек или фокусировку на участке.

Раньше не было особого смысла использовать режимы All-point или Auto-AF, поскольку камера просто фокусировалась на ближайшем и наиболее центральном предмете. Однако, недавние системы автофокуса Sony в корне поменяли ситуацию. Её режимы Wide и Zone Focus Area работают превосходно и отлично справляются с отслеживанием двигающихся объектов при съемке в режиме непрерывного автофокуса в моделях A6400 и Alpha 7 III. Стоит отметить, что они обычно выбирают наиболее приближенную часть объекта и, если он прекращает двигаться, есть вероятность, что камера сфокусируется на участке перед ним.

Режимы Sony Lock-on AF и Real-Time Tracking похожи на режимы трекинга конкурентов, но на данный момент лучше большинства из них. Сначала нужно установить фокусную точку на объекте, а затем спустить затвор для активации фокусировки. После начала съемки камера берет под контроль позицию точки автофокуса. Обычно она следует за объектом, но иногда начинает отставать, из-за чего приходится прекращать съемку и устанавливать её позицию заново.

Большинство режимов трекинга автофокуса не настолько быстрые или точные, как у Sony, но могут пригодиться при съемке медленных или неподвижных объектов. Например, можно разместить точку автофокуса на основном объекте, и она будет оставаться на нем, пока вы будете пробовать разные композиции.

При съемке портретов с широкой диафрагмой на 85 мм объектив лучше всего установить точку АФ, чем фокусироваться и делать рекомпозицию. Снимок: Michael Topham

Я люблю фокусироваться и делать рекомпозицию — это нормально?

Когда у камер была всего одна точка автофокуса, часто приходилось прибегать к технике фокусирования и рекомпозиции. Однако, сейчас такой подход может привести разве что к ошибкам. Например, если вы делаете портретный снимок с 85мм f/1.4 объективом с широко открытой диафрагмой, глубина резкости настолько мелкая, что использование центральной фокусной точки для фокусировки на глазах и рекомпозиция приведут к тому, что бровь или нос будет резче, чем зрачок. Поэтому гораздо лучше компоновать снимок и использовать точку автофокуса, расположенную ближе всего к участку, который должен быть резким.

Зачем использовать фокусировку задней кнопкой?

Даже с высокой частотой кадров важно точно рассчитывать время снимков. Фокусировка задней кнопкой может помочь с этим, убирая активацию автофокуса с кнопки спуска затвора. Вместо этого для управления системой автофокуса вы используете кнопку AF-on на задней стороне камеры (или другую назначенную кнопку) и спускаете затвор только, когда нужно сделать снимок.

Это особенно полезно во время съемки быстро разворачивающихся событий. Например, во время съемки мотоспорта, вы хотите запечатлеть машину на пике изгиба дороги. Чтобы это сделать, нужно установить фокус при помощи кнопки AF-on и тогда при спуске затвора он не сместится.

У большинства камер возникают проблемы при фокусировке на силуэтах, если только не разместить активную точку АФ возле контрастного края. Снимок: Angela Nicholson

Моя система автофокуса не может зафиксироваться — что делать?

Чтобы AF-система могла работать, ей нужен свет и контраст. Именно из-за недостатка контраста у камеры возникают проблемы при фокусировке на залитом светом листе бумаги или гладкой стене. Если вам удастся найти хоть какую-то деталь, пусть это даже будет след от склейки обоев, камера быстро поймает фокус.

Поскольку фазовые сенсоры в зеркальных камерах зачастую расположены полосами, они “видят” объекты, которые пересекают их, а не идут вдоль, поэтому полезно будет знать расположение этих сенсоров. Также в таком случае очень полезны перекрестные точки автофокуса — они позволяют определить детали объектов в более, чем одном направлении.

Если у вашей камеры возникают проблемы с фокусировкой, поищите контрастный участок или переключитесь на центральную точку автофокуса. Помимо того, что она является перекрестной, обычно она наиболее чувствительна.

Иногда у камер есть несколько перекрестных точек АФ, поэтому полезно будет знать, где они расположены, особенно при съемке активного действия или в условиях низкой освещенности.

Зная, как двигается объект, вы сможете определить идеальные настройки автофокуса. Снимок: Angela Nicholson

Стоит ли настраивать систему автофокуса?

У некоторых камер есть серьезные возможности кастомизации системы АФ. Они позволяют отрегулировать такие аспекты, как реакция на изменение расстояния до объекта или его выход из выбранной фокусной точки.

Многие фотографы предполагают, что лучше всего установить быструю реакцию камеры на любое изменение, однако, иногда наличие небольшой задержки предпочтительнее. Допустим, вы фотографируете пловца, плывущего брассом по направлению к вам. В таком случае, если установить очень быструю реакцию, камера будет рефокусироваться на переднем крае бассейна каждый раз, когда пловец ныряет под воду, и снова фокусироваться на нем, когда он появится в кадре. Определенная задержка автофокуса поможет фокусу оставаться на объекте.

Чтобы получить максимум от систем кастомизации, стоит учитывать виды и условия съемки, с которыми вы обычно работаете — например, часто ли между вами и вашим объектом мелькают преграды.

Разгадки основных тайн автофокуса

  • Зачем нужно ограничение фокуса? Если ваш объект будет находиться в определенном диапазоне, полезно будет активировать ограничитель фокуса, чтобы камера не выискивала его по всему фокусному расстоянию.
  • Что такое фокус-стекинг? Суть этой техники заключается в том, что делается несколько снимков, каждый из которых имеет слегка отличающееся фокусное расстояние. Затем снимки компонуются в один. Полученный композит имеет гораздо большую глубину резкости, чем любой из отдельных снимков. Данная техника очень популярна среди макро-фотографов.
  • Почему автофокус зависит от используемого объектива? Разные объективы имеют разные моторчики, которые управляют положением фокусных элементов. Также объективы с большей максимальной диафрагмой пропускают больше света, что помогает системе автофокуса.
  • Почему точки АФ полнокадровых зеркалок находятся рядом с центром? Виньетирование, а также расположение основного и дополнительного зеркала DSLR означает, что сенсор автофокуса меньше, чем сенсор съемки, из-за чего фокусные точки расположены в центре.
  • Могут ли f/5.6-чувствительные точки автофокуса использоваться при меньших значениях диафрагмы? Да. Фокусировка происходит с максимально открытой диафрагмой, поэтому если светосила вашего объектива равна f/5.6 или больше, все в порядке.

Нужно ли калибровать новый объектив?

Небрежность производителя может привести к тому, что AF-сенсор камеры и объектив не идеально совмещены, из-за чего снимки будут получаться не настолько резкими, как ожидается. К счастью, камеры высокого уровня имеют функции калибровки объектива и микрокоррекции автофокуса, призванные решить эту проблему. Следующие шаги демонстрируют, как откалибровать автофокус в камере Canon EOS 5D Mark IV, используя бесплатный шаблон из интернета http://www.squit.co.uk/photo/files/FocusChart.pdf.

1. Установите мишень

Распечатайте и поставьте мишень, после чего закрепите камеру на штативе, поставив её на расстоянии минимум 25х от фокусного расстояния объектива. Не забудьте активировать предварительный подъем зеркала.

2. Установите максимально широкую диафрагму

Прежде, чем фокусироваться и делать снимок, установите самую широкую доступную диафрагму и разместите центральную точку автофокуса на маркере шкалы. Рефокусируйтесь и повторяйте, пока не получите пять снимков.

3. Оцените снимки

Откройте фотографии на компьютере и внимательно изучите их в 100% масштабе, чтобы определить, где фокусируется камера – спереди или позади мишени.

4. Найдите в меню AF Microadjustment

Откройте настройки камеры и выберите AF Microadjustment в разделе AF Options. Нажмите кнопку Set и пролистайте вниз до пункта Adjust by lens прежде, чем нажимать кнопку Info для доступа к настройкам.

5. Проверьте серийный номер объектива

Нажмите кнопку Info еще раз и проверьте серийный номер. Если нужно, используйте кнопку Set и основное колесико, чтобы установить корректный номер, после чего выберите OK.

6. Отрегулируйте фокусную точку

Вы можете откорректировать фокусную точку для минимального и максимального фокусного расстояния. Используйте колесико прокрутки для выбора ФР, которое необходимо отрегулировать, затем нажмите Set.

7. Установите коррекцию фокуса

Используйте основное колесико, чтобы установить коррекцию фокуса. Для переднего фокусирования используйте положительное число, а для заднего – отрицательное. Нажмите Set, а затем Menu.

8. Доработайте калибровку

Еще раз сфотографируйте мишень и изучите снимки, чтобы определить, нужны ли дополнительные коррекции. Если необходимо, повторите процесс.

9. Повторите для остальных объективов

Если вы калибруете зумный объектив, повторите процесс коррекции для длинного угла после того, как закончите калибровать короткий.

Автор: Angela Nicholson

01/10/2019    Просмотров : 29508    Источник: amateurphotographer.co.uk    Перевод: Алексей Шаповал
Версия для печати Скачать в pdf

Комментарии: 3

  • Осталось символов: 5000
    Формат JPG Удалить
    Ожидаем загрузку изображений
  • Алексей Кадесников 9 Мая 2021 - 10:35:45

    Видоискатель отсекает ненужный мусор и формирует самое важное - "видение кадра". Мода на съёмки в режиме лайф вью и беззеркалки в целом "отупляют" фотографов. Снимают на вытянутой руке, а потом режут в редакторах... Для коммерции в самый раз, творчеством назвать это язык не поворачивается.


  • Владимир Грибков 25 Октября 2019 - 18:33:21

    Спасибо! Интересно.


  • Андрей Брадобрей 1 Октября 2019 - 11:52:25

    Рекомпозиция прекрасно работает при использовании 3D-фокусировки у Nikon D750, например. Фокусируешься центральной точкой, она держит как клещ - и крути камеру как надо, строя кадр...


Еще уроки из рубрики "Советы по фотографии"

Как фотографировать с призмой

Призмы, которые обычно показывают на уроках физики в школе, могут стать отличным аксессуаром для творческой съемки. Они создают превосходные радужные блики и другие эффекты...

Читать дальше
19/01/2020. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
38 096
0

Как делать инфракрасные фотографии: часть 2

В первой части мы уже рассмотрели, как конвертировать обычную камеру и сделать её пригодной для ИК-съемки. Теперь давайте узнаем всё, что необходимо для получения превосходных...

Читать дальше
24/12/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
13 461
0

Как делать инфракрасные фотографии: часть1

Цветная инфракрасная (ИК) съемка – потрясающее и удивительно простое занятие, если иметь в своем распоряжении правильные инструменты и техники. В этом материале, разделенном...

Читать дальше
03/12/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
17 237
3

Как сочетать разный свет в портрете

Использование своих источников света при съемке уличных портретов дает возможность осветить объект под любым выбранным углом.

Читать дальше
11/11/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
16 220
0

Как делать самые лучшие уличные фотографии

Всего несколько десятков лет назад термина "уличная фотография" даже не существовало, хотя на самой первой в мире фотографии, сделанной Жозефом Нисефором Ньепсом в 1826, изображен город.

Читать дальше
04/11/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
20 744
0

Ручная настройка баланса белого

Большинство современных камер, будь это DSLR или беззеркалки, имеют возможность вручную задать баланс белого в зависимости от условий съемки. Такая возможность есть даже у...

Читать дальше
25/10/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
37 104
0

Наверх
Орфографическая ошибка в тексте:
своими руками В этом уроке рассказывается, как сделать складной софтбокс размером 40х40 см, который похож на

Послать сообщение об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице.

Ваше сообщение отправлено. Спасибо!

Окно закроется автоматически через 3 секунды