Что я хотела бы знать о фото 7 лет назад

Я начала заниматься фотографией в 2006 году, и сейчас, оглядываясь назад, мне бы очень хотелось знать то, что пришло за эти годы съемок с опытом. Это не какие-то специальные техники, просто общие советы, благодаря которым я могла бы где-то сработать лучше и эффективнее, не упустить то, что упустила, не обжечься там, где обожглась.

Говорят, что на своих ошибках учатся люди недалекие, с готовностью признаю, что отношусь к таковым, поскольку именно этот способ всегда был для меня наиболее эффективным. Когда на лбу остаются следы от всем известного дачного инструмента, забыть о сделанном шаге уже не так-то просто, и обидно куда сильнее, чем больно.

Тем не менее, я думаю, что эти наблюдения могут помочь избежать моих оплошностей тем, кто только начинает свое погружение в захватывающий мир фотографии. Здесь не будет никаких технических деталей, и эти заметки вряд ли будут интересны тем, кто уже давно занимается съемкой на профессиональном уровне, у них свои секреты и техники.

Это всего лишь желание поделиться моим личным опытом в том, что касается мотивации, организации процесса и технологии обучения. Итак, здесь описано то, что я хотела бы знать о фотографии 7 лет назад, но не понимала, что, собственно, спрашивать, да и у кого.

Зарисовывайте или записывайте все свои идеи

У меня обычно в голове всплывают готовые картинки того, что я хочу увидеть в итоге, и в одно время я даже пошла учиться рисовать, чтобы иметь возможность делать эскизы, чуть более приближенные к моему видению, чем зарисовки на уровне 5 класса, на которых остановился мой путь как художника. Рисовать я, к сожалению, так и не научилась, поэтому свои идеи я записываю.

Как часто бывает так, что где-нибудь посреди ночи к вам приходит озарение, но с кровати вставать так лень, и вы решаете, что запишете все утром, но в девяноста случаях из ста утром вы уже не вспомните, о чем думали накануне. Очень многие идеи ушли в небытие просто потому, что я их не записала. Каким-то образам понадобится время, чтобы оформиться окончательно, но когда вы видите их на бумаге или на компьютере, вы можете к ним вернуться позже и заново обдумать.

Если у вас есть смежное образование в изобразительном искусстве, это дополнительная (совершенно потрясающая) возможность для вас, и не стоит её упускать.

Автор фотографии - ranga krishnamani

 Не тяните с обработкой

Съемку желательно обрабатывать, пока вы находитесь «на волне» этой самой съемки. Чем дольше вы откладываете, тем сложнее вам будет взяться за обработку. Теряется настроение, вы забываете, что и как вы видели и чувствовали в тот день. Со временем вы начинаете видеть все больше недостатков в кадрах, которые были сделаны ранее, и шансы, что они когда-либо будут закончены и опубликованы, все уменьшаются. А обработка каждой съемки – это тренировка, даже если после вы признаете, что ни одного шедевра в тот день рождено не было.

Стоит отметить, что есть кадры, которые, напротив, должны «настояться». Если вы видите в кадре потенциал, но не знаете, что делать с изображением в данный текущий момент, отложите его и подождите. Иногда ждать приходится пару лет, пока уровень вашего владения графическими редакторами не доходит до того, какой необходим этому конкретному снимку.

Не используйте штампы

Иногда вы находите какой-то способ обработки, который вам особенно нравится. Вы записываете «действие» в Photoshop, и ускоряете процесс обработки в разы, радуясь такой чудесной находке и обретению собственного стиля. В какой-то момент вы уже даже перестаете думать о том, хорошо ли смотрится данный фильтр на каждом обрабатываемом вами кадре, и в этот момент это становится опасным.

Подход к каждой съемке должен быть индивидуальным, иначе вся ваша работа превращается в ремесло, и потенциал ряда кадров, которые в ином случае могли бы получиться очень привлекательными, остается нераскрытым. Посмотрите на работы признанных фотографов. Даже имея свой стиль, они не перестают удивлять, и над каждым кадром работают так, будто он единственный в своем роде.

Используйте подходящую технику

Всегда продумывайте заранее, что вам нужно, не несите на съемку весь свой фотокомплект «просто на всякий случай», если, конечно, не планируете заодно заняться спортом, устанете еще по дороге на локацию.

Я так несколько раз поносила на съемки весь свой студийный свет, килограмм десять, не меньше. Но меня можно понять, я его тогда только купила, и никак не могла оторваться от новой игрушки, горя желанием опробовать его во всех возможных интерьерах. Когда эдак после пятого путешествия в глубокое Подмосковье на автобусе или электричке со всем этим богатством я поняла, что у меня уже вообще не осталось желания снимать, учитывая, что использовала я его кадров для 10 из 100 максимум, стало очевидно, что так продолжаться не может.

Съемка должна приносить удовольствием обеим сторонам, и совершенно бессмысленно усложнять себе жизнь без особой на то причины. То же правило относится и к объективам. Если вы собираетесь снимать портреты на природе, широкоугольный объектив вам, скорее всего, не понадобится, если у вас только нет какой-то особой задумки насчет бессмысленности и незначительности человеческого бытия по сравнению с величием Вселенной.  При съемке в маленькой комнате, напротив, телеобъектив может оказаться неприменим. Продумывайте, что вам нужно. Действительно нужно.

Тренируйтесь дома

На начальных этапах не стоит упускать ни единой возможности поснимать. Тренируйтесь дома, тренируйтесь на улице, мучайте друзей, бродите по улицам, носите за собой фотоаппарат на работу, на учебу и в ванную. Пусть вас все ненавидят, но друзья все равно простят, а к коммерческой съемке вы будете уже гораздо лучше подготовлены.

Я пришла к выводу, что первый этап должен быть максимально интенсивным, вы должны полностью погрузиться в фотографию и думать о ней днями и ночами, это позволит сделать первый большой шаг, а дальше будет гораздо легче. Если вы снимаете раз в полгода, вы, вероятно, никогда не сделаете какого-то особого прорыва в уровне съемки, потому что опыт и тренировка, постоянная, просто необходимы.

Фотоаппарат не велосипед, один раз научившись снимать, забыть, как это делать, без должного уровня практики, более чем реально.

Учитесь видеть обычные вещи в необычном ключе

Это также отличная практика, и не только на начальной стадии. Всегда старайтесь разглядеть что-то особенное и необычное в том, что вы снимаете. Если это цветок, то пусть зритель пять минут ломает голову над тем, что за цветок, а потом еще три часа – над тем, как же вы это сняли.

Я утрирую, разумеется, но внимание к деталям сослужит вам очень хорошую службу. Обращайте внимание решительно на все, это прекрасная практика. У меня на старом компьютере сохранились тонны фотографий всевозможных странных теней, отражений в витринах, птиц, цветочков, прорастающих через асфальт и прочего, что снимают решительно все в начале, а некоторые и после, только уже иначе. Я сейчас практически не снимаю города, только для собственного удовольствия, но привычка подмечать мелочи сохранилась и по сей день, и я очень тому рада.

Автор фотографии - ...maybe...

Всегда находитесь в поиске локаций, моделей, идей

Этот пункт также связан с внимательностью, ну и со смелостью. Я упустила немало прекрасных возможностей просто потому, что когда-то постеснялась спросить, когда-то не заглянула в маленький переулок, а когда-то поленилась позвонить другу и сказать: «Хей, у меня то самое настроение, давай сегодня поснимаемся?». Я твердо уверена сейчас, что лучше попробовать и не достичь успеха, чем даже не пытаться.

Неожиданное открытие по прошествии многих лет: люди в большинстве своем не кусаются. Более того, если вы подойдете к красивой девушке и скажете ей честно, что, по вашему скромному фотографическому мнению, она сегодня выглядит сногсшибательно, и попросите сделать кадр, вы правда думаете, что большинство девушек оскорбится таким замечанием?

Не забудьте предложить выслать фотографию, потому что большинство людей все же хотят контролировать поток фото, на которых они изображены. Ну и почту красавицы узнаете заодно.

Не тяните с воплощением идей так же, как и с обработкой

После того, как вы заставили себя встать посреди ночи, вылезти из-под теплого одеяла, что, на мой взгляд, уже может расцениваться как проявление величайшего героизма, и записать пришедшую вам в голову идею, не откладывайте её в долгий ящик. Идея всегда существует в контексте вашего текущего жизненного состояния.

Да, большинство идей должны «настояться», оформиться, но не очень долго. У меня есть уже приличный список задумок, которые я не воплотила, и, пожалуй, никогда не воплощу, потому что уже не интересуюсь вещами, которые казались такими захватывающими на тот момент времени. Этого уже, конечно, не проверить, но я считаю, что это упущенные кадры. Такие же, как если вы не спросили прекрасную незнакомку, можно ли её сфотографировать.

Одна из моих съемок потребовала девятимесячной подготовки, и я до сих пор помню, как тяжело было снимать по прошествии такого немалого времени. Просто когда мы её только придумали – мы были полны энтузиазма. Когда же мы наконец смогли её воплотить – мы уже изменились, да и очень устали за время подготовки.

Автор фотографии - vita nova photography

Показывайте свои работы

Я считаю, что съемка «в стол», особенно на первых этапах, бессмысленна. Когда каждый кадр кошечки или цветочка кажется вам шедевром, или же, напротив, стыдом и срамом, вам однозначно нужно стороннее мнение.

Мои друзья и коллеги очень мне помогли на первых порах, когда я засыпала их жуткими кадрами с фонарями, листиками на асфальте и пустыми скамейками в парке, на которые мне сейчас и взглянуть-то стыдно.

Но вот они тогда отнеслись ко мне серьезно, подбадривали меня, ругали меня, говорили, что нужно исправить, чтобы пустая скамейка в парке обрела тот глубокий смысл, который существовал в моем мозгу, но был совершенно не очевиден всему остальному миру. Публичность – путь к развитию.

Всегда существуют исключения, вроде недавней истории об открытии фотоархива женщины, всю жизнь делавшей чудные жанровые снимки исключительно для себя, и никому их не показывавшей. Но кто знает, были бы эти снимки лучше, если бы она показала? Мое личное мнение – мне отзывы людей, смотрящих на мои кадры, очень помогли.

Будьте внимательны, слушайте критику

Просите об этой критике от тех, кто для вас авторитетен. Анализируйте и исправляйте свои ошибки. На первых этапах это особенно важно. Когда вы наберете популярность, появятся те, кто знает лучше. Как говорится, «как бы хорошо ты ни делал что-то, всё равно всегда найдется человек, который думает, что знает, как он мог бы сделать это лучше, если бы умел.» Разумеется, критику надо фильтровать и подходить к её анализу разумно, но игнорировать её нельзя, особенно если понимаете, что в ней есть рациональное зерно.

Автор фотографии - amanosamarpan

Я никогда не посещала никакие специальные курсы, не было времени и возможности, но я очень много читала, слушала и спрашивала. По-моему, самообразование – одна из важнейших вещей в любом хобби, вы сами можете выбирать то, что вам интересно, и развиваться в выбранной области, благо, фотография настолько популярна сейчас, что найти соответствующую литературу практически на любую тему не составит труда.

Используйте все, что есть под рукой

Не отказывайтесь от съемки потому, что у модели нет бального платья и хрустальных туфелек, у вас нет бюджета, а вам нужна Золушка, а без Золушки и жизнь не в радость. Сотворите платье из занавесок, туфельки из пищевой пленки, замок из картона, принца из дворника Васи, а с конем и каретой вы уж как-нибудь сами пофантазируйте.

Моя практика показывает, что большинство идей можно воплотить при помощи сподручных материалов, а если внимательно смотреть по сторонам и запоминать интересные места, проблем с выбором локаций также возникнуть не должно.

Платье из кусков ткани, найденных в закромах Родины. Автор фотографии – Анна Смолина.

Нужно знать, на чем можно экономить, а на чем нет

Каждая моя попытка сэкономить на объективах заканчивалась разочарованием и тем, что мне в конце концов все же приходилось покупать нормальное стекло. Я не говорю сейчас о специфических объективах, которые покупаются исключительно ради интереса. Например, покупая «рыбий глаз», вполне можно начать с б/у или с дешевой версии вроде Zenitar. Покупая же основной объектив, будь то широкоугольник, если вы пейзажист, или телеобъектив, если вы увлекаетесь репортажами, лучше возьмите сразу хороший, потому что потом все равно придется менять.

Это именно тот случай, когда стоит подождать и подкопить, если нет возможности взять его сразу. Даже «тушка» не так важна, не говоря уже о сопутствующих товарах вроде сумки, штатива и пультиков дистанционного управления. Разумеется, в идеале все должно быть наилучшего качества, но в суровой реальности не все так богаты.

Пробуйте технику до того, как её покупать, чтобы не купить то, что лично вам не нужно и не удобно, для этого сейчас существует множество сервисов, где вы можете арендовать оборудование на определенное время. Не поддавайтесь массовой истерии относительно новинок, далеко не всегда новое значит лучшее, а уж тем более нужное. Мне в понимании этого помог студенческий бюджет.

Если вы можете себе позволить хорошую, качественную и новую вещь, чудесно, если нет – проверьте ebay, и возьмите хорошую, качественную, но подержанную.  Только, держа это все в уме, помните, что в конце концов, лучше снимать на плохую камеру, чем вообще не снимать.

МС Зенитар 16/2.8 «Рыбий глаз»

Будьте разборчивы, не делайте того, за что потом будет стыдно, не работайте с теми, кого будет неприятно вспоминать.

На начальном этапе не принято отказываться от проектов и предложений. Оглядываясь назад, я не могу сказать, что о чем-то жалею, но считаю, что стоило быть более разборчивой в том, на что я соглашаюсь. Если вы чувствуете, что ваш уровень объективно недостаточен для выполнения проекта – не соглашайтесь.

В данном случае лучше не сделать, чем сделать плохо, потому что на этапе, когда ваш имидж как фотографа только формируется, вы умудритесь его разрушить, восстановить его будет сложно. По крайней мере предупреждайте людей о том, что вы новичок, и даже если им страшно хочется сэкономить на свадебном фотографе, вы согласны им немного помочь, но не берите за себя ответственность за всю съемку, можете просто испортить отношения с людьми.

Также если вы чувствуете, что ваш клиент вам изначально неприятен, лучше не беритесь, потому что процесс съемки, обработки и лицезрения результата обещает быть пыткой. Впрочем, возможно это только я такая чувствительная. Главное помнить, чтобы вы ни делали, вы в ответе за результат.

Автор фотографии - marcandrelariviere

Изучите законодательную базу

Вне зависимости от того, в каком жанре вы снимаете, изучите законодательную базу, чтобы знать, что вам делать можно, а что нельзя. Скольких из вас останавливали в метро или на улице стражи правопорядка, утверждая, что вы не можете здесь снимать? Эта тема крайне активно обсуждается в интернете в последние годы, поэтому я не буду подробно на ней останавливаться.

Хочу заметить только, что в случае с портретами определенная юридическая подготовка может быть просто необходима. Это то, на чем я лично обжигалась бессчётное количество раз. Учитывая, что мои клиенты обычно либо друзья, либо пришли от друзей, я всегда склонна им доверять и считать, что все будет хорошо. Только вы никогда не можете знать личных ограничений, существующих в мозгу вашей модели.

Может возникнуть такая ситуация, что человек просто заставит вас удалить его снимки из интернета или портфолио, потому что у него что-то в голове переменилось, а вы ему слишком доверяли, чтобы подписать договор. Это не значит, что нужно перестать доверять людям, совсем нет. Просто лучше сделать шаблон договора, вносить корректировки по необходимости, знать, на какие уступки вы готовы или не готовы пойти, и скрепить вашу наикрепчайшую дружбу подписями. 

Этот вопрос серьезнее, чем кажется, и о нем нельзя забывать. Мне везло непростительно долго, но любое везение может рано или поздно закончиться, так что полагаться на него не стоит. Мое закончилось тогда и там, где я этого меньше всего ожидала.

Автор фотографии - Ouissi

Вместо заключения

Один из моих преподавателей по предмету, никак не связанному с фотографией, заметил, что интуиция – не то, с чем ты рождаешься, это то, что произрастает из опыта и анализа этого опыта, сознательного или бессознательного.

На мой взгляд, то же самое правило применимо к вашему фотографическому видению и стилю. Это то, что нужно развивать, над чем нужно думать, стараясь сохранять баланс между откровенно скучным и безвкусно вульгарным. Пробуйте себя во всех жанрах, прежде чем отказываться от какого-то из них. Вы никогда не узнаете, в чем вы хороши, пока не попробуете. Не останавливайтесь, когда думаете, что чего-то добились.

Процесс развития бесконечен, и не стоит обманываться общественным признанием, думая, что достигли вершин. Мне кажется, это как раз тут случай, когда перфекционизм можно считать достоинством, и я все время стараюсь себе об этом напоминать, потому что я лентяйка, а в этом деле остановиться значит…

Ничего хорошего не значит, чтобы уж не ударяться в высокопарные определения. Я желаю нам всем удачи и надеюсь, что мои наблюдения окажутся для вас полезными и застанут вас там, где не застали 7 лет назад меня.

03/05/2013    Просмотров : 44897    Источник: photo-monster.ru    Автор: Анна Смолина
Версия для печати Скачать в pdf

Комментарии: 17

  • Осталось символов: 5000
    Формат JPG Удалить
    Ожидаем загрузку изображений
  • Игорь Кузьминых 17 Сентября 2017 - 15:25:27

    Да, хорошо и правильно написано...
    Фотографии конечно нужно, стараться обрабатывать и отдавать заказчику как можно скорее... но бывает и так...
    Как-то раз пришел со съемки свадьбы и решил в этот же день начать обрабатывать снимки, но видимо устал..., всю свадьбу загнал в ЧБ!

    Утром на свежую голову глянул, понял что заказчики не поймут, сел переделывать.


  • Pawa 4 Января 2015 - 02:05:38

    Анна, Прекрасная статья! Все верно подмечено! Как есть, даже добавить нечего.
    з.ы. находясь еще на начальном этапе, уже сам начал набивать некоторые из вышеперечисленных шишек)


  • Ольга Макуха 11 Августа 2013 - 01:32:50

    Согласна по всем пунктам, сама пришла к тем же выводам,исключение - договор с клиентом, но у меня и нет пока коммерческих съемок

    Единственный вопрос-уточнение: как Вы относитесь к логотипу на фото? Меня не раз пинали коллеги-фотолюбители за то, что ставлю свое имя на фото (в правом нижнем углу) - даже не как копирайт, а больше для рекламы. И это срабатывало.


    • Анна Смолина 2 Октября 2013 - 15:50:02

      Я всегда подписываю фото. Долго искала подходящий вид логотипа, в итоге остановилась на имени-годе неброским шрифтом. На мой взгляд, это важно, и как реклама, и как защита. Буквально намедни явилась свидетелем случая, когда фотографию очень известной женщины-фотографа приписали другому, несмотря даже на наличие подписи на кадрах.


  • sitnichonok 13 Мая 2013 - 17:33:35

    Целый клад советов.
    Изучила внимательно от и до!
    Как раз только пришла к записи своих идей, все время рядом тетрадочка с идеями, а вот совет по их воплощению в жизнь, как и скорейшую обработку намотала на ус, ибо страдаю от задвиганий всех идей и дел в долгий ящик. Теперь постараюсь действовать сразу.
    Очень поолезный совет использовать подручные средства, задумаюсь. ибо постоянно ищещь путей сделать все идеально, купить реквизит, а ведь он реально под руками.
    В общем чудесная статья! ОГРОМНОЕ СПАСИБО!


  • djyana 9 Мая 2013 - 19:16:34

    Спасибо Вам за такую содержательную статью, я с при большим удовольствием прочитала. Отметила для себя кое что ))


  • Yuri Lomidze 7 Мая 2013 - 09:42:33

    Я не профессионал и не новичок, но причитал с огромным удовольствием! Ближе всего мне идея, что работа должна доставлять радость и удовольствие всем участникам работы.
    Хорошо бы все были готовы так поступать. Спасибо!


  • Дастан 7 Мая 2013 - 08:15:21

    Спасибо вам большое, так как я новичок в мире фотографии эти советы очень полезные мне


  • Рамиль Фаттахов 6 Мая 2013 - 20:36:45

    Полностью согласен


  • Jetrel 6 Мая 2013 - 14:04:09

    Спасибо, было интересно )


  • Verenich Olga 5 Мая 2013 - 22:11:34

    эта статья прямо про меня написана!!) я то думала, что я ненормальная...фотографией брежу, зарисовки идей делаю, друзей достаю...а оказывается это даже приветствуется!!:) Спасибо за статью! Я на правильном пути:)


  • Sveta 1104 5 Мая 2013 - 20:30:49

    Мне, как новичку, очень понравилась статья! Возможно даже некоторые советы удастся реализовать. Спасибо!


  • Lukosha 5 Мая 2013 - 05:38:21

    Мне понравилось, мысли схожие с моими. Спасибо!


  • Helha 4 Мая 2013 - 19:56:08

    Хорошо написано, мне понравилось! Спасибо!


  • Tylis 4 Мая 2013 - 17:04:55

    Спасибо!


  • Smbody 3 Мая 2013 - 18:17:15

    Хм, я наоборот предпочитаю обрабатывать хотя бы на следующий день, и то если это срочно.
    Мне кажется это личное и у каждого может формироваться по своему, поэтому не обязательно является неоспоримо хорошим советом.

    А так да, расплывчато, но вроде правильно все.


  • jujik72 3 Мая 2013 - 11:45:27

    Очень интересная и полезная статья, для тех, кто делает свои первые шаги в фотографии.


Еще уроки из рубрики "Советы по фотографии"

5 советов для путешествующих фотографов

Лето - традиционная пора отпусков, и многие из  нас отправляются на отдых в другой город, а у кого есть возможность, и в другую страну. И конечно, хочется сделать красивые...

Читать дальше
16/09/2024. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Автор: Евгений Карташов
1 325
0

Как фотографировать с призмой

Призмы, которые обычно показывают на уроках физики в школе, могут стать отличным аксессуаром для творческой съемки. Они создают превосходные радужные блики и другие эффекты...

Читать дальше
19/01/2020. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
40 152
0

Как делать инфракрасные фотографии: часть 2

В первой части мы уже рассмотрели, как конвертировать обычную камеру и сделать её пригодной для ИК-съемки. Теперь давайте узнаем всё, что необходимо для получения превосходных...

Читать дальше
24/12/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
14 240
0

Как делать инфракрасные фотографии: часть1

Цветная инфракрасная (ИК) съемка – потрясающее и удивительно простое занятие, если иметь в своем распоряжении правильные инструменты и техники. В этом материале, разделенном...

Читать дальше
03/12/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
18 324
3

Как сочетать разный свет в портрете

Использование своих источников света при съемке уличных портретов дает возможность осветить объект под любым выбранным углом.

Читать дальше
11/11/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
16 848
0

Как делать самые лучшие уличные фотографии

Всего несколько десятков лет назад термина "уличная фотография" даже не существовало, хотя на самой первой в мире фотографии, сделанной Жозефом Нисефором Ньепсом в 1826, изображен город.

Читать дальше
04/11/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
21 585
0

Наверх
Орфографическая ошибка в тексте:
своими руками В этом уроке рассказывается, как сделать складной софтбокс размером 40х40 см, который похож на

Послать сообщение об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице.

Ваше сообщение отправлено. Спасибо!

Окно закроется автоматически через 3 секунды