Cъемка спортивных соревнований

Зачастую у новичков возникают сложности при съемке спортивных соревнований и эти сложности связаны с тем, что в большинстве состязаний ситуация меняется каждое мгновенье, и сам основной объект съемки движется очень стремительно, особенно когда дело касается автомобильного спорта.

В этом материале я хотел бы дать некоторые советы по съемке гонок на примере соревнований по картингу, тем более что буквально на днях в нашем городе открылась моя персональная фотовыставка, посвященная этому виду спорта.

В этой статье я продемонстрирую наиболее распространенные приемы и постараюсь рассказать, каким образом технически они создаются. В статье использованы фотографии, снятые на фотокамеру Canon 450d, с использованием объективов: 70-200/4L и 17-40/4L.

Итак, сюжет, полностью "замораживающий" движение.

заморозка

ISO 100, диафрагма 4.0, выдержка 1/640

Это очень частый вариант съемки. Несмотря на то, что в таких кадрах по сути отсутствует какая-либо динамика, ее все же можно подчеркнуть. Например, разными планами на снимке. В частности в данном случае центрального гонщика пытаются обогнать еще двое, а за этим соревнованием наблюдают зрители на заднем плане. Многоплановость придает кадру не только некоторую динамичность, но и объем.

Такой "застывший" сюжет позволяет нам рассмотреть детали машины, детали экипировки гонщика и обратить внимание на его эмоции и сосредоточенность.

Чтобы снять такой кадр вам нужно использовать очень короткую выдержку (примерно от 1/600 до 1/3200 и короче) в зависимости от скорости объекта. Чем быстрее движется объект тем короче выдержка. Если погодные условия (например облачность) не позволяют установить такую короткую выдержку, можно поднять ISO.

Если вы находитесь внутри трассы, то бывает случаи, когда вам нужно резко развернуться, чтобы снять какую-то ситуацию, произошедшую буквально только что. Но в другой части трассы освещение может быть уже другим... Если вы будете вручную настраивать экспозицию по изменившиеся световым условиям, то просто упустите важный момент. В таких случаях на помощь приходят режимы приоритета выдержки или приоритета диафрагмы — автоматика камеры подстроится за доли секунды и кадр не будет ни засвечен, ни затемнен. Но к использованию этих полуавтоматических режимов нужно прибегать разумно, т.к. камера рассчитывает настройки исходя только из экспозиции, не учитывая, что мы снимаем быстродвижущиеся объекты.

Часто приходится снимать сцены, в которых гоночная машина движется навстречу к фотографу (как в примере выше) или, наоборот, от него — в этом случае использование стандартного автофокуса (типа one shot) невозможно, после того, как камера сфокусируется и собственно моментом, когда вы нажмете на спуск, пройдет доля секунды, но за это мгновенье автомобиль проедет несколько метров, следовательно фокус будет неверным и кадр испорчен.

В таких случаях следует использовать так называемый "Упреждающий автофокус" AI SERVO (в ф/а Canon) или Continuous servo AF (в ф/а Nicon), который автоматически рассчитывает скорость движения объекта и заранее подстраивает линзы объектива таким образом, чтобы фокус соответствовал положению объекта в момент нажатия на кнопку спуск.

Еще один интересный прием — это кадр с проводкой.

проводка

ISO 400, диафрагма 14, выдержка 1/50

Называется он так потому, что мы ведем объектив за снимаемым объектом, как бы следя за ним, и в это время снимаем. Таким образом объект съемки получается четким на фоне смазанного фона. Этот прием часто применяется при фотографировании автосоревнований, т.к. подчеркивает скорость и акцентирует внимание на машине.

Проводка

ISO 400, диафрагма 14, выдержка 1/50

Весь секрет таких фотографий в том, что мы ставим настройки фотоаппарата на длительную выдержку (соответственно зажимая диафрагму до нужного значения): чем длиннее выдержка, тем больше будет смаз фона, но и тем сложнее получить четкую картинку самого объекта. Кроме того, на очень длительных выдержках физически невозможно сохранить сам объект четким (если мы говорим о съемки с рук без использования штатива с плавающей головкой). Данная фотография сделана на выдержке 1/50 секунды. Использовать более длительную уже затруднительно.

Направляем объект на машинку и следим за ней в видоискатель, желательно фокусируясь по центральной точке, т.к. она дает наибольшую точность фокусировки, затем нажимаем и удерживаем кнопку "спуск", продолжая вести, и делаем серию из нескольких снимков. Безусловно предварительно нужно включить в настройках камеры именно серийную съемку (эту опцию можно не отключать на протяжении всего дня).

К сожалению, при таком виде съемки получается много бракованных кадров, т.к. не всегда получается идеально точно следить за скоростью машины, кроме того наши руки, когда держат фотоаппарат, трясутся еще и в вертикальной плоскости, и хотя для нас самих эти малейшие движения незаметны, при большом фокусном расстоянии они серьезно влияют на четкость.

В идеале на самом объекте съемки смазов быть не должно (если таковые не задуманы по художественному замыслу фотографа).

Увеличенный фрагмент предыдущей фотографии:

фрагмент

Иногда скорость можно подчеркнуть и размытием, но размытие само по себе неинтересно, поэтому можно сделать, например, так, как будто зрители наблюдают за гонкой. С помощью длительной выдержки (длительность примерно такая же, как и в случае с проводкой) можно сделать эффект, как будто машина проносится мимо зрителя с бешеной скоростью.

Смысловой акцент здесь смещается со спортсмена на зрителя, который мечтает мчаться так же быстро.

скорость

ISO 100, диафрагма 14, выдержка 1/80

Еще одним вариантом подчеркивания динамики является смещение угла линии горизонта. Непозволительный прием при съемке пейзажей здесь он работает очень эффективно.

горизонт

ISO 400, диафрагма 6,3, выдержка 1/1000

скос

ISO 400, диафрагма 7,1, выдержка 1/500

И еще несколько небольших советов в виде тезисов:

  1. Иногда делайте кадры, в которых фокус сосредоточен не на первом гонщике, а следующем за ним. Такой прием акцентирует внимание на конкурентной борьбе.

конкуренция

  1. Кроме общих планов обращайте внимание на и на детали.
детали

ISO 400, диафрагма 5,6, выдержка 1/200

  1.  Акцентируйте внимание на эмоциях. Эмоциях не только самих гонщиков, но и зрителей.
гонщик

ISO 400, диафрагма 4, выдержка 1/1250

эмоции

ISO 400, диафрагма 4, выдержка 1/800

  1. Снимайте не только непосредственно сами соревнования, но и подготовку к ним, а также общую атмосферу события.
Подготовка

ISO 400, диафрагма 4, выдержка 1/800

  1. Используйте возможности серийной съемки: при обработке материала вы сможете выбрать лучший кадр серии, либо использовать всю серию для создания слайдшоу или, например, для оформления альбома.
серия
  1. Ну и, конечно, дождитесь окончания соревнований и обязательно снимите награждение — ведь это самый приятный момент!
кубки

ISO 100, диафрагма 4, выдержка 1/2000

шампанское

ISO 100, диафрагма 4,5, выдержка 1/1000

Конечно, в рамках одной статьи невозможно рассмотреть все приемы, все возможные сюжеты и идеи, поэтому полагайтесь на свои творческие способности, отслеживайте и предугадывайте интересные моменты и никогда не бойтесь экспериментировать!

03/07/2012    Просмотров : 18888    Источник: photo-monster.ru    Автор: Сергей Патин
Версия для печатиСкачать в pdfРекомендовать статью

Комментарии: 11

  • Осталось символов: 5000
    Формат JPGУдалить
    Ожидаем загрузку изображений
  • streetangel3227 10 Апреля 2013 - 21:59:45

    Спасибо! ближайшее время, как раз состоится поездка на картодром!


    • Юрий60 8 Марта 2013 - 06:59:13

      Спасибо. Сегодня иду на соревнования "Автоледи - 2013"


      • Bjorn 1 Марта 2013 - 13:16:26

        Полезная статья.
        Спасибо.


        • shokbaron 14 Января 2013 - 21:31:59

          Отличная статья, СПАСИБО автору!!!


          • Павел Ванифатов 13 Сентября 2012 - 18:25:19

            Спасибо. И сжато, и много примеров, и постановка объяснения - всё на высоте!

            Ребята, спасибо за сайт и Вашу работу.


            • mistershadow 7 Июля 2012 - 23:45:12

              Я действительно настолько привык пользоваться механикой, что забыл о приоритетных настройках, на которых даже практически никогде не работал... есть смысл попрактиковаться, ведь действительно встречались такие моменты, когда при изменении яркости ты просто не успеваешь поменять настройки. Тут даже пользовательские настройки не помогут.


              • Pushistik 4 Июля 2012 - 15:21:42

                Очень понравилась статья! Спасибо!


                • Елена Минеханова 4 Июля 2012 - 13:33:29

                  Понравилась статья, точнее сказать фотографии. Поскольку стать прочитала на одном дыхании, пришлось возвращаться для просмотра фото, а потом и еще раз)) Очень понравилась последняя фотография!! Такая живая!

                  Сергей, спасибо за статью)))


                  • Нана 3 Июля 2012 - 21:27:47

                    спасибо большое,очень полезная информация.


                    • Leshy 3 Июля 2012 - 21:19:15

                      Благодарствую! Обязательно пригодится.


                      • Игорь Николаевич 3 Июля 2012 - 16:17:51

                        Ну это ,действительно,полезная статья.


                        Еще уроки из рубрики "Приемы и техники"

                        3 вида зрительного контакта в фотографии

                        В сегодняшнем небольшом уроке мы рассмотрим три вида зрительного контакта, которые стоит учитывать при съемке портрета, а также различные ситуации, в которых каждый вид будет...

                        Читать дальше
                        26/01/2017. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал
                        7 642
                        9

                        Кинематографический стиль в фотографии

                        Не так давно я отметил, что лишь немногие фотографы создают фотографии, напоминающие своей стилистикой стоп-кадр из фильма. Пара известных фотографов, снимающих в этом жанре...

                        Читать дальше
                        21/03/2016. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Анастасия Родригес
                        34 812
                        32

                        Как фотографировать малышей #3. Фотоигры.

                        В первой и второй части этой статьи мы разбирали психологические особенности малышей и приёмы общения с ними. Пора переходить к практике фотосъёмки – фотоиграм для...

                        Читать дальше
                        12/01/2016. Фотосъёмка — Приемы и техники. Автор: Игорь Губарев
                        21 545
                        32

                        Как фотографировать малышей #2

                        Первая часть статьи была целиком посвящена вопросам установления контакта с малышами и созданию дружеских уз. При работе с детьми этим вопросам надо посвятить МЕГАособое внимание...

                        Читать дальше
                        08/01/2016. Фотосъёмка — Приемы и техники. Автор: Игорь Губарев
                        23 235
                        48

                        Таймлапс – это просто!

                        ​Таймлапс – это последовательно сделанные, с определенным интервалом фотографии, сведенные в последствии в видеоряд...

                        Читать дальше
                        01/04/2015. Фотосъёмка — Приемы и техники. Автор: Михаил Эскин
                        79 410
                        27

                        Нарушая правила

                        В предыдущей статье я описал несколько так называемых «правил композиции». Правила эти не так уж однозначны и могут вызывать разногласия...

                        Читать дальше
                        24/02/2015. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Анна Смолина
                        39 508
                        11
                        Наверх
                        Орфографическая ошибка в тексте:
                        своими руками В этом уроке рассказывается, как сделать складной софтбокс размером 40х40 см, который похож на

                        Послать сообщение об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице.

                        Ваше сообщение отправлено. Спасибо!

                        Окно закроется автоматически через 3 секунды