Есть ли жизнь без ретуши?

Введение

Споры о том, насколько сильно должна быть обработана фотография в графических редакторах, не утихают, пожалуй, со времен создания графических редакторов.

Одни утверждают, что любая обработка допустима в разумных пределах, если в результате мы получаем картинку, по визуальным данным превосходящую оригинал. Другие воспринимают фотографию как исходник для художественной работы, но результаты их творчества вряд ли можно назвать фотографией в прямом смысле этого слова. Некоторые же придерживаются мнения, что вся суть фотографии состоит в фиксации реальности, то есть внесение в нее каких бы то ни было модификаций само по себе противоречит изначальному посылу. Если вы относитесь к этому лагерю, данная статья написана для вас.

Если вы хотите снимать так, чтобы фотографии практически не нуждались в обработке, лишь в минимальной ретуши, это значит, что вам нужно начинать работать задолго до начала съемки, пытаясь продумать все факторы, которые окажут на нее влияние.

Ищите правильный свет

Основное, на что вам следует обращать внимание – это освещение. Как-то я похвалила кадр одного из фотографов, восхитившись прекрасной работой со светом в кадре и везучестью оного на эти самые световые условия, на что он мне ответил: «Что вы, сударыня, если хорошего света нет, я даже из дома не выхожу». Вы сэкономите уйму сил и времени, если изначально просчитаете освещение, которое вам необходимо для достижения вашей цели.

К счастью, на нашей планете более или менее предсказать световые условия за несколько часов возможно, так что, планируя съемку, подумайте, какой свет вам нужен. В общем случае, старайтесь использовать так называемые «золотые часы» - час после рассвета и час до заката, - когда солнце находится низко над горизонтом, свет в хорошую погоду в это время очень теплый. Если вам нужно совсем мягкое и рассеянное освещение – выбирайте дни с пасмурной погодой. Она считается не лучшим вариантом для съемки пейзажей, но я не могу полностью с этим согласиться.

Порой очень интересные пейзажи рождаются не в июньские солнечные деньки, а в угрюмые ноябрьские, когда на небе висят объемные свинцовые тучи, и дождь создает потрясающее настроение в кадре: через отражения ли на асфальте большого города, через всполохи ли на поверхности озера.

 

Этот кадр снят в Крыму на Боткинской тропе. Я была в этом месте раза четыре, но вот этот поход в дождливую и туманную погоду я буду помнить, пожалуй, еще долго. И лучшие, на мой взгляд, кадры вышли именно тогда.

 

Еще одно очень известное и очень важное правило для съемки, в первую очередь, пейзажей: не снимайте против солнца, если вы снимаете не закат с силуэтами на переднем плане. Если вы пришли на место и понимаете, что лучший ракурс именно против солнца, и небо получается выбеленным, желательно прийти в другое время, либо приготовиться к работе с графическими редакторами или HDR.

Если же вы снимаете портреты или предметы в студии, все гораздо проще – вам не нужно угадывать освещение, вы создаете его сами, и вольны настраивать мощность и угол падения света так, как вам угодно. Тут уже, разумеется, свои сложности с настройкой, но, по крайней мере, вы сами полностью контролируете ситуацию.

Независимо от того, снимаете ли вы на пленере или в студии, прорабатывайте тени на месте. В первую очередь это касается портретной и предметной съемки. Если вы видите, например, что на лице вашей модели появились тени под глазами и под носом, попробуйте нивелировать их, используя отражатель или что-то, что будет выступать в его роли (например, кусок ватмана, белого картона или серебристой фольги, в зависимости от желаемого эффекта). Гораздо проще убрать их на месте, чем «чистить» в Photoshop, а если нашей целью является создание кадра, который потребует только минимальной ретуши, то такое вообще недопустимо.

 

Для подсветки теней под глазами и выравнивания освещения я попросила модель держать в руках небольшой отражатель.

 

Правильные настройки камеры

Это вторая важная вещь после выбора (или создания) хорошего освещения. Каким бы совершенным ни был свет в кадре, если вы не сумеете правильно его зафиксировать, толку от такой работы будет мало.

Итак, убедитесь, что учли несколько простых параметров:

Верная фокусировка

Думаю, здесь пояснения излишни. Потерянный фокус – потерянный снимок.

Верное значение ISO

Оцените, какое минимальное значение вам нужно для заданных световых условий, и используйте его. Если помочь его понизить сможет штатив – используйте штатив. В общем случае, чем меньше шума, тем лучше. Но, с другой стороны, темный и размытый кадр на ISO 100 гораздо хуже, чем резкий и яркий - на ISO 400, даже с учетом наличия шума.

Экспозиция

Попробуйте произвести замер экспозиции различными способами, и посмотрите, какой является оптимальным в данной конкретной ситуации. Например, в условиях сильной разницы освещенности между фоном и объектом, это, вероятнее всего, будет точечный экспозамер, если же освещение достаточно равномерно по всей области кадра – матричный или центровзвешенный. При необходимости скомпенсировать «пересветы», допустим, в пейзаже, используйте градиентный или поляризационный фильтр. В случае съемки с контровым светом, вы можете постараться увести его источник за какой-либо объект в кадре и замерить экспозицию с учетом этой расстановки.

Как вы можете видеть, освещение на этом кадре именно контровое. Поэтому я скомпоновала кадр так, чтобы неба практически не было видно, а солнце ушло за крышу одного из склепов, просветив витраж. Кладбище Пер-Лашез в Париже.

Правильно выбранная экспозиция – залог успеха и спокойного сна ночью, потому что вам не придется думать о том, что вы что-то «пересветили» или «перетемнили», и теперь  надо будет тратить кучу времени на спасение кадра и борьбу с вылезшими шумами. Не стоит во всем полагаться на формат RAW. Конечно, он поможет вам спасти немного некорректно экспонированные кадры, но он далеко не всесилен, и если у вас есть абсолютно белое небо, простите, оно останется белым небом, если только вы не отсняли «вилку» и не собрали несколько кадров в HDR-картинку.

Правильно настройте баланс белого 

Опять же, это можно скорректировать в редакторе, но зачем тратить на это время, если у вас есть цифровая камера, в которой можно сразу же подобрать правильное значение данного параметра. В случае с пленочными камерами проблема решается покупкой подходящей пленки (каждая цветная пленка сбалансирована под определенную цветовую температуру, о чем можно прочесть на коробках с пленкой или на сайтах производителей).

Произвести данные настройки – не так сложно, и данная работа полностью себя окупает.

Композиция

Если вы снимали когда-нибудь и на пленочный, и на цифровой фотоаппарат, вы знаете, насколько расслабляюще действует «цифра», и как сложно потом перестроиться на ограниченную по кадрам пленку. А ведь это прекрасная тренировка. На цифровую камеру стоит снимать так же, как и на пленочную: будто вы отдали свои последние деньги на эти несчастные 12 кадров, и от результатов съемки зависит вся ваша фотографическая карьера.

Отнеситесь к построению композиции кадра со всей ответственностью, продумайте её, выровняйте горизонт, уберите из кадра весь мусор и то, что может испортить вам картинку. Подойдите к объекту поближе, отойдите подальше. Представьте, что у вас есть возможность сделать всего один кадр, и он должен быть идеальным.

Досконально продумайте композицию: что вы хотите включить, что - убрать, какие предметы важны для вашего снимка, какие нет, как повлияет освещение на формирование рисунка в кадре, - вы должны учесть всё. Со временем это входит в привычку.

Раньше по окончании съемки я начинала разбирать материал, и первой операцией, которую я производила, была выкадровка. Сейчас я уже и не помню, когда делала это в последний раз, обычно композиция выстраивается в процессе съемки, и она может быть удачной или неудачной, но кадры с неудачной отбраковываются мной сразу. И во многом этому, кстати, помогла именно пленка, причем весьма своеобразным способом.

Я снимаю на широкую пленку 6х6, то есть кадры получаются квадратными, и эта форма мне очень нравится. Во время сканирования я оставляю небольшую «рамку» вокруг кадра. Таким образом, если мне нужно делать выкадровку, я либо теряю квадратную форму, либо рамку, а ни того, ни другого мне совершенно не хочется. Приходится стараться продумывать все заранее.

В этом кадре фактически нет случайных элементов – мы долго и скрупулезно выстраивали его композицию так, чтобы все вместе смотрелось гармонично. Ну ладно, с кошкой просто повезло.

Коррекция

Используйте доступные инструменты для, скажем так, «неэлектронной» коррекции недостатков в кадре или создания в нем определенных эффектов.

Штатив

О его незаменимости говорилось уже не раз и даже не десять. Этот прекрасный в своей простоте инструмент позволит получить вам идеально резкие снимки даже во время ночной съемки.

Вспышка 

Вспышку я крайне недолюбливаю, но она может быть просто незаменима при съемке портретов в условиях слабой освещенности. Тут штатив вас не спасет, потому что люди все же склонны передвигаться в пространстве, ну и дышать время от времени, что тоже, по сути, есть движение, и гораздо проще использовать вспышку с хорошим модификатором, нежели потом пытаться спасти нерезкий и зашумленный кадр в редакторах.

Светофильтры

Светофильтры позволят вам сделать множество прекрасных вещей: будь то коррекция экспозиции, устранение бликов и отражений или создание на фотографии всевозможных эффектов. О различных видах светофильтров вы можете почитать в данных статьях:

  1. Руководство по использованию фильтров. Часть 1
  2. Руководство по использованию фильтров. Часть 2

Lensbaby или иные специальные объективы 

Не стоит забывать о прекрасных свойствах специальных объективов. Например, те же шифт-объективы незаменимы в деле коррекции перспективы при архитектурной съемке. Вы, конечно, можете сделать это в Photoshop, но все же с определенной потерей качества. А если говорить об объективе Lensbaby, горячо мной любимом, то, на мой взгляд, ни одна программа не может сравниться с потрясающе красивыми эффектами, которые он позволяет получить.

Таким образом, у вас есть множество возможностей для творчества: то, что вы снимаете кадр, который потом не будет часами обрабатываться в Photoshop, еще не значит, что это будет скучная и посредственная фотография. Вы можете играть с цветами, размытием и резкостью не только при помощи редакторов. Помню, как меня впечатлила история одной женщины-фотографа, которая делала совершенно потрясающие снимки, просто нанося тонким слоем вазелин на обычный UV-светофильтр, что позволяло ей получать абсолютно разные эффекты размытия на каждом снимке, просто контролируя толщину слоя и рисунок нанесения.

В случае работы с моделью

Как фотограф-портретист, не могу не остановиться отдельно на портретах. Итак, что же нужно сделать, чтобы минимизировать обработку портретных кадров?

Первый совет: при возможности, в случае постановочной съемки, пользуйтесь услугами стилиста-визажиста. Не бывает идеальной кожи, даже та, которая в обычной жизни выглядит таковой, может смотреться совершенно иначе в кадре, когда вы имеете возможность разглядеть все в мельчайших подробностях. Я считала этот момент несущественным, поскольку практически всегда ретуширую кожу моделей в графических редакторах именно по вышеописанной причине, но потом я попробовала поработать в паре с визажистом. Я передать не могу, сколько часов моей работы сэкономили полчаса труда этой волшебницы.

Второй совет: внимательно следите за тем, что происходит в кадре. То есть понятно, что вы итак за этим следите, но я имею в виду, что следует уделять самое пристальное внимание всем мелочам. Неудачно выбившийся локон, перекошенная серёжка, облупившийся маникюр, осыпавшаяся тушь или размазанная помада могут испортить любой, даже самый удачный во всех остальных смыслах, кадр. И обеспечить вам парочку приятных часов наедине с Photoshop. Гораздо проще исправить эти недостатки во время съемки, чем затем ретушировать их.

Никогда не забуду время, которое я как-то в начале моей фотографической карьеры вынуждена была потратить на то, чтобы заретушировать наручные часы модели, на которые я не обратила внимания в пылу съемки, и которые самым премерзким образом портили композицию итоговой работы. А достаточно было всего пары минут внимания и трех слов: «Пожалуйста, сними часы». Теперь у меня комплекс на тему часов в кадре, и это первое, на что я смотрю, оценивая образ.

Заключение

Не так уж важно, почему вы хотите минимизировать обработку кадров: по идейным ли причинам, во имя экономии времени или от нелюбви к Photoshop, - стоит помнить, что это возможно. Вероятно, вам все же придется чуть-чуть повысить контраст или подкорректировать цвета, но в какое это идет сравнение с тем огромным объемом постобработки, которую нужно выполнять, если вы должным образом не подготовились или отсняли материал не так, как хотели?

В конце концов, великие фотографы прошлого не имели в своем арсенале графических редакторов, и, тем не менее, от красоты их снимков до сих пор замирает сердце. Я не стану утверждать, что обработка – это плохо. Я сама обрабатываю большую часть снимков, просто потому, что мне это нравится, но это лишь один из доступных вам инструментов, а не панацея. Мне кажется, что если вы можете снять кадр так, что его не стыдно распечатать прямо с фотоаппарата и тут же повесить на стену – все остальные инструменты вы можете использовать по своему желанию.

Если же это для вас затруднительно…Почему бы не научиться? Конечно, фотографа оценивают по итоговому результату, но разве не приятно, когда вы можете себе позволить смело подписаться под каждым своим кадром сразу после съемки?

17/10/2012    Просмотров : 28429    Источник: photo-monster.ru    Автор: Анна Смолина
Версия для печати Скачать в pdf

Комментарии: 13

  • Осталось символов: 5000
    Формат JPG Удалить
    Ожидаем загрузку изображений
  • HelenPankova 8 Января 2014 - 20:47:46

    Спасибо за советы! Очень дельные


  • Igor Semibratov 9 Февраля 2013 - 14:03:43

    Простите.
    Куда девалась удобная распечатка документа?
    Было так что можно было распечатать четные не четные страницы скрепить и все.
    Сейчас то кого нет, очень не удобно


  • BRS 11 Декабря 2012 - 23:58:17

    Учитесь снимать без ретуши... И использовать в крайнем случае, например: чб, сепия или что-то в этом роде. Когда научитесь, только после этого, считайте себя хорошим фотографом...


  • vloput 3 Ноября 2012 - 07:07:58

    Анна, первый кар just perfect!


  • agenial 18 Октября 2012 - 04:26:31

    Всё должно быть в меру.


    • Анна Смолина 18 Октября 2012 - 15:10:48

      Безусловно.)


  • levifan 17 Октября 2012 - 21:35:58

    Надо приучить себя всё делать во время съёмки,ретушь должна быть в случае если совсем не в моготу.Лентяи-это те кто не хочет правильно снимать,Ф,Ш не всемогущ


  • Liuda_Mila 17 Октября 2012 - 21:32:40

    Да, помню как один раз сфотографировались мы с подругой в фотосалоне когда нам было по 17 лет, так когда пришли за фотографиями то я испугалась когда увидела как нам отретушировали фингалы под глазами, такое впечатление что под газами был псориаз, хорошо что негативы нам отдали по нашей просьбе и я уже дома стёрла резинкой эту ретушь с негатива. А отретушрованно было простым карандашом. Ну а потом я уже сама напечатала новые фотографии которые смотрелись намного лучше без ретуши.


    • Анна Смолина 18 Октября 2012 - 15:11:38

      Прекрасная история.=)


  • kravchenkovik 17 Октября 2012 - 21:07:34

    Браво!!!


  • Papik1 17 Октября 2012 - 17:05:44

    Здравствуйте. Я так и не понял что это было. Плачь Ярославны? Или попытка как то поддержать морально лентяев, не пожелавших разобраться со слоями, фильтрами. Ретушь всегда присутствовала в эпоху пленки. Только всегда это делалось руками и процесс был куда более длителен, не существовало графических редакторов. В чем согласен с вами, так это в выше перечисленном вами. И даже при соблюдения условий всего того,( почему то на ум приходит притча о "плохом танцоре" идеальных условий практически не бывает, все равно приходится заниматься коррекцией.


    • Анна Смолина 18 Октября 2012 - 15:09:40

      Здравствуйте! Вы очень интересно трактовали статью. Нет, она написана не для поддержки лентяев. Я лишь пыталась показать, что ретушь - не панацея, и её объем можно существенно сократить (обратите внимание на это словосочетание, пожалуйста), если приучить себя работать не только после съемки, но и до нее, и во время.


    • irinaizpitera 12 Ноября 2012 - 18:20:52

      Поддерживаю!!!


Еще уроки из рубрики "Советы по фотографии"

Как фотографировать с призмой

Призмы, которые обычно показывают на уроках физики в школе, могут стать отличным аксессуаром для творческой съемки. Они создают превосходные радужные блики и другие эффекты...

Читать дальше
19/01/2020. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
38 097
0

Как делать инфракрасные фотографии: часть 2

В первой части мы уже рассмотрели, как конвертировать обычную камеру и сделать её пригодной для ИК-съемки. Теперь давайте узнаем всё, что необходимо для получения превосходных...

Читать дальше
24/12/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
13 462
0

Как делать инфракрасные фотографии: часть1

Цветная инфракрасная (ИК) съемка – потрясающее и удивительно простое занятие, если иметь в своем распоряжении правильные инструменты и техники. В этом материале, разделенном...

Читать дальше
03/12/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
17 237
3

Как сочетать разный свет в портрете

Использование своих источников света при съемке уличных портретов дает возможность осветить объект под любым выбранным углом.

Читать дальше
11/11/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
16 221
0

Как делать самые лучшие уличные фотографии

Всего несколько десятков лет назад термина "уличная фотография" даже не существовало, хотя на самой первой в мире фотографии, сделанной Жозефом Нисефором Ньепсом в 1826, изображен город.

Читать дальше
04/11/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
20 748
0

Ручная настройка баланса белого

Большинство современных камер, будь это DSLR или беззеркалки, имеют возможность вручную задать баланс белого в зависимости от условий съемки. Такая возможность есть даже у...

Читать дальше
25/10/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
37 104
0

Наверх
Орфографическая ошибка в тексте:
своими руками В этом уроке рассказывается, как сделать складной софтбокс размером 40х40 см, который похож на

Послать сообщение об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице.

Ваше сообщение отправлено. Спасибо!

Окно закроется автоматически через 3 секунды