Фотографируем движение и спорт

Чтобы фотографировать людей в движении, как и в любом другом виде фотографии, нужно тщательно выбирать объект съемки и настраивать композицию, фокусировку, глубину резкости, направление освещения и прочее. Но к этому добавляется специфический хронометраж - длиной в доли секунды – и все, что с ним связано.

Хронометраж

В данном случае особенно важно, в какой момент вы нажимаете на кнопку фотоаппарата.

Когда-то я пробовал режим серийной съемки на моем Canon 300D, который, следует признать, сам по себе был не слишком быстрым аппаратом. Так что оказалось, что и этот режим работает на нем довольно медленно. Позже я увидел серию кадров, сделанных с помощью фотоаппарата Nikon: девять снимков в секунду, съемка теннисного матча. Даже при такой высокоскоростной съемке не удалось снять момент удара по мячу, когда он только-только отделяется от ракетки.

Так что мой совет – настроить фотоаппарат на съемку одиночных кадров и практиковаться, пока вам не удастся достичь оптимальной скорости съемки. Это может показаться очень сложным, но теннисисту, который бьет по мячу ракеткой, приходится делать нечто весьма похожее. Просто для нас игра в теннис настолько привычна, что мы об этом не задумываемся. Моя личная скорость реакции одна из самых низких (например, я совсем не могу играть в компьютерные игры, где нужно быстро стрелять), но даже я научился предугадывать движение объекта и, потренировавшись, смог ловить подходящий момент и быстро делать снимок.

Здесь вы видите несколько снимков игры в теннис. Верхний кадр – то самое мгновение, когда ракетка вот-вот коснется мяча. Заметьте, мяч выглядит очень четко и кажется неподвижным, потому что перемещается относительно медленно. Зато головка ракетки движется очень быстро, чтобы успеть нанести удар по мячу, поэтому ее изображение размыто.

На этом снимке мы видим мяч сразу после удара по нему ракеткой. Теперь он движется гораздо быстрее и выглядит размыто. Даже если затвор открывается только на 1/320 секунды, мяч за это время проходит немалое расстояние.

Фокусировка

Фокусировка может оказаться настоящим кошмаром в спортивных фотографиях, особенно когда объект движется по направлению к вам, что случается достаточно часто. Автофокус зачастую срабатывает в этом случае достаточно хорошо, даже в режиме «спорт». Но я бы посоветовал вам вернуться в «старые времена» и регулировать эту функцию вручную.

Попытка поймать в кадр командную игру, такую как футбол, может быть весьма сложным делом, если выставлять фокусировку вручную. Лучше сначала попрактиковаться с теми видами спорта, где движения более предсказуемы – как, например, в легкой атлетике. В большей части легкоатлетических видов спорта, например на беговой дорожке, можно точно знать заранее, где будут спортсмены в тот момент, когда вы захотите их сфотографировать. А значит можно заранее сфокусироваться на это место.

На двух примерах вверху  я настроил фокусировку вручную заранее, причем ее объектом выбрал дальнюю черту, где заканчивается песок. Ведь я заранее знал, что сделаю фото, когда легкоатлет окажется там. Для подобных снимков желательна большая глубина резкости, ведь заранее никогда точно неизвестно, что окажется на заднем плане в момент съемки. Чтобы добиться драматичности сюжета, я делал фотографию лежа на земле, забавляя этим окружающих.

Подходите как можно ближе

Самое главное – подходить к месту действия как можно ближе, если речь идет о съемке движущихся объектов. Большинство снимков с этой страницы были сделаны с помощью объектива с фокусным расстоянием 70-200мм, и все равно мне нужно было находиться достаточно близко, чтобы заполнить весь кадр. Вам придется применять любые мелкие хитрости, чтобы оказаться прямо перед объектом съемки, или вы никогда не получите хороших снимков.

Я не знаком ни с одним фотокорреспондентом или спортивным фотографом, который обладал бы хорошими манерами; по меньшей мере, им постоянно приходится расчищать себе дорогу локтями. Конечно, почти всегда есть некая граница, которую невозможно преодолеть чтобы оказаться ещё ближе, но, по крайней мере, будьте уверены, что вы сделали в этом отношении все возможное. Вам не поможет даже очень длинный объектив, если вы стоите в девяти метрах от места съемки.

Выдержка

В «нормальной» съемке единственная забота – быть уверенным, что выдержка достаточно короткая, чтобы не было размытых снимков. Но когда речь идет о съемке движущихся объектов, можно творчески подойти к выбору скорости затвора. Все дело в относительности движений. Если вы еще раз посмотрите на снимки теннисного матча, снятые с умеренной выдержкой, вы увидите, что все выглядит четко за исключением ракетки и мяча, когда они движутся быстро. На снимках ниже можно увидеть больше примеров использования предельных значений выдержки в попытке или "заморозить" объект, как справа, или придать ощущение движения с помощью размытия фона и отдельных частей тела, которые движутся ускоренно по сравнению с другими.

Когда вы пробуете работать с техникой съемки на длинных выдержках, нужно экспериментировать с разными скоростями и ожидать большого количества неудачных снимков. Требуемая выдержка зависит от того, насколько быстро и плавно движется объект. Если вы фотографируете пролетающую мимо машину и ваша техника съемки с проводкой неплоха, можно получить достаточно четкое изображение машины с размытыми колесами и приятным туманным фоном.

Съемка «с проводкой»

«Проводка» означает, что объектив перемещается, следуя за объектом съемки. Для этого лучше устанавливать фотоаппарат на штатив. В данном случае я этого не делал, что заметно по отблескам на заднем плане: при использовании штатива они были бы ровными. В любом случае, главное в этой технике – перемещать объектив плавно и с такой же скоростью, с какой движется объект. Начинайте проводку фотоаппарата заранее, до того как откроется затвор, и не прекращайте некоторое время после того, как он закроется. Это похоже на движение, которое делается в гольфе при ударе по мячику, только в данном случае оно горизонтальное.

Выдержка в 1/20 секунды делает размытыми большую часть снимка и создает ощущение скорости. Благодаря съемке с проводкой я смог сделать так, чтобы бегунья выглядела четче, чем фон. В идеале мне бы хотелось, чтобы ее торс был еще более четким. Для этого нужно было бы использовать чуть более высокую скорость затвора.

Даже выдержка в 1/2000 секунды не полностью «заморозила» брызги воды. Мне пришлось обработать это фото, придав брызгам больше четкости. В любом случае, эти фотографии иллюстрируют две крайности при выборе выдержки.

Диафрагма

Для спортивных фотографий диафрагма, как правило, должна быть открытой, чтобы фон был размыт, а объект съемки выделялся.

Может показаться заманчивым использовать закрытую диафрагму, чтобы добиться особой глубины резкости, что в свою очередь даст немного больше пространства, попавшего в фокус. Но зачастую в спортивных фотографиях фон и так заполнен и его нужно скрыть, а не фокусироваться на нем.

И это даже здорово, ведь, как правило, нам нужна максимально короткая выдержка, которой мы сможем добиться. Я бы всегда настраивал светочувствительность ISO 400 даже в солнечные дни, чтобы получить это дополнительное ускорение.

Главное – делать фотографии с четкой идеей и в то же время наполнять их деталями, отражающими и мимолетное мгновение, и эмоции от события в целом. Приготовьтесь к неудачам. Я делаю около 200 фотографий на каждом мероприятии и счастлив, если хотя бы дюжина из них окажется удачной. Но в этом и прелесть цифровой фотографии - неудачи ничего нам не стоят!

Автор: Geoff Lawrence

29/04/2013    Просмотров : 85718    Источник: geofflawrence.com    Перевод: Вера Аникина
Версия для печати Скачать в pdf

Комментарии: 33

  • Осталось символов: 5000
    Формат JPG Удалить
    Ожидаем загрузку изображений
  • Альбина Винеритовна 24 Января 2017 - 14:00:32

    Очень люблю съемку с проводкой. Спортсоревнования еще не снимала, нужно обязательно попробовать


  • i.bayanova 9 Мая 2016 - 14:54:16

    А у меня танцы!!!!


  • Руслан Полосин 11 Марта 2014 - 23:14:53

    С теннисом конечно всегда трудности при съемке это факт! А со стендовой стрельбой это просто ад !


  • Игорь Ткаченко 13 Января 2014 - 16:21:06

    Настольный теннис очень сложен при съемке, учитывая тот факт, что как правило подойти близко не представляется возможным и не всегда достаточно света, но тем не менее иногда получаются хорошие кадры.


  • Dimedrol 7 Ноября 2013 - 05:11:41

    Я новичок на Вашем сайте, все так интересно. 1 раз пробовал снимать репортаж, нереально тяжело, особенно бокс, мало того что предугадать движения тяжело, так они еще и быстрые (. Получилось паршивенько. Сейчас учусь благодаря Вашим статьям. Спасибо за перевод.


  • Виктор Моисеев 4 Сентября 2013 - 19:40:52

    Хорошая статья
    Вот попробовал на canon 400, EF24-85 mm
    f/11, 1/60, iso 100


  • Арсен Малых 18 Июля 2013 - 15:54:52

    f/4, 1/1600, -0.7,


  • Александр Ярошенко 11 Июля 2013 - 10:14:39

    капля


  • Александр Ярошенко 11 Июля 2013 - 10:08:59

    фото спротяжкой


  • DeLamote 16 Июня 2013 - 19:24:59

    Ну насколько я понимаю,тут практически все -переводы из зарубежных изданий. И возможно у них большинство фотолюбителей имеют несколько иные финансовые возможности, чем у нас. Что мне удалось выжать из Sigma 70-300 прилагаю. А в статье на самом деле ничего особо нового нет...


  • Асгард Александров 15 Июня 2013 - 14:22:44

    Съемка с проводкой


  • natalka.fenno 24 Мая 2013 - 21:54:01

    хорошая статья, работая даже с китовым объективом можно добиться успеха, мнение о том что "Но большинство фотолюбителей имеют не дорогие фотоаппараты. А как писал Sergiy фотоаппарат комплектуется стандартными объективами. А приобрести хороший телеобъектив для простых фотолюбителей накладно и очень дорого". - не верно!
    спасибо за хорошие и интересные уроки!


  • romvadik 9 Мая 2013 - 06:32:03

    А вот моя сьемка с проводкой


  • Евгений Шимшит 7 Мая 2013 - 00:06:17

    Съемка с проводкой (еще на Fuji FinePix s6500fd)


  • Лакшми 6 Мая 2013 - 12:32:45

    Статья конечно хорошая... но не для дилетантов! На счёт того, что все фотокоры - хамьё клиничееское - согласен на все сто... Иногда пока не вломишь по... промежности этому обдолбаному параноику, вставшему на пути и убивающему фотосессию, а значит и возможный заработок толку небудет... Фанаты проносят десятки кило пиротехники - и ничего! нО СТОИТ ТАКОМУ ТОРМОЗУ УВИДЕТЬ ФОТОКАМЕРУ... В большинстве случаев даже корочка издательства непомогает! А если вы - стрингер!... Невозможно передать словами, с какими рожами стояли вокруг меня охраники когда я недавно проходил на стадион у нас в Краснодаре! Пропустили... Но взгляды... Они просто уверены были, что у меня бомба в сумке... "то что ты проходишь - это не потому что ты чист, просто мы несмогли найти у тебя бомбу." Так что чтобы опускать дэбилов, в том числе из числа копов нужны как минимум локти...
    У меня мнооого историй о фотофобийных припадках существ, которые или вообще не планировались как модели, или попали в кадр по чистой случайности... Однако они с упорством баранов несгибаемо искали в ЭТОМ какой то "высший" смысл... Невольно начинаешь вспоминать материалы о том, что у некоторых племён фотокамера - считается творением сил тьмы, ибо предназначена для похищения душ... Сдаётся мне, что такие оригиналы есть не только на Папуа-Новая-Гвинея...

    Да, и ещё: что это за фотограф, который с девяти метров неможет "заполнить кадр"? Все, кто хоть раз смотрел спортивные сорревнования видел те гигантские трубы на краю поля... С такой трубой несуметь с девяти метров заполнить кадр - эт нужно суметь... Другое дело, что для размытия фона должно соблюдаться алгебраическое соотношение между расстояниями между обективом, объектом и фокусным расстоянием в момент съёмки. Но на крайний случай есть старый-добрый ФШ, в котором размыть фон - не такая сложная задача! Очень живо представляю себе, как автор бегает по полю среди футболистов и снимае направо и налево...

    И последнее. Я знаю, что этот форум модерируется. Пеоредайте вашим авторам, что нужно сделать мастер-класс по взаимодействию с окружающими в случае если у них фотофобия.


  • Антонина Волошина 6 Мая 2013 - 12:20:26

    Спасибо! Попробовала свои силы в съёмке автомоделистов.


  • Костя 6 Мая 2013 - 10:19:45

    Привет. Статья в общем неплохая, но нацелена в основном на мастистых фотографов. Но большинство фотолюбителей имеют не дорогие фотоаппараты. А как писал Sergiy фотоаппарат комплектуется стандартными объективами. А приобрести хороший телеобъектив для простых фотолюбителей накладно и очень дорого. Хорошие объективы доходят до такой цены что даже импортная машина (купленная в магазине а не на борохолке) будет стоить во много дешевле. А бывают моменты что подойти к снимаемому объекту нет возможности. Вот и приходится снимать стандартным фотообъективом встроенным в фотоаппарат.


    • Kirill-sochi 6 Мая 2013 - 10:47:50

      В стать приводятся возможности не фотоаппарата
      И объектива а те элементы которые можно делать путем регулировки выдержки и диафрагмы , на стадионе конечно без хорошей оптики не обойтись , а на улице пожалуйста творите сколько угодно и в движении и с заморозков кадра даже на самую простую мыльницу можно получить очень не плохие кадры
      Главное знать как ....!!!!


  • DemonSedoi 4 Мая 2013 - 09:03:03

    Благодарю за знания. )))


  • belarusquad 30 Апреля 2013 - 23:34:50

    очень много нюансов по спортивным фото...


  • Sergiy 30 Апреля 2013 - 19:46:27

    Статья правда пустая - прошу модераторов не удалять, а принять эту горькую правду.
    Я уже год в свободное время занят поиском ответа на этот вопрос.
    Нам папам-фотографам (бОльшенству) 70-200/2.8 не по карману и дырка 2.8 в тех спортивных залах где занимаются дети - плохой помощник.
    Одно правильно написано - есть волзможность подойти близко - всегда пользуйтесь этим подарком судьбы. У меня минимально 8-10м.

    Мои фото на 50/1.8G AF-S and D5100 - RAW in JPEG без доп.обработки.
    Телезума с f1.8 протсо нет, а если бы он был то стоил бы наверно под 10000у.е. и вес 5кг.

    Всё написаное мной - является исключительно моим мнением.


    • Kirill-sochi 6 Мая 2013 - 11:00:38

      А вы думаете все спортивные корреспонденты снимают
      На открытой дыре .. Глубокое. Заблуждение.
      Диафрагма 11-16 очень часто используется
      Правда iso придется добавить до границ появления шума
      Поэтому можно купить бюджетный зум и не париться. Снимая на полтос с расстояния более 10 -15 метров на открытой дырке
      Промахов будет более чем предостаточно.


  • nadin velimirovic 30 Апреля 2013 - 16:55:06

    у меня получилось так...


  • Елена Вшивкова(Алёна) 30 Апреля 2013 - 08:08:08

    Первые шаги!


  • Елена Вшивкова(Алёна) 30 Апреля 2013 - 07:53:57

    Благодарю за информацию! Моя дочь плавает- есть где применить полученные знания!!!


  • Александр Шуваев 30 Апреля 2013 - 06:42:19

    СПАСИБО!!!


  • falcon_85 29 Апреля 2013 - 20:19:06

    вот что получилось! Спасибо за статью!


  • Влад Александров 29 Апреля 2013 - 17:29:33

    ни о чем... никакой конкретики... подобных "мастеров" в любом "вконтакте" море


  • Jetrel 29 Апреля 2013 - 14:57:25

    Спасибо!


  • swaego 29 Апреля 2013 - 12:38:55

    Полезная статья.
    Но что-то я не дружу со скоростями=)


    • anikina_vera 29 Апреля 2013 - 15:39:03

      )) Когда у предмет оказывается в воздухе, то мы подсознательно оцениваем , что он находится в движении. Движение в Вашем снимке так же передает пропеллер. Вы не против, если пару замечаний сделаюб по композиции? Сильно обрезан по правой кромке кадр. Стоило подождать немного. И если бы самолет был на белом фоне, то было бы лучше, как мне кажется.


  • aleksandr1972 29 Апреля 2013 - 11:59:44

    Хорошая статья.


  • shukst 29 Апреля 2013 - 11:34:39

    Спасибо за статью очень полезно!


Еще уроки из рубрики "Приемы и техники"

Как совместить вспышку и естественный свет

Сочетание естественного света и вспышки – не самая простая техника. Ведь при её использовании вы опираетесь на правила съемки двух разных видов освещения сразу....

Читать дальше
04/09/2018. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал
20 003
0

Как имитировать естественное освещение

Вспышки обычно считают тем инструментом, который используется в помещении и уж никак не в горных регионах с переменчивой погодой. Сейчас на улице +23, а через минуту налетит ветер...

Читать дальше
17/08/2018. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал
17 314
2

Скоростная съемка: руководство для новичков

Чувствуете ли вы «Жажду скорости»? Вы наверняка видели крутые фотографии, когда определенное динамическое действие показывается навеки застывшим во времени, и хотели...

Читать дальше
20/11/2017. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал
43 058
11

Съёмка дикой природы: творческое размытие

Исследовать новые техники съемки и делиться ими с другими – один из самых приятных аспектов работы профессионального фотографа дикой природы. Это мотивирует меня постоянно...

Читать дальше
24/08/2017. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал
17 712
2

Поляризация: необычные цветовые эффекты

Поляризованный свет – это свет, волны которого колеблются в одном направлении. Можно создать потрясающие фотографии с замерзшими кристаллами льда, которые...

Читать дальше
19/05/2017. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал
19 233
3

Как создать фокальную точку на фотографии

Фокусная (фокальная) точка – термин, который часто используют фотографы и блоги о фотосъемке. Они говорят: «Создайте фокальную точку. Она должна быть первым и последним местом...

Читать дальше
20/03/2017. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал
42 971
7

Наверх
Орфографическая ошибка в тексте:
своими руками В этом уроке рассказывается, как сделать складной софтбокс размером 40х40 см, который похож на

Послать сообщение об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице.

Ваше сообщение отправлено. Спасибо!

Окно закроется автоматически через 3 секунды