Мне всегда нравилось фотографировать дым. Сегодня я хочу поделиться с вами своими идеями и своим опытом, чтобы этот сложный процесс стал понятнее и вы смогли бы насладиться этими замечательными эффектами и фото.
Итак, нам понадобится: зеркальный фотоаппарат, штатив, внешняя вспышка или, в крайнем случае, лампа, большой лист черного картона, белый лист формата А4, пара книг, бутылка из под минеральной воды и палочки благовоний с подставкой или установленные на самодельные прищепки.
Если ваш фотоаппарат не имеет системы беспроводной коммуникации со вспышками, пригодится провод длинной 3-4 метра для активации вспышки.
Начнем с самого простого и постепенно будем усложнять и улучшать качество фотографий.
Установим черный картон, так как дым имеет серый оттенок и на черном фоне его будет лучше видно. На расстоянии 50-60 см или больше от фона разместим палочки благовоний. Поставим вспышку слева (или справа) от благовоний и белый согнутый лист справа (или слева), чтобы отразить свет вспышки. Фотоаппарат располагаем на расстоянии от объекта съемки от 1 до 3 метров. Обычно я использую объектив Nikon 105 Micro , но вы,конечно, можете использовать другие объективы и менять расстояние по своему усмотрению. Неплохо использовать пульт дистанционного управления, чтобы слуайно не сдвинуть фотоаппарат во время фокусировки.
Фокусироваться будем сверху над благовониями, около 20 см от верхушки палочки для этого здесь и пригодится бутылка. Сфокусировавшись, переведем фотоаппарат в режим ручной фокусировки.
Чтобы не создавать помехи в движении дыма, лучше сесть на стул и не двигаться во время съемки.
Обычно я фотографирую с выдержкой от 1/125 до 1/250, диафрагма от 7.1 до максимально закрытой и низкие ИСО, например, 200 вполне достаточно. Фотографировать надо в темноте, с выключенным светом , закрытыми занавесками, жалюзи и т.д.
Однако, в полной темноте очень сложно получить хорошие снимки, поэтому я советую вам подсветить под наклоном поток дыма, выключить лампу и только потом фотографировать. Не снимайте сотни кадров вслепую.
Рассмотрим всевозможные ситуации при фотографировании.
Самые простые установки: вспышка сбоку, черный фон и белый отражатель.
Видно, что с самыми простыми установками, даже при изменении размера диафрагмы , полученные результаты очень скромные. Свет от вспышки работает во всех направлениях и освещает фон. Я раньше писал, что чем дальше будет фон, тем лучше будет результат, но, так как мы фотографируем не в студии, то становится понятно, что такие установки не подходят и результаты съемки придется отправить в корзину
Простые установки с добавлением панели для затемнения фона.
При добавлении панели (в нашем случае книги) для затемнения фона, результат становится лучше, но еще не совершенным.
Так как вспышка направлена перпендикулярно по отношению к объективу, свет будет отражаться от стенок и других предметов, находящихся в доме, что не дает возможности получить желаемый эффект . Будем улучшать наши установки дальше.
Элементарные установки с двумя панелями для затемнения фона и направления света.
Фон почти полностью затемнен и незаметен.
С предлагаемыми на схеме 3 установками, можно получить более менее приличные снимки. В таком положении свет попадает прямо на дым и можно регулировать силу света сдвигая панели (книги), которые мы используем для затемнения фона. При этом фон почти не выделяется, но иногда получаются небольшие, почти незаметные отражения.
Если вас удвлетворяет результат, то можно начинать экспериментировать и фотографировать дым. При желании получить больший контроль над освещением и улучшить картину, можно испробовать следующие схемы.
Элементарные установки с тремя панелями для затемнения фона и направления света.
Использование третьей панели послужит нам для того, чтобы избежать ненужных отражений света от потолка и улучшить результат съемки, который теперь получился более чем удовлетворительный- фон виден только там, где проходит дым.
Теперь нам не остается ничего иного, как набраться терпения и фотографировать
Использование самодельного приспособления для направления света.
Концентированный свет
После проведения множества экспериментов, мне пришло в голову использовать пустую упаковку от чипсов Pringles, в качестве направляющей для света от вспышки. Эта упаковка представляет собой трубку из плотного картона, обклеенную внутри фольгой, которая не позволяет свету рассеиваться, как бы случилось с листом обычной белой бумаги.
На мой взгляд, применение этой схемы может дать отличные результаты.
Сложная схема с освещением снизу
Лампа «LED» снизу
Для того чтобы добиться лучших результатов я добавил источник света снизу – это дает возможность еще больше выделить дым и усилить контраст. Я установил маленькую светодиодную лампочку ("LED"), снизу, рядом с палочкой благовоний, чтобы свет был просто направлен наверх, без освещения фона. Если лампочка будет цветной, то у дыма появится тот же цветовой оттенок.
Сложная схема с изменением траектории движения дыма.
Чтобы улучшить видимость дыма я решил увеличить его интенсивность с помощью очень простого способа.
Я положил кофейную ложку на несколько минут в морозильник, чтобы она охладилась. Эту ложечку я использовал для того, чтобы охладить дым, увеличивая его плотность, и уменьшить скорость подъема дыма наверх, что позволило создать красочные воронки из дыма.
В этой статье я попытался описать свой опыт по фотографированию дыма, упростив до максимума все схемы и используя подручный материал, который можно найти в любом доме.
Автор: Franco Fasciolo.
Несмотря на то, что вспышки – крайне полезный аксессуар для макросъемки, их свет не всегда создает нужный результат. Рано или поздно придется столкнуться с резкими тенями...
Читать дальше →Фокус-стекинг при съемке с рук – отличное решение для многих ситуаций. Это избавит вас от проблем, связанных с использованием макро-рельс в полевых условиях, и...
Читать дальше →Одно из главных преимуществ макрофотографии в том, что она позволяет увидеть мир под новым углом. С экстремально близкого расстояния семена одуванчика становятся похожи на балерин...
Читать дальше →Ни для кого не секрет, что количество интернет-магазинов сегодня множится день ото дня. Конкуренция растет, соответственно, побеждает сильнейший. Одним из факторов, подталкивающих...
Читать дальше →Съемка на пленку и работа с ней – это всегда интересно, а вот утомительное сканирование – не очень… Поэтому я своими руками построил компактный лайтбокс...
Читать дальше →Для фотографов, у которых ограничено время или бюджет для путешествий, работа крупным планом открывает неограниченные возможности съемки местности вокруг дома и внутри дома...
Читать дальше →Окно закроется автоматически через 3 секунды
Ещё пара )))
А это моя проба на основе Вашего урока.)
Как правильно разукрасить дым?Интересно увидеть это в Вашем видеоуроке.
Тоже люблю экспериментировать с дымом. Пытался зайти через фейсбук не получилось. Часть моих фотографий дыма можно посмотреть на фейсбуке. Всегда рад новым знакомым !
Еще капельки снимаю, одну работу прикрепил )
Сергей, отличные кадры! Особенно понравился кадр "Всплеск "настроение" попытка №2" из Вашего альбома в соц.сети ВКонтакте.
))
пожалуйста оцените))буду благодарна критике
можно еще разноцветные стеклышки на фонарик ставить для изменения цвета дыма
Вроде бы все так просто, а ничего не получилось, жаль... Как ни выставляла свет, диафрагму от 7 до 22 попробовала, выдержку рт 1/125 до 1/200 - просто черный экран получается. Даже фонариком сверху светила на дым - ничего... Чтобы было видно хоть какое-то подобие дымки, свет пришлось выставить так, что освещено было пол-комнаты. Интересно, это руки мои кривые виноваты или в чем-то другом дело?
Классно,бум пробовать....
Полезная статья. (только маленькое замечание: LED lamp — это не «Лампа «лед»», а светодиодный (Light Emitting Diode) фонарь)
Спасибо!
Вот жеж человек с фантазией...
Спасибо!!!
Спасибо! Обязательно попробую :-)
Спасибо! Вдохновилась, убежала в магазин за палочками))))
Спасибо, очень поучительно, понятно и доступно каждому.
спасибо за статью, очень подробно
Первое попавшееся.
Спасибо, очень наглядная и полезная статья