Больше чем уверен, что с вами случалась такая ситуация: вы, увидев красивую, огромную Луну, проглядывающую сквозь ветви деревьев, бежали за своим фотоаппаратом, предвкушая сделать потрясающий, живописный снимок. И пейзаж вокруг наверняка был красивый, возможно, вы были у леса, который освещали последние лучи заходящего солнца, а может волшебная луна огромным белым блином висела над небоскребами вашего города. Вы брали в руки свою камеру, выстраивали в видоискателе идеальную композицию, нажимали на кнопку спуска затвора и вуаля! На фотографии получалось крошечное белое пятно, лишенное какие-либо деталей. Вы, немного разочарованный, изменяли настройки фотоаппарата и получали более детальную Луну, но вокруг все получалось черным-черно. Существует пара основных секретов, которые помогут вам делать удачные фотографии, о них мы расскажем в этом уроке.
Наверняка больше всего вас огорчало то, что на фотографии Луна оказывалась не такой большой, какой она вам казалась. Причиной этому явление лунной иллюзии или оптической иллюзии удаленности, когда человек воспринимает удаленный от него объект, основываясь на размерах других объектов, попадающих в поле его зрения. Соответственно, когда Луна находится ближе к горизонту, человеческий глаз видит и другие объекты, на фоне которых Луна кажется ему в разы больше. И напротив, когда Луна достигает зенита, она кажется нам меньше, хотя, по сути, находится относительно Земли под тем же углом и в той же отдаленности.
Решением этой проблемы является правильный объектив. Снимая с широкоугольным объективом или даже с объективом 50mm, вы получите крошечную, еле различимую Луну. Чтобы передать на фотографии тот размер Луны, который виден вам, понадобится хороший телеобъектив: лучших результатов можно добиться, снимая на 200mm. Хотя и при 300mm Луна будет заполнять лишь 10% всего кадра. Но на помощь приходит кадрирование изображения в процессе постобработки, после которого вы получите визуально большую Луну. Также советую приобрести хороший телеконвертер, если вы всерьез задумались о съемке такого рода.
Помимо телеобъектива, вам понадобится прочный, устойчивый штатив, особенно если вы собираетесь фотографировать поздно вечером или ночью. Также пригодится спусковой тросик или устройство для удаленного спуска затвора, можно воспользоваться и встроенным таймером, чтобы снизить до минимума колебания фотоаппарата. Установите маленькое значение ISO, чтобы избежать появления шума. Ночью снимать придется на длинных выдержках.
Не забывайте об эмпирическом правиле, согласно которому числовой знаменатель выдержки должен быть равен или больше значения фокусного расстояния вашего объектива, в противном случае необходимо использовать штатив для стабилизации. Приведем пример: если вы фотографируете с объективом 300mm, то при выдержке длиннее 1/300 снимать с рук не рекомендуется. Также не пренебрегайте функцией блокировки зеркала (если таковая имеется), чтобы избежать дополнительных вибраций. Особенно актуальна эта функция при съемке на длинных выдержках.
Будьте готовы настраивать абсолютно все параметры вручную: выдержку, диафрагму, вручную наводить фокусировку. Основной проблемой, с которой вы можете столкнуться, является шум, который не исключён даже, если у вас дорогостоящее оборудование с большим диапазоном ISO. Всегда фотографируйте на самом маленьком значении ISO, доступном на вашей камере.
Фотографировать Луну это, по сути, тоже, что и фотографировать яркий источник света в темноте. Матричный и оценочный замер экспозиции тут не подойдут, и скорее всего Луна в слабо освещенном пространстве получится переэкспонированной и засвеченной. Но и точечный экспозамер сыграет с вами злую шутку: прекрасно проэкспонированная Луна на фотографии окажется на абсолютно черном фоне в отсутствие каких-либо деталей пейзажа.
Многих фотографов любителей это вводит в ступор. Наш глаз способен лучше приспосабливаться к яркости Луны и выстраивать единую картинку с окружающим пейзажем, нежели глаз нашего фотоаппарата. Не имеет значения, какие настройки вы будете использовать, в любом случае вы не получите сразу на одном снимке детальное отображение Луны и хорошо проэкспонированный пейзаж. Что же делать?
Тут мы прибегаем к хитрости. Пожалуй, единственным возможным вариантом в такой ситуации является совмещение двух снимков. Для одного снимка вы выставляете настройки, чтобы запечатлеть детально Луну, а на втором, соответственно, необходимо получить хорошо проэкспонированный пейзаж. В дальнейшем в процессе постобработки два этих изображения совмещаются, и получается прекрасный кадр с красивой, правильно проэкспонированной Луной и видимым пейзажем. Для съемки Луны советую пользоваться точечным замером экспозиции.
Как только вы сделали удачный снимок Луны, приступайте к съемке пейзажа. Во время постобработки удалите переэкспонированную Луну со второго кадра и замените Луной из первого.
Что же делать, если хочется запечатлеть в кадре большую часть пейзажа, и при этом оставить большой Луну. Тогда для пейзажа используйте широкоугольный объектив, а Луну снимайте с телеобъективом. Хотя размер Луны можно искусственно подкорректировать в процессе постобработки.
Днем с экспозицией не будет никаких проблем, поэтому совмещать фотографии уже совсем не обязательно. Если вам повезет, и вы будете фотографировать в благоприятных условиях, то вполне можно получить прекрасные снимки с хорошо проэкспонированной областью пейзажа и Луной.
Интересные кадры можно получить облачной ночью, когда Луна окутана дымкой, но тогда можно забыть о деталях. Также загрязненный воздух, смог влияют на конечное качество сделанных вами фотографий. Поэтому советую делать такие фотографии вдали от загрязненных мест. Выбирайте места для съемок на возвышенностях, тогда, во-первых, вы будете хоть и немного, но ближе к объекту вашей съемки, а во-вторых, чем выше мы поднимаемся над уровнем земли, тем меньше плотность воздушной дымки, неблагоприятно сказывающейся на качестве снимков.
Имея необходимое оборудование, фотографировать Луну, как изолированный объект, конечно, гораздо проще, нежели в рамках пейзажа. Но вам понадобится очень длинный телеобъектив (не менее 400mm). Но даже при таком оборудовании вам все равно придется в последствие кадрировать снимок.
Снимая одну Луну, вовсе не обязательно делать это на закрытой диафрагме, чтобы получить объект съемки в фокусе. Установите значение диафрагмы примерно f/5.6, чтобы пропустить как можно больше света. Выдержка будет зависеть от экспозамера. Но не забывайте, что Луна не стоит на месте, и слишком длинные выдержки влекут за собой нежелательные размытия.
Вне зависимости от того фотографировали ли вы Луну, как часть пейзажа или снимали ее отдельно, в обоих случаях необходимо отретушировать получившееся изображение. Если вы использовали точечный экспозамер, то, скорее всего Луна на фотографии потеряет объем и будет казаться плоской. В процессе постобработки добавьте Луне объема, прорисовывая свет и тень на корректирующих слоях, также увеличьте контраст и поработайте немного над резкостью, но не переусердствуйте.
Если в процессе съемки Луны вам не удалось сделать удачный кадр (так чтобы все области были равномерно проэкспонированы, не было глубоких теней и засвеченных участков), тогда снова можно пойти на хитрость и наложить друг на друга кадры, отснятые при разных экспозициях, в конечном счете вы получите одно HDR изображение.
Если у вас возникают проблемы с экспозицией, то можно воспользоваться нейтральным фильтром, чтобы немного сократить количество света, попадающего на матрицу фотоаппарата. Такой фильтр должен быть в арсенале каждого фотографа-любителя и профессионала. Днем с этой целью можно использовать и поляризационный фильтр, во-первых он затемнит небо, а во-вторых поможет отобразить поверхность Луны более детально.
Фотографировать отдельно Луну, конечно, интересно и это прекрасный опыт для любого фотографа, но с точки зрения выразительности такие фотографии не несут никакого посыла. Таких фотографий много и ими вы никого не удивите. Поэтому, если вы хотите пополнить свое портфолио, все-таки отдавайте предпочтение пейзажным фотографиям, в рамках которых вы можете отобразить свое настроение и индивидуальность.
Автор: David Peterson
Фотографирование морских пейзажей очень похоже на классическую пейзажную съемку и перенимает много её черт. Кроме моря или океана на фотографии может изображаться небо, облака...
Читать дальше →В жизни каждого пейзажного фотографа наступает момент, когда он вырастает из своего домашнего региона и начинает искать более отдаленные области для съемки.
Читать дальше →Представьте себе картину: вы возвращаетесь домой после прекрасной фотосессии и с нетерпением бежите к компьютеру, чтобы посмотреть на замечательные фотографии, которые у вас...
Читать дальше →Сияние солнца, звездное сияние, эффект звезд – называйте как хотите – отличный способ добавить фотографии немного блеска. К счастью, создать эффект сияния довольно просто...
Читать дальше →Люди часто спрашивают меня о том, какие «правильные настройки» нужно устанавливать при съемке движущейся воды, поэтому я решил написать небольшое руководство ...
Читать дальше →Раньше съёмка панорамных изображений была привилегией исключительно для элиты и богачей. К счастью, современные цифровые технологии уравняли правила игры ...
Читать дальше →Окно закроется автоматически через 3 секунды
Хорошая статья. Жаль раньше не попалась. В принципе почти все делала правильно. Буду теперь ждать удобного случая, чтобы опробовать новые приемы.
??? просто проба
Спасибо за такие ценные материалы!! Ваш сайт просто супер!!!!
Луна полная
Луна
Это ещё первый фотоаппарат, сплошные шумы. Вряд ли ещё раз подвернётся такой случай.
Мне очень понравились фото...
Случай того стоит!!! БРАВО...удачи
Спасибо, очень познавательно!
луна меня всегда привлекает -большое спасибо за урок!
Сначала Луну, затем вставляем в фото
Отличные работы!
очень красивая первая фото, maishmen!
это получается аппликация или коллаж, или отчасти мультиэкспозиция. Научите как так сделать, пожалуйста.
Спасибо. Очень хороший материал!!!!
ну как то так)
Очень круто)
не переусердствовали с бликом на воде? он ярче самой луны...
вы правы,возможно надо было чуть затемнить блик, а так я просто соединил два кадра.
Понравилось!