Если вы когда-нибудь бывали в горах не с автобусной экскурсией, где вам дается двадцать шесть с половиной минут и ни секундой больше на осмотр местности, отстаивание очередей из фотографов на единственной смотровой площадке и собственно съемку, вы наверняка почувствовали, что горы - это совершенно уникальное место.
Горы – это стихия. Причем стихия, настроенная не всегда дружелюбно, но при этом позволяющая увидеть и сфотографировать такое, что вы не увидите и не сфотографируете больше нигде.
Должна отметить, что речь в статье пойдет именно о пейзажной фотографии, поскольку съемка портретов требует несколько иного подхода. Направляясь в горы и собираясь там пофотографировать, нужно быть готовым очень ко многому, и не только в плане фотооборудования, потому я рассмотрю проблемы, с которыми лично я сталкивалась во время съемки в горах, а потом расскажу, что желательно взять с собой.
В качестве иллюстрации начну со свежего примера из жизни. Этой зимой мы ездили в горный городок в Германии, и в один из дней зашли в самом городе в кафе, сели перед стеклянной витриной, выходящей на улицу, и стали наслаждаться видами.
В течение трех минут там происходит следующее: сначала начинается дождь, резко усиливается, бушует ураган, людей чуть не сдувает вместе с зонтами, гром и молния, сигнализация, где-то испугался и заплакал ребенок, дождь переходит в град и метель, а потом все стихает, только снег обильно посыпает улицы. Мы как сидели с чашками в руке и открытыми ртами, так и остались. Обещали, конечно, изменения погоды в тот день, но лично у меня было чувство, что кто-то наверху просто рычаг передернул - чего время тянуть.
Собственно, то же самое происходит и в самих горах, причем очень часто. Если во время вылазки на несколько часов погода не поменялась – считайте, что вам сильно повезло. Как-то, путешествуя по южным уже хребтам, в течение нескольких часов мы успели застать палящее солнце, пасмурную погоду, дикий ливень, туман и вновь палящее солнце.
Все это создает следующие сложности:
Также хочу отметить, что съемка закатного неба с вершины горы – это потрясающий опыт, но если вы не в походе с палатками и запасом еды, рассчитанным на несколько дней, я не советую вам рисковать и ради такого кадра ждать на вершине, пока сядет солнце. Находиться ночью в горах может быть небезопасно. Там и днем-то небезопасно.
Перво-наперво, я вам не советую ходить в горы в одиночестве. Если вы хорошо ориентируетесь по горным картам – это отлично, но все же стоит взять с собой минимум еще одного человека, если вы идете не группой, и желательно из местных. В горах бывает очень легко заблудиться. Как-то раз я отправилась как раз одна по известному крымскому маршруту в Большом каньоне.
Благополучно прошла маршрут, который оказался очень коротким - всего около километра, - и, дойдя до смотровой площадки, которая по наводке должна была быть через 200 метров от озера, я решила, что там конечно очень красиво, но как-то низковато. В горах тяжело с ориентацией в пространстве, и я подумала, что, наверное, смотровая площадка - она выше, а это так, перевалочный пункт.
Я свернула на лесную дорогу, пошла по меткам на деревьях и ко второму часу ходьбы начала понимать, что все-таки что-то тут не то, и никакие «бабушки с детями» столько не пройдут. На вершине горы лежало облако, и уже на расстоянии 10-20 метров решительно ничего не было видно, фотография ниже сделана именно там. На мое счастье, плато оказалось обитаемым, там был т.н. «чайный домик», где меня отогрели, напоили чаем и отправили вниз к дому.
Если бы домика не было, я бы, пожалуй, легко получила бы обморожение и продолжение приключений. В общем, надеюсь, вы поняли, что так делать не надо. Обязательно берите с собой проводника и карту. В пылу фотосъемки вы можете просто не заметить, что забрели куда-то не туда.
Также стоит отметить, что в горах вы рискуете повстречаться не только с белками и бабочками, и растут там не ромашки. В крымских горах, например, водятся кабаны и змеи, а еще чудесные ядовитые насекомые типа сколопендр, фотографию которых я даже показывать не буду, т.к. тут могут быть женщины и дети.
Говоря о растениях, помимо общеизвестной волчьей ягоды, в крымских же горах, например, встречается Ясенец, также известный как Купина Неопалимая. Очень красивый цветок, наверняка захочется его снять на память, но лучше не надо. Прикосновение к этому растению и даже попадание в непосредственную близость от него во время цветения, чревато получением сильного химического ожога.
Поэтому рекомендую, во-первых, внимательно ознакомиться с особенностями флоры и фауны тех гор, по которым вы собираетесь путешествовать, а во-вторых, не прикасаться ни к чему, что вам неизвестно.
Итак, с техникой безопасности на этом пока закончим, перейдем к чисто фотографическим проблемам.
Если вы когда-нибудь снимали в горах, то, вероятно, сталкивались с проблемой склеивания заднего и переднего плана. Если вы снимаете, фокусируясь на бесконечность, то есть некий пейзаж, находящийся от вас на отдалении, может выйти так, что визуально изображение получится плоским. Советую вам найти какой-нибудь объект на переднем плане, например, дерево, чтобы подчеркнуть перспективу.
Если же такого объекта нет, постарайтесь дождаться, когда солнце будет не в зените и создаст на горах тени, которые визуально сформируют слои в вашем изображении. Также для создания перспективы служит так ненавидимая многими «дымка», о которой речь пойдет позже.
Если вы снимаете на пленочную камеру, вы можете столкнуться с проблемой, с которой столкнулась однажды я, снимая на среднеформатный старенький Киев-60 на холоде (на вершине горы температуры гораздо ниже, чем у подножья).
Дело в том, что у меня просто-напросто замерзла смазка. Плюс лаг в механизме не самой надежной камеры на Земле, и на коротких выдержках затвор просто не успевал отработать выдержку в 1/500 и 1/1000 секунды. Кадры выглядели очень загадочно: они просто были наполовину черными. Так что, если вы не хотите получить загубленные кадры, во-первых, выбирайте с собой в поход камеру понадежней, во-вторых, проверьте ее перед поездкой в мастерской или самостоятельно, если умеете, и, в-третьих, если вы в ней не уверены, снимайте максимум на 1/250.
Данная проблема особенно актуальна при съемке зимой в горах на цифровую камеру. Во-первых, аккумуляторы на холоде разряжаются гораздо быстрее, более того, холод вообще может вывести их из строя, поэтому держать запасные аккумуляторы желательно где-нибудь ближе к телу, в кармане, например. Принеся камеру домой с холода, желательно не включать ее некоторое время, несколько часов, дать ей согреться и сойти конденсату (водяному осадку), который образуется при резком перепаде температур, и может навредить оптике и электронике.
Вообще стоит стараться беречь камеру от резких скачков температур. Так делать не надо: поснимали полчаса на морозе – забежали в кафе выпить глинтвейна, в это время протирая рукавом водяные капельки и просматривая отснятое, а потом опять побежали фотографировать. Перенося камеру с холода в тепло, повторюсь, не включайте ее, дайте испариться конденсату. Подробнее о съемке на холоде вы можете почитать еще здесь, довольно любопытная статья.
Если вы собираетесь достичь вершины горы или промежуточного открытого плато для съемки, будьте готовы к сильному ветру, который затруднит процесс съемки. Он влияет как на устойчивость камеры, так и на физический комфорт фотографа. На что нужно обратить внимание и что взять с собой, я опишу ниже.
Когда перед вами открывается прекраснейшая панорама гор на много километров вокруг, потерять голову от восторга нетрудно. Особенно если вы снимаете на пленку, предвкушая прекраснейшие фотообои во всю стену, и не видите результата сразу. Дело в том, что в горах вы можете столкнуться с такой проблемой как большие перепады в зонах освещенности, как на примере ниже.
Как вы видите, вершины гор освещены очень хорошо, а вот попавший на передний план лес просто тонет в темноте. Кроме того, провести правильное экспонирование, когда вокруг снежные вершины, активно отражающие падающий на них свет, очень непросто. Посему, во-первых, очень советую взять с собой цифровую камеру хотя бы для замера экспозиции.
Мне приходилось делать поправку на пару ступеней вниз, чтобы выйти на нормальный уровень освещения, но эта поправка увела в глубокую тень менее освещенную лесную полосу. Как вариант решения проблемы возможно использование техники HDR. Экспонирование в данном случае проводится отдельно по заснеженным горам и отдельно по менее освещенным зонам у подножья горы.
Итак, выше мы рассмотрели основные проблемы, с которыми вы можете столкнуться в горах. Что же, исходя из этого, вам нужно иметь при себе, планируя горную фотовылазку?
Объектив
Если вы собираетесь снимать пейзажи, о которых тут и идет речь, то вам потребуется широкоугольный объектив. В горах обычно даже широкоугольника кажется мало, потому что перед вами, насколько хватает глаз, расстилается бескрайнее пространство, сразу же хочется снимать панорамы. Конечно, телеобъектив вам может тоже пригодиться, но с гораздо меньшей вероятностью, если, конечно, вы не ради портретов поднимаетесь в горы или не хотите рассмотреть вооооон тот маленький домик на противоположной вершине.
Если не тяжело и не жалко – можно и взять, но если выбирать между двумя вариантами, выбирайте широкоугольник. Также для творческих экспериментов в горах очень кстати может прийтись «рыбий глаз». Эти объективы, к тому же, обычно совсем не тяжелые, и вы поблагодарите за это производителя, если вам со всей техникой придется несколько часов ползти пешком наверх по жаре.
И да, чисто съемочный момент – для пейзажей выбирайте достаточно узкую диафрагму, лучше f/8-f/16, чтобы большая область попала в зону резкости, и на снимке было больше деталей. Главное не переусердствовать – на f/22 резкость может снижаться за счет дифракции.
Штатив
Как я упоминала выше, на вершине горы и на открытых плато обычно очень сильный ветер. Поэтому, хоть и тяжело тащить с собой на гору лишнее оборудование, советую вам взять штатив.
Потому что если, добравшись до верха, вы обнаружите, что там нет дерева, на которое можно опереться, дабы обрести устойчивость, а вы сами не можете скомпенсировать силу ветра при съемке с рук, тем более, если уже начинает вечереть, или вы хотите использовать поляризационный фильтр, или же перед вами расстилается прекрасное облачное предгрозовое небо, будет очень обидно.
Более того, желательно выбирать специальный штатив с крюком для утяжеления снизу. На этот крюк вы можете повесить пакет с камнями или фотосумку, и штатив будет гораздо более устойчив. Он также пригодится вам, если вы захотите (а наверняка ведь захотите) поснимать панораму. Поверьте, там для этого есть все возможности.
Бленда
Бленда стоит недорого, но порой просто незаменима. Она поможет отсечь ряд «паразитных» лучей, грозящих появлением в кадре нежелательных бликов, и к тому же частично защитит переднюю линзу объектива от дождя и пыли.
Впрочем, помогает бленда не всегда, если вы будете снимать прямо напротив солнца, то в случае с некоторыми объективами, в особенности бюджетного класса, блики все равно появятся, но лучше по возможности перестраховаться.
Фотофильтры
В горах наиболее сильно заметно такое явление, как «дымка», появляющаяся при съемке удаленных объектов. Причина возникновения дымки – рассеивание света на взвешенных в воздухе частицах и молекулах воздуха. Также причиной «голубого» налета на снимке является ультрафиолетовое излучение, влияние которого в горах усиливается. При увеличении высоты уменьшающийся слой атмосферы поглощает ультрафиолетовое излучение в меньшей степени.
С увеличением высоты на каждые 1000 м уровень ультрафиолетового излучения возрастает на 10% - 12%. Человеческий глаз не так восприимчив к ультрафиолетовому излучению, как матрица фотоаппарата и тем более пленка.
Иногда «дымка» может помочь усилить перспективу изображения, за счет того, что более близкие объекты отображаются в кадре как более четкие и контрастные, а более далекие – как менее контрастные и подернутые голубоватой вуалью. Тем не менее, некоторые предпочитают с ней бороться.
Фильтры, обычно используемые для решения этих проблем:
На мой взгляд, лучший выбор в данной ситуации – поляризационный фильтр, основное назначение которого состоит в том, что он позволяет убрать нежелательные отражения и блики от неметаллических поверхностей (например, с воды и стекла). Он преобразует поляризованный свет, образующийся в результате отражения от любых неметаллических поверхностей.
Помимо этого данный фильтр дает еще несколько эффектов, более интересных для нас в рассмотренных ситуациях: он затемняет небо, придавая ему более глубокий синий оттенок, делает более насыщенными цвета на снимке, и изображения с ним выглядят более контрастными. Таким образом, с его помощью можно отчасти нивелировать визуальные «последствия» дымки – снижение контраста и потускнение цветов. Подробнее про фильтры вы можете почитать тут.
Отмечу лишь, что, во-первых, для фотоаппарата с автофокусом нужно выбирать циркулярный поляризационный фильтр, во-вторых, при его использовании нужно делать поправку в экспозиции (он уменьшает количество проходящего через него света), ну и, в-третьих, с широкоугольными объективами нужно использовать «тонкие» поляризаторы, чтобы избежать эффекта виньетирования. Я обожаю этот фильтр, и единственный его недостаток, на мой взгляд, это цена. Впрочем, оно того стоит.
Также есть еще одна проблема, с которой вы можете столкнуться в горах, и для решения которой также может пригодиться «поляризатор». Всем известно, что съемка пейзажа против солнца в ясную погоду – прямой путь к белому переэкспонированному небу. А так как в горах у вас не всегда есть возможность снять в другую сторону, дождаться, пока по небу побегут колоритные спасительные тучки или же подождать, пока солнце уйдет к вам за спину, это может серьезно повредить итоговому результату.
«Поляризатор» затемнит небо и сможет убрать часть бликов, хотя, конечно, в идеале надо именно найти такой ракурс, когда солнце будет под углом к камере, а не прямо напротив.
Аккумуляторы
В горах не так часто попадаются розетки для подзарядки аккумуляторов, да и ларьки, торгующие батарейками не сказать что на каждом шагу, и поэтому многие фотографы предпочитают брать с собой пленочную полностью механическую камеру, чтобы избежать этой проблемы. Если же у вас цифровик, и вы собираетесь на фотопрогулку не на пару часов, позаботьтесь о том, чтобы у вас с собой было, по меньшей мере, 2 запасных аккумулятора.
Как уже упоминалось выше, если вы снимаете на холоде зимой, то аккумуляторы разряжаются быстрее, и эта проблема становится еще более актуальной. В любом случае, батареек много не бывает.
Фотосумка
К выбору фотосумки при съемке в горах стоит подойти очень ответственно. Я крайне настоятельно рекомендую вам обзавестись фоторюкзаком. Если вы идете в поход на несколько дней – сложите камеру в основной туристический рюкзак, завернув ее в специальную влагозащитную ткань, которую можно найти в специализированных магазинах. И ни в коем случае не берите с собой наплечную сумку.
Нет, разумеется, с вами может ничего плохого и не случиться, но, как известно, береженого Бог бережет. Первые несколько раз я совершала вылазки в горы именно с наплечной сумкой, но было несколько моментов, когда я не рухнула вместе со всем своим добром в обрыв или в горную реку, лишь благодаря проявленным мной чудесам эквилибристики.
Когда вы карабкаетесь по скользким камням, вам нужно, во-первых, чтобы были свободны руки, а во-вторых, чтобы ничто не нарушало вашего равновесия, а тяжелая наплечная фотосумка будет перетягивать вас на одну сторону, и если она неудачно соскользнет с плеча, когда вы висите на камнях, потерять устойчивость более чем вероятно. Поэтому поберегите себя и купите фоторюкзак.
Также следует отметить, что рюкзак нужно выбирать с непромокаемым покрытием и защитой внутренних отсеков от влаги, потому что, как я уже говорила выше, предсказать погоду в горной местности достаточно проблематично.
Помимо фотографического оборудования, вам необходимо иметь при себе ряд вещей для обеспечения безопасности, как собственной, так и для защиты техники.
Дождевик
Отправляясь в горы, запаситесь дождевиком. Конечно, лучше взять специальный дождевик для фотографов, защищающий также и камеру и позволяющий продолжать съемку даже, когда идет дождь, но если такого у вас нет, купите несколько самых простых дождевиков за 20 рублей, их можно найти почти в любом хозяйственном магазине. Что забавно, в Крыму я их найти не смогла. Если же вы, как и я, окажетесь без дождевика, возьмите с собой обычный пакет. Идя в горы, я беру с собой, по крайней мере, большой пакет-майку, в который можно завернуть фотосумку, если вдруг погода резко испортится.
Карта
Карта или навигатор – это то, что вам точно пригодится, даже если вы идете группой или с проводником. Горы – не статичная местность, часто бывает так, что там, где раньше была звериная тропка, теперь растет кустарник, веревки для спуска обрезаны, а основная дорога заросла или завалена. В любом случае, даже чтобы сориентировать спасательную службу, вам нужно будет знать свое приблизительное местоположение.
Телефон
Думаю, тут дополнительные комментарии не требуются. Проверьте, чтобы телефон был полностью заряжен, потому что, по моему опыту, на вершине не так часто встречаются люди, у которых можно попросить мобильный.
Огонь
Если вы все же заблудились или задержались настолько, что успело стемнеть, и вы не успеваете выйти на трассу или к обитаемой местности, огонь вам может пригодиться, поскольку ночами в горах очень холодно, это даст вам возможность разогреть еду или питье, и, в конце концов, подать сигнал спасателям. Кремнем все же не все умеют пользоваться, так что имейте при себе спички и зажигалку, на случай, если что-нибудь из этого выйдет из строя.
Да и, по моему опыту, когда мы ходили раздетые по пояс по горной реке с температурой воды не выше 5 градусов по Цельсию, т.к. не могли ее обойти, небольшой костерок для сушки носков очень помог нам не околеть и не простыть. Только, пожалуйста, помните о правилах разведения костров в лесах. Вы представить себе не можете площади сожженного леса в горах Крыма, и все из-за того, что люди не гасят костры должным образом или разводят их неправильно.
Одежда и обувь
Как я уже говорила, погода в горах непредсказуема, и поэтому у вас с собой обязательно должна быть запасная теплая одежда, термобелье, если вы идете в горы зимой, непромокаемая ветровка, косынка на голову как защита от перегрева и лесных клещей летом и удобная обувь, крепко держащая ногу и с нескользящей подошвой.
Даже если при выходе из дома вы видите только людей во вьетнамках, шортах и гавайских рубашках, не поддавайтесь на искушение и перестрахуйтесь, порой от этого зависит ваша жизнь и здоровье, особенно от обуви. Я делаю на этом акцент, так как сама, как фотограф, видя красивые виды, очень часто забываю обо всем на свете.
Перчатки
Когда вы снимаете в горах на холоде, руки вы перестаете чувствовать через несколько секунд, что чревато обморожением. А в толстых перчатках так ужасно неудобно снимать, что так и хочется снять их, «ну всего на пару кадров», а потом вы и сами не заметите, как начнете замерзать. Я нашла для себя хорошее решение в виде перчаток рыбацкого типа – тех, что с обрезанными пальцами и надевающейся сверху варежкой на липучке.
Скидываете варежку на пару секунд, делаете кадр, надеваете ее обратно. Как известно, варежки гораздо лучше сохраняют тепло, чем обычные перчатки. Летом же я брала с собой велосипедные мягкие перчатки с «обрезанными» пальцами, чтобы не ободрать руки о камни.
Еда и вода
Когда вы собираетесь в горы, обязательно берите с собой воду про запас. По собственному опыту должна заметить, что если зимой еще можно в случае дефицита воды растопить снег, то летом, когда на половине маршрута вода заканчивается совсем, а все ручьи, на которые возлагались надежды, пересохли, идти дальше очень тяжело, и уже не то, что снимать не хочется, уже жить не хочется.
Обезвоживание – страшная вещь. Не бойтесь перегрузиться, лучше принести избыток воды домой, чем остаться без нее. Весной и осенью гораздо проще найти горные речки и ручейки, и пополнить запасы, но жарким летом они все мельчают или полностью уходят.
Подъем пешком в горы, тем более с фотооборудованием, сжигает уйму энергии, и потому с собой следует взять что-нибудь из быстрых углеводов, типа шоколада, чтобы восстановить силы. Если же вы идете на несколько дней, то, разумеется, рацион надо составлять полноценный, с мясом и крупами. Но даже если вы идете на несколько часов обеспечьте себе комфорт, возьмите что-то на перекус.
Аптечка
Даже если вы отправляетесь в горы ненадолго, не поленитесь и возьмите с собой, по крайней мере, перекись водорода, бинт и пластырь. Потому что пара часов легкой прогулки по горам могут превратиться в пытку с подвернутой ногой или натертой мозолью, и тут будет уже не до съемок. Ну и лично я, как особо везучий персонаж, умудрялась в горах руками находить стекла и доблестно о них резаться, а потом ходить и пугать всех кровавыми пальцами. В общем, возьмите аптечку. Она много места не занимает.
Надеюсь, я не сильно вас перепугала своей статьей. Горы – опасное место, но если соблюдать технику безопасности и правильно подойти к выбору оборудования, то все эти трудности с подъемом, плохой погодой, холодом и т.д. окупаются во сто крат, и вы получите прекраснейшие, уникальные кадры невозможной красоты мест.
Для меня, например, нет ничего более завораживающего, чем горные пейзажи, и, как говорится, лучше гор может быть только горы. И помните, что помимо панорам, в горах есть множество интересных уголков, маленьких локаций и чудесных природных явлений, которые также заслуживают вашего внимания!
Желаю вам удачи! Было бы интересно послушать ваши истории о фотосъемке в горах, и поделитесь своим опытом!
Автор: Анна Смолина
Фотографирование морских пейзажей очень похоже на классическую пейзажную съемку и перенимает много её черт. Кроме моря или океана на фотографии может изображаться небо, облака...
Читать дальше →В жизни каждого пейзажного фотографа наступает момент, когда он вырастает из своего домашнего региона и начинает искать более отдаленные области для съемки.
Читать дальше →Представьте себе картину: вы возвращаетесь домой после прекрасной фотосессии и с нетерпением бежите к компьютеру, чтобы посмотреть на замечательные фотографии, которые у вас...
Читать дальше →Сияние солнца, звездное сияние, эффект звезд – называйте как хотите – отличный способ добавить фотографии немного блеска. К счастью, создать эффект сияния довольно просто...
Читать дальше →Люди часто спрашивают меня о том, какие «правильные настройки» нужно устанавливать при съемке движущейся воды, поэтому я решил написать небольшое руководство ...
Читать дальше →Раньше съёмка панорамных изображений была привилегией исключительно для элиты и богачей. К счастью, современные цифровые технологии уравняли правила игры ...
Читать дальше →Окно закроется автоматически через 3 секунды
Здравствуйте,Анна! Я занимаюсь альпинизмом почти 40 лет. Почти столько же времени фотографирую. Специальных знаний нет. Фотографирую "сердцем" (увидел-снял). Хотел бы Вас попросить "покритиковать" мои фотки и порекомендовать чего. Если не сочтёте за труд, то загляните в мои альбомы на моей странице. Спасибо!!!
Добрый день. Я здесь новичок. Очень люблю снимать горные пейзажи, т.к. живу в горах и занимаюсь автотуризмом. Очень хотелось бы выслушать конструктивную критику. Спасибо)
Очень хороший материал по съёмке в горах. Однажды снимала в горах на достаточно большой высоте над УМ. Был в наличии UV фильтр,однако на заднам плане( на горизонте) горы и прилегающее пространство приобрело неприятный синеватый оттенок. Можно ли методами обработки в ФШ убрать этот оттенок.?Пересмотрела, снова, все уроки Евгения,но ответа не нашла.
отличная статья!!!супер сайт!!!зеркалку -муж на днях подарил!!! а руки с попы растут))) но очень люблю снимать природу!!! особенно родные вершины Кавказа. Фото все делались в очень пасмурный день!!!
Прекрасная статья!!!!!очень познавательно,но хочу от себя еще сказать что зимой в горах даже в самой теплой одежде можно замерзнуть за 10 минут стояния на склоне,да и снег предательски забивающийся в обувь не греет.Самый лучший вариант это приобрести специальные мембранные штаны для катания на сноуборде.они тонкие,теплые,не промокают,даже если сесть в сугроб и сидеть минут 40,не продуваются и имеют очень удобные манжеты,которые натягиваются на ботинки и снег не попадает.
Сказочный Алтай, снятый ещё старым добрым Canon PowerShot S2 IS
Лучше гор могут быть только горы... Главное взять с собой дождевик и теплую одежду, даже летом.
Алтай, 2013 г., кадры сняты на движении с седла в условиях конного похода
Если хотите выбрать фоторюкзак, то выбирайте обязательно с разгрузочным ремнем. Он переместит вес с плеч на бедра, и вы практически не будете чувствовать тяжести.
О да, великолепная вещь, спасибо. Это именно то, чего в моем рюкзаке мне отчаянно не хватает.
Как то так =)
Браво! Восхищаюсь Вами! далеко не каждый парень ходит в горы.когда я говорю друзьям ,что мечтаю поснимать таинственный перевал Дятлова- ВСЕ СМОТРЯТ КАК НА САМОУБИЙЦУ.Не сомневаюсь-Вы бы пошли... спасибо за статью. с уважением Юрий
Чимган - Люблю эти горы)
Какая красота!
Хочу подсказать в отношении ношения наплечной фотосумки. У меня LowePro Rezo 170 AW. У нее есть две шлёвки на задней части, прилегающей к телу, позволяющие использовать ремень для фиксации на поясе. Когда используются руки для подъёма по крутому рельефу, сумка сдвигается за спину и остаётся там, удерживаемая поясным ремнем.
И еще одно дополнение по штативу. Тот, что на фото в статье, практически не возможно установить на неровной поверхности, тем более на склонах горы. Все три опоры должны быть независимые, с возможностью ступенчатой регулировки угла наклона каждой. При этом К ФОТОГРАФУ повернута только ОДНА нога, а две другие сторого от него. Так штатив труднее сбить ногой. А вот насчет крюка Вы совершенно правы. Совершенно необходимый элемент.
На счёт наплечной сумки не соглашусь с Вами. Я хожу в горы несколько лет. Главное, как повесить сумку. Нужно повесить её не на плечо, а через голову, чтобы ремень проходил наискосок по телу. Очень удобно и камера всегда под рукой!
Елена, я именно так ее и вешала, через голову, но вес все равно распределяется неравномерно. Мне кажется, в горах это просто опасно, по крайней мере, мне она очень мешала и сбивала балансировку на сложных участках =) Но если Вам с ней удобно - выбор-то всегда за Вами, главное, берегите себя =)
Абсолютно согласна с автором статьи, сама часто езжу в горы как кататься на лыжах так и просто гулять, конечно без фотоаппарата не обойтись, столько всего красивого... У меня правда арсенал не большой, но сумка со всем этим действительно весит прилично По поводу того что после мороза не доставать сразу камеру... достою только через сутки, лучше перестраховаться. а вот смотреть кадры можно сразу придя домой, просто вынимаю карту памяти , зная что больше уже фотографировать не буду. Поэтому и камера отдыхает в течение суток и я довольная уже рассматриваю и редактирую отснятое.
Да, хорошее решение! И кадр красивый =)
И еще маленькое дополнение к светофильтрам для съемок в горах -градиентные и ND-светофильтры фирмы Cokin. Они не дорогие, легкие, в удобной упаковке и можно снимать даже без спец. держателя, просто держа его перед объективом. И водичка будет шелковистей и небо синей
Как вариант, да=)
Правильная статья. Согласен с автором полностью. Только одно дополнение и одно уточнение:
- Не только теплое запасное белье зимой , но и просто запасную майку летом. Лучше сразу переодется в сухое белье сразу после подъема перед съемкой.
- Если уж брать с собой штатив, то и брать телевик. Далеко не везде можно снять широкоугольником. 70-200 обычно решает много проблем. Нужен широкий угол - два-три кадра панорамы со штатива. Зато нет ближних кустов, камней, передний план размыт и т.д. Горечь от не снятого тяжелее фоторюкзака Имхо
Автору статьи респект
Восхищает мужество и опыт автора статьи! Респект!