Фотосъёмка в середине солнечного дня

Отличные советы и рекомендации по решению проблемы яркого полуденного солнца и созданию прекрасных портретов за пределами «золотого часа».

Золотой час

Лучшее время для съёмки практически любого сюжета – это «золотой час»: около часа перед закатом и около часа после восхода солнца. В это время солнечный свет наиболее мягкий, не дающий резких теней, с богатыми красками, равномерно заливающий объект и создающий при падении сбоку очень выразительное освещение на лицах.

-Узбекистан-

Canon EFS 17-55mm f/2.8

F 3.5, 1\200, ISO 160

-Таджикистан-

Canon EFS 17-55mm f/2.8

F 5.6, 1\125, ISO 200

-Китай -

Canon EFS 17-55mm f/2.8

F 2.8, 1\250, ISO 400

Естественный свет (рассветный) освещает кадр справа.

-Таджикистан-

Canon EFS 17-55mm f/2.8

F 5.6, 1\100, ISO 100

Естественный свет (рассветный) отражается от гор, расположенных под углом примерно 45 градусов к женщине (их видно в окне).

Как только это время (золотой час) закончилось – вы остаетесь с жестким, неприглядным светом, который беден красками и делает снимки тусклыми и плоскими как можно увидеть на следующей фотографии:

-Индия-

Canon EFS 17-55mm f/2.8

F 8, 1\250, ISO 100

Жёсткое полуденное солнце прямо над головой.

Проблема

Прежде чем говорить о решении, давайте попробуем понять «проблему»: ваша камера видит не так же как ваши глаза. «Проблема» в динамическом диапазоне камеры. Простым языком «динамический диапазон» - это интервал между самой темной и самой светлой точками в кадре. Допустим, вы снимаете мужчину в шляпе в полдень, когда солнце самое яркое и жесткое. Ваши глаза могут хорошо различить его глаза даже в тени от его шляпы, а также его подбородок на ярком солнечном свете. Это потому, что ваши глаза способны видеть большой динамический диапазон.

У вашей камеры однако гораздо более ограниченная способность различать динамический диапазон. Если мы снова вернемся к нашему мужчине в шляпе – ваша камера увидит его глаза в тени под шляпой, но при этом освещенный солнцем подбородок будет белым и лишенным деталей.

Вы можете попробовать «исправить» это, изменяя значение диафрагмы, выдержки или ISO, но это всего лишь сделает вашу фотографию светлее или темнее, так как эти операции не имеют никакого отношения к динамическому диапазону. Даже если мы попробуем использовать нейтрально серый (ND) фильтр – это только сделает фотографию темнее, но не решит проблему и не изменит динамический диапазон.

Решения

Перейти в тень

Попробуйте переместить объект съёмки в тень или, возможно, в помещение. Когда я спросил Стива Маккарри, автора знаменитой «Афганской девочки», как он работает в солнечный день, то он рассказал мне, что предпочитает снимать в помещениях, в которые жесткий солнечный свет проникает через окна, заметно смягчаясь. И это сильно изменило моё «виденье» жесткого света как возможности создавать прекрасные снимки в тени или в помещениях.

-Таиланд-

Canon EF 24-70 mm f/2.8L

F 3.5, 1\100, ISO 160

Эта женщина сидит в тени, а яркий свет проникает с улицы (слева от неё). Над её головой был размещен кусок бумаги для блокировки света.

Попробуйте поставить ваш объект под углом 45 градусов к источнику света (например окну) и таким образом вы сможете создать красивый объём.

-Узбекистан-

Canon EFS 17-55mm f/2.8

F 2.8, 1\100, ISO 500

Естественный свет (только), проходящий через окно в левую часть кадра (примерно 45 градусов).

-Лаос-

Canon EF 24-70 mm f/2.8L

F 3.5, 1\1600, ISO 1000

Я использовал мягкий свет, проходящий через красный плащ, размещенный справа от кадра, чтобы создать световой рельеф на лице. Он также придал всей картинке некоторое оранжевое свечение.

Снять силуэт

Устанавливайте экспозицию по фону, так что ваш объект выйдет силуэтом. В некоторых случаях это создает красивые кадры.

Вы можете это сделать используя ручной режим экспозиции (режим M), либо переключив режим измерения в точечный и оценивая экспозицию фона.

-Таиланд-

Canon EF 24-70 mm f/2.8L

F 5, 1\200, ISO 100 (точечный экспозамер)

Только естественный свет.

Выжечь фон

Выжигание фона – это не всегда плохо. Это может создать уникальные портреты, необычные и интересные.

-Индия-

Ассистент: Hardik Pandya

Canon EFS 17-55mm f/2.8

F 4.5, 1\200, ISO 200

Только естественный свет.

Отражатель

Используя отражатель, вы можете уменьшить динамический диапазон за счет отражения света на объект, добавляющего свет в темные области. На фотографии ниже я использовал небольшой складной отражатель, который держал в руке во время съёмки этого кадра.

-Таджикистан-

Canon EFS 17-55mm f/2.8

F 8, 1\250, ISO 100

Естественный свет + отражатель (золотистого цвета), который я держал в руке слева снизу от кадра + теплое отражение естественного света от глиняной стены.

-Индия-

Ассистент: Hardik Pandya

Canon EFS 17-55mm f/2.8

F 2.8, 1\200, ISO 100

Эта милая дама сидела в тени своего дома + отражатель серебристого цвета, справа сверху от кадра.

Внешняя вспышка

Подобно отражателю, вспышка добавляет больше света в темные области, что также уменьшает динамический диапазон.

-Индия-

Ассистент: Hardik Pandya

Canon EFS 17-55mm f/2.8

F 9, 1\320, ISO 100

Естественный цвет фонового неба + заполняющий свет вспышки (вне камеры и внутри небольшого софт-бокса) справа от кадра, около метра от лица мужчины.

HDR

Съёмка трёх (или более) кадров вашего объекта с использованием этой техники постобработки может оказаться очень кстати.

-Индия-

Ассистент: Hardik Pandya

Canon EFS 17-55mm f/2.8

F 11, 1\200, ISO 100

Естественный цвет фонового неба + заполняющий свет вспышки (вне камеры и внутри небольшого софт-бокса) слева от кадра + эффект HDR в Photoshop.

Я хочу поблагодарить Хардика Пандья и Линду Бёрнетт за их помощь в создании этой статьи.

Если у вас есть свои техники или методы работы с жестким солнечным светом – пожалуйста поделитесь ими в комментариях.

Одед Вагенштейн – фотограф, путешественник и писатель. Он является постоянным автором израильской редакции журнала National Geographic Traveler и известен своими психологическими портретами людей разных культур. Вы можете присоединиться к его блогу портретной и туристской фотографии, продолжить разговор о путешествиях и фотосъемке людей, получить больше прекрасных советов!

Автор: Oded Wagenstein

21/08/2013    Просмотров : 70002    Источник: digital-photography-school.com    Перевод: Алексей Лепилин
Версия для печати Скачать в pdf

Комментарии: 23

  • Осталось символов: 5000
    Формат JPG Удалить
    Ожидаем загрузку изображений
  • roditel (anonimus) 29 Апреля 2018 - 11:01:20

    Берете мыльницу, конечно желательно профи компакт и забираетесь в настройки вспышки (встроенной вспышки) . Уменьшаете ее интенсивность на 50-70 процентов. Затем в общих настройках заставляете ее срабатывать всегда. Не смотря на то , что вы снимаете в автомате. Все ,идите и снимайте в солнечный день людей, да и пожалуйста не говорите им ,что будете снимать. Просто снимайте и все...


  • Дмитрий Карпов 13 Сентября 2013 - 13:39:20

    спасибо) есть что взять на заметку


  • Yulia Yurkova 8 Сентября 2013 - 15:57:25

    Спасибо, буду учится и пробовать. Вот моё фото, сделано случайно-взято на вооружение)))


  • nadin velimirovic 28 Августа 2013 - 20:35:43

    Спасибо за статью.


  • Александр Шуваев 27 Августа 2013 - 17:00:41

    Хорошая, поучительная статья! спасибо!


  • sluxo 26 Августа 2013 - 22:22:56

    Некоторый пример


  • Arkady S 26 Августа 2013 - 17:05:04

    Хорошая статья


  • sluxo 26 Августа 2013 - 16:19:27

    Да,для многих фотографов снимать в яркий солнечный день-проблема,головная боль. В том-то и отличается профессионал от любителя,что должен снимать в любой день не взирая на погоду.В статье совет:уйти в тень. Разве всегда это возможно,если объект съемки ограничен перемещением иногда максимум 10-20 метров? Лично мне иногда даже нравится снимать именно в яркий солнечный день.Контровый свет,яркое солнце-это доп. подсветка волос,контура модели,как в студии. Это означает,что на пленэре вам не нужно брать доп. вспышку, с одной оговоркой,что природной вспышкой (солнцем) нельзя управлять.Зато снимки получаются сказочной красоты. Как их сделать? Обычно существуют два варианта:вы с моделью на открытой местности или хоть где-то имеется тень от деревьев или от сооружений. Итак вы в лесу или в парке ищите световое пятно от солнца и ставите модель спиной к солнцу.Здесь два плюса:вы видите контуры модели и сама модель чувствует себя комфортно,т.к. не щуриться.С помощью ассистента или штатива отражателем рисуете отраженным от солца светом лицо,фигуру модели. Все! Вы реально видите как модель будет выглядеть на фото и снимаете. Нюанс:перед нажатием затвора,когда выставляете свет,модель должна закрыть глаза,а открыть за мгновенье до съемки.Иначе свет от отражателя раздражительно действуют на глаза. Иногда я использую фотозонт со стробистским оборудованием.Немного сложнее во втором варианте,когда совсем открытая местность:без ассистента много сложнее. Примерно все то же,но ассистенту нужно не только правильно осветить модель,но и прикрывать объектив вашей камеры от засветки.Попробуйте,порадуютесь результату . PS. Много сложнее в данных условиях снимать светловолосых,т.к. часть их волос на фото просто исчезают


  • Alex1808 26 Августа 2013 - 09:14:54

    Как вариант, можно и внутреннюю вспышку использовать, выставив с запозданием под закрытие затвора...


    • alexsoft61 15 Января 2014 - 11:05:16

      Не совсем понятно ЗАЧЕМ использовать синхронизацию встроенной вспышки по второй/задней шторке (именно так принято в среде коллег обозначать понятие "выставив с запозданием под закрытие затвора"? Каждому действию должно быть логичное обоснование, в данном действии его нет!
      Хотя сама мысль об использовании встроенной вспышки, при отсутствии более приемлемых способов компенсации динамического диапазона, все же верна!


  • ruslanyuryev 26 Августа 2013 - 08:41:40

    Некоторые люди совсем за... Авторы/переводчики статей стараются, тратят своё время, выкладывают результат в открытый доступ... А что получают в итоге? "Статья тупая" и т.п. Печально. :-/


  • Галина 23 Августа 2013 - 17:32:08

    Большое спасибо!


  • whisky 22 Августа 2013 - 19:44:43

    Были в Узбекистане и не зашли в гости ? Не прощу !


  • valentayn 22 Августа 2013 - 12:14:11

    vlark, пишите статьи, сбрасывайте на l.valentayn@gmail.com. Помогу в корректуре, подредактирую


  • nesla 21 Августа 2013 - 22:12:32

    Недовольным этой и подобными другими, малополезными по вашему мнению, статьями напоминаю, что в верхнем левом углу странички этого сайта написано:

    Фото-монстр — советы по фотосъемке от профессионалов.

    Т.е. не "для профессионалов", а "от профессионалов". Ведь этот сайт читают и такие категории фотолюбителей как новички, молодёжь, "блондинки" и пр. НМВ опыт и советы профессионалов многим из них могут быть вполне полезны.


  • vlark 21 Августа 2013 - 07:40:58

    последнее время статьи все тупее и тупее, Фотосъёмка в середине солнечного дня- решение снимайте в помещении, уйдите в тень...


    • lirika 21 Августа 2013 - 08:49:19

      Пора Вам, vlark , браться заперо......


      • vlark 21 Августа 2013 - 09:32:40

        я русский язык плохо знаю, а корректора у меня нет, поэтому и не занимаюсь написанием статей


      • vlark 21 Августа 2013 - 09:37:43

        по поводу статьи я сам с радостью почерпнул бы технические приемы какие то секреты съемки, а не вариант солнце ярко светит поэтому снимайте дома


    • Igor Semibratov 25 Августа 2013 - 11:31:41

      Кароче на солнце не сниматьа уйти в помещения, хороший совет.


    • nadin velimirovic 28 Августа 2013 - 20:45:58

      по-моему это сайт для начинающих, а оценочная экспозиция фона и съемка силуэтов- весьма поучительно.


  • andrei2911 21 Августа 2013 - 06:11:31

    Есть еще один способ, который можно отнести к HDR. Снимать в RAW и вытягивать тени и свет и проявке в конвертере. 14-битный RAW с современных камер тянется на два-три значения EV без особых проблем...


    • alexsoft61 15 Января 2014 - 11:19:57

      Вообще то съемка в RAW подразумевается ИЗНАЧАЛЬНО, т.к. говоря о довольно узком динамическом диапазоне матрицы, по сравнению с человеческим глазом и даже пленкой, автор имеет в виду способность матрицы передать яркостной диапазон экспонируемого кадра, а про методы сжатия данных даже не упоминает.
      RAW хранит максимально возможную информацию (это т.н. "сырой" и необработатнный файл), а JPG - это пересжатый формат исходного файла, где для экономии места на носителе/флэшке, эта информация значительно урезается + используются индивидуальные настройки, установленные пользователем (контраст, насыщенность, резкость и т.п.), которые применяются перед конвертацией (фактически из RAW в JPG) и сохранением в память отснятого материала и как не трудно догадаться уже с довольно сильными потерями.


Еще уроки из рубрики "Советы по фотографии"

5 советов для путешествующих фотографов

Лето - традиционная пора отпусков, и многие из  нас отправляются на отдых в другой город, а у кого есть возможность, и в другую страну. И конечно, хочется сделать красивые...

Читать дальше
16/09/2024. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Автор: Евгений Карташов
1 974
0

Как фотографировать с призмой

Призмы, которые обычно показывают на уроках физики в школе, могут стать отличным аксессуаром для творческой съемки. Они создают превосходные радужные блики и другие эффекты...

Читать дальше
19/01/2020. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
40 851
0

Как делать инфракрасные фотографии: часть 2

В первой части мы уже рассмотрели, как конвертировать обычную камеру и сделать её пригодной для ИК-съемки. Теперь давайте узнаем всё, что необходимо для получения превосходных...

Читать дальше
24/12/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
14 475
0

Как делать инфракрасные фотографии: часть1

Цветная инфракрасная (ИК) съемка – потрясающее и удивительно простое занятие, если иметь в своем распоряжении правильные инструменты и техники. В этом материале, разделенном...

Читать дальше
03/12/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
18 626
3

Как сочетать разный свет в портрете

Использование своих источников света при съемке уличных портретов дает возможность осветить объект под любым выбранным углом.

Читать дальше
11/11/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
17 064
0

Как делать самые лучшие уличные фотографии

Всего несколько десятков лет назад термина "уличная фотография" даже не существовало, хотя на самой первой в мире фотографии, сделанной Жозефом Нисефором Ньепсом в 1826, изображен город.

Читать дальше
04/11/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
21 844
0

Наверх
Орфографическая ошибка в тексте:
своими руками В этом уроке рассказывается, как сделать складной софтбокс размером 40х40 см, который похож на

Послать сообщение об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице.

Ваше сообщение отправлено. Спасибо!

Окно закроется автоматически через 3 секунды