Сейчас меня легче всего встретить прогуливающимся по улицам Лондона с камерой Leica M Monochrom на шее. Уличная фотография и Лейка были неразрывно связаны десятилетиями, благодаря камерам системы Leica M с их системой дальномерной фокусировки.
Это не означает, что вы не можете быть уличным фотографом без дальномерной камеры, или наоборот, что вы не можете снимать ничего кроме уличных фотографий с помощью Лейки. Просто дело в том, что этот тип камеры – предпочтительный инструмент серьезного уличного фотографа.
Если вы не знакомы с дальномерками – это понятие просто обозначает способ фокусировки. Вы видите в видоискателе две перекрывающиеся копии кадра и поворачивая объектив, настраивая фокусировку, вы совмещаете эти изображения в одно, что будет означать точную фокусировку!
Возникает вопрос, зачем использовать дальномерку Лейка, тем более, что она в основном неавтоматическая. В особенности фокусировка, которая осуществляется полностью вручную. Моя камера с трудом достигает скорости 4 кадров в секунду. Видоискатель в сущности является лишь окошком, в котором изображение не проходит через объектив и не связано как-либо с фокусным расстоянием. Это «окошко» всего лишь позволяет вам выстроить кадр. Не беря в расчет качество картинки, зеркалки дают гораздо большую и продвинутую функциональность. А цена?! 13.000 долларов за камеру, объектив, запасной аккумулятор и ремень!
Это просто лишено всякого смысла, не так ли?!
Я на самом деле променял весь свой «мешок» камер и объективов Canon на эту камеру, никогда по-настоящему не считая прошлую систему своей. Я всегда был мануальным фотографом, не любившим автофокус за постоянную необходимость подчинять мою композицию определенным точкам в кадре. Зеркальная система предполагает, что камеры – большие, а объективы, высококачественные объективы, - слишком габаритные. Сравнивая камеры Canon 5D Mark II и Leica Monochrom, каждая с объективом 35mm f/2, Лейка будет на треть легче и, я бы добавил, столь же компактнее. Помножьте это на громкость затвора и вы будете заметно выделяться в толпе зеркальщиков.
Дальномерные камеры обычно меньше, тише и незаметнее, чем зеркальные, и это является не только субъективным мнением нескольких отъявленных поклонников. Я прочитал недавно, что во многих зданиях судов в США существует требование к камерам, «… работать не громче, чем 35-мм дальномерные камеры системы Leica «M».
Для большинства из вас, соглашусь, - не лучшая камера. Для меня? Несомненно. Я хочу легкость, тишину, незаметность и отличное качество фотографий.
Я точно планирую где буду фотографировать. У меня слегка минималистский стиль и для меня большое значение имеет окружающая обстановка. Изначально ориентированный на архитектурную фотосъемку я щепетилен в отношении задних планов.
Конечно же, многие места мне не знакомы и оказавшись там, я должен определить лучшие ракурсы и точки съемки. Как и где именно люди взаимодействуют с этой средой?
Так что я жду. И наблюдаю. На меня почти не обращают внимания, ведь во всех отношениях я не капли не похож на «профессионала» со своей компактной камерой на шее.
Через несколько минут я знаю куда смотреть и готов к съемке.
И … ничего!
Не сосчитать случаи, когда люди, находящиеся в кадре или проходящие через кадр просто продолжают это делать. В удивительно интересных местах люди игнорируют их, не создавая хорошую композицию. Как они могут не замечать на фоне каких прекрасных зданий они стоят?! Без этого кадр будет просто скучной фотографией.
Но в конце концов терпение окупается и вы вознаграждаетесь замечательным снимком.
Я уже упоминал о недостатках использования полностью ручного режима съемки, но есть и несколько преимуществ. Мальчик на размещенной выше фотографии пробежал через фонтаны только один раз. Он не ожидал, что попадет под струи внезапно включившихся фонтанов и быстро побежал спасаться, но я успел снять кадр. Я заранее сфокусировал объектив висящей на шее камеры, и мне достаточно было направить её в нужную сторону и нажать на спуск.
Вы знаете, что если на полнокадровой камере установить диафрагму f8 и сфокусировать её на расстояние 3 метров, то в фокусе будет всё от 2 до 10 метров? Это называется зоной фокусировки и позволяет мне сфокусироваться не поднося камеру к глазу. Очень скрытно! Почему 3 метра? Я обычно нахожусь примерно таком расстоянии от объекта съемки, собираясь его снять.
Этот бизнесмен явно проверял что-то в телефоне, возможно электронную почту, и курил при этом свою толстую сигару. Он ходил без остановки, так что я ждал, спрашивая себя, полезет ли он на большие ступени. Хороший результат!
Независимо от того, какая у вас камера, я могу дать несколько полезных советов, полученных на моих ошибках.
Имей план, даже если это «Я собираюсь пройти из места А в место Б». Прежде чем я выхожу, я составляю список интересных мест, предметов или тем. Если прошел дождь – я буду смотреть на отражения в лужах. В любом случае я буду смотреть на отражения в окнах зданий. В последнее время меня привлекают телефонные будки и граффити.
Будь как турист, иди уверенно, смотри и всматривайся. В то время как все будут видеть прячущегося фотографа, прижавшего камеру к груди, никто не обращает внимания на туристов… пока они не сталкиваются с вами, что они часто делают! Будь смелее, увидел хороший кадр, остановись и сними его. Если субъект заметил тебя – улыбнись, помаши ему рукой и иди дальше. Как турист!
Посмотри вокруг. Просто делать случайные снимки обычных людей в обычных бытовых ситуациях не может приносить удовольствие слишком долго. Кроме того, подумайте о том, кто будет смотреть ваши фотографии – что они увидят из вашей фотографии? Прогуливаясь я смотрю на здания, знаки, граффити, рекламные вывески и огромные баннеры. Люди перед всем этим могут быть отличным сопоставлением. Так что осмотритесь и представьте человека или группу на переднем плане. Стоит ли тут задержаться и подождать пока кто-то появится в кадре?
Я надеюсь, что эта статья даст возможность взглянуть на жизнь с дальномерной камерой, которая, во всяком случае для меня, является идеальной камерой.
Автор: Michael Toye
Лето - традиционная пора отпусков, и многие из нас отправляются на отдых в другой город, а у кого есть возможность, и в другую страну. И конечно, хочется сделать красивые...
Читать дальше →Призмы, которые обычно показывают на уроках физики в школе, могут стать отличным аксессуаром для творческой съемки. Они создают превосходные радужные блики и другие эффекты...
Читать дальше →В первой части мы уже рассмотрели, как конвертировать обычную камеру и сделать её пригодной для ИК-съемки. Теперь давайте узнаем всё, что необходимо для получения превосходных...
Читать дальше →Цветная инфракрасная (ИК) съемка – потрясающее и удивительно простое занятие, если иметь в своем распоряжении правильные инструменты и техники. В этом материале, разделенном...
Читать дальше →Использование своих источников света при съемке уличных портретов дает возможность осветить объект под любым выбранным углом.
Читать дальше →Всего несколько десятков лет назад термина "уличная фотография" даже не существовало, хотя на самой первой в мире фотографии, сделанной Жозефом Нисефором Ньепсом в 1826, изображен город.
Читать дальше →Окно закроется автоматически через 3 секунды
очень нравится работать в стрит-жанре
и фотографии чудесные
хорошая статья! спасибо большое))
Спасибо!
Спасибо,очень многое напомнила
добрая статья и действительно очень ностальгическая. спасибо за напоминание.
пользуюсь обычным Canon EF 50mm f/1.8, автоматической фокусировкой! и обычно выбираю точку фокусировки, так как очень много раз пробовал ручную фокусировку на этом объективе и все время промахивался. поэтому, не знаю что сказать про ручную фокусировку, не получается никогда.
Ностальгическая статья. Ручная фокусировка - основа прекрасной фотографии. Погрешности автоматической и полуавтоматической установки выдержки и диафрагмы можно практически всегда исправить в фоторедакторе, а фокусировку ...
ни о чем статья.. место только заняла
Не очень понятно из статьи, почему именно дальномерка, а не, к примеру, какая-нибудь компактная беззеркалка
Потому, что дальномерка - весьма старый и проверенный не одним поколением фотографов-пленочников, функционал. С которым (по точности) не может сравниться даже фокусировка в зеркальных камерах! Наши глаза имеют функцию "подстройки", что при длительной ручной фокусировке приводит к обратному результату. Вспомните, на камерах есть даже колесико для подгона резкости видимой картинки под ваше зрение (обычно от -2 до +2 диоптрий), т.е. оценка фокуса происходит "на глазок".
А у дальномерок - принцип несколько иной. Требуется точно совместить ДВА изображения, т.е. ликвидировать его "двоение". При этом уже не столь важно ни привыкание глаз, ни само зрение!
Колесико диоптрийной коррекции на расстояние фокусировки не влияет. т.к. через окуляр зеркалки мы видим не сам сюжет. а его отображение (проекцию) на фокусировочном экране - т.е. на матовом стекле. Однако именно на точность фокусировки все же влияет. хотя и опосредованно - если у Вас неисправленные проблемы со зрением, а на фок. экране нет фок. приспособлений, как на аналоговой зеркалке (напр., клинья Додена), то сфокусироваться точно Вам скорее всего не удастся. к тому же большую роль играет качество матирования фок. экрана.
Конечно, дальномеркой фокусироваться легче, чем ручной зеркалкой, а тем более автофокусной в ручном режиме, по означенным выше причинам. Однако дальномер со временем сбивается, особенно у отеч. дальномерок вроде ФЭДа, и его надо юстировать, настраивать. А делать это может лишь опытный мастер, хотя юстировка и дешевая. А опытных мастеров не хватает, особенно в провинции.
Конечно, сказанное практически не касается новых и относительно новых Леек, Контаксов и проч. У них конструктив достаточно надежный и его хватает надолго. Но вот у меня, например, лежит сейчас на полке Киев-4, которым не могу пользоваться из-за сбитого дальномера, а доехать в Москву по этому поводу не доходят руки, хотя живу в Жуковском (30 км от МКАД). Ну а кому надо знать, где и у кого я его собираюсь юстировать, могу подсказать в переписке.
И еще пару слов сказать хотел, да забыл. Дело в том, что, в отличие от зеркалок, дальномерки не требуют большого рабочего отрезка, т.е. расстояния от задней линзы до пленки/матрицы. И это позволяет проектировать объективы уникального качества, недоступного зеркалкам, особенно на широком угле. Например, с разрешением на уровне дифракционного порога! Причем, не так уж и дорого. Напр, Цейсовский "Биогон", дающий 400 линий на мм., стоит порядка 20 тыр. Конечно, что бы реализовать все его качество в картинке, нужно снимать на пленку, иначе матрица все равно все "обрубит" и разницы между ним и Кеноном не будет никакой, по крайней мере по разрешению, про рисунок я сейчас не говорю.
Ну и, конечно, вес! Малый рабочий отрезок дает возможность делать очень легкие и компактные объективы, при том же качестве, надежности и светосиле.
Завидую людям которые могут себе это позволить морально.
Очень познавательно, спасибо!
Тоже предпочитаю ручную фокусировку.
Хороший материал.