Как пейзажный фотограф я часто полагаюсь на фильтры. Чаще других я использую градиентные фильтры, помогающие мне сбалансировать интенсивность неба и переднего плана. Однако еще одним фаворитом является нейтрально серый (ND) фильтр B+W ND110, который я использую почти так же часто.
Он почти такой же как обычные нейтрально серые фильтры (уменьшающие количество света, попадающего на матрицу), за исключением того, что он гораздо сильнее. Сила обычных нейтрально серых фильтров состоит в уменьшении света в диапазоне от 1 до 3 стопов, то есть от 2 до 8 раз. B+W ND110 имеет силу 10 стопов, что означает уменьшение света в 1000 раз!
Основной смысл покупки нейтрально серых фильтров в возможности использования более длинных выдержек, чем можно было применить при имеющемся освещении. Например, если экспозиция без фильтра была ISO 100, f/11, 1/40, то при использовании 3-стопового фильтра можно выставить ISO 100, f/11, 1/5. Более длинная выдержка позволяет размывать движущиеся объекты, такие как облака и воду, что дает любимый многими фотографами художественный эффект. Когда окружающее освещение относительно невелико – обычные нейтрально серые фильтры достаточны для получения желаемого результата.
Бывают моменты, когда вам захочется использовать длинную выдержку, гораздо большую, чем позволяет окружающий свет, и единственным вариантом будет использование сильного ND фильтра, такого как 10-стоповый B+W. Фотография ниже была сделана вскоре после восхода солнца, когда оно поднялось уже достаточно высоко над горизонтом. В такой ситуации 3-стоповый ND-фильтр будет недостаточен для красивого замедления движения воды.
Еще одно большое преимущество, которое дает использование сильного ND фильтра – это съемка в течение всего дня. Обычно пейзажные фотографы должны ждать золотого часа чтобы сделать фотографии, поскольку именно в это время свет наиболее красивый, однако использование сильного ND фильтра дает творческие возможности за пределами этих часов. Мне нравится использовать этот фильтр с быстро движущимися облаками.
Побочным эффектом моего фильтра являются иногда появляющиеся пурпурные пятна на фотографиях. Обычно их несложно удалить в пост-обработке, но иногда этот эффект выглядит приятно и добавляет цвет в низкоконтрастные фотографии.
Другим вариантом является конвертация в черно-белое, что часто хорошо подходит таким снимкам.
Эти фильтры часто сравнивают со сварочными масками потому что через них трудно что-либо увидеть. Это приводит к некоторым трудностям при съёмке потому что фильтр затрудняет работу автофокуса и экспонометра камеры. Для решения этих проблем я рекомендую работать по следующей схеме:
Как видите, потребуются некоторые усилия для использования фильтра, но результат того стоит.
Другой известный производитель 10-стоповых ND-фильтров – Lee. Важнейшая разница между ними в том, что фильтр от B+W привинчивается на объектив, а квадратный светофильтр Lee устанавливается в слот. Квадратные фильтры требуют адаптер и держатель, однако могут быть практичны тем, что они более удобны, особенно при использовании нескольких фильтров одновременно. Когда я использую градиентный фильтр совместно с ND – конструкция получается несколько громоздкой для работы, так что с системой Lee хлопот было бы меньше.
Я не знаком с продукцией других производителей 10-стоповых фильтров, однако Hoya и Singh-Ray выпускают достаточно сильные фильтры. Также выпускаются ND-фильтры переменной плотности, но я с ними не работал лично.
Сильный ND-фильтр может быть хорошим дополнением к вашему фотокомплекту. Это не то, что будет необходимо каждый день, но иногда с его помощью можно будет делать творческие снимки в тех ситуациях, когда иначе вообще никакой съемки бы не было.
Автор: Chris Gin
Больше фотографий Криса можно увидеть на его сайте
Фотографирование морских пейзажей очень похоже на классическую пейзажную съемку и перенимает много её черт. Кроме моря или океана на фотографии может изображаться небо, облака...
Читать дальше →В жизни каждого пейзажного фотографа наступает момент, когда он вырастает из своего домашнего региона и начинает искать более отдаленные области для съемки.
Читать дальше →Представьте себе картину: вы возвращаетесь домой после прекрасной фотосессии и с нетерпением бежите к компьютеру, чтобы посмотреть на замечательные фотографии, которые у вас...
Читать дальше →Сияние солнца, звездное сияние, эффект звезд – называйте как хотите – отличный способ добавить фотографии немного блеска. К счастью, создать эффект сияния довольно просто...
Читать дальше →Люди часто спрашивают меня о том, какие «правильные настройки» нужно устанавливать при съемке движущейся воды, поэтому я решил написать небольшое руководство ...
Читать дальше →Раньше съёмка панорамных изображений была привилегией исключительно для элиты и богачей. К счастью, современные цифровые технологии уравняли правила игры ...
Читать дальше →Окно закроется автоматически через 3 секунды
Странно фото прикрепил но они не погрузились добавлю в этот пост.
Фильтр ND 8 B&R Водопады,Фильтр B&W ND110 снять закат.Покупал все фильтры как раз по совету этого фотографа только из другой статьи в на этом сайте.Выдержки на закате как раз по 30 сек как он и пишет.Это очень классный фильтр не жалею что купил его покупал мир фото на ленинградке.
Хорошая статья. Возник один вопрос. У камер сони есть интересное приложения "Сглаженное отражение". "Это приложение позволяет с лёгкостью делать волшебные снимки с длинной экспозицией, для которых обычно требуется фильтр нейтральной плотности... путем объединения ряда последовательных снимков в один снимок." Цитата с сайта. Кто нибудь пробовал данную программу и каковы результаты по сравнению использованием настоящего нейтрально серого фильтра?
f22. 71 sec, iso 100, Hoya ND 3-400x
А как нас чет правило третей ? или это такая задумка ?
Понравилось! спасибо автору и переводчику
всем здравия!
вопрос - если использовать coking и ставить 2 или 3 фильтра по 8 это будет 16, 24 или считается по другому?
Думаю, будет, как Вы и предполагаете. После первого фильтра уменьшение потока света будет в 8 раз, и второй фильтр уменьшит уже уменьшенный поток ещё в 8 раз, и т.д.. Только вопрос, как применение трёх фильтров скажется на резкости снимка, его детализации и цветных ореолах на краях?
Дык вот я и рассуждаю, в статье Использование приводят пример совместного использования ND сплошной заливки и градиентной, т.е. следует учесть наложение ND в области затемненного градиента.
Применяя Cokin сплошной и градиентный, я не заморачиваюсь на режиме М, а использую P, S или А. И всё получается Ок! И снимаю в RAW, чтобы в ФШ доработать как надо. Кстати, в последнем ФШ в фильтре CameraRaw есть и градиентный фильтр, работающий, в принципе, не плохо. Но лучше, конечно же, снимать как можно ближе по экспозиции к желаемому результату (т.е. используя нужные фильтры), чтобы сохранить наибольшее количество оттенков и вообще деталей в ярких областях.
Очень хорошая статья.
Для меня - это очень нужная информация. Я просто не знала какие фильтры для чего. Спасибо1
Иногда днем мне моего нейтрального фильтра недостаточно.Чтоб значительно ослабить световой поток использую два поляризационных циркулярных фильтра,в одном из которых,в оправе вынул и вставил обратной стороной сам фильтр.Одеваю на объектив оба фильтра и поворачивая один относительно другого,регулирую световой поток до нужного затемнения.На широком угле (18-20 ) случается незначительное виньетирование на углах кадра,которое легко убирается при обработке.
На самом деле первым должен в данном случае идти линейный поляризатор. Его можно было бы не переворачивать.
без фильтра )
меня вполне устраивает Raylab HWP MC-NDV - нейтральный фильтр переменной плотности. Есть градиентные фильтры типа Cokin (типа, потому что китайская дешевка, зато и досталось дешево), но с ними проблема - надо каждый раз устанавливать ББ, иначе все уходит в пурпур
Вот здесь я купил отличные фильтры Cokin производства франции:
http://www.mirphoto.ru/ catalog/filtri/cokin/?page=12
В ссылке удалите пробел.
Спасибо,хорошие советы....
моя работа
Здорово!
ND400