Всего несколько десятков лет назад термина "уличная фотография" даже не существовало, хотя на самой первой в мире фотографии, сделанной Жозефом Нисефором Ньепсом в 1826, изображен город. Несмотря на то, что в 19 веке популярными были портретные снимки и пейзажи городской или сельской местности, многие путешествующие фотографы-документалисты, конечно же, делали фотографии происходящего на улицах. В 1897 французский фотограф Эжен Атже фотографировал Париж, который рос и развивался у него на глазах по мере того, как туда приезжало всё больше людей. Помимо старых зданий он любил фотографировать простых людей на улицах и то, как они жили свои жизни. Работы Атже повлияли на многих будущих знаменитых фотографов, среди которых были: Ман Рей и сюрреалисты, Анри Картье-Брессон, Диана Арбус, Уильям Кляйн и другие. Мартин Парр, один из самых известных британских фотографов наравне с Дэвидом Бэйли и Доном Маккаллином, также получил признание благодаря своим уличным работам.
Сегодня уличная фотография воспринимается как сокровенный вид съемки, передающий сложности нашего современного, очень урбанизированного времени, зачастую с использованием визуальных каламбуров и противоречивых сопоставлений. С другой стороны, она может пойти по пути документалистики, делая упор на то, чтобы запечатлеть решающие моменты современной жизни или просто интересных персонажей вокруг. Смартфоны повлияли на революцию жанра до такой степени, что теперь каждый человек – уличный фотограф. Однако, это не означает, что мастерством уличной фотографии легко овладеть. Сейчас существует очень большой спрос на уроки от экспертов (введите в Google "курсы уличной фотографии" или "street photography courses" и посмотрите на количество результатов).
Не обязательно записываться на курсы, чтобы получать удовольствие от уличной фотографии, тем более что на эту тему можно найти много хороших книг, включая Masters of Street Photography. В ней приведены мысли 16 ведущих уличных фотографов, которые рассказывают о своем ремесле. Хоть это и не финальное слово в такой обширной теме, книга дает хороший обзор текущих трендов и лучших практик. Как объяснил редактор Роб Ярхам (Rob Yarham): "Будь это решающий момент или нет, самые лучшие уличные фотографии показывают эмоции и контекст своей предметной области".
В книге приведены мысли уличных фотографов из самых разных мест на планете. Их фотографии не только демонстрируют современное общество, но и задают вопросы о нем, в определенной мере делая уличную фотографию более актуальной и злободневной по сравнению с другими современными видами съемки. Более того, сама улица зачастую будет совершенно другой каждый раз, когда вы на неё попадаете. Это особенно заметно в быстро развивающихся частях мира, как например: Китай, Юго-Восточная Азия и Индия. Выбор подхода полностью зависит от вас и Masters of Street Photography много рассказывает о различных видах работы. Некоторых фотографов, следующих "графическим" путем (например, Джесси Марлоу), привлекают абстрактные формы и насыщенные цвета; другие, например, Руи Палья (Rui Palha), придают больше внимания атмосфере и эмоциям, также делая упор на эмоционально сильные портреты. Оказывается, вся суть в том, чтобы запечатлеть то, что вы считаете интересным и веским в своем субъекте, будь это Бирмингем или Пекин.
В плане оборудования уличные фотографы имеют огромный выбор и это отличная новость, если вы хотите попробовать себя в этой сфере или заняться ей более серьезно. Для съемки начального уровня подойдет даже смартфон – большинство из них способны делать достойные снимки, а модели высокого класса достаточно близки по уровню контроля к полноценным камерам. Более того, такие инновационные функции, как Night Sight в смартфонах Google Pixel позволяют получать отличные результаты даже после захода солнца. Еще одно преимущество смартфона – он всегда лежит в кармане куда бы вы не пошли.
Поднимаясь на уровень выше, сейчас есть широкий выбор портативных беззеркальных камер, которые обеспечивают отличные результаты, не отягощая и не привлекая лишнего внимания; некоторые сразу могут вспомнить Fujifilm X –линейку компактных беззеркальных камер APS-C формата или портативные модели Olympus OM-D, дополненные резким объективом, который помещается в руке. В то время, как полнокадровые беззеркалки по громоздкости уже могут сравниться с DSLR, хорошим вариантом для съемки в высоком разрешении может стать Sony A7 с маленьким фикс-фокусом, например, Zeiss 35mm f/2.8 или 55mm f/1.8. Очевидно, что выбранный объектив играет крайне важную роль. Многие великие фотографы прошлого века, как, например, Картье-Брессон предпочитали классические 30мм или 50мм фикс-фокусы, зум-объектив явно обеспечит больше гибкости. Сейчас есть также много беззеркальных и компактных камер с тихим затвором, что делает работу уличного фотографа еще более незаметной. Во многом, оборудование – это самая легкая часть.
Прежде, чем давать практические советы, которые упоминаются в книге, важно кратко упомянуть о слоне в комнате (или, в нашем случае, посреди улицы) – правовых аспектах. Некоторые уличные фотографы боятся привлечь ненужно внимание в лице разъяренных перехожих, которые не хотят, чтобы их фотографировали, охраны и полиции. Другие просто стесняются. Страна, в которой вы находитесь, также важна. Например, в Великобритании у фотографов больше прав, чем они могут догадываться (больше об этом далее). Если вы не уверены или столкнулись с проблемами во время съемки, всегда обращайтесь к профессиональному юристу.
Еще один совет – носите с собой пачку визиток. Агрессивно настроенные люди часто успокаиваются, если вы представитесь как серьезный фотограф или покажете им свои прошлые работы. Извращенцы и террористы вряд ли будут раздавать всем свои визитки, не так ли? Никогда не нужно тушеваться или испытывать чувство вины за желание заниматься своим хобби в виде уличной фотографии. Фотографы, чьи советы приведены дальше, точно не чувствуют себя виноватыми.
"Есть определенные вещи, которые лучше проявляют себя в черно-белом виде. Это, например, фигуры, структура, линии и даже выражения лица. Я сделал своей миссией создать нечто новое – современный взгляд на черно-белую фотографию. Сначала я подражал другим, но, набравшись достаточно опыта, нашел свое собственное направление".
"Для работы с длинной выдержкой нужен штатив. За съемку со штативом на улице можно загреметь за решетку, даже в Нью-Йорке (местные полицейские не один раз грозили мне тюрьмой). Поэтому я разработал свои стратегии, которые помогают оставаться незамеченным!"
"Будьте терпеливы и надейтесь на успех: если подождать достаточно времени, что-то интересное обязательно случится. Мой второй совет – всегда держите камеру или телефон наготове. А когда приходите домой, делайте свою домашнюю работу, изучайте работы фотографов, которые вас вдохновляют. Всегда есть чему научиться".
"Юмор – спасение в таком ужасно конфликтном мире. Ваше отношение проявляется и в ваших работах. Я всегда стараюсь получать удовольствие от съемки и смеяться. Меня нельзя назвать "забавным" фотографом, как Эллиотта Эрвитта, но, если я замечаю что-то положительное, оно получит от меня гораздо больше внимания, чем нечто негативное".
"Техники, применяемые в фотолаборатории – удивительный творческий инструмент. Например, сокращение количества серебра добавляет глубины или света; тонирование, при правильном подходе, позволяет изменить изображение в той степени, которую в музыке можно было бы назвать мажорной или минорной тональностью. То же самое относится к плотности и контрастности. Однако, сам процесс очень интуитивен".
"По большей мере я использую 28мм и 35мм объективы. Они хороши, если нужно вместить разные элементы в композицию. Также я использую дальномерный фотоаппарат. В отличие от однообъективных зеркальных фотоаппаратов, я могу предфокусировать объектив, сузить диафрагму и достаточно точно понимать, что будет в фокусе. Когда я смотрю сквозь видоискатель, картинка очень чистая и резкая, что позволяет проще фокусироваться в сложных ситуациях".
"Фотография должна быть эмоционально сложной, как в плане людей, изображенных на ней, так и эмоций, которые она вызывает у зрителя. Мне более интересны снимки, содержащие в себе вопросы, на которые нет ответа, а не простой и очевидный посыл. Я ненавижу грубые визуальные каламбуры и простые шутливые снимки".
Автор: Geoff Harris
Лето - традиционная пора отпусков, и многие из нас отправляются на отдых в другой город, а у кого есть возможность, и в другую страну. И конечно, хочется сделать красивые...
Читать дальше →Призмы, которые обычно показывают на уроках физики в школе, могут стать отличным аксессуаром для творческой съемки. Они создают превосходные радужные блики и другие эффекты...
Читать дальше →В первой части мы уже рассмотрели, как конвертировать обычную камеру и сделать её пригодной для ИК-съемки. Теперь давайте узнаем всё, что необходимо для получения превосходных...
Читать дальше →Цветная инфракрасная (ИК) съемка – потрясающее и удивительно простое занятие, если иметь в своем распоряжении правильные инструменты и техники. В этом материале, разделенном...
Читать дальше →Использование своих источников света при съемке уличных портретов дает возможность осветить объект под любым выбранным углом.
Читать дальше →Окно закроется автоматически через 3 секунды