Как фотографировать морские пейзажи

Съемка моря и волн – одновременно трудное и интересное занятие. Люди часто спрашивают меня о том, какие «правильные настройки» нужно устанавливать при съемке движущейся воды, поэтому я решил написать небольшое руководство на эту тему. Есть множество вариантов, выбор которых зависит от результата, которого вы пытаетесь добиться. Используя несколько своих примеров, я объясню процесс съемки морских пейзажей.

Обычно я выделяю 3 варианта: Обычная съемка с короткой выдержкой (мы не будем ее обсуждать в рамках статьи, поскольку в таком случае вы просто нажимаете на кнопку спуска затвора и всё), съемка с более длинной выдержкой, равной примерно 0.5-2 с., и применение очень долгой выдержки, которая создает эффект шелковистой и плавной поверхности воды.

Вид и ощущения

Я люблю придавать своим фотографиям ощущение «жизни». Мне нравится делать их динамичными, поэтому я зачастую устанавливаю выдержку 1-2 с. Почему? Потому что в таком случае я получаю нужный «эффект картины», но при этом сохраняется движение воды. Течение, за счет которого создается динамика фотографии, играет очень важную роль. Также его можно использовать при работе с композицией.

Съемка с короткой выдержкой – далеко не мой любимый вид съемки (кроме редких случаев, когда море очень драматичное) просто потому, что море зачатую слишком бурное и без длинной выдержки не получается создать нужный мне художественный эффект. Конечно, это во многом зависит от личных предпочтений, я просто описываю свой стиль. В некоторых случаях можно даже попробовать уж очень длинную выдержку (30 секунд и больше), чтобы создать эффект полностью гладкой водной поверхности. Если на переднем плане есть какие-либо объекты (камни, например), можно добиться особого «туманного» вида.

Бурное море в итальянском Телларо, запечатленное с выдержкой 1.3 с, которая позволила передать его динамику.

Параметры

Как я упоминал ранее, при съемке волн и воды я обычно использую выдержку, равную примерно 0.5-2 с. в зависимости от того, насколько быстро двигаются волны. Я перевожу камеру в режим приоритета диафрагмы, устанавливая значение около f/14. Мне нужно достаточно узкое относительное отверстие, которое обеспечивает большую фокусную плоскость. Я хочу, чтобы предметы на переднем и заднем плане были одинаково резкими. Узкая диафрагма также позволяет установить более длинную выдержку.

Используйте минимальный ISO, поддерживаемый вашей камерой. Если в дневное время в кадре будет яркий свет, вы не сможете установить нужную выдержку просто сузив диафрагму – понадобятся фильтры. Когда вода становится темной и угрюмой, фильтр можно снять, поскольку света в кадре уже меньше. Если вы хотите устанавливать длинную выдержку днем, всегда имейте при себе фильтр нейтральной плотности.

4-минутная экспозиция во время заката с 10-стопным фильтром нейтральной плотности.

Фильтры

Есть множество различных фильтров. Чтобы иметь возможность устанавливать долгую выдержку, понадобится фильтр нейтральной плотности (ND). При съемке днем я обычно использую 4 или 6-стопный фильтр, чтобы получить выдержку, которой достаточно для создания эффекта мягких волн. Если же вы хотите работать с очень длинной выдержкой, потребуется 10-стопный фильтр. Стопы определяют, какое количество света пропускает фильтр. Чем меньше света, тем дольше выдержка.

Эти фильтры можно сравнить с солнцезащитными очками разной силы. А также существуют нейтральные градиентные фильтры. Они затемняют только верхнюю часть кадра (небо), позволяя сбалансировать экспозицию. Наибольшую популярность получил 3-стопный фильтр (его часто обозначают 1.2 grad). Я часто использую нейтральный градиентный фильтр в связке с полноценным ND (4-6 стопов или 10 для очень длинной выдержки).

Еще один полезный фильтр при съемке воды и морских пейзажей – циркулярный поляризационный фильтр (CPL). С ним можно избавиться от отражений и бликов на воде. Иногда они очень мешают добиться желаемого эффекта и нужно от них как-то избавиться. И здесь на выручку приходит циркулярный поляризатор. Поворачивая его, можно регулировать количество отражений на воде.

Очень длинная выдержка (3 минуты) при съемке морского пейзажа в Нидерландах. Прямые линии облаков указывают на направление ветра.

То же место, но на этот раз снимок сделан с другим балансом белого, оттенком и параметрами экспонирования. Выдержка, равная одной секунде, позволила получить «рисованные» волны, но сама фотография не потеряла динамику и драматичность. Мне нравятся обе версии даже несмотря на то, что они совершенно разные.

Расчет времени

Разобравшись с настройками, можем переходить к съемке! При фотографировании волн очень важно правильно рассчитать время. Волны накатываются и отступают, поэтому нужно щелкнуть затвором в подходящий момент. Лучше всего использовать внешнюю кнопку спуска, чтобы не касаться камеры при работе с долгой выдержкой и не получить размытый снимок.

Мне нравится самому решать, когда спускать затвор, но есть еще один вариант – снимать в скоростном/непрерывном режиме. Вы можете просто наделать кучу снимков и надеяться, что некоторые из них выйдут удачными. Недостаток такого метода в том, что после съемки нужно просматривать очень много фотографий. Помимо этого, вы не можете контролировать время спуска затвора.

Теперь позвольте мне объяснить, как я фотографирую волны в действии. Я выбираю композицию и устанавливаю настройки камеры. В зависимости от окружающего пейзажа, я жду подходящего момента и спускаю затвор. Лучше делать снимок, когда вода отступает, а не накатывает. В таком случае получается запечатлеть морскую пену, которая превращается в прекрасные направляющие линии.

Если на переднем плане есть камни, и вы хотите запечатлеть момент, когда вода разбивается о них, фотографируйте, когда она накатывает. Однако, часто нужно подождать пока вода не отступит и потом только спускать затвор. Я делаю это пока не получу снимок, который меня устраивает. Затем я перехожу к другой композиции. А также можно попробовать разную выдержку, варьирующуюся от 0.5 до 2 секунд в зависимости от волнения воды. Просто не бойтесь экспериментировать.

Композиции

Вот несколько советов, касательно выбора композиции:

  • Используйте поток воды как направляющую линию, идущую через центр или края кадра.
  • Опустите камеру как можно ниже, чтобы быть близко к происходящему. Однако, будьте очень осторожны, поскольку сильные волны могут задеть камеру. Соленая вода для нее зачастую равна смерти.
  • При работе с очень долгой выдержкой используйте предметы на переднем плане, чтобы придать снимку ощущение глубины.
  • Когда найдете подходящую композицию, попробуйте разную выдержку. Очень короткую, 0.5-2 с и 30 с, а затем посмотрите, какая подходит лучше всего.
  • Обратите внимание на такие объекты, как камни на переднем плане, о которые разбиваются волны.

Всегда можно просто использовать волны, чтобы создать фотографию из ничего. Иногда волна выглядит потрясающе сама по себе. Продолжайте снимать и сможете запечатлеть идеальный кадр.

Отступающая волна вместе с закрученными растениями создали в кадре отличную направляющую линию. Sony A7RIII, 16мм, f/18, 0.8с, ISO 50, циркулярный поляризатор и 3-стопный фильтр нейтральной плотности.

Снимок с 2-секундной выдержкой, сделанный почти в режимное время возле моста Золотые Ворота в Сан-Франциско. Мне не понадобились фильтры, поскольку уже было достаточно темно.

Экспериментируйте, но осторожно!

Фотографировать морские пейзажи очень интересно. Я могу потратить несколько часов в одном месте, просто пытаясь запечатлеть в кадре идеальную волну. Не забудьте надеть резиновые сапоги и водонепроницаемые штаны, если планируете заходить в воду. Будьте осторожны, когда море становится бурным. Также не позволяйте воде попасть на камеру. Соленая вода – это очень плохо! Есть весьма недорогие чехлы, которые можно использовать, чтобы защитить камеру. Я не раз был свидетелем того, как камеры гибли в море (и одна из смертей на моей совести). Будьте осторожны!

Автор: Albert Dros

15/03/2018    Просмотров : 16680    Источник: petapixel.com    Перевод: Алексей Шаповал
Версия для печати Скачать в pdf

Комментарии: 2

  • Осталось символов: 5000
    Формат JPG Удалить
    Ожидаем загрузку изображений
  • Виталий Вильевич 26 Июля 2018 - 14:46:45

    Спасибо за то, что делитесь секретами съемки. Очень познавательно и великолепные фотографии!


  • vblinov 15 Марта 2018 - 08:02:27

    "узкое относительное отверстие, которое обеспечивает большую фокусную плоскость" - исправьте неграмотную фразу. Плоскость не имеет такого измерения, как глубина, это двумерный объект. А здесь речь идет как раз о глубине - глубине резко изображаемого пространства.


Еще уроки из рубрики "Съемка пейзажей"

Съемка морских пейзажей: 7 советов

Фотографирование морских пейзажей очень похоже на классическую пейзажную съемку и перенимает много её черт. Кроме моря или океана на фотографии может изображаться небо, облака...

Читать дальше
19/08/2019. Фотосъёмка — Съемка пейзажей. Перевод: Алексей Шаповал
9 867
2

Как найти лучшее место для пейзажной съемки

В жизни каждого пейзажного фотографа наступает момент, когда он вырастает из своего домашнего региона и начинает искать более отдаленные области для съемки.

Читать дальше
11/07/2019. Фотосъёмка — Съемка пейзажей. Перевод: Алексей Шаповал
10 248
2

Почему фотографии получаются размытыми?

Представьте себе картину: вы возвращаетесь домой после прекрасной фотосессии и с нетерпением бежите к компьютеру, чтобы посмотреть на замечательные фотографии, которые у вас...

Читать дальше
30/07/2018. Фотосъёмка — Съемка пейзажей. Перевод: Алексей Шаповал
231 147
17

Как запечатлеть потрясающие лучи солнца

Сияние солнца, звездное сияние, эффект звезд – называйте как хотите – отличный способ добавить фотографии немного блеска. К счастью, создать эффект сияния довольно просто...

Читать дальше
02/04/2018. Фотосъёмка — Съемка пейзажей. Перевод: Алексей Шаповал
36 757
13

Панорамная съёмка: о чём нужно знать?

Раньше съёмка панорамных изображений была привилегией исключительно для элиты и богачей. К счастью, современные цифровые технологии уравняли правила игры ...

Читать дальше
17/02/2018. Фотосъёмка — Съемка пейзажей. Перевод: Алексей Шаповал
23 182
4

Наверх
Орфографическая ошибка в тексте:
своими руками В этом уроке рассказывается, как сделать складной софтбокс размером 40х40 см, который похож на

Послать сообщение об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице.

Ваше сообщение отправлено. Спасибо!

Окно закроется автоматически через 3 секунды