Съемка моря и волн – одновременно трудное и интересное занятие. Люди часто спрашивают меня о том, какие «правильные настройки» нужно устанавливать при съемке движущейся воды, поэтому я решил написать небольшое руководство на эту тему. Есть множество вариантов, выбор которых зависит от результата, которого вы пытаетесь добиться. Используя несколько своих примеров, я объясню процесс съемки морских пейзажей.
Обычно я выделяю 3 варианта: Обычная съемка с короткой выдержкой (мы не будем ее обсуждать в рамках статьи, поскольку в таком случае вы просто нажимаете на кнопку спуска затвора и всё), съемка с более длинной выдержкой, равной примерно 0.5-2 с., и применение очень долгой выдержки, которая создает эффект шелковистой и плавной поверхности воды.
Я люблю придавать своим фотографиям ощущение «жизни». Мне нравится делать их динамичными, поэтому я зачастую устанавливаю выдержку 1-2 с. Почему? Потому что в таком случае я получаю нужный «эффект картины», но при этом сохраняется движение воды. Течение, за счет которого создается динамика фотографии, играет очень важную роль. Также его можно использовать при работе с композицией.
Съемка с короткой выдержкой – далеко не мой любимый вид съемки (кроме редких случаев, когда море очень драматичное) просто потому, что море зачатую слишком бурное и без длинной выдержки не получается создать нужный мне художественный эффект. Конечно, это во многом зависит от личных предпочтений, я просто описываю свой стиль. В некоторых случаях можно даже попробовать уж очень длинную выдержку (30 секунд и больше), чтобы создать эффект полностью гладкой водной поверхности. Если на переднем плане есть какие-либо объекты (камни, например), можно добиться особого «туманного» вида.
Бурное море в итальянском Телларо, запечатленное с выдержкой 1.3 с, которая позволила передать его динамику.
Как я упоминал ранее, при съемке волн и воды я обычно использую выдержку, равную примерно 0.5-2 с. в зависимости от того, насколько быстро двигаются волны. Я перевожу камеру в режим приоритета диафрагмы, устанавливая значение около f/14. Мне нужно достаточно узкое относительное отверстие, которое обеспечивает большую фокусную плоскость. Я хочу, чтобы предметы на переднем и заднем плане были одинаково резкими. Узкая диафрагма также позволяет установить более длинную выдержку.
Используйте минимальный ISO, поддерживаемый вашей камерой. Если в дневное время в кадре будет яркий свет, вы не сможете установить нужную выдержку просто сузив диафрагму – понадобятся фильтры. Когда вода становится темной и угрюмой, фильтр можно снять, поскольку света в кадре уже меньше. Если вы хотите устанавливать длинную выдержку днем, всегда имейте при себе фильтр нейтральной плотности.
4-минутная экспозиция во время заката с 10-стопным фильтром нейтральной плотности.
Есть множество различных фильтров. Чтобы иметь возможность устанавливать долгую выдержку, понадобится фильтр нейтральной плотности (ND). При съемке днем я обычно использую 4 или 6-стопный фильтр, чтобы получить выдержку, которой достаточно для создания эффекта мягких волн. Если же вы хотите работать с очень длинной выдержкой, потребуется 10-стопный фильтр. Стопы определяют, какое количество света пропускает фильтр. Чем меньше света, тем дольше выдержка.
Эти фильтры можно сравнить с солнцезащитными очками разной силы. А также существуют нейтральные градиентные фильтры. Они затемняют только верхнюю часть кадра (небо), позволяя сбалансировать экспозицию. Наибольшую популярность получил 3-стопный фильтр (его часто обозначают 1.2 grad). Я часто использую нейтральный градиентный фильтр в связке с полноценным ND (4-6 стопов или 10 для очень длинной выдержки).
Еще один полезный фильтр при съемке воды и морских пейзажей – циркулярный поляризационный фильтр (CPL). С ним можно избавиться от отражений и бликов на воде. Иногда они очень мешают добиться желаемого эффекта и нужно от них как-то избавиться. И здесь на выручку приходит циркулярный поляризатор. Поворачивая его, можно регулировать количество отражений на воде.
Очень длинная выдержка (3 минуты) при съемке морского пейзажа в Нидерландах. Прямые линии облаков указывают на направление ветра.
То же место, но на этот раз снимок сделан с другим балансом белого, оттенком и параметрами экспонирования. Выдержка, равная одной секунде, позволила получить «рисованные» волны, но сама фотография не потеряла динамику и драматичность. Мне нравятся обе версии даже несмотря на то, что они совершенно разные.
Разобравшись с настройками, можем переходить к съемке! При фотографировании волн очень важно правильно рассчитать время. Волны накатываются и отступают, поэтому нужно щелкнуть затвором в подходящий момент. Лучше всего использовать внешнюю кнопку спуска, чтобы не касаться камеры при работе с долгой выдержкой и не получить размытый снимок.
Мне нравится самому решать, когда спускать затвор, но есть еще один вариант – снимать в скоростном/непрерывном режиме. Вы можете просто наделать кучу снимков и надеяться, что некоторые из них выйдут удачными. Недостаток такого метода в том, что после съемки нужно просматривать очень много фотографий. Помимо этого, вы не можете контролировать время спуска затвора.
Теперь позвольте мне объяснить, как я фотографирую волны в действии. Я выбираю композицию и устанавливаю настройки камеры. В зависимости от окружающего пейзажа, я жду подходящего момента и спускаю затвор. Лучше делать снимок, когда вода отступает, а не накатывает. В таком случае получается запечатлеть морскую пену, которая превращается в прекрасные направляющие линии.
Если на переднем плане есть камни, и вы хотите запечатлеть момент, когда вода разбивается о них, фотографируйте, когда она накатывает. Однако, часто нужно подождать пока вода не отступит и потом только спускать затвор. Я делаю это пока не получу снимок, который меня устраивает. Затем я перехожу к другой композиции. А также можно попробовать разную выдержку, варьирующуюся от 0.5 до 2 секунд в зависимости от волнения воды. Просто не бойтесь экспериментировать.
Вот несколько советов, касательно выбора композиции:
Всегда можно просто использовать волны, чтобы создать фотографию из ничего. Иногда волна выглядит потрясающе сама по себе. Продолжайте снимать и сможете запечатлеть идеальный кадр.
Отступающая волна вместе с закрученными растениями создали в кадре отличную направляющую линию. Sony A7RIII, 16мм, f/18, 0.8с, ISO 50, циркулярный поляризатор и 3-стопный фильтр нейтральной плотности.
Снимок с 2-секундной выдержкой, сделанный почти в режимное время возле моста Золотые Ворота в Сан-Франциско. Мне не понадобились фильтры, поскольку уже было достаточно темно.
Фотографировать морские пейзажи очень интересно. Я могу потратить несколько часов в одном месте, просто пытаясь запечатлеть в кадре идеальную волну. Не забудьте надеть резиновые сапоги и водонепроницаемые штаны, если планируете заходить в воду. Будьте осторожны, когда море становится бурным. Также не позволяйте воде попасть на камеру. Соленая вода – это очень плохо! Есть весьма недорогие чехлы, которые можно использовать, чтобы защитить камеру. Я не раз был свидетелем того, как камеры гибли в море (и одна из смертей на моей совести). Будьте осторожны!
Автор: Albert Dros
Фотографирование морских пейзажей очень похоже на классическую пейзажную съемку и перенимает много её черт. Кроме моря или океана на фотографии может изображаться небо, облака...
Читать дальше →В жизни каждого пейзажного фотографа наступает момент, когда он вырастает из своего домашнего региона и начинает искать более отдаленные области для съемки.
Читать дальше →Представьте себе картину: вы возвращаетесь домой после прекрасной фотосессии и с нетерпением бежите к компьютеру, чтобы посмотреть на замечательные фотографии, которые у вас...
Читать дальше →Сияние солнца, звездное сияние, эффект звезд – называйте как хотите – отличный способ добавить фотографии немного блеска. К счастью, создать эффект сияния довольно просто...
Читать дальше →Раньше съёмка панорамных изображений была привилегией исключительно для элиты и богачей. К счастью, современные цифровые технологии уравняли правила игры ...
Читать дальше →Окно закроется автоматически через 3 секунды
Спасибо за то, что делитесь секретами съемки. Очень познавательно и великолепные фотографии!
"узкое относительное отверстие, которое обеспечивает большую фокусную плоскость" - исправьте неграмотную фразу. Плоскость не имеет такого измерения, как глубина, это двумерный объект. А здесь речь идет как раз о глубине - глубине резко изображаемого пространства.