Нет необходимости тратить десятки тысяч на осветительное оборудование, для того чтобы создавать портреты профессионального качества. В данном руководстве мы покажем, как снимать действительно оригинальные портреты, достойные портфолио любого фотографа, со стандартным набором для домашней студии.
Вам не понадобятся изощрённые источники света и дорогое оборудование, чтобы создавать действенные световые эффекты для портретных фотографий. Простой набор из двух импульсных источников-моноблоков – прекрасное начало.
К счастью, такой набор доступен и относительно недорог. Даже если у вас его нет, или вы не планируете его приобретать, для практического применения данного руководства подойдёт внешняя вспышка и несколько основных аксессуаров.
Как только появятся нужные принадлежности, вы откроете для себя способы управления светом. Сможете кардинально улучшить технический уровень портрета, используя несколько простых инструментов, аксессуаров, советов и техник. Однако, стоит потратить время и поэкспериментировать с различными световыми схемами.
Существует куча насадок, с помощью которых можно управлять интенсивностью (прим. переводчика – и качеством) освещения: софтбоксы, зонтики, тубусы, шторки, портретные тарелки и т.д. Большинство наборов для начинающих комплектуются софтбоксом и зонтом.
Они прекрасно подходят для создания диффузного, рассеянного, мягкого, освещения, в то время, как тубусы, шторки и соты призваны создавать направленный световой поток.
Хороший способ научиться управлять светом – продумать световую схему. На первый взгляд это кажется непростым делом. Но это только кажется. Большинство моноблоков оборудованы источником моделирующего, пилотного, света – лампой постоянного излучения, которая может освещать сцену на протяжении всей съёмки, не влияя на экспозицию.
Моделирующий свет отлично помогает оценить, как свет от импульсного источника будет ложиться на снимаемый объект. Первым делом убедитесь, что пилотный свет включён.
Перемещайте моноблок относительно модели. Чем ближе источник света к снимаемому объекту, тем мягче освещение – переходы от бликов к полутеням и полутеням к теням длиннее, более плавно. И наоборот, чем дальше, тем оно жёстче, тени гуще и их края чётче.
Высота, на которой размещается источник относительно модели, также важна. В большинстве случаев, возможно, вы захотите установить моноблок выше снимаемого объекта. Но стоит поэкспериментировать и посмотреть, как на модель ложится свет, когда источник выше или ниже её головы. Также задумайтесь над углом наклона моноблока по отношению к модели: направление света «напротив» или «сверху-вниз» – обычно, наиболее приемлемые варианты.
Классическая, «рембрандтовская», схема света, с которой стоит начать, получила своё название в честь Ре́мбрандта Ха́рменса ван Рейна, голландского художника 17 века. О том, что задействована именно эта схема свидетельствует световое пятно в форме треугольника на щеке модели. (прим. переводчика – одна сторона треугольника образована тенью от надбровной дуги, другая – тенью от носа, третья – тенью, расположенной вдоль неосвещённой половины лица от скулы до подбородка.) Рембрандт часто использовал такое освещение в своих портретах.
В идеале, вы должны добиться такого положения источника света относительно головы модели, чтобы тень от кончика стремилась к уголку рта.
Несмотря на то, что схема Рембрандта – хорошее начало, не останавливайтесь на достигнутом, не применяйте её постоянно. В другой съёмочной ситуации и с другой моделью более подходящим будет другое распределение бликов и теней.
Огромное преимущество цифровой техники заключается в том, что вы можете экспериментировать и, одновременно, следить за результатами тестов по экрану фотоаппарата. Прошли те времена, когда следовало с предельной аккуратностью рассчитывать каждый кадр и беречь дорогостоящую плёнку. Затем ждать, пока она вернётся из проявочной, чтобы в конце концов увидеть, к чему привели эксперименты.
Помимо установки подходящей световой схемы необходимо психологически расположить к себе модель. Поза, в которой модель выглядит наилучшим образом, эмоциональность и атмосфера общения… и, конечно, композиция, делающая снимок выразительным.
Установите основной (рисующий) источник света под углом в 45 градусов, образованным между линиями «модель-фотограф» и «модель-источник», и выше головы модели. Попробуйте перемещениями источника добиться светового треугольника на лице модели, на его половине, удалённой от источника. Тень от кончика носа касается уголка рта.
Установите второй источник с тубусом позади модели – в позиции, противоположной рисующему источнику света относительно модели. Второй источник даёт направленный жёсткий свет на волосы модели. Наконец, используйте отражатель, чтобы подсветить тени на лице, с той стороны, где светом от рисующего источника образован световой треугольник.
Узнайте больше: 6 простых световых схем для съёмки портретов в домашних условиях (плюс шпаргалка).
Включите ручной режим съёмки на фотоаппарате, ориентируясь по картинке на экране камеры и гистограмме, добейтесь нормальной экспозиции. Убедитесь, что выдержка, с которой вы снимаете, не короче выдержки синхронизации, которая обычно равна 1/250 секунды. (прим. переводчика – выдержка синхронизации для вашего фотоаппарата указана в инструкции, может быть равна также 1/200, 1/180 секунды и прочим значениям). Теперь всё готово для съёмки. Создайте комфортные условия для модели, чтобы она оставалась расслабленной, даже если вы, возможно, взволнованы перед предстоящим творчеством.
Блик в глазах – результат отражения источника света от зеркальной поверхности глазного яблока, обычно, он белого цвета. Большинство серьёзных фотографов добиваются того, чтобы блик находился на своём месте, смотрелся привлекательно. И для этого есть основания.
Без блика глаза вашей модели могут выглядеть слегка безжизненными и плоскими. Форма блика полностью зависит от формы источника и от того, насколько далеко и высоко относительно лица модели он расположен.
Существует общее правило: блик в глазах модели должен располагаться подобно стрелке циферблата «на 10 часах» или «на 2 часах».
В данной статье мы в основном акцентировали ваше внимание на технической стороне создания домашней студии. Но не забывайте о её художественной составляющей. Просматривайте журналы, ходите на выставки тех художников и фотографов, чьи работы вам нравятся, делайте письменные пометки обо всём, что может пригодиться для съёмок: манеры и стили съёмки, позы, цветовые сочетания, тоновые решения, текстуры.
Оформите заметки, что-то наподобие карт желаний (прим. переводчика – мудборд, как англ. «mood board»). Делайте их для того, чтобы выработать собственный стиль, создать принципы, опорные точки, своего стиля.
Предварительно общайтесь с моделью, а лучше пробуйте договариваться о встрече. Вне зависимости от того, планируется ли fashion-съёмка, семейный или деловой портрет, такой подход поможет установить доверительные отношения между вами и моделью, чтобы и вы, и модель чувствовали себя более уютно во время съёмки. Предложите совместно подготовиться к съёмке – создайте мудборд общими усилиями, что поможет вам учесть ожидания модели.
Старайтесь не зацикливаться на стереотипах относительно того, каким должен быть хороший портрет. «Голливудская» улыбка не всегда основа лучшей фотографии. Более сдержанные, глубокие эмоции помогут создать более выразительные очаровывающие фотографии, к которым мы предлагаем вам стремиться.
Автор текста и фото: Ben Brain.
Лето - традиционная пора отпусков, и многие из нас отправляются на отдых в другой город, а у кого есть возможность, и в другую страну. И конечно, хочется сделать красивые...
Читать дальше →Призмы, которые обычно показывают на уроках физики в школе, могут стать отличным аксессуаром для творческой съемки. Они создают превосходные радужные блики и другие эффекты...
Читать дальше →В первой части мы уже рассмотрели, как конвертировать обычную камеру и сделать её пригодной для ИК-съемки. Теперь давайте узнаем всё, что необходимо для получения превосходных...
Читать дальше →Цветная инфракрасная (ИК) съемка – потрясающее и удивительно простое занятие, если иметь в своем распоряжении правильные инструменты и техники. В этом материале, разделенном...
Читать дальше →Использование своих источников света при съемке уличных портретов дает возможность осветить объект под любым выбранным углом.
Читать дальше →Всего несколько десятков лет назад термина "уличная фотография" даже не существовало, хотя на самой первой в мире фотографии, сделанной Жозефом Нисефором Ньепсом в 1826, изображен город.
Читать дальше →Окно закроется автоматически через 3 секунды
Статья не очень...
К примеру:
Как создать красивый блик в глазах модели?
ответ:
Блик в глазах – результат отражения источника света от зеркальной поверхности глазного яблока, обычно, он белого цвета.... и т.д.
Ответа как его лучше сделать, чем подсветить, чтоб и глаз человеку не травмировать - нету
Не совсем понятно, почему в статье, в котором идет речь об использовании стандартного импульсного оборудования НАЧАЛЬНОГО уровня и на которое "Нет необходимости тратить десятки тысяч " , иллюстрируется (фото) + описание насадок и функционал приводится для недешевого профессионального оборудования ? Если честно не встречал в комплектах импульсного света начального уровня насадок в виде тубусов, портретных тарелок... Хорошо хоть про использование циклограмм, октобоксов и стрипов в полный рост не сказано ни слова
Комплекты начального уровня потому и дешевы, что мощность их мала, функционал и характеристики далеки от совершенства.
Думаю, что было бы достаточно упомянуть о возможности использования таких комплектов для съемок в домашних условиях, а в статье не делать на этом акцент т.к. подходы и методы едины, а возможности несколько ограничены
Отвечаю на Ваш вопрос. В продаже на российском рынке есть комплекты, которые, на мой взгляд, подходят для старта: тренировки навыков в управлении светом и взаимодействию с моделью. Приведу два примера. Первый комплект содержит тубус, два зонта (оба на отражение и просвет), отражатель, два источника света по 300 Дж, стойки, сумку для транспортировки. Его стоимость - 25000 руб. Второй комплект содержит тубус, шторки с набором цветных фильтров, два универсальных зонта, софт-бокс, три источника света по 100 Дж, стойки, сумку для транспортировки. 12000 руб. Дополнительно, универсальный для обоих вариантов комплект радиосинхронизации будет стоить: 1500-2000 руб. Я имел дело со вторым комплектом: проводил обучающие курсы для начинающих. Он подходит для обучения. И в течение 3 лёт пользовался аналогом первого комплекта для выполнения коммерческих проектов: выездные портретные съёмки, в том числе, для журналов, предметная съёмка для каталога.
а названия комплектов можно узнать-если это не "военная тайна"?
Вера Николаевна, посмотрите на сайтах производителей Falcon Eyes и Raylab. Я не помню точных названий.
А что такое циклограмма октобоксов и стрип боксов?Где про это почитать?
отличная статья
спасибо идем прбовать