Как осветить новогодний утренник

Знаете как звучит проклятие фотографа? Услышал эту фразу на мастер-классе одного фотогуру: «Чтобы тебе утренники в детском саду снимать!»

А вот я считаю, что красиво и продуктивно отснять утренник сможет далеко не каждый. Надо сфотографировать всех детей разнопланово и сделать общий обзор праздника, показав его настроение и динамику. Про свои навыки работы с естественным освещением можно сразу забыть. Работать придется в условиях адского освещения, а потому без вспышек не обойтись. Лучше приехать 30-40 минут до утренника, чтобы все тщательно спланировать и подготовить.

Во-первых, поговорить с музыкальным работником, чтобы узнать в каких границах будет происходить действо и будут ли герои представления перемещаться за ёлку, например, водить хороводы. Где будут сидеть взрослые зрители и дети между выступлениями? Какое освещение будет в момент праздника? Где лучше разместиться вам, чтобы никому не мешать?

Во-вторых, надо расставить все источники освещения и тщательно их протестировать.

Посмотрим как это сделать на примере такой локации (снято с имеющимся светом):

Лучше нарисовать для себя (я делаю это в голове) примерно такой план освещения и точек съёмки:

По словам музработника дети будут выступать только перед ёлкой и это сильно облегчает нашу задачу. Закрепляем за шторой вспышку 2, которая будет освещать ёлку.

Натянутый трос и крюк в стене были до моего прихода, надо просто увидеть имеющиеся ресурсы, а если их нет, то что-нибудь изобрести. Фотограф с веревочкой, изолентой и рулоном фотоскотча лучше снимет утренник в детском саду, чем фотограф без всего этого. Экранируем нежелательное распространение света в горизонтальной плоскости белым листом (чтобы не собрать паразитные оттенки с фиолетовой стены) и пластиковой шторкой на вспышке. Имеющиеся шторы будут закрывать это секретное сооружение от глаз зрителя и предотвращать попадание света на выступающих перед ёлкой детей. Зум на этой вспышке № 2 будет 24 мм, мощность слабая (в районе 1/32 и менее от полной мощности).

Итак, мы осветили ёлку и теперь, когда она будет попадать в кадр, будет выглядеть действительно нарядно:

А в размытии за счет малой глубины резкости вообще волшебно:

Далее освещаем шторы на двух стенах заднего плана. Увы, они находятся в разных плоскостях, что немного усложняет задачу. Задник за ёлкой освещаем вспышкой № 4 с рассеивателем. В данном случае я применял сферический рассеиватель, но можно было в качестве светорассеивающей насадки использовать софбокс или октобокс для вспышки. Вспышка устанавливается за ёлкой:

В принципе, можно подсветить задний план не рассеянным светом напрямую, а от потолка, используя его как светорассеивающую панель. Но в этом случае на потолке появятся пересвеченные белые пятна, которые не должны будут попадать в кадр и придется настроить вспышки на большую мощность. Вот так выглядит светлый задний план вместе с освещенной ёлкой:

Для подсветки пространства за детьми-зрителями ставим вспышку №3 (см. схему выше). Она направлена в потолок под углом в центр зала. Фокусное расстояние на лампе вспышки 70 мм, а мощность 1/16 и выше. Она создаст не только фоновое освещение ближней к нам стены со шторами, но и будет служить контровым освещением для актеров в месте их локации в момент выступления.

Ставим основной рисующий свет (вообще-то, с него и надо начинать) - это вспышка №1. Она установлена на стойке с зонтом-софтбоксом в качестве светорассеивающей насадки.

В идеале, рисующий свет надо было поставить с левой стороны, но там проход. Стойку собьют, да еще на кого-нибудь уронят. А здесь в закутке за пианино она в безопасности. Итак, освещение выставлено. Выходим в центр зала и фотографируем свою ладонь. Смотрим, что получается. Надо сбалансировать мощность рисующего света и освещения заднего плана. Например, если видим на заднем плане пересветы, убавляем мощность фоновых вспышек или увеличиваем мощность рисующего света и понижаем значение ISO на камере. Понятно, что освещение подгоняем к тем установкам фотокамеры, которые будут задействованы в момент праздника. Обычно я выставляю в районе 1000 ISO, выдержка 1/200 сек., диафрагма в диапазоне F 2,8-4,5. Режим экспозиции М - мануальный. Посмотрим что получается с точки съёмки A (я сижу на полу перед первым рядом взрослых зрителей). В этом примере дети находятся далеко от рисующего света, а потому я снимаю их телеобъективом на диафрагме F 2,8. Фон выглядит слегка пересвеченным. Наверное, так неправильно, но я люблю небольшие пересветы заднего плана.

Но в центре локации актеров рисующий свет мощнее, так как расстояние от зонта до детей уменьшается и я ставлю диафрагму F 3,5. Теперь подсветка ёлки и заднего плана выглядит более сбалансированной (без фанатизма)

Героев первой линии фотографирую на диафрагме F 4,5 (они ближе всех к рисующему свету)

Таким образом, я управляю экспозицией накручивая только колесо диафрагмы в зависимости от расположения снимаемого мною сюжета относительно основного рисующего света. Сразу оговорюсь (для профессионалов), что можно использовать радиосинхронизаторы с поддержкой TTL режимов и возможности управления мощностью удаленных вспышек с радиопускателя или мастер-вспышки на камере. Но в этой статье я привожу самую простую, надежную, оперативную и дешевую схему управления вспышками - радиосинхронизаторы без TTL, которой чаще всего и пользуюсь.

Теперь пробежимся по точкам съёмки. В большинстве случаев она одна и без вариантов - сидя на полу по центру перед первым рядом зрителей. Передвигаться по залу во время утренника вам точно не разрешат, лучше не пробовать. Но перемещаться по 2-3 точкам съёмки иногда позволяют (как в этом случае). На этом празднике мне понравилось фотографировать портреты детей-зрителей, сидящих на скамейке запасных с точки B (съёмка из-за ёлочки). Рисующий свет падает на них как раз с левой стороны и под интересным углом, неплохо выявляя объёмы:

В качестве эффективного переднего плана можно использовать ёлочные украшения, которые кстати подсвечены вспышкой № 2. Не забываем, что передний план может закрыть собой нежелательные элементы заднего плана, а не только сыграть композиционно или создать настроение кадра.

После праздника вас наверняка попросят сфотографировать ребенка или семью с Дедом Морозом. А у вас уже есть освещенный задний план. Можно переставить стойку зонтом с левой стороны и поближе к сюжету, чтобы сделать свет мягче. Не забудьте убавить мощность на вспышке 2-4 раза.

Приведенная выше концепция освещения в принципе очень универсальна, при этом её можно трансформировать под любые условия. В каждом конкретном случае придется думать о том, куда разместить вспышки и как рассеять свет от них. Раньше я использовал в качестве рисующего света студийный моноблок, направленный в потолок. Свет в этом случае также падает сверху-сбоку, но по пути может собрать паразитные оттенки, отразившись от цветных стен. Вот пример такого освещения:

Кстати, фоновые вспышки я с помощью лестницы-стремянки закрепил над бардовым горизонтальным занавесом на металлическом каркасе сцены, чтобы подсветить бархатный задник и две декорации на нем. На этом же концерте дети показывали театр теней. Чтобы это снять, мне достаточно было отключить радиопускатель вспышек и поднять ISO

А какие приёмы освещения для фотосъёмки праздников в детском саду используете вы? Делитесь в комментариях под статьёй.

27/12/2015    Просмотров : 33842    Источник: fotodeti.ru    Перевод: Игорь Губарев
Версия для печати Скачать в pdf

Комментарии: 27

  • Осталось символов: 5000
    Формат JPG Удалить
    Ожидаем загрузку изображений
  • Сергей (anonimus) 18 Марта 2018 - 10:07:18

    Что не клиент,то профи сидит со вспышкой в лоб. Ну-ну ,хотелось бы посмотреть на Ваши фото и всплакнуть,так как я заранее вижу эти ужасные фотографии с зелёными лицами, плоским лицом или синяками под глазами. Не умеете пользоваться или нет вспышек, лучше промолчите.


  • Сурикатик 20 Июня 2017 - 18:23:31

    Да... столько вспышек и такие жесткие тени ((( Такой свет абсолютно не подходит для детских фото.
    Так и не нашла для себя ответ: "Как лучше осветить утренник?"


  • geirby фотограф 16 Декабря 2016 - 10:51:47

    бегать по залу фотографу не разрешат.Ставить дополнительные вспышки!=не разрешат.Снимать сидя перед родителями чрезвычайно неудобно,на это есть несколько факторов!Снимать после праздника у елки детей с дедом морозом без асистента просто опасно.Если применить осветитель на штативе,то кто то должен его контролировать чтоб не повредили.Мнго лет работал в таком стиле но потом отказался от таких съёмок.Фотографии такого рода абсолютно никому не нужны.А снимать лучше всего мое мнение с заднего ряда с высокого штатива.Ты никому не мешаеш,и тебе мало мешают


  • AlexApt 28 Октября 2016 - 10:40:16

    Спасибо, познавательно. Особенно порадовали комменты про естественность освещения при использовании вспышки в потолок, и эффективности накамерной вспышки.


  • jabodav 7 Февраля 2016 - 23:56:58

    Большое спасибо за статью узнал много нового и интересного!


  • Артем Родионов 7 Января 2016 - 19:21:44

    Большое спасибо за статью!


    Haters gonna hate, как говорится...


  • Evgen Naz 6 Января 2016 - 15:35:59

    Какая бредовая статья! - получается, что дети собрались не на утренник, а чтобы позировать перед патуграфом.... Снимать надо так, чтоб присутствие фотографа особо никто не замечал - так лучше получаются портреты с эмоциями. Для нормальной работы на утреннике потребуется :
    1. Камера с возможностью работать на высоких ИСО.
    2. Объективы, от "широкого" до "теле". Но можно и одним "норм", но это несколько снизит возможности съемки.
    3. В принципе хватит и одной вспышки, но ей надо уметь работать.
    Фотографу не обязательно бегать по всему залу - вполне достаточно оперативно елозить по полу перед зрителями и не спать за камерой, а ловить моменты.
    Вот и всё. Претензий со стороны родителей ни разу не было, все были довольные и договаривались уже на следующий утренник.
    P.S. Если Ваша камера конкретно не "айс", и Вам будет позволено бегать по залу с утренником и Вам конкретно наплевать на просьбы родителей "не мещать смотреть на детское преставление", то эту статью смело можно взять на вооружение.


  • дед Ваня 2 Января 2016 - 23:14:23

    Все конечно хорошо, но к сведению: сценарий пишется задолго до утренника и деток натаскивать начинают загодя, все отрабатывается не одну неделю.И вдруг приходит хвотограф и начинает указывать куда кого рассадить и куда он свет затолкнет. Поверьте если воспитатели адекватные и не хотят испортить праздник детям, а праздник делается именно для детей, а не толпы гостей с фотоаппаратами, вас вежливо попросят сесть на скамейку для гостей и .... И эта красивая схема или рисунок превратится в обыкновенный пшик. Вспышка при съёмке детей вообще нежелательна, постоянный свет тоже не удастся установить, если вы конечно не являетесь организатором праздника, и не участвовали в написании сценария и организации праздника. Так что учитесь использовать то, что имеете, а не строить невыполнимые схемы.


  • Валерий Косчинский 31 Декабря 2015 - 04:05:54

    Спасибо огромное, много нового узнал!


  • Алла Авилкина 28 Декабря 2015 - 17:54:02

    ага, вот он опыт сын ошибок трудных! спасибо! очень ценно!


  • Анна Колесникова 28 Декабря 2015 - 16:20:19

    Это как рисунок танца. Дети обычно сидят вдоль одной стены, если можно я прошу, чтобы их посадили с 2х сторон и не перпендикулярно родителям и мне, а под углом 60град например. Стулья для родителей делю на 2 части, чтобы сделать в центре проход, и сама там снимаю, и другие родители. При танцах прошу чтобы детей не ставили сильно близко к 1му ряду родителей. Но такое счастье изменить организацию утренника бывает не часто возможно и не часто услышано к сожалению.


  • Алла Авилкина 28 Декабря 2015 - 16:02:57

    anna_kolesnikova_photo, поясните пожалуйста, что значит "рисунок утренника"?


  • Анна Колесникова 28 Декабря 2015 - 15:47:05

    Игорь, спасибо! Много, чему у Вас научилась. Снимаю 4мя вспышками по периметру зала. На камере стараюсь вспышку не держать, дети то далеко, то близко, лично мне неудобно. Все конечно зависит от конкретных условий. Самое главное, что я вынесла за 2 года, что активно работаю именно в детсадах, это договориться с воспитателями и музработниками! Чтобы и ходить можно было, и стулья родительские подвинуть, и еще лучше "рисунок" утренника под съемку заранее поставить


  • Алла Авилкина 28 Декабря 2015 - 14:42:23

    Спасибо за статью! особенно в связи с тем что на форуме была поднята как раз эта тема! Приятна обратная связь! На сколько полезна статья? - я ее сохраню в избранное и когда обзаведусь таким количеством вспышек и софт боксом - обязательно перечитаю.


  • Сергей59 28 Декабря 2015 - 13:38:47

    Интересная схема света. Автору спасибо! Только тени жесткие. Вот снято две вспышки по сторонам и одна на камере.


    • Вячеслав Сенкевич 28 Декабря 2015 - 15:19:35

      У тебя лучше )


    • Андрей Есманчук 29 Декабря 2015 - 00:40:15

      А зачем такой жёсткий перешарп? :-)


      • Сергей59 29 Декабря 2015 - 11:16:03

        это так при уменьшении размера вышло. Не шарпил вообще. Как стоит в конвертере по умолчанию, так и оставляю, разве что четкость добавляю.


    • geirby фотограф 16 Декабря 2016 - 10:59:06

      такие фото только для своего альбома.Для продажи не пойдут.Репортаж мало катит


  • Владимир Ткачёв 28 Декабря 2015 - 13:02:05

    спасибо.очень интересно.но к сожалению не все располагают подобной аппаратурой, как фото , так и осветительной. Между тем прекрасные результаты даёт комбинация "Смена-Символ" (предпочтительно, курковый взвод) и автоматическая вспышка. При плёнке 200 единиц на выдержке 1/250 все любимые "зайчики" получатся резко. Поскольку центральный затвор открывается полностью париться по выдержке не стоит, необходимо будет только расчитать ГРИП и установить соответствующую диафрагму, так же по месту определиться с чувствительность. плёнки. Замечу, что не каждый Никон или Кэнон имеют синхронизацию 1/250


  • Иван Королевский 28 Декабря 2015 - 12:13:54

    четыре вспышки, две по углам из за родителей, одна за елкой, и одна на камере, чтоб когда против двух вспышек работать глаза/лицо подсветить.


  • george7 28 Декабря 2015 - 12:10:49

    Спасибо за урок!
    Фотки отличные!
    Не всегда детишки получаются такими как на хочется.


  • Deadpromice 28 Декабря 2015 - 12:02:42

    столько ухищрений ради улучшения результата, в в итоге картинка не выглядит дорого и красиво. Чувствуется "эффект искусственности", когда видно что снято со вспышкой, и это делает картинку менее живой, хоть и более качественной. Мне больше нравится рисунок когда одна вспышка в потолок, дополняет освещение в комнате, и свет рассеивается по всему потолку, тогда и рисунок получается более естественный.


    • Андрей Есманчук 29 Декабря 2015 - 00:19:05

      Согласен. Я вообще со встроенной вспышкой снимал, с прикрепленным к ней самодельным отражателем, результат поинтереснее получается.


    • Anturium 18 Апреля 2016 - 18:22:07

      Тоже согласен. Много усилий, времени, ухищрений... а фотки так себе. Слишком искуственные получаются. Шарма нет. Ёлка так вообще плоская... Когда смотришь на нее, ожидаешь увидеть огоньки и настроение новогодней магии. А здесь что? Зеленое невнятное пятно. Лучше уж использовать обычную накамерную вспышку - результат будет лучше.


  • qvasa 28 Декабря 2015 - 11:54:47

    Доходчиво, понятно, классно!


  • anya_baskakova 28 Декабря 2015 - 11:54:02

    Спасибо! Очень актуально!!!


Еще уроки из рубрики "Советы по фотографии"

Как фотографировать с призмой

Призмы, которые обычно показывают на уроках физики в школе, могут стать отличным аксессуаром для творческой съемки. Они создают превосходные радужные блики и другие эффекты...

Читать дальше
19/01/2020. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
37 841
0

Как делать инфракрасные фотографии: часть 2

В первой части мы уже рассмотрели, как конвертировать обычную камеру и сделать её пригодной для ИК-съемки. Теперь давайте узнаем всё, что необходимо для получения превосходных...

Читать дальше
24/12/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
13 354
0

Как делать инфракрасные фотографии: часть1

Цветная инфракрасная (ИК) съемка – потрясающее и удивительно простое занятие, если иметь в своем распоряжении правильные инструменты и техники. В этом материале, разделенном...

Читать дальше
03/12/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
17 092
3

Как сочетать разный свет в портрете

Использование своих источников света при съемке уличных портретов дает возможность осветить объект под любым выбранным углом.

Читать дальше
11/11/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
16 119
0

Как делать самые лучшие уличные фотографии

Всего несколько десятков лет назад термина "уличная фотография" даже не существовало, хотя на самой первой в мире фотографии, сделанной Жозефом Нисефором Ньепсом в 1826, изображен город.

Читать дальше
04/11/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
20 621
0

Ручная настройка баланса белого

Большинство современных камер, будь это DSLR или беззеркалки, имеют возможность вручную задать баланс белого в зависимости от условий съемки. Такая возможность есть даже у...

Читать дальше
25/10/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
36 863
0

Наверх
Орфографическая ошибка в тексте:
своими руками В этом уроке рассказывается, как сделать складной софтбокс размером 40х40 см, который похож на

Послать сообщение об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице.

Ваше сообщение отправлено. Спасибо!

Окно закроется автоматически через 3 секунды