Как снимать молнию: полезные советы

Молния – потрясающий субъект для съемки. Ослепительная. Непредсказуемая. Впечатляющая. Я фотографирую «длинные руки Зевса» уже более двадцати лет и все еще люблю это делать. Начинав с пленок и негативов, со временем я переключился на зеркалку. Есть множество способов получить креативный снимок грозового неба.

Шторм может появится в любое время года, даже зимой. По сути, холодные штормы становятся причиной молний и зимней грозы. Не стоит останавливаться только из-за низкой температуры – бросьте природе вызов!

Чтобы помочь вам, я собрал свои лучшие советы для съемки молний, начиная от понимания процесса работы с разными видами грозы и заканчивая нужным оборудованием.

Молния, перетекающая из одного облака в другое. Восточный Вайоминг.

Виды молний

По моему опыту в фотосъемке можно классифицировать молнию по четырем параметрам: тип, интенсивность, узор, цвет.

Тип

Линейные(облако-земля), облако-облако, внутриоблачные – это три типа, которые я чаще всего встречал. Молния «облако-земля» обрушивается сверху и ударяет в какой-то предмет под ней. Тип «облако-облако» передвигается по небу и обычно никуда не ударяет. Внутриоблачные молнии, очевидно, случаются в пределах одного облака и обычно можно увидеть только вспышку света, создаваемую ими. Во время некоторых штормов гроза может ударять несколько раз в секунду.

Тип грозы может помочь определить объектив, который нужно использовать. Если я вижу линейные молнии, беру NIKKOR 24-70mm f/2.8G, чтобы запечатлеть пейзажный снимок. Если надо мной случается по несколько вспышек «облако-облако», вероятнее всего мне понадобится NIKKOR 14mm f/2.8D ED, направленный вверх перпендикулярно небу. Если во время шторма начинаются внутриоблачные вспышки, не представляющие особого интереса, я воспользуюсь NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II или NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II, нацелив камеру на облако.

Молния типа «облако-облако» блуждает по ночному небу.

Интенсивность

Эта характеристика особенно важна при съемке. Правильное определение степени яркости разряда поможет мне задать правильную экспозицию, начиная с ISO и заканчивая выдержкой. По мере приближения шторма я обычно пару минут его изучаю, а только потом делаю снимок. Как часто бьет молния? Какой разряд самый яркий – четвертый или пятый? Съемка с зеркалкой позволит моментально оценить каждый снимок на экране камеры и подкорректировать настройки, чтобы получить желаемый результат.

Внутриоблачная молния.

Узор

Одна из моих любимых ситуаций для съемки – когда есть одинокая, очень чистая линейная молния. Я люблю абсолютную простоту. Как по мне, этот тип лучше всего работает, если нужно создать снимок с высокой художественной ценностью.

Линейная молния, ударившая в сельскую местность на закате.

Цвет

Молния может быть разного цвета. Самый распространенный – белый, но может встречаться также красный, желтый, зеленый и даже синий или пурпурный. Оттенок обычно зависит от газов, химикатов и примесей в атмосфере, а также от текущей температуры разряда. Яркие белые молнии встречаются чаще всего. Оранжевыми или красноватыми они могут стать при большой концентрации пыли или загрязненности воздуха. Градины могут придать молниям пурпурный и даже синий оттенок. Натриевые лампы городского освещения также могут повлиять на цвет, сделав его синевато-зеленым.

Молния, терзающая огненно-красное небо во время сильной закатной грозы. Необычный цвет получился из-за частиц пыли в воздухе. Сухие условия и сильные ветры стали причиной такого феномена.

Лучшее время для съемки

Очевидно, что нам потребуется гроза, однако, не все грозы происходят ночью. Я люблю снимать в разное время суток. Многие снимают молнию после наступления темноты, но как на счет того, чтобы сделать это в дневное время, на закате или даже в сумерках? Это позволит получить кадр с интересным цветом и стилем.

Молния блуждает по небу и ударяет в землю.

Оборудование

Я рекомендую начинать с зеркалки. Купите камеру с наилучшим шумоподавлением из возможных. Nikon D810 и D3S – две моих любимицы. Туго с деньгами или только пробуете себя в сфере съемки? Выбирайте D3400.

Купите самый быстрый объектив, который только можете себе позволить.

Примечание переводчика – «скоростью» объектива обозначают максимальный диаметр апертурного отверстия (или минимальное f-число). Объективы с большей максимальной апертурой называют «быстрыми» из-за того, что они могут достигать той же экспозиции с более короткой (быстрой) выдержкой. В русской терминологии также употребляется слово «светосила».

NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED, NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED и NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II – три моих любимых варианта для съемки молний. Однако, используемый объектив – дело каждого. Хотите ли вы воспользоваться зумом, чтобы получить снимок одного отдельного разряда, или предпочтете широкоугольный объектив и запечатлеете блуждающие по небу молнии? Чем быстрее объектив (1.4, 1.8 или 2.8), тем лучше он подходит для съемки в условиях плохого освещения. Однако, я успешно снимал грозы и с более медленными объективами – 4.5 и 5.6.

Вложите деньги в устойчивый штатив, крепеж на стекло автомобиля (например, Vortex Car Window Mount – прим. переводчика) и внешнюю кнопку спуска затвора, такую как Nikon MC-36 Multi-Function Remote Cord или Nikon ML-3 Compact Modulite Remote. Установите приложение с прогнозом погоды, уведомлением о штормах и вероятном количестве разрядов молнии. На телефоне я использую Wx Alert USA и Radar Scope, а на ПК – WeatherTAP.

Бесценное преимущество съемки с зеркалкой – можно сразу оценить результат на LCD экране, а затем подкорректировать настройки и получить необходимый результат. Переход к зеркальной камере серьезно увеличил количество моих удачных снимков.

Разряд молнии на закате во время грозы возле города Леммон, Южная Дакота 27 июня 2001 года.

С какими настройками лучше начинать

Во время съемки молний я обычно перевожу камеру в режим ручной экспозиции: активирую 3D Color Matrix Metering и устанавливаю автоматический баланс белого. Не важно, использую ли я кнопку спуска затвора на кабеле или пульт, я обычно устанавливаю выдержку от руки, апертуру f/5.6, ISO 400 и ручной фокус.

Как только случается вспышка молнии, я закрываю затвор. Просмотрев первые несколько снимков, я начинаю вносить коррекции. Если вспышка ярче, чем нужно, а снимок вышел засвеченным, я устанавливаю ISO на 320 или 250. Если молния вышла тусклой и снимок недостаточно экспонирован, ISO нужно повысить до 640 или 800.

Мой секрет для получения резких снимков – держать затвор открытым как можно меньше времени, только если вы не планируете запечатлеть несколько разрядов. Чем быстрее затвор закроется, тем резче выглядит молния. Один инструмент, который помогает мне достигнуть нужного результата - Lightning Trigger, подключаемый к 10-контактному разъему камеры. С ним затвор открывается только когда бьет молния. Однако, вам все еще нужно контролировать ISO, выдержку, апертуру и баланс белого. Моя стартовая точка для большинства ситуаций – режим Приоритет апертуры и 1/4 секунды, ISO 250, баланс белого – авто.

Линейная молния в сверхъячейке во время сумерек.

Безопасность фотографа и оборудования

Молния – один из самых опасных природных феноменов. Лично я пару раз был близок к тому, чтобы преждевременно закончить свою карьеру фотографа. Одно очевидное правило, о котором стоит помнить – если вы слышите грозу, может ударить молния.

Если рядом слишком много линейных молний, я остаюсь внутри своей машины с жестким верхом и использую крепеж для стекла или быстро устанавливаю камеру на штатив, управляя из машины при помощи внешней кнопки спуска затвора.

Перед тем, как отправляться навстречу опасности, прочитайте советы Национальной метеорологической службы.

Если не уверены, что делать, всегда склоняйтесь к тому, чтобы быть в безопасности. Чем больше вы узнаете об этой теме, тем безопаснее и успешнее будет съемка.

Еще несколько хороших советов

Всегда отключайте автофокус. При съемке молний предпочтительнее фокусироваться вручную. Установка объектива на бесконечный фокус тоже не всегда выдаст резкий снимок. Найдите отдаленный источник света и сфокусируйтесь на нем. В таком случае вы получите отличные резкие молнии. Если такого источника нет, пускай ваш друг или помощник отойдет на 30 метров от камеры с фонариком в руках, и вы сфокусируетесь на его свете.

Попробуйте снимать молнию, которая бьет перед облаками или вдали от сильного дождя. Вода (и в особенности осадки) может сделать снимок менее резким, даже если камера сфокусирована правильно.

Всегда бережно компонуйте снимок. Попробуйте сделать так, чтобы в кадре было как можно меньше отвлекающих элементов, например, линий электропередач, машин и самолетов.

Снимок сделанный с терпением и хорошими навыками, включая правильную экспозицию будет иметь поразительное влияние. Люди будут смотреть на вашу работу и говорить: «Вау!»

Автор: Jim Reed

11/05/2017    Просмотров : 26347    Источник: petapixel.com    Перевод: Алексей Шаповал
Версия для печати Скачать в pdf

Комментарии: 9

  • Осталось символов: 5000
    Формат JPG Удалить
    Ожидаем загрузку изображений
  • oleinik 22 Мая 2017 - 19:49:51

    Вот как-то так


  • oleinik 22 Мая 2017 - 19:47:46

    Джипеги с зеркалки без обработки


  • oleinik 22 Мая 2017 - 19:45:52

    Странные какие-то советы... Поймать молнию на короткую выдержку в принципе невозможно.
    Самый простой способ - камеру перевести в режим серийной съёмки и поставить на штатив, исо на минимум, диафрагму закрыть, выдержку на максимум. Зажать кнопку и ждать, пока не поймается молния.
    Днем можно ещё одеть ND-фильтр. Если темно, то сначала диафрагму открывать, потом исо поднимать.
    Я так в крыму ночью ловил. И разок удалось днем на мыльницу словить.


    • Олег Меньшиков 11 Июня 2020 - 18:56:27

      Немного уточнений можно... про зажать кнопку и ждать молнии?!
      А так фотографии интересные а главное реализация успешно. \мне тут два дня так и не довелось снять. Немного ещё помешала карантино


  • Александр61 22 Мая 2017 - 17:31:26

    Ни о чем, абстрактное обсуждение, мало конкретики и приемов.


  • Александр Творогов 22 Мая 2017 - 15:09:45

    Большинство переводных статей не для нас. Все примеры парень снимал на Техащтне да Алабамщине - в Подмосковье да на Урале все сильно иначе.


  • Artem Zelenjuk 13 Мая 2017 - 20:28:18

    Хорошая статья! Спасибо!
    Правда не понял несколько моментов. Первое. Рекомендует быстрый объектив, но использует прикрытую диафрагму и мануальный фокус. Что мешает тогда использовать менее быстрые объективы, например, 24-85/3,5-4,5? Второе. Упоминается режим приоритета выдержки (видимо в статье ошибка) со скоростью 1/4, матричный замер. Камера вероятнее всего сделает хорошо проэкспонированный кадр по её мнению, в котором будет убито небо. Видимо кроме этого нужно вводить экспокоррекцию?


  • Andrew Stark 12 Мая 2017 - 08:45:08

    Больше на рекламу всевозможного хлама похоже,а не на "Полезные советы..."
    А если человек без машины и идти км 5-10 до места съёмки (при условии,что он будет заранее знать где снимать удобней) Ему всю эту трехамудию на горбу тащить?))) Ранее здесь была похожая статья и там всё намного проще было. Фотик с шириком и штативом + тросик+ техника безопасности. И больше не чего не надо!


    • Олег Меньшиков 11 Июня 2020 - 18:46:28

      Вот это похоже уже на правду.


Еще уроки из рубрики "Советы по фотографии"

Как фотографировать с призмой

Призмы, которые обычно показывают на уроках физики в школе, могут стать отличным аксессуаром для творческой съемки. Они создают превосходные радужные блики и другие эффекты...

Читать дальше
19/01/2020. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
37 836
0

Как делать инфракрасные фотографии: часть 2

В первой части мы уже рассмотрели, как конвертировать обычную камеру и сделать её пригодной для ИК-съемки. Теперь давайте узнаем всё, что необходимо для получения превосходных...

Читать дальше
24/12/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
13 352
0

Как делать инфракрасные фотографии: часть1

Цветная инфракрасная (ИК) съемка – потрясающее и удивительно простое занятие, если иметь в своем распоряжении правильные инструменты и техники. В этом материале, разделенном...

Читать дальше
03/12/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
17 089
3

Как сочетать разный свет в портрете

Использование своих источников света при съемке уличных портретов дает возможность осветить объект под любым выбранным углом.

Читать дальше
11/11/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
16 117
0

Как делать самые лучшие уличные фотографии

Всего несколько десятков лет назад термина "уличная фотография" даже не существовало, хотя на самой первой в мире фотографии, сделанной Жозефом Нисефором Ньепсом в 1826, изображен город.

Читать дальше
04/11/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
20 618
0

Ручная настройка баланса белого

Большинство современных камер, будь это DSLR или беззеркалки, имеют возможность вручную задать баланс белого в зависимости от условий съемки. Такая возможность есть даже у...

Читать дальше
25/10/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
36 857
0

Наверх
Орфографическая ошибка в тексте:
своими руками В этом уроке рассказывается, как сделать складной софтбокс размером 40х40 см, который похож на

Послать сообщение об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице.

Ваше сообщение отправлено. Спасибо!

Окно закроется автоматически через 3 секунды