Фиксация движения в кадре – это то, о чем многие фотографы начинают думать лишь во время съемки спортивных мероприятий или каких-либо быстро движущихся объектов.
В спортивной фотографии возможность подчеркнуть движение участников очевидна – но на самом деле почти любой вид фотографии может выиграть от акцентирования внимания на движении – даже если движение это очень слабое, медленное и/или едва различимое.
На прошлой неделе я опубликовал 15 изображений с креативным размытием от движения – сегодня я предлагаю рассмотреть несколько моментов, касающихся того, как это можно снять самостоятельно.
Причина проявления размытия от движения в кадре состоит в том, что количество времени, которое открыт затвор камеры, достаточно велико для того, чтобы сенсор успел «увидеть» движение объекта.
Так что совет первый – для съемки движения выбирайте длинную выдержку.
Если выдержка короткая (например, 1/4000 секунды), камера вряд ли различит какое-то особое движение (если только объект не перемещается чрезвычайно быстро), а если вы выберете выдержку подлиннее (например, 5 секунд), вам даже не нужно, чтобы объект активно двигался, вы все равно увидите размытие.
Насколько длинной должна быть выдержка? Разумеется, это зависит от скорости вашего объекта. Ползущая улитка и мчащаяся гоночная машина покажут вам совершенно разные результаты на одной и той же выдержке.
Еще один фактор, имеющий значение при определении выдержки, это количество света на месте съемки. Длинная выдержка пропустит больше света в камеру, в результате чего мы рискуем получить «вылеты» и переэкспонировать снимок. Ниже мы рассмотрим некоторые способы блокировки света и обеспечения возможности использования более длинных выдержек.
Итак, насколько длинной должна быть выдержка, чтобы зафиксировать в кадре размытие от движения? Не существует единственно верного ответа на этот вопрос, поскольку ее значения, очевидно, варьируются в зависимости от скорости снимаемого объекта, уровня размытия, которое вы хотите зафиксировать и степени освещенности объекта. Ключевым моментом тут является эксперимент (и для этого идеально подходит цифровая камера, т.к. вы можете сделать столько снимков, сколько захотите, и это ничего вам не будет стоить).
Есть два способа для получения эффекта движения в изображении – сделать так, чтобы двигался объект, или так, чтобы двигалась камера (или и то, и другое вместе). В большинстве случаев, рассмотренных в статье на прошлой неделе, движется именно объект.
В данном случае вам нужно сделать все, от вас зависящее, для обеспечения абсолютной неподвижности камеры, или в довесок к размытию от движения объекта, вы обнаружите, что весь кадр выглядит так, будто он движется, в результате использования длинной выдержки. Будете ли вы использовать штатив, или поместите камеру на какой-то другой неподвижный объект (обратите внимание на тросик для спуска затвора или используйте автоспуск), вам нужно быть уверенным, что камера абсолютно стабильна.
Одна из самых важных настроек при фотографировании изображения с акцентом на движение, это выдержка (как уже говорилось выше). Даже небольшие изменения выдержки окажут огромное влияние на ваш кадр – так что вам стоит снимать в режиме, который позволит полностью ее контролировать.
Это значит, что камеру нужно перевести либо в режим ручного управления, либо в режим приоритета выдержки. Режим приоритета выдержки позволит вам выбрать выдержку, основываясь на которой камера сама подберет остальные настройки (например, диафрагму), стремясь обеспечить правильное экспонирование кадра. Это очень удобный режим, с которым стоит поиграться, т.к. он позволит вам получить эффект движения, а также в общем случае – хорошо проэкспонированные кадры.
Другой вариант – работать в ручном режиме, если вы уверены в том, что сможете выбрать правильное соотношение выдержки/диафрагмы.
Я упоминал выше, что один из эффектов от использования долгого времени экспонирования (длинной выдержки) – это то, что большее количество света попадает в камеру. Если вы не компенсируете это каким-либо образом, вы получите «пересвеченные» снимки.
Ниже я предлагаю три основных метода компенсации избытка света (четвертый состоит в том, чтобы просто подождать, пока свет изменится, т.е. когда стемнеет, поэтому так много снимков с движением сделаны в ночное время, или на закате/рассвете).
Итак, как ограничить количество света, проходящего в камеру, чтобы компенсировать длинную выдержку? Как насчет того, чтобы изменить размер отверстия, через которое проходит свет? Это называется настройкой диафрагмы.
Если вы снимаете в режиме приоритета выдержки, это произойдет автоматически – но если вы работаете в ручном режиме, вам нужно будет уменьшить апертуру пропорционально увеличению выдержки.
К счастью, это не так сложно, как может показаться, поскольку настройки выдержки и диафрагмы организованы в «шаги» («стопы», «ступени»). Когда вы увеличиваете выдержку на «шаг», вы удваиваете время, которое затвор остается открытым (например, от 1/250 до 1/125).
То же самое можно сказать о настройках диафрагмы – когда вы уменьшаете диафрагму на одну ступень, поток проходящего через объектив света уменьшается вдвое. Это здорово, поскольку меняя одну настройку на 1 шаг, вы просто должны изменить вторую на тот же шаг, и вы по-прежнему получите хорошую экспозицию.
Еще один способ компенсации избыточного света на длинных выдержках – настройка ISO в камере. ISO отвечает за чувствительность сенсора вашей цифровой камеры. Чем выше значение, тем более чувствителен сенсор к свету, а чем меньше, тем ниже чувствительность. Выбирайте низкие значения, и вы обнаружите, что можете снимать на более длинных выдержках.
Эти фильтры ограничивают количество света, проходящего через объектив в камеру, что позволяет вам использовать более длинные выдержки.
Это все равно, что надеть на вашу камеру солнечные очки (на самом деле, некоторые люди действительно используют солнечные очки, когда у них нет под рукой нейтрально-серого (ND) фильтра.
Например, если вы снимаете пейзаж в условиях яркого освещения, но хотите использовать выдержку более секунды, вы рискуете получить в итоге крайне «пересвеченное» изображение. ND фильтр может быть очень полезен в данном случае, поскольку он позволяет увеличить выдержку и при этом сохранить правильную экспозицию.
ND фильтры помогли сделать некоторые из кадров в нашей предыдущей статье, позволив зафиксировать размытие от движения в условиях дневного освещения.
Еще один тип фильтров, который может создать схожий эффект, это поляризационный фильтр. Стоит лишь помнить о том, что поляризационные фильтры не только блокируют свет, но также имеют иное влияние на изображение (в том числе нивелируют отражения и даже меняют цвет неба – не факт, что это то, что вам нужно).
Еще две техники, которые стоит опробовать: первая состоит в экспериментировании с медленной синхронизацией со вспышкой. Она комбинирует длинные выдержки с использованием вспышки, так что некоторые элементы кадра получаются четкими, а другие – размытыми. Почитайте больше о медленной синхронизации со вспышкой. Другая техника, достойная рассмотрения, это панорамирование – движение камеры одновременно с движением объекта, так что объект получается в фокусе, а фон – размытым.
Автор: Darren Rowse.
Сочетание естественного света и вспышки – не самая простая техника. Ведь при её использовании вы опираетесь на правила съемки двух разных видов освещения сразу....
Читать дальше →Вспышки обычно считают тем инструментом, который используется в помещении и уж никак не в горных регионах с переменчивой погодой. Сейчас на улице +23, а через минуту налетит ветер...
Читать дальше →Чувствуете ли вы «Жажду скорости»? Вы наверняка видели крутые фотографии, когда определенное динамическое действие показывается навеки застывшим во времени, и хотели...
Читать дальше →Исследовать новые техники съемки и делиться ими с другими – один из самых приятных аспектов работы профессионального фотографа дикой природы. Это мотивирует меня постоянно...
Читать дальше →Поляризованный свет – это свет, волны которого колеблются в одном направлении. Можно создать потрясающие фотографии с замерзшими кристаллами льда, которые...
Читать дальше →Фокусная (фокальная) точка – термин, который часто используют фотографы и блоги о фотосъемке. Они говорят: «Создайте фокальную точку. Она должна быть первым и последним местом...
Читать дальше →Окно закроется автоматически через 3 секунды
добавлю свой эксперимент
очень благодарю, понадобилось!!
СУПЕР!!!
Спасибо за урок, мне очень нравится этот эффект, однако не до конца всегда понимала, как правильно это делать. Буду тренироваться
первое фото в этой статье, на мой взгляд ужасно О_О.. потому что ноги у мужчинки совсем пропали.. будто инвалид брр
Съёмка с проводкой
особо хороши ночные съёмки после дождя !
О, Владивосток, родной)))
САЛЮТ В ТУМАНЕ 1
Интересный урок. Но для этого понадобится дорогой фотоаппарат. На обычном цифровике нельзя менять диафрагму и делать длительной выдержку (5 сек.). Максимум, что можно сделать - это включить режим ночная съемка. На этом режиме он делает выдержку чуть дольше сужает не много диафрагму. Но увеличивает, наоборот, ISO. К чему я это говорил... Просто хотелось бы побольше уроков для обычного "семейного" цифровика. Не у всех есть зеркалки или цифровики со сменной оптикой.
Добрый день. Камера, позволяющая настраивать параметры - это совсем не обязательно зеркалка со сменной оптикой. Достаточно зайти на яндекс маркет и задать в поиске по всем производителям условие "Ручные настройки выдержки и диафрагмы". Поверьте, в диапазоне цен от 2 до 8 тыс. руб. есть из чего выбрать. Самый дешёвый аппарат в бюджетной категории стоит 3,5 тыс. руб. - обычная мыльница от самсунга, даёт пользователю полный контроль над параметрами. У неё, правда, максимальная выдержка всего 8 сек - поправляем в параметрах поиска графу "макс. выдержка" и получаем 15 аппаратов, умеющих держать затвор открытым на протяжении 30 секунд. По-прежнему есть из чего выбрать.
Первый опыт съёмки с "проводкой".
Спасибо очень полезно!!!
Очень полезно и актуально для меня. Спасибо!
Прошу прощения, но сьёмка движения на длинной выдержке с неподвижной камеры ведёт к размытию самого обьекта, а не фона!(что в оновном желательней...). Так хорошо снимать удар боксёра, к примеру:сам боксёр относительно резок (Т=1\30сек...), а выбрасываемая перчатка смазана.
Гораздо лучше использовать "сьёмку с проводкой", когда камера "сопровождает" обьект в момент сьёмки. Тогда при экспозиции 1\30-1\60 сек (в зависимости от угловой скорости обьекта...) можно получить отличные результаты!
Но это требует навыка; при его отсутсвии проще создать имитацию размытия ФОНА в движении в редакторе.
любой тип съёмок - это только желание самого фотографа.)
тот способ, который описали вы, очень хороший (особенно про боксёра), но всё-таки каждый выбирает своё.)
strekunec, А где там написано,что не должна двигаться камера? Должна, чтобы объект был в фокусе,а фон размытым. В последнем абзаце так и написано.