Контроль сверхвысокого контраста

Для того чтобы выбрать наилучшую экспозицию в условиях сложного освещения, необходимо понять ограничения своей камеры.

Современные камеры могут самостоятельно удачно выбирать экспозицию, поэтому не редко мы начинаем думать, что они успешно справятся с любой сценой. Но рано или поздно мы столкнемся с такой сценой, которая вызовет проблемы у нас и у нашей камеры. В результате мы не получим ту экспозицию, которая необходима для желаемого результата. Это разочаровывает!

Одна из трудностей, с которой мы сталкиваемся, заключается в том, что камера видит мир не так как мы. Наши глаза видят объект хорошо, независимо от условий, а камера – нет. Камера воспринимает свет и тени иначе и будет переоценивать их, в результате объект может попросту исчезнуть.

Обычно это происходит, когда мы работаем с высококонтрастной сценой, в которой светлые части очень яркие, а тени, в свою очередь, крайне темные. Благодаря тому, что наши глаза так хорошо адаптируются к освещению, мы одновременно видим детали в светлых и темных зонах. Но не существует такой камеры, которая соответствовала бы этим возможностям человеческого глаза. Камеры ограничены в своей ответной реакции на конкретную сцену и могут работать только в рамках своих технологических возможностей.

Когда вы сталкиваетесь с подобной ситуацией, вам поможет понимание того, что камера не способна проэкспонировать сцену так, как вы ее видите. То, что вы имеете дело с подобной проблемой, вам подскажет монитор камеры, когда он покажет объект в высоком контрасте, вместо приятного изображения.

Теперь, когда вы заметили проблемную сцену с яркими зонами и глубокими тенями, как следует поступить? Какая экспозиция будет верной и как вам это понять? Существует четыре важных и полезных приема, а так же одна идея, которая не работает. Начнем с бесполезной идеи.

1. Компромиссное экспонирование не работает

Многие фотографы, которых я знаю, выбирают некую экспозицию, которая находится посередине между самыми светлыми и самыми темными участками сцены. Это может работать с негативной пленкой (особенно с черно-белой), но совершенно бесполезно в отношении цифровой фотографии.

Что происходит, когда как светлые, так и темные области неправильно экспонированы? Когда светлые зоны недоэкспонированы (что и произойдет в этом случае), они теряют цвет и текстуру. В свою очередь, темные зоны будут переэкспонированы, они также потеряют цвет и текстуру и, ко всему прочему, на них проявится больше шума.

2. Экспонирование для светлых зон

Экспонирование для светлых зон.

Эта техника была основной для слайд-фотографов в эпоху пленочной фотографии. Экспонируйте так, чтобы светлые зоны выглядели наилучшим образом, при этом забудьте про тени. Таким образом, от вас требуется обратить внимание на интересные светлые участки и допустить потерю деталей в тенях. Может показаться, что это слишком резкий метод экспонирования, зато вы будете уверены, что светлые зоны сцены хорошо и правильно экспонированы.

3. Экспонирование для теней

Экспонирование для теней

В данном случае вы будете ориентироваться на экспозицию, которая придаст теням и темным зонам хорошие цвет и тональность, даже если детали на светлых участках полностью пропадут. Вы должны быть уверены, что темные зоны содержат наиболее важные части объекта вашей сцены, тогда нет ничего страшного в переэкспонировании светлых участков.

При этом необходимо быть осторожным с яркими зонами. Яркие участки, рядом с углами или краем в композиции кадра будут очень отвлекать. Глаз зрителя всегда привлекают светлые участки, если эти зоны не подчеркивают объект (как, например, делает фон) или каким-то иным образом сливаются с ним, ваша фотография будет менее четкой и эффектной.

4. Попробуйте HDR

Готовая HDR фотография

Техника HDR поможет вам сохранить детали в светах и тенях. Вот три по-разному экспонированных снимка: один экспонирован для деталей в тенях, один для средних тонов и один для деталей в светлых зонах – они объединяются для получения итоговой фотогрфии.

Фотография с высоким динамическим диапазоном (англ. High-dynamic-range, HDR) позволяет обходить ограничения камеры и получать снимки, которые ближе к картине, воспринимаемой человеческим глазом. Многие фотографы видят лишь творческое применение HDR, которое далеко от реалистичности, но это лишь малая часть тех возможностей, которые содержит в себе эта техника.

HDR дает возможность сделать несколько снимков одной сцены, изменяя значение экспозиции, это позволяет камере охватить более широкий диапазон деталей, чем возможно было бы получить в одном снимке. После этого необходимо загрузить изображения в программу (я предпочитаю использовать для этого программу HDR Efex Pro компании Nik Software), которая объединит фотографии в итоговое изображение, совмещающее детали и цвета как темных, так и светлых зон.

5. Просто откажитесь

Иногда, при определенных условиях освещения, бывает невозможно сделать хорошую фотографию объекта или сцены. Все попытки окажутся тщетными. В данной ситуации вам необходимо выкинуть из головы установку, что вы «должны» сделать фотографию, и отказаться от плохого снимка. Это поможет вам сказать «да» другим снимкам, которые, возможно, быть, будут сделаны под другим углом или будут содержать иной объект съемки в целом.

Автор & Фотографии: Rob Sheppard

12/03/2012    Просмотров : 23277    Источник: dpmag.com    Перевод: Геннадий Курушин
Версия для печати Скачать в pdf

Комментарии: 10

  • Осталось символов: 5000
    Формат JPG Удалить
    Ожидаем загрузку изображений
  • severekid 8 Декабря 2013 - 21:57:38

    Сумеречный Китай по ту сторону амура ^_^


  • Светлана Демченко 14 Марта 2012 - 21:17:14

    не совсем понятно для таких "чайников", как я , что такое техника HDR. Пока я буду соображать какую выбрать экспозицию и выставлять ее - сюжет уже "уйдет"... или в фотоаппарате есть автоматическая такая функция?


    • Виктор Кравченко 17 Марта 2012 - 09:45:34

      Брекетинг.


  • DrakonSIN 14 Марта 2012 - 04:54:24

    Спасибо! Знаний прибавляется.


  • Вадим Мельник 13 Марта 2012 - 22:11:13

    последний пункт самый правильный.....просто откажитесь если нет - то в итоге будет масса проблем и заморочек.


  • Alla Salamatina 13 Марта 2012 - 14:30:44

    Очень интересный материал, жалко не имею профессионального фотоаппарата.


  • Anna Dolshenko 13 Марта 2012 - 11:27:14

    Спасибо за интересные статьи, доступно и понятно написано


  • Владимир Ц. 12 Марта 2012 - 17:24:00

    Хороший сайт! А видео уроки будут?


    • belousovalexey 12 Марта 2012 - 18:29:47

      они уже есть


  • Людмила47 12 Марта 2012 - 14:59:37

    Спасибо за статью, много полезной информации.


Еще уроки из рубрики "Приемы и техники"

Как совместить вспышку и естественный свет

Сочетание естественного света и вспышки – не самая простая техника. Ведь при её использовании вы опираетесь на правила съемки двух разных видов освещения сразу....

Читать дальше
04/09/2018. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал
20 011
0

Как имитировать естественное освещение

Вспышки обычно считают тем инструментом, который используется в помещении и уж никак не в горных регионах с переменчивой погодой. Сейчас на улице +23, а через минуту налетит ветер...

Читать дальше
17/08/2018. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал
17 323
2

Скоростная съемка: руководство для новичков

Чувствуете ли вы «Жажду скорости»? Вы наверняка видели крутые фотографии, когда определенное динамическое действие показывается навеки застывшим во времени, и хотели...

Читать дальше
20/11/2017. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал
43 075
11

Съёмка дикой природы: творческое размытие

Исследовать новые техники съемки и делиться ими с другими – один из самых приятных аспектов работы профессионального фотографа дикой природы. Это мотивирует меня постоянно...

Читать дальше
24/08/2017. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал
17 720
2

Поляризация: необычные цветовые эффекты

Поляризованный свет – это свет, волны которого колеблются в одном направлении. Можно создать потрясающие фотографии с замерзшими кристаллами льда, которые...

Читать дальше
19/05/2017. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал
19 245
3

Как создать фокальную точку на фотографии

Фокусная (фокальная) точка – термин, который часто используют фотографы и блоги о фотосъемке. Они говорят: «Создайте фокальную точку. Она должна быть первым и последним местом...

Читать дальше
20/03/2017. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал
42 984
7

Наверх
Орфографическая ошибка в тексте:
своими руками В этом уроке рассказывается, как сделать складной софтбокс размером 40х40 см, который похож на

Послать сообщение об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице.

Ваше сообщение отправлено. Спасибо!

Окно закроется автоматически через 3 секунды