Ландшафтная съёмка: 5 нетрадиционных техник

Автор: Christopher Mowers

Вы садитесь в машину в 4 утра, едете 2 часа и получаете снимок прекрасного восхода солнца. Отличный результат, достойный места в портфолио. Но что делать дальше? Или вы собираетесь сходить в местный парк, который посещаете несколько раз в месяц, и в сотый раз сфотографировать надоевшие пейзажи. Стоит ли вообще идти? Что там может быть нового? Возможно, вы просто заскучали или застряли в рутине и вам надоело повторять работы других.

В рамках этой статьи я расскажу о некоторых нетрадиционных техниках пейзажной съемки. Их можно использовать, когда вы не в настроении доставать штатив, цеплять широкоугольник, устанавливать диафрагму на f/16 и снова фотографировать пейзаж. Некоторые примеры относятся больше к импрессионизму. Мне нравится такой стиль в фотографии и техники, применяемые для его создания. Вне зависимости от того, как вы относитесь к чему-то новому, могу заверить, что, разнообразив свой подход к съемке, можно разорвать порочный круг рутины и улучшить качество фотографий своего основного жанра.

Потратьте немного времени, чтобы отвлечься от пейзажных канонов и обратить внимание на цвет, формы и баланс. Видя окружение каким оно есть на самом деле, вы еще больше начнете ценить природу и возможности, которые она дает пейзажным фотографам. Надеюсь, вы обязательно попробуете эти техники и поделитесь своими наработками в комментариях.

1. Внимание к деталям

Листья, которые буквально лежали у меня под ногами.

Дайте своему сверхширокоугольному объективу отдохнуть! Он достаточно поработал! Съемка с широким углом – классический подход в пейзажной съемке, но, если мы хотим немного разнообразить свои фотографии, неплохой идеей будет взять длиннофокусный объектив и запечатлеть более мелкие детали.

В нашем мире очень много запутанности. Начиная от падающей воды и заканчивая листьями, архитектурными деталями, растениями и дикой природой. Все вокруг – это детали внутри деталей. Иногда самый лучший снимок не тот, который охватывает широкий пейзаж, а тот что показывает маленький кусочек, остававшийся до этого незамеченным. Настоящее вдохновение может появится, когда вы ищете и показываете подобные мелочи.

При съемке деталей стоит обращать пристальное внимание на выдержку и диафрагму. Нужно заморозить или размыть движение? Хотите ли вы показать резким только объект, размыв при этом фон, или одинаково резко сфокусироваться на всём? На эти вопросы нужно отвечать для любой фотографии, но при работе с деталями пейзажа у вас есть возможность показать их так, как не может видеть человеческий глаз. «Замораживание» воды с использованием короткой выдержки или изолирование одного цветка при помощи широкой диафрагмы – примеры идей, которые могут разнообразить ваш обычный подход.

В конце концов попробуйте показать детали под необычным углом. Например, фотография выше была сделана с камерой, направленной прямо вниз. Это может быть не самый лучший угол, но в данном случае он отлично сработал. Если вы не уверены, попробуйте по-разному сфотографировать предмет и выберите, что вам больше нравится!

2. Многократная экспозиция

Я люблю снимать объект со всех углов, а затем смешивать кадры.

Многократная экспозиция – классическая техника съемки, корни которой уходят во времена пленочных фотоаппаратов. При работе с пленкой суть техники заключается в том, чтобы сделать фотографию, затем, не проматывая катушку, снова экспонировать уже другой кадр. Если это делается дважды, эффект называют «двойной экспозицией», но на самом деле экспонировать можно намного больше раз.

Раньше для достижения эффекта нужно было преднамеренно недоэкспонировать снимок. В качестве общего правила, если делалось две фотографии, каждая из них недоэкспонировалась на 50%, три – 67% и т.д. Это полезно учитывать и сейчас. Если вы объединяете кадры, что будет засвечиваться или станет близким к засвечиванию? Можно ли использовать элементы одного снимка для обрамления другого? Сможете ли вы поместить интересный узор поверх портрета? Все эти вопросы стоит учитывать при работе с многократной экспозицией.

Некоторые модели камер поддерживают функцию мультиэкспозиции, но я обычно делаю это в Photoshop. Я работаю следующим образом: вношу основные коррекции в Lightroom, затем открываю фотографии как слои в Photoshop. После импорта достаточно отрегулировать непрозрачность каждой фотографии. Можно начать с того, что расположить фотографии по приоритету снизу-вверх, поместив внизу те, которые должны быть самыми явными, а вверху – едва заметные. Идя по слоям, сокращайте непрозрачность каждого слоя на половину. Если у вас четыре фотографии, самая нижняя будет иметь непрозрачность 100%, вторая снизу – 50%, вторая сверху – 25%, а самая верхняя – 13%. Это всего лишь отправная точка; когда вы установите начальные значения, поиграйтесь с непрозрачностью, чтобы получить наиболее подходящий эффект.

Пример выше иллюстрирует одну из моих любимых техник многократной экспозиции. При работе с ней вы обходите по кругу и фотографируете предмет, который выглядит примерно одинаково со всех сторон. Постарайтесь, чтобы в кадре он был одного размера и находился в центре. Если захотите сместить объект, фотографии всегда можно обрезать позже. Применение множественной экспозиции в таком случае позволяет получить фотографию с узнаваемым предметом и явным ощущением импрессионистичного стиля.

3. Поверните отражение в воде

Чем менее реалистичная фотография, тем больше можно поработать с цветом

Мы тратим много времени, снимая возле водоемов, и отражения в воде могут быть по-настоящему очаровательными. Одна из техник, которыми я пользуюсь – фотографировать эти отражения, а затем поворачивать их.

Найдите отражение с достаточным количеством интересных элементов. Если всё сделать правильно, вам удастся показать реальный мир, который так искажен, что выглядит интересно и необычно. Также обращайте внимание на саму поверхность воды. Хороший снимок можно получить как с идеально чистой поверхностью воды, так и с большим количеством предметов на ней – например, кувшинки. Неудачный результат получается, если на поверхности всего несколько объектов. В таком случае трюк становится слишком явным, но при этом не создается уникальный эффект почти что множественной экспозиции.

Когда перенесете фотографию на компьютер, просто поверните ее. В Lightroom можно кликнуть правой кнопкой мыши по фотографии и выбрать «Повернуть влево» или «Повернуть вправо». Не важно, какой пункт вы выберете, просто проделайте эту операцию дважды, чтобы повернуть снимок на 180 градусов.

Я считаю, что при редактировании таких изображений можно немного переступить за край дозволенного. Насыщенность, выглядящая нелепо в обычной фотографии, намного лучше показывает себя для импрессионистичных снимков. Не бойтесь смелых решений, но помните, что перестараться можно всегда.

4. Преднамеренное движение камеры

Признаюсь – я люблю этот стиль, потому что не нужно возиться со штативом!

Ладно, я шучу (отчасти), но все равно хорошо, когда не нужно волноваться о тряске камеры. Есть множество причин пользоваться этой техникой помимо моей лени. Проводка камерой может создать мечтательные и сюрреалистичные полосы света, придающие фотографии особый эффект. Снимая таким образом, я могу почувствовать себя художником.

При работе с преднамеренным движением камеры есть две уловки: выбор правильной выдержки и проводка камеры в правильном направлении.

Касательно первого, все зависит от предмета съемки и яркости окружения. Обычно я начинаю с 1/5 секунды. Этого достаточно, чтобы показать движение, но при этом не превратить фотографию в размытое пятно. Избегайте желания установить значительно большую выдержку иначе получите совершенно непонятную картинку.

Определиться с направлением движения намного сложнее. Если я фотографирую что-то, что уже двигается, я провожу камерой вдоль направления движения. Такое же правило применяется для любого предмета с отчетливыми линиями; длинная трава и деревья буквально кричат, что камеру нужно вести вертикально вверх вдоль их очертаний. В других случаях может потребоваться более сложное движение. Можно, например, провести камерой горизонтально поперек водопада, а затем поднять ее вверх вдоль. В этом случае лучше всего экспериментировать. Позвольте окружающим цветам и текстурам вдохновить вас на более абстрактную работу.

Неплохая идея – начать проводку до того, как затвор откроется, и закончить, когда он будет закрыт. Еще один вариант – создать zoom-эффект; вместо того, чтобы двигать камеру, вы просто зуммируете во время экспонирования. Это может создать весьма впечатляющий результат.

5. Стекинг облаков

Облака на этой фотографии, особенно те, что находятся справа – результат стекинга.

Я приберег самую сложную технику напоследок. Если вы когда-либо работали с астрофотографией, то наверняка пробовали делать фотографии со следами звезд. Этот эффект можно получить, если оставить затвор открытым настолько долго, что звезды на небе превращаются в кольца из-за вращения Земли. По множеству причин фотографы используют технику под названием стекинг, чтобы объединить несколько фотографий и получить в итоге одно изображение со следами звезд. Такую же технику можно использовать для создания интересных пейзажных снимков в дневное время, особенно, если на небе есть облака.

Суть техники – импортировать все фотографии в Photoshop, выровнять их и смешать. Чтобы открыть пачку фотографий в Photoshop, выделите их в Lightroom, кликните правой кнопкой мыши и выберите Редактировать в > Открыть как слои Photoshop (Edit in > Open as layers in Photoshop). Если я работаю с большим количеством фотографий, мне проще экспортировать их в TIFF-формат после внесения базовых коррекций. Затем я загружаю их в Photoshop через меню Файл > Сценарии > Загрузить файлы в стек (File > Scripts > Load Files into Stack).

Когда снимки будут загружены в Photoshop, выделите все слои и перейдите в меню Редактирование > Автоматическое выравнивание слоев (Edit > Auto Align). Подтвердите действие в появившемся окне. После того, как процесс будет закончен, проверьте, правильно ли всё сработало, сделав слои невидимыми и включая каждый по очереди снизу-вверх. Если автовыравнивание не сработало, можете вручную перетянуть конкретный слой.

Для выполнения стекинга, как при работе со следами звезд, каждый слой кроме нижнего должен иметь режим наложения Замена светлым (Lighten). Это можно сделать по отдельности или создав стиль для режима Замена светлым, который можно применить к нескольким слоям сразу.

Использование этого режима наложения для фотографий, сделанных в дневное время, может создавать странные результаты, поэтому я использую маски слоев, чтобы стекинг применялся только для неба, а передний план и земля оставались исходными. Фотография выше – пример такого подхода. Я также использовал «наложение, если» и маски слоев, чтобы вернуть небу часть его синевы и объединить небо, получившееся в результате стекинга (обратите внимание на повторяющиеся облака, особенно в правой части) с небом на исходной фотографии. Это необычная и интересная техника.

Вперед, попробуйте что-то новое

Надеюсь, хотя бы одна из этих техник вдохновила вас освежить свой подход к фотографии. Не позволяйте рутине вас одолевать, примените на практике что-то из этой статьи или воспользуйтесь другой необычной техникой. Возможно, некоторые из них даже станут частью вашего стиля, а может быть и нет, но в любом случае ваши навыки не будут стоять на месте.

Если вы опробовали эти советы, дайте мне знать в комментариях. Также я буду рад услышать о ваших собственных необычных техниках пейзажной съемки; я обязательно их опробую. Удачных фотографий!

Автор: Christopher Mowers

15/01/2018    Просмотров : 13687    Источник: improvephotography.com    Перевод: Алексей Шаповал
Версия для печати Скачать в pdf

Комментарии: 1

  • Осталось символов: 5000
    Формат JPG Удалить
    Ожидаем загрузку изображений
  • Владимир (anonimus) 17 Февраля 2018 - 05:34:13

    Супер, спасибо


Еще уроки из рубрики "Съемка пейзажей"

Съемка морских пейзажей: 7 советов

Фотографирование морских пейзажей очень похоже на классическую пейзажную съемку и перенимает много её черт. Кроме моря или океана на фотографии может изображаться небо, облака...

Читать дальше
19/08/2019. Фотосъёмка — Съемка пейзажей. Перевод: Алексей Шаповал
9 378
2

Как найти лучшее место для пейзажной съемки

В жизни каждого пейзажного фотографа наступает момент, когда он вырастает из своего домашнего региона и начинает искать более отдаленные области для съемки.

Читать дальше
11/07/2019. Фотосъёмка — Съемка пейзажей. Перевод: Алексей Шаповал
9 774
2

Почему фотографии получаются размытыми?

Представьте себе картину: вы возвращаетесь домой после прекрасной фотосессии и с нетерпением бежите к компьютеру, чтобы посмотреть на замечательные фотографии, которые у вас...

Читать дальше
30/07/2018. Фотосъёмка — Съемка пейзажей. Перевод: Алексей Шаповал
217 361
17

Как запечатлеть потрясающие лучи солнца

Сияние солнца, звездное сияние, эффект звезд – называйте как хотите – отличный способ добавить фотографии немного блеска. К счастью, создать эффект сияния довольно просто...

Читать дальше
02/04/2018. Фотосъёмка — Съемка пейзажей. Перевод: Алексей Шаповал
35 654
13

Как фотографировать морские пейзажи

Люди часто спрашивают меня о том, какие «правильные настройки» нужно устанавливать при съемке движущейся воды, поэтому я решил написать небольшое руководство ...

Читать дальше
15/03/2018. Фотосъёмка — Съемка пейзажей. Перевод: Алексей Шаповал
16 137
2

Панорамная съёмка: о чём нужно знать?

Раньше съёмка панорамных изображений была привилегией исключительно для элиты и богачей. К счастью, современные цифровые технологии уравняли правила игры ...

Читать дальше
17/02/2018. Фотосъёмка — Съемка пейзажей. Перевод: Алексей Шаповал
22 464
4

Наверх
Орфографическая ошибка в тексте:
своими руками В этом уроке рассказывается, как сделать складной софтбокс размером 40х40 см, который похож на

Послать сообщение об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице.

Ваше сообщение отправлено. Спасибо!

Окно закроется автоматически через 3 секунды