Несмотря на то, что вспышки – крайне полезный аксессуар для макросъемки, их свет не всегда создает нужный результат. Рано или поздно придется столкнуться с резкими тенями там, где они не нужны, пересвеченными участками и сильными аберрациями. Конечно, во многих случаях сильный направленный свет выглядит замечательно, но рассеянное освещение всё же выглядит более естественно и приятно глазу.
В качестве примера приведем две следующие фотографии:
Использование вспышки в макросъемке может быть непростой задачей; если она крепится к камере, только часть света будет падать на субъект, остальное же потеряется в окружающем пространстве. Если у вашего объектива короткое рабочее расстояние, он может отбросить тень на субъект, который вы пытаетесь сфотографировать. Сняв вспышку с камеры, вы будете вынуждены держать её. Не очень удобно, учитывая, что у человека всего две руки.
Большинство модификаторов света относится к категории рассеивателей (диффузоров) и зачастую имеет два предназначения: рассеивать свет и направлять его на субъект. Таким образом, наш субъект освещается равномерно даже при более низкой мощности вспышки.
Модификаторы света крайне важны, если вы хотите иметь контроль над освещением. Но какие же качества действительно важны для рассеивателей?
Характер света. Степень рассеивания определяется площадью поверхности диффузора и материалом, из которого он сделан.
Выход. Какое количество света попадает на субъект, а какое теряется?
Гибкость. Работает ли диффузор с объективами разного размера? Может ли он крепиться не только на камеру и регулироваться?
Размер. Чем больше диффузор (особенно, если он направляется сверху-вниз), тем меньше он подходит для съемки в полевых условиях. Более крупные рассеиватели/кольца выглядят более пугающими для потенциальных субъектов, таких как жуки или пчелы. При съемке же в студии, чем больше рассеиватель, тем лучше. Маленькие рефлекторы более точно направляют свет на субъект, а большие обеспечивают более сильное рассеивание.
Сейчас на рынке огромное количество различных модификаторов света. Одни работают хорошо, другие нет, а некоторые просто не предназначены для макросъемки. Сделав диффузор самостоятельно с учетом ваших требований и специфики работы, вы получите гораздо большую эффективность, чем при использовании типичного софтбокса или рассеивателя. Конечно, не все магазинные диффузоры плохие, некоторые из них отлично справляются со своей работой и стоят ненамного больше, чем материалы необходимые на самостоятельную сборку.
Тем не менее, создание собственного модификатора обеспечит решение, которое будет максимально подходить под ваши конкретные нужды. К тому же это хорошая возможность лучше понять, как работает свет.
В большинстве случаев для сборки диффузора своими руками вам понадобится:
Картон или похожий материал для корпуса. Такие материалы, как плотная бумага для рукоделия, картонные коробки или банки из-под чипсов Pringles (благодаря их отражающей середине и оптимальному диаметру) отлично подходят для этой задачи.
Отражающий материал, например, самоклеящаяся алюминиевая фольга, термоодеяло или даже вывернутая наизнанку пачка чипсов.
Рассеивающий слой. В этой роли может выступать упаковочная пена, пузырчатая пленка, белая ткань или любой другой полупрозрачный материал.
Клей и изолента. Должна же наша конструкция на чем-то держаться.
Липучки. Это идеальный материал для крепления модификаторов ко вспышке.
Теперь давайте посмотрим на различные рассеиватели света и их самодельные аналоги.
Самый известный и, по совместительству, самый неэффективный из всех – рассеиватель Sto-Fen, простой пластиковый колпачок, который крепится на вспышку.
Этот модификатор не занимает много места, но почти никак не влияет на характер света. Самодельным эквивалентом такого диффузора мог бы стать пустой стакан из-под йогурта.
Характер света: Качество света нормальное, но наличие диффузора никак его не меняет.
Выход: Выходной результат плохой; свет отражается во всех направлениях, и лишь небольшая его часть попадает на субъект.
Гибкость: Можно использовать практически с любой вспышкой в любой ситуации.
Размер: Идеальный; такой малый размер сделал бы этот модификатор идеальным вариантом для съемки в полевых условиях, если бы он был эффективнее.
Ниже приведено две фотографии цветка клевера; одна была сделана без каких-либо модификаторов, а вторая с диффузором Sto-Fen. В результате получился просто один и тот же снимок.
Оба снимка были сделаны в помещении, где свет может отражаться от стен. Благодаря этому получился более мягкий результат, чем в полевых условиях.
Софтбоксы – популярный вид рассеивателей для всех видов съемки. Они могут значительно повлиять на финальный результат, особенно в случае с макросъемкой. Чтобы получить оптимальный эффект и выход света, нужно направить софтбокс сверху-вниз на субъект. Тем самым вы создадите ровный свет и сможете избежать тени от объектива.
Первый экземпляр будет равномерно рассеивать свет, но большинство из него разольется по окружающему пространству. Самодельный софтбокс на втором рисунке сделает свет еще мягче за счет большей площади поверхности. Также он обеспечивает больше света при аналогичной мощности и может работать даже при расстоянии в 1 дюйм.
Характер света: В этом случае характер света достаточно хороший, но сильно варьируется в зависимости от модели. Чем больше площадь поверхности, тем свет будет мягче.
Выход: У софтбоксов очень хороший выход света. По сравнению с "голой" вспышкой (на камере), качественный софтбокс может сохранить вам полный стоп света, а иногда даже больше.
Гибкость: Хорошая. Софтбоксы можно использовать практически в любой ситуации, будь это вспышка на камере или отдельно от неё. Однако, сложно работать с пугливыми субъектами.
Размер: Сильно зависит от конкретной модели. Софтбоксы меньшего размера более практичны, но не так рассеивают свет. Однако, многие магазинные софтбоксы могут складываться, что решает проблему.
Самодельные сотфбоксы не только интересно делать и использовать – они также лучше подходят для вашего объектива и стиля съемки, поскольку каждая деталь полностью в ваших руках.
Сделать софтбокс крайне просто; плотная бумага для рукоделия или пустая картонная коробка правильного размера – отличное начало.
Снимок ниже был сделан с этим самым софтбоксом; блики мягкие и не засвечены. Без рассеивателя блики на экзоскелете пчел обычно становятся переэкспонированными в дополнение к синей кайме хроматических аберраций.
Концепция просвечиваемых рассеивателей хорошо знакома портретным фотографам, которые используют большие белые зонты для получения мягкого и приятного света. Эти зонтики отлично подходят для макросъемки, если вы работаете в студии. К счастью, для этой области есть еще несколько практических решений:
Превосходность этих рассеивателей в их большой площади поверхности, которая охватывает объектив и, следовательно, максимально приближает источник света к фотографируемой сцене. В результате получается идеально ровный свет, который падает на субъект практически со всех сторон.
Характер света: Свет чрезвычайно мягкий и самый равномерный среди всех протестированных мной модификаторов.
Выход: Нормальный. По сравнению с голой вспышкой (на камере), модель магазинная модель сохраняет около половины стопа света, а самодельная – почти полный стоп.
Гибкость: Эти рассеиватели будут работать практически с любым объективом и камерой и всегда будут максимально близко к субъекту, поскольку крепятся непосредственно к объективу. По этой же причине, их не получится нацепить на внешнюю вспышку. Недостатком является то, что объектив, в котором фокус настраивается путем поворота переднего элемента, будет менять ориентацию рассеивателя.
Размер: В плане размера просвечиваемые диффузоры идеальны. Магазинные модели складываются и вообще не занимают места. Самодельный вариант будет довольно плоским и поместится практически в любую сумку.
Очень мягкий свет и практичность делают этот диффузор идеальным решением в полевых условиях. Особенно, если вы используете объективы с разным фокусным расстоянием, так как эти диффузоры всегда будут там, где они вам нужны; в передней части объектива.
Использовать пустые банки Pringles – популярный "осветительный трюк" для макросъемки. Создать свой собственный модификатор из банки чипсов – не только хорошее оправдание, чтобы перекусить, но также легкий и эффективный вариант.
Обычно люди вырезают прямоугольное отверстие в нижней части банки так, чтобы в него можно было вставить вспышку:
Такой метод хорошо работает, но из банок можно сделать гораздо больше. Это идеальный материал для создания макродиффузоров; прочные трубы с отражающей внутренней частью и идеальным диаметром для установки практически на любой вспышке.
Вырезав дно банки с помощью консервного ножа, вы можете надеть трубку прямо на вспышку, а затем отрегулировать его положение. Это очень полезно при работе с объективами разного размера.
Однако, это только начало. Далее мы сделаем Г-образный рефлектор, чтобы еще лучше направить свет и сконцентрировать его в той области, где он больше всего нужен – прямо перед объективом.
Оба упомянутых модификатора отлично справляются с рассеиванием и перенаправлением света. Особенно эффективным и практичным является Г-образный диффузор. Его свет ровный и отбрасывает больше бликов, чем многие другие рассеиватели. "Портретная тарелка" создает мягкий и мечтательный свет на большей площади, но, следовательно, требует большей мощности вспышки и занимает довольно много места в сумке.
На серии фотографий ниже вы можете увидеть, как были созданы эти модификаторы. Надеюсь, это вдохновит вас на новый рукодельный проект:
Если вы хотите, чтобы ваш модификатор был регулируемым, можете использовать две банки, разрезав одну из них вдоль, чтобы иметь возможность надеть ее на другую и при необходимости отрегулировать длину. Это позволит также наклонять источник света.
В результате получится что-то подобное:
Услышав "модификатор для вспышки", мы склонны думать о рассеивателях в контексте макросъемки. Но они – не единственный способ повлиять на характер света. Давайте посмотрим на еще несколько креативных модификаторов:
Лайтбокс, который я использую, очень похож на обычный софтбокс; он держит вспышку и имеет внутри отражающее покрытие.
Однако, вместо того чтобы поставить рассеивающее покрытие, я оставил его открытым с одной стороны.
Это позволяет проявить творческий подход, используя различные материалы или ткани для создания интересных эффектов и красочных, хорошо освещенных фонов. Что-то настолько простое, как пластиковый пакет из супермаркета, может в результате стать прекрасным фоном.
Это всего лишь несколько идей; на самом деле вариантов сочетания и различных материалов бесконечное количество.
Крепление фильтров ко вспышке может открыть целый новый мир, полный возможностей для творчества.
Есть два вида фильтров, которые обеспечивают особенно впечатляющие результаты: поляризатор (CPL) и ультрафиолетовый (UV) фильтр.
CPL фильтры устраняют отраженный поляризованный свет. Это приобретает интересный оборот, когда мы объединяем поляризованный источник света с поляризационным фильтром на объективе камеры. Регулируя оба фильтра соответствующим образом, мы можем удалить зеркальные блики со сцены, сохраняя при этом общее освещение. Этот метод называется кросс-поляризацией и особенно полезен для глянцевых объектов, которые отражают много концентрированных бликов. Эффект показан на снимках ниже:
УФ-фильтры устраняют весь видимый и инфракрасный свет, пропуская только ультрафиолетовую часть спектра света. Конечно, это резко снижает мощность вашей вспышки, но результаты получаются фантастическими.
Сделать такой держатель для фильтров очень просто. Все, что вам нужно, это банка с чипсами, пара колец и скотч:
Автор: Maximilian Simson
Фокус-стекинг при съемке с рук – отличное решение для многих ситуаций. Это избавит вас от проблем, связанных с использованием макро-рельс в полевых условиях, и...
Читать дальше →Одно из главных преимуществ макрофотографии в том, что она позволяет увидеть мир под новым углом. С экстремально близкого расстояния семена одуванчика становятся похожи на балерин...
Читать дальше →Ни для кого не секрет, что количество интернет-магазинов сегодня множится день ото дня. Конкуренция растет, соответственно, побеждает сильнейший. Одним из факторов, подталкивающих...
Читать дальше →Съемка на пленку и работа с ней – это всегда интересно, а вот утомительное сканирование – не очень… Поэтому я своими руками построил компактный лайтбокс...
Читать дальше →Для фотографов, у которых ограничено время или бюджет для путешествий, работа крупным планом открывает неограниченные возможности съемки местности вокруг дома и внутри дома...
Читать дальше →Окно закроется автоматически через 3 секунды
Отличная статья и примеры.
Не очень удачные примеры выбраны: судя по ним проще и быстрее всё это в фотошопе сделать, чем заморачиваться со всем этим мусором и скотчем... Не говорю, что вышеописанные штуки бесполезны, но с фиолетовым цветочком отличия от обычной вспышки нужно очень сильно поискать.
Классно!