Мастерски фотографируем головные портреты

Головной портрет – не такая простая работа, как это может показаться на первый взгляд. Именно по этой причине знаменитые актеры, политики, бизнесмены, звезды шоу-бизнеса готовы платить немалые деньги за хорошую фотографию своего лица. Возможно, вы обращали внимание на то, что почти все головные портреты имеют приблизительно одинаковое освещение, так в чем же тогда секрет таких именитых фотографов, как Мартин Шоллер и Питер Херли? Чем они покорили весь мир? Сегодня мы попытаемся в этом разобраться.

В чем разница между просто хорошим портретом и портретом по-настоящему высококлассным, почему мы проходим мимо одной фотографии, но восторгаемся другой?  Секрет кроется в общении.  Мы можем создать прекрасное освещение, выставить правильные настройки на фотоаппарате и снимать целый день, а превосходный портрет, отображающий индивидуальность человека, мы получим только один, но как же получить хотя бы один?

Бывало у вас такое, что вы знакомились с человеком на вечеринке, и с первых минут общения у вас налаживалась прекрасная связь, царило полное взаимопонимание или, к примеру, возьмем официанта в ресторане, с которым возникала обоюдная симпатия. Ровно тоже должно происходить между фотографом и моделью, они должны друг другу симпатизировать, а модель чувствовать себя раскованно, раскрепощенно, одним словом комфортно.

С уверенностью могу сказать, что ни один человек не сможет себя чувствовать свободно и комфортно на сто процентов, когда в двух шагах от него стоит камера, объектив которой устремлена на его лицо. Мне выдалась возможность работать с двумя очень талантливыми и успешными актерами, и даже этим актерам было необходимо время, чтобы немного расслабиться и привыкнуть к камере.

Головной портрет – это своего рода визитная карточка человека, которую в дальнейшем будут не раз использовать и которая должна прекрасно отображать индивидуальность того, кто на ней изображен.

Создаем мягкое освещение

Вместо импульсных вспышек во время съемки головного портрета я использую постоянные источники освещения, так как непрерывное мигание, на мой взгляд, иногда мешает взаимодействию модели и фотографа. Светодиодным осветителям я предпочитаю люминесцентные, свет от них исходит мягкий, равномерный и холодный.

Сборка люминесцентного осветителя занимает у меня несколько часов, а стоимость его колеблется в районе 120$.

Важно выбрать лампы нужной цветовой температуры и не переусердствовать с мощностью. В противном случае вы столкнетесь с неприятной проблемой: световой поток от ламп будет мерцающим, пульсирующим.

Постоянное освещение обладает меньшей мощностью в сравнении с импульсным освещением, но я этот факт приписываю не к недостаткам, а к преимуществам. Со своим 85mm объективом я могу снимать с диафрагмой f/2.0 и получать красивую глубину резкости, концентрируя все внимание на глазах модели.

Я использую две большие панели, оснащенные четырьмя люминесцентными лампами по обе стороны от модели на расстоянии приблизительно 0,5 метра. Больше никаких секретов освещения у меня нет, все очень просто. Я располагаю источники освещения так близко от модели специально, чтобы сделать еще больший акцент на глазах при помощи больших бликов.

Пытаемся запечатлеть индивидуальность

Питер Херли в своем фильме Art of The Headshot сказал очень правильную вещь, что все эмоции человек выражает при помощи трех частей лица: глаз, бровей и рта. С их помощью человек способен выразить широчайший спектр эмоций, и важно помнить, что даже самые незначительные изменения в лице влияют на настроение фотографии.

Приподняв уголок рта, немного нахмурив брови, мы можем кардинальным образом изменить характер портрета. Встаньте перед зеркалом и попробуйте изображать разные эмоции, используя свою мимику, проследите, за какие эмоции отвечает то или иное изменения лица.

Довольно часто я сталкиваюсь с клиентами, которым тяжело изобразить ту или иную эмоцию. И надо сказать такие клиенты – не редкость. Чтобы помочь им показать необходимые эмоции, я придумываю для них образы или описываю ситуацию, в которой они должны себя представить. Это действительно помогает и упрощает процесс.

Вместо того чтобы попросить модель изобразить счастье, попросите ее представить себя в ситуации, которая вызывает исключительно положительные эмоции, например, долгожданная свадьба, она - невеста и вот-вот выйдет замуж за мужчину своей мечты, вы увидите, как переменится лицо модели и засияют глаза. Именно так раскрывается перед камерой индивидуальность человека.

Довольно часто во время съемки я прибегаю к флирту. Да-да, именно к флирту, но в этом случае под словом флирт подразумевается этакое игривое поведение с целью обратить на себя внимание или наоборот проявить интерес к человеку.

Стоит заметить, что делаю это я исключительно с целью несколько раскрепостить модель и происходит это в шутливой форме. “Флиртую” я со всеми, будь то симпатичная девушка двадцати пяти лет или же мужчина в возрасте. Моя цель – получить хороший портрет.

Мы, фотографы, должны обладать чувством интуиции и развивать его в себе. Когда вы видите, что модель чувствует себя некомфортно, стесненно, следует изменить свою тактику поведения. Малейшая зажатость модели сильно сказывается на характере портрета.

Ретушь

Как правило, ретуширую я фотографии предельно просто. Помимо устранения дефектов кожи я еще корректирую контур лица и добавляю немного теней при помощи всем известной техники Dodge&Burn.

На пример сверху вы можете увидеть, что вся обработка заключается в увеличении резкости, контрастности фотографии. Всю остальную работу делает свет. Я пользуюсь объективом с минимальной дисторсией.

Будьте психологом

Неудачные портреты очень часто получаются вовсе не из-за плохого оборудования, неправильной техники или освещения, а из-за неустановившейся связи между фотографом и клиентом, из-за плохого взаимопонимания. Поэтому, будучи фотографом портретистом, а в особенности фотографом, занимающимся съемкой головных портретов, вы должны быть прекрасным психологом, во-первых чтобы помочь своему клиенту.

Автор: Zach Sutton

13/03/2014    Просмотров : 45627    Источник: photography.tutsplus.com    Перевод: Анастасия Родригес
Версия для печати Скачать в pdf

Комментарии: 15

  • Осталось символов: 5000
    Формат JPG Удалить
    Ожидаем загрузку изображений
  • Дмитрий Нефедов 20 Февраля 2015 - 20:54:02

    Про макушки много разговоров. как я понимаю они срезаны, что бы глаза были расположены по правилу третей.


  • Евгений Киселев 23 Ноября 2014 - 22:12:40

    Спасибо за интересный перевод.


  • Евгений Леонидович 28 Июля 2014 - 16:00:02

    Глядя на фото глаз цепляется за смысл, а обрезаные макушки нисколько не ухудшают восприятие. Такие макушки видят те, кто не замечает главного. Начните смотреть душой, а не фотоэлементами ваших глаз. Мне понравилось. Извнте если что...


  • Евгений Третьяков 26 Мая 2014 - 09:39:01

    Да, абсолютно белый фон для подобных портретов ужасен((. Насчет срезания макушки - тоже жуть, обрезание произведено просто ради обрезания, а не для решения художественной задачи. Причем у всех одинаково срезано, независимо от формы лица, глаз и пр. Короче, очень плохие примеры портретов, я равняюсь на гораздо лучших "учителей" и глядя на работы моих учителей вижу ошибки данного автора..


    • Julena 3 Октября 2014 - 12:09:16

      а ссылку на работы Ваших учителей можете дать? Все бы посмотрели. А то как-то голословно получается.


  • Miyon 24 Мая 2014 - 13:30:53

    Спасибо большое! Люблю головные портреты ) и вообще портреты крупным планом.


  • vs2007 25 Марта 2014 - 05:40:23

    1. Темные головы с отрезанными макушками на белом фоне в белой рамке - это, конечно, только на большого любителя.
    2. Следует помнить об известном факте про люминесцентные осветители. Как правило, они питаются от переменного напряжения, и свет от осветителя пульсирует с удвоенной частотой питания, при этом за полупериод меняется яркость и спектральный состав. Для получения стабильного "мягкого, равномерного и холодного" освещения выдержка съемки не должна быть меньше полупериода питающего напряжения. Так, в случае питания от сети частотой 50 Гц выдержка должна быть не менее 1/100, иначе можно случайно получить и зеленый оттенок в стиле Шрека. Хорошо, если люминесцентные осветители питаются от инверторов повышенной частоты (десятки - сотни килогерц). Упомянутое в статье превышение достаточной для освещения мощности при питании от сети 50 Гц часто приводит к желанию фотографа уменьшить выдержку, а в результате - к нестабильности освещенности и паразитному оттенку.


  • Георгий Бондаренко 18 Марта 2014 - 17:00:20

    Спасибо! Часть головы обрезают для того, чтобы выделить глаза, если кто не знает.


    • dante_awakening 19 Марта 2014 - 20:06:05

      А вы откуда узнали?


    • Михаил Карпов 25 Октября 2014 - 21:05:42

      может кто-то и обрезает, но лично мне тоже бьёт по глазам. Я конечно не гуру, но мне не нравиться!


  • дед Ваня 14 Марта 2014 - 11:22:19

    Статейка написана красиво, но эти обрезанные макушки на фотографиях, особенно на белом фоне, просто ужасны. Нет, я не говорю о том что нельзя обрезать часть головы при съемке головного портрета, но делать это надо крайне окуратно, чтобы не было ощущения будто чего-то в этой голове не хватает.


    • Vitalik 14 Марта 2014 - 20:06:20

      и у меня такое чувство что, люди без макушки, выглядят как манекены в магазине без лица )


  • Валентина_Борисовна 14 Марта 2014 - 11:00:56

    Спасибо!


  • zoomandr 13 Марта 2014 - 18:50:59

    Всё гениальное -просто


  • dante_awakening 13 Марта 2014 - 13:34:45

    Такой фон белый белый. Аж как-то не по себе.


Еще уроки из рубрики "Приемы и техники"

Как совместить вспышку и естественный свет

Сочетание естественного света и вспышки – не самая простая техника. Ведь при её использовании вы опираетесь на правила съемки двух разных видов освещения сразу....

Читать дальше
04/09/2018. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал
20 014
0

Как имитировать естественное освещение

Вспышки обычно считают тем инструментом, который используется в помещении и уж никак не в горных регионах с переменчивой погодой. Сейчас на улице +23, а через минуту налетит ветер...

Читать дальше
17/08/2018. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал
17 325
2

Скоростная съемка: руководство для новичков

Чувствуете ли вы «Жажду скорости»? Вы наверняка видели крутые фотографии, когда определенное динамическое действие показывается навеки застывшим во времени, и хотели...

Читать дальше
20/11/2017. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал
43 084
11

Съёмка дикой природы: творческое размытие

Исследовать новые техники съемки и делиться ими с другими – один из самых приятных аспектов работы профессионального фотографа дикой природы. Это мотивирует меня постоянно...

Читать дальше
24/08/2017. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал
17 722
2

Поляризация: необычные цветовые эффекты

Поляризованный свет – это свет, волны которого колеблются в одном направлении. Можно создать потрясающие фотографии с замерзшими кристаллами льда, которые...

Читать дальше
19/05/2017. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал
19 250
3

Как создать фокальную точку на фотографии

Фокусная (фокальная) точка – термин, который часто используют фотографы и блоги о фотосъемке. Они говорят: «Создайте фокальную точку. Она должна быть первым и последним местом...

Читать дальше
20/03/2017. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал
42 986
7

Наверх
Орфографическая ошибка в тексте:
своими руками В этом уроке рассказывается, как сделать складной софтбокс размером 40х40 см, который похож на

Послать сообщение об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице.

Ваше сообщение отправлено. Спасибо!

Окно закроется автоматически через 3 секунды