Несколько полезных советов фотографу

1. Солнечное правило шестнадцати

Если вы снимаете при свете яркого солнца, то в большинстве случаев подойдут следующие настройки: диафрагма равна f/16, а выдержка – обратной величине ISO. То есть, если значение ISO равно 100, то выдержка будет равна 1/100 секунды. От этого базового значения можно получить любые экспопары, к примеру, при диафрагме f/11 для получение такой же экспозиции выдержку нужно поставить равной 1/200 секунды.

Фотография при ярком освещении

Если съемка происходит на пляже, солнечный свет отражается от воды и песка, поэтому в качестве базовых настроек экспозиции можно принять значения выдержки и диафрагмы, равные 1/ISO секунды и f/22. Простым пересчетом, в соответствии с правилом треугольника экспозиции, можно получить и другие значения экспопар (так как съемка на диафрагме f/22 скорее всего приведет к падению резкости из-за эффекта дифракции).

Фото пляжа с диафрагмой f/22 и выдержкой 1/ISO

В случае, если на небе легкая облачность, закрывающая солнце, попробуйте установить значение диафрагмы на f/11, а при съемке в пасмурную погоду на f/8.

2. Как избежать "шевеленки"

Самая длинная выдержка, при которой можно спокойно снимать с рук, это величина, обратная фокусному расстоянию объектива. То есть, при использовании объектива с фокусным расстоянием 100 мм нужно ставить выдержку 1/100 секунды или короче. Это соотношение справедливо для полноформатных камер. Если фотокамера имеет неполнокадровую матрицу, знаменатель выдержки нужно умножить на значение кроп-фактора. К примеру, для фотокамеры Canon EOS 7D выдержка будет равна 1/160 с или короче для того же объектива с фокусным расстоянием 100 мм. Если условия освещения не позволяют снимать с короткой выдержкой – используйте вспышку, штатив или естественные опоры для фотоаппарата.

3. Экспозиция по ладони

Если у вас нет серой карты, чтобы установить по ней правильную экспозицию, или вы забыли ее дома, не беда. Кожа на ладони большинства людей на одну ступень светлее серой карты. Поэтому совет   фотографу - установите экспозицию по открытой ладони, используя диафрагму, на которой собираетесь снимать. Лучше делать это в режиме приоритета диафрагмы. Затем в ручном режиме установите такое же значение диафрагмы, а значение выдержки сделайте короче на одну ступень. Теперь снимайте!

Установка правильной экспозиции по ладони

4. Съемка зимой

Почему при съемке зимой, когда в кадре находятся обширные области, покрытые снегом, фотоаппарат дает значительную недодержку, кадр получается темным? Дело в том, что сверкающий снег очень хорошо отражает солнечный свет, и экспонометр фотоаппарата старается привести его яркость к 18% серому цвету. Для того, чтобы получить нормально экспонированный кадр со снегом (или на фоне снега), нужно ввести положительную поправку к экспозиции, которую выдает фотоаппарат.

Затемненное фото на заснеженном фоне «Потеря света на фото»
Положительная поправка экспозиции, более яркое освещение на заснеженном фоне

5. Съемка группового портрета, советы фотографу

При съемке группового портрета часто возникает такая проблема: один или несколько человек обязательно моргнут в самый неподходящий момент. Известный фотограф Скотт Келби в своей книге "Цифровая фотография" дает замечательный совет, как этого избежать: "Итак, все закрыли глаза. А теперь приготовились их открыть. Три, два, один…открыли". После этого я в уме считаю до одного и только после этого делаю снимок. Этот элементарный метод творит чудеса.

Совет фотографу по групповому портрету

6. Определение средней экспозиции

Как определить среднюю экспозицию сюжета таким образом, чтобы экспонометрическая система фотоаппарата не учитывала бликующие объекты, которые приводят к недодержке кадра? Для этого есть простой и эффективный способ: переключитесь в режим приоритета диафрагмы, отключите автоматическую фокусировку и поверните фокусировочное кольцо объектива так, чтобы полностью размыть картинку. За счет размытия блики "размажутся" по картинке и фотоаппарат покажет среднее значение экспозиции для сюжета. Это будет неплохой отправной точкой для более точной настройки.

7. Баланс белого.

В идеале баланс белого нужно устанавливать вручную по серой карте или специальной насадке на объектив (или, на худой конец, по белому листу бумаги) для каждого нового сюжета. Если же у вас нет времени или возможности сделать это, вы значительно облегчите себе последующую коррекцию фотографий в графическом редакторе, используя заводские предустановки баланса белого, близкие к освещению снимаемой сцены. Например, при съемке на улице, в зависимости от погоды, установите баланс белого "дневное освещение", пасмурно" или "тень". Если съемка происходит в помещении, воспользуйтесь настройками "лампы накаливания" или "люминесцентные лампы".

8. Снимайте в формате RAW.

Меня всегда удивляло одно обстоятельство. Почему, если фотоаппарат поддерживает формат RAW, многие продолжают снимать в привычном формате JPEG? Съемка в формате RAW дает фотографу огромное преимущество, позволяя получать значительно более высокое качество изображения и расширять динамический диапазон в светлых и темных областях. RAW прощает некоторые ошибки при установке экспозиции и баланса белого.  Это не значит, что можно с пренебрежением относиться к точной настройке данных параметров, но позволяет спасти фотографии, которые в случае съемки в JPEG были бы безнадежно испорчены.

16/04/2012    Просмотров : 132682    Источник: photo-monster.ru    Автор: Евгений Карташов
Версия для печати Скачать в pdf

Комментарии: 47

  • Осталось символов: 5000
    Формат JPG Удалить
    Ожидаем загрузку изображений
  • Dmitrij_Semenchenko 15 Июня 2019 - 15:34:37

    Извините, я опоздал на года четыре, только сейчас прочитал статью и у меня вопрос по диафрагме... На сколько мне известно, при диафрагме, начиная примерно от f14 и дальше f16-22, при съемке пейзажей или групповых портретов, появляются большие шумы и искажения на фото, пропадает резкость картинки, так называемая дифракция. И фотографы со стажем не рекомендуют снимать на таких значениях выдержки. А новички, следуя Вашим советам, смотрят потом на свои фотографии и думают, что они, что-то не так сделали. Я сам был в таком положении и считаю, что такие советы, мягко говоря, некорректны, а если говорить прямо, являются непрофессиональными!


  • Span 20 Августа 2015 - 21:13:02

    Эх, боюсь яркости не хватит на улице. Не получится


  • Span 20 Августа 2015 - 20:41:43

    Спасибо за статью. Узнал что такое серая карта. Погуглил, дорогая вещь. Узнал про фотошоп. про 18% ый серый . Распечатывать не стал, так как не на чем дома. В планшете в фотошопе создал картинку, Сделал заливку RGB со значениями 105, и со значениями 209, как тоже прочитал. Картинки сохранил, завтра испытаю, наведя на планшет. Зачем что то покупать ))))


  • Yakubovsky Yuri 30 Сентября 2014 - 08:25:27

    СПАСИБО!


  • Богданова Тамара 12 Августа 2013 - 10:00:20

    Спасибо!


  • belarusquad 23 Июля 2013 - 07:44:31

    совет по съемке груп.портрета оч в тему! спасиб!


  • Sveta 1104 12 Апреля 2013 - 08:08:24

    Спасибо! Очень полезные советы!


    • andrei mishin 12 Марта 2015 - 06:37:19

      Еще перед тем как снять спросить "ассистента" - у всех ли он успел проверить карманы))))


  • Евгения 14 Марта 2013 - 02:58:19

    КОНЕШНО СОВЕТЫ ПОЛЕЗНЫЕ,НО У МЕНЯ ЛЮБИТЕЛЬСКАЯ КАМЕРА И КАК ЖЕ В НЕЙ ВСЕ ЭТО ПРОДЕЛАТЬ,ВЕДЬ Я С НЕЙ ВЕЗДЕ ХОЖУ ЛЮБЛЮ ФОТОГРАФИРОВАТЬ ВСЕ САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ


  • maxim.kurlenko 6 Сентября 2012 - 17:27:44

    Благодарю!


  • Виктор Самборский 30 Августа 2012 - 19:22:23

    А как изменится экспозиция по ладони при последующей сьемке с наружной вспышкой? или надеяться что автоматика вспышки отреагирует? Как добиться отсутствия бликов на лице при сьемке со вспышкой, как ставить правильно экспозицию при сьемке со вспышкой?
    Может есть где почитать по этому вопросу?


  • AM0P 23 Июня 2012 - 13:24:40

    Интересные приёмы) Особенно понравился совет по съёмке групповых фото!


  • Сергей Аркадьевич 6 Июня 2012 - 20:41:14

    Познавательно, спасибо.


  • Ирена 28 Мая 2012 - 13:53:39

    Спасибо, Евгений, весьма поучительно!
    При съемке группы хороший совет дан, это лучше чем автоматизацию слоев потом делать, хотя несколькими кадрами перестраховаться наверное не помешает...


  • Вера Кривощекова 27 Мая 2012 - 19:27:49

    спасибо


  • Елена Минеханова 18 Мая 2012 - 11:32:37

    Спасибо большое за статью! Очень понравился 5-й совет!))


  • Закарья 26 Апреля 2012 - 01:02:22

    Спасибо за полезные советы.Я начинающий фотограф, в данный момент снимаю на виньетки и при съёмке портретов сталкиваюсь с красноватым оттенком в области волос на лобной части,даже фотошоп не помогает,может дело в свете или какие-то фильтры использовать мне?Подскажите пожалуйста.


    • Евгений Карташов 28 Апреля 2012 - 11:11:39

      Не увидев картинку, ничего нельзя сказать


  • Борис Николаевич 22 Апреля 2012 - 11:56:29

    Большое спасибо!


  • Роман Гелемеев 21 Апреля 2012 - 18:35:30

    спасибо))очень интересные советы)


  • strekunec 18 Апреля 2012 - 11:43:37

    Спасибо Евгений, весьма полезные советы!


  • Darcki 17 Апреля 2012 - 20:37:04

    отличные советы.) спасибо за помощь.


  • Юрий Васильевич 17 Апреля 2012 - 18:52:07

    Не могу посмотреть видеоуроки, прошу совета


  • Viktor 17 Апреля 2012 - 11:30:52

    Спасибо за ценные и полезные советы! Век живи- век учись, а повторить пройденное ранее полезно.


  • mistershadow 17 Апреля 2012 - 08:43:08

    Спасибо за советы. По поводу 7-го... я чаще фотографирую репортажку, где постоянно меняется освещение (в дневное время например, где тучки могут появиться или нужный объект будет находиться в тени) и слышал, что независимо от погоды наименьшую погрешность при такой съемке дает настройка "пасмурно", даже, если на улице выглянуло солнце. Верно ли я рассуждаю, или меня дезинформировали? Дело в том, что иногда лучше потерять правильный баланс белого, чем упустить момент. Снимаю в RAW и ББ в ACR легко подправить.


    • antonsakharov 17 Апреля 2012 - 11:14:34

      согласен вполне, в RAW очень легко его выправить, впрочем как и в JPG при помощи фотошопа, инструмент "варианты" (но с меньшей точностью)


  • Alex6429 17 Апреля 2012 - 08:04:31

    Прекрасно,спасибо огромное за подсказки!!!!!


  • Софи 17 Апреля 2012 - 07:01:22

    Очень интересно!! спасибо!!


  • Dubrawa 16 Апреля 2012 - 22:02:56

    Класс!!!! Как-то вспомнилась "Смена 8М" и чудо-объектив "Триплет"!
    За определение средней экспозиции- спасибо. Обязательно попробую!


  • Sergey Makhotin 16 Апреля 2012 - 20:45:58

    Просто и полезно! Спасибо!


  • mr_butch 16 Апреля 2012 - 20:44:24

    Спасибо за групповой портрет !!! Читал Келби,забыл,стыдно...


  • viktorar 16 Апреля 2012 - 20:40:47

    Очень полезные советы. Большое спасибо.


  • urich15 16 Апреля 2012 - 20:30:05

    С морганием, гениально придумано)


  • Хелен 16 Апреля 2012 - 20:24:04

    sergeypatin+1
    А по поводу Рава и Джипега, место на диске берегут.
    Спасибо за советы


    • Евгений Карташов 16 Апреля 2012 - 21:24:50

      Место на диске? Да сейчас HDD терабайтные стоят копейки, не то что лет пять назад! К тому же хороших фотографий много не бывает


      • Ioanna 17 Апреля 2012 - 10:34:15

        К тому же грамотный пользователь следит за состоянием своего компьютера и отработанный материал сливает на внешние носители )))) либо на бесплатные обменники, где файлы можно годами хранить.


      • Irishka85 20 Апреля 2012 - 08:06:52

        Дело в месте не на жестком, а на картах У меня за целый свадебный день бывает до 2000 фото. Если их все снимать в RAW, нужно как минимум 2 карты по 32 Гб (для Canon 7D). Карта таковой емкости 3500-4000 руб. У меня пока одна на 32 и одна на 8))) Тут хочешь-не хочешь, часть снимков приходится делать в jpeg-е.


        • Евгений Карташов 20 Апреля 2012 - 10:23:45

          С точки зрения надежности лучше иметь несколько карточек меньшей емкости. На надежности и качестве лучше не экономить. Несколько карточек - это цена одной съемки, а потерянная информация чревата потом отсутствием заказов. Никого не будет интересовать, что у вас одна или две карты памяти.


          • Irishka85 20 Апреля 2012 - 10:52:07

            Это понятное дело. Только вот общая цена на карты совсем не падает от их количества. Здесь пример наиболее экономичного соотношения цены и необходимого общего объема. Речь не шла о надежности.


            • Павел Ануфриев 8 Января 2017 - 21:24:18

              Вам правильно ответил Евгений "заказчику не интересно , какие у вас карты и сколько стоят".если например ,вы свадьбу снимите на три карты и одна вдруг глюканет,то это плохо , но не критично.а если вы всю свадьбу снимите на одну карту , и она у вас испортится ,то это будет просто катастрофа.наверно проще раскошелится на карты, чем решать проблему катастрофического масштаба


          • Irishka85 20 Апреля 2012 - 11:02:35

            Кстати, вопрос о положении цен на съемки очень варьируется относительно места жительства))))


  • Георгий Васильев 16 Апреля 2012 - 16:42:27

    " Почему, если фотоаппарат поддерживает формат RAW, многие продолжают снимать в привычном формате JPEG"

    Почему многие снимая в рав обрабатывают снимки так, что это оставляет далеко позади внутрикамерный джпег?


    • legendary 16 Апреля 2012 - 17:55:42

      Пример такой камеры? Вообще рав на то и рав что снимок никак не обрабатывается.


      • Peter 16 Апреля 2012 - 20:56:59

        Вы вообще - то про какую профессию пишете? Эта статья очень полезная и познавательна, Спасибо автору.


    • legendary 16 Апреля 2012 - 17:56:42

      Перечитал, понял что написал бред.


    • Евгений Карташов 16 Апреля 2012 - 18:05:23

      Что Вы этим хотите сказать?


  • sergeypatin 16 Апреля 2012 - 16:37:43

    Пятый совет очень понравился. Оригинально, просто и эффективно.


Еще уроки из рубрики "Приемы и техники"

Как совместить вспышку и естественный свет

Сочетание естественного света и вспышки – не самая простая техника. Ведь при её использовании вы опираетесь на правила съемки двух разных видов освещения сразу....

Читать дальше
04/09/2018. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал
20 016
0

Как имитировать естественное освещение

Вспышки обычно считают тем инструментом, который используется в помещении и уж никак не в горных регионах с переменчивой погодой. Сейчас на улице +23, а через минуту налетит ветер...

Читать дальше
17/08/2018. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал
17 329
2

Скоростная съемка: руководство для новичков

Чувствуете ли вы «Жажду скорости»? Вы наверняка видели крутые фотографии, когда определенное динамическое действие показывается навеки застывшим во времени, и хотели...

Читать дальше
20/11/2017. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал
43 084
11

Съёмка дикой природы: творческое размытие

Исследовать новые техники съемки и делиться ими с другими – один из самых приятных аспектов работы профессионального фотографа дикой природы. Это мотивирует меня постоянно...

Читать дальше
24/08/2017. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал
17 723
2

Поляризация: необычные цветовые эффекты

Поляризованный свет – это свет, волны которого колеблются в одном направлении. Можно создать потрясающие фотографии с замерзшими кристаллами льда, которые...

Читать дальше
19/05/2017. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал
19 250
3

Как создать фокальную точку на фотографии

Фокусная (фокальная) точка – термин, который часто используют фотографы и блоги о фотосъемке. Они говорят: «Создайте фокальную точку. Она должна быть первым и последним местом...

Читать дальше
20/03/2017. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал
42 991
7

Наверх
Орфографическая ошибка в тексте:
своими руками В этом уроке рассказывается, как сделать складной софтбокс размером 40х40 см, который похож на

Послать сообщение об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице.

Ваше сообщение отправлено. Спасибо!

Окно закроется автоматически через 3 секунды