Вы снимаете только в дневное время? Здорово снимать в солнечный день, но прятать свой фотоаппарат, как только наступают сумерки – значит упустить несколько благоприятных прекрасным фотографиям часов. В будущем ночная фотография может стать для вас одним из самых привлекательных жанров.
В условиях недостаточной освещённости ваш цифровой зеркальный фотоаппарат способен запечатлеть прекрасные кадры. Но ему потребуется ваша помощь. Если в подобных условиях вы снимаете как обычно – «построил кадр и нажал на кнопку» – то либо у вас получатся размытые снимки, либо вы не передадите на фотографиях атмосферу ночи.
Не бойтесь темноты! У нас есть ответы на все ваши часто задаваемые вопросы о том, как подготовить свою камеру к ночной съёмке.
Мы покажем, как настроить фотоаппарат, и какое дополнительное оборудование заслуживает того, чтобы его взяли с собой. Мы приправим всё это разнообразными советами, которые помогут вам разбудить ночной потенциал вашей камеры.
Во время подготовки к ночной съёмке, важно позаботиться о возможности устойчиво закрепить фотоаппарат. При низкой интенсивности освещения сложно добиться коротких выдержек.
В некоторых ситуациях, например, при съёмке спортивных мероприятий на хорошо освещённом стадионе, фотоаппарат можно держать в руках. Но для съёмки большинства ночных сюжетов камеру необходимо установить на неподвижную опору.
Идеальный вариант – тяжёлый, устойчивый, штатив, на котором цифровой зеркальный фотоаппарат точно останется неподвижным даже на протяжении экспозиции в несколько минут. Помимо предложенного варианта, вы можете установить камеру на относительно устойчивую опору – крышу автомобиля или край окна – и настроить спуск затвора с задержкой, чтобы избежать нежелательного дрожания камеры во время нажатия на кнопку спуска затвора.
Итак, камера неподвижно установлена – ваши руки развязаны. Свободно выбирайте выдержку, значение диафрагмы и чувствительность (ISO), с помощью которых может быть получена подходящая для снимаемой сцены экспозиция, а не только ту комбинацию настроек, при которой дрожание камеры не отразится на снимке. Чтобы оценить, какие настройки понадобятся при съёмке того или иного сюжета, загляните в таблицу ниже.
Когда камера покоится на штативе (найдите наилучший способ установить штатив), настройте на ней чувствительность равной 100 ISO (чтобы уменьшить цифровой шум) и большое значение диафрагмы (f/16). При этом выдержка может быть сколь угодно длинной, что не является проблемой пока камера надёжно закреплена. Прочтите о некоторых распространённых проблемах, возникающих при съёмке на различных выдержках и наилучших способах их решения.
Приводим краткую, но удобную, таблицу-шпаргалку, содержащую комбинации приблизительных настроек для съёмки некоторых популярных ночных сюжетов:
Сюжет |
Выдержка |
Значение диафрагмы |
Чувствительность (ISO) |
Праздничный фейерверк |
20 секунд |
f/11 |
100 |
Аттракционы |
15 секунд |
f/16 |
100 |
Дорожный траффик |
30 секунд |
f/22 |
100 |
Футбол на стадионе |
1/125 секунды |
f/4 |
1250 |
Вспышка молнии |
В режиме «Bulb» |
f/11 |
100 |
Выступление на сцене |
1/60 секунды |
f/4 |
400 |
Рок-концерт |
1/125 секунды |
f/4 |
800 |
Подсвеченный собор |
4 секунды |
f/16 |
100 |
Полнолуние |
1/250 секунды |
f/8 |
100 |
Пейзаж, залитый лунным светом |
4 минуты |
f/5,6 |
100 |
Небосвод в сумерки |
1/30 секунды |
f/5,6 |
100 |
Ночной небосвод |
15 секунд |
f/5,6 |
100 |
Легковые и грузовые автомобили могут разрушить композицию снимка, если вы снимаете днём. Ночью их движение превращается в преимущество.
Перемещающиеся фары и задние огни изображаются на фотографии красными и белыми лентами, пронизывающими всё изображение. Такой эффект неожиданно превращает высокоскоростные магистрали в съёмочную площадку. Чтобы достичь его, необходимо установить в меру длинную выдержку.
В данном случае выдержка зависит от того, насколько быстро едут автомобили, и насколько большая часть пространства «помещается» в кадр. В любом случае действует общее правило: чем длиннее выдержка, тем лучше.
Тогда ленты получаются на снимках более широкими и непрерывными. Для среднестатистической городской улицы подойдёт выдержка равная 20 секундам (но не забудьте о штативе!). Если на дороге установлен светофор, его сигналы помогут вам понять, в какой момент начать экспонирование кадра, чтобы охватить весь период движения.
Простейший способ – выбрать режим съёмки «Av». Затем с помощью колёса управления, расположенного позади кнопки спуска затвора, настроить самое большое значение диафрагмы, которое допускает ваш объектив (обычно между f/22 и f/32).
В этом режиме для большинства цифровых зеркальных камер максимально доступная длина выдержки – 30 секунд. Чтобы появилась возможность снимать с более длинными выдержками, переключите режим съёмки на «M» («Ручной режим»).
Вы также можете использовать режим «Bulb», удерживая открытым затвор до тех пор, пока зажата кнопка дистанционного спуска затвора (статья о том, как пользоваться режимом «Bulb»). Возможно, вам понадобится нейтральный (ND) фильтр, чтобы уменьшить количество света, попадающего на светочувствительный сенсор.
Когда настраиваете чувствительность, возьмите за правило: чувствительность равна 100 ISO. Меняйте её, если точно знаете, что она должна быть другой.
Повышение чувствительности повышает способность светочувствительного сенсора «впитывать» свет. Поэтому вам придётся уменьшить количество света, попадающего на сенсор. Для каждого кадра вы можете установить своё значение ISO.
Но будьте осторожными: повышение чувствительности увеличивает амплитуду электрического сигнала, генерируемого сенсором при преобразовании световой энергии в электрическую. Это повышает цифровой шум, и он становится видимым на снимке (посмотрите, как уменьшить цифровой шум при съёмке на больших значениях ISO). Если вы хотите получить высококачественные фотографии, устанавливайте минимальную чувствительность, насколько это возможно (прим. переводчика – на тех фотоаппаратах, на которых допустимы значения менее 100 ISO, чтобы сохранить максимально широким динамический диапазон, устанавливайте чувствительность равной 100 ISO).
Когда снимаете при низкой интенсивности освещения, вам необязательно повышать чувствительность (чтобы камера «видела» в темноте). Если вы используете штатив или вспышку, то в большинстве случаев пусть чувствительность будет равной 100 ISO.
Повышайте чувствительность тогда, когда хотите избежать направленного размытия. Всегда лучше небольшое проявление цифрового шума на снимке, чем размытость изображения из-за дрожания фотоаппарата во время съёмки. Таким образом, повышайте чувствительность лишь тогда, когда у вас нет возможности снимать на штативе.
Хорошей альтернативой повышению чувствительности является применение вспышки. Используя вспышку, вы всё так же можете снимать на ISO 100. Но свет от вспышки меняет светотень, что может разрушить атмосферу фотографии (посмотрите на средний снимок из трёх, представленных выше).
Когда снимаемая сцена освещена слабо, установите чувствительность равной 100 ISO.
На снимке выше изображён польский рынок внутри помещения поздно вечером. Был использован штатив. Это позволило удлинить выдержку настолько, чтобы свет в необходимом количестве попал на светочувствительный сенсор. Эта фотография получилась в меру освещённой – нормально экспонированной – без каких-либо изменений чувствительности.
Все цифровые камеры ошибаются – изображение, сделанное любым цифровым фотоаппаратом, содержит цифровой шум. Он похож на зернистость фотографии, сделанной на плёнку. Достаточно осветлить снимок, чтобы увидеть шум. К счастью, производители цифровых фотоаппаратов от модели к модели успешно справляются с проблемой проявления цифрового шума на изображениях.
Ошибка растёт с повышением чувствительности сенсора – цифровой шум проявляется на фотографии сильнее. Особенно он заметен в тёмных областях снимка. Помимо того, что однородные тёмные зоны приобретают шероховатую текстуру, они покрываются цветными точками.
Цифровой шум можно уменьшить, включив в фотоаппарате функцию подавления цифрового шума. Либо в фоторедакторе на этапе обработки.
В большинстве случаев, ваш цифровой зеркальный фотоаппарат правильно передаёт цвета на снимках вне зависимости от условий освещения. Внутренняя система фотоаппарата, отвечающая за баланс белого, стремится передать цвета такими, какими мы, люди, видим их глазами (для углубления в тему ознакомьтесь с руководством по решению общих проблем с балансом белого.
В стандартном режиме (автоматический баланс белого – «AWB») система лучше определяет цвета при дневном свете, чем в условиях низкой интенсивности освещения. Например, снимки подсвеченных зданий или снимки, сделанные в вашей гостиной, могут содержать едва заметный, но неприятный, оранжево-жёлтый оттенок.
Это верный знак того, что баланс белого настроен неправильно. Этот оттенок можно легко корректировать в Photoshop, особенно, если вы снимаете в формате RAW.
Однако, достаточно просто настроить баланс белого во время съёмки. Всё что вам нужно сделать – установить ручной режим («PRE»). Такой подход особенно эффективен, если вы собираетесь сделать несколько снимков одного и того же здания при неизменном освещении. Стандартный приём – указать в качестве эталона фотографию с серым или белым предметом, занимающим значительную площадь снимка.
Даже если вы настроили баланс белого вручную, цвета в некоторых областях снимка могут по-прежнему не соответствовать видимой человеческими глазами реальности. Причина в том, что здание может подсвечиваться источниками света различного типа.
Вы можете настроить баланс белого по одному типу источников света, но выровнять цветопередачу по всем источникам одновременно – задача нетривиальная. Есть простое решение. Преобразуйте цветные фотографии, сделанные при сложном освещении, в чёрно-белые.
Снимайте в цвете, а на этапе обработки с помощью фоторедактора преобразуйте снимок в монохромное изображение. Такой подход позволит максимально гибко настроить контрастность и тоновый диапазон фотографии. Он также отлично работает для портретов, снятых на вечеринке.
Все цифровые зеркальные камеры позволяют точно настроить баланс белого по заранее сфотографированному эталону-снимку. Следующая методика показывает, как настроить баланс белого на цифровых зеркальных фотоаппаратах Canon. Настройка камер других производителей может немного отличаться.
Традиционный способ – фотографировать для снимка-эталона лист белой бумаги или специальную карту серого цвета. Но можно поступить по-другому: выбрать в качестве снимка-эталона изображение снимаемого объекта.
Фотография замка в Кракове отливает оранжевым цветом. Мы использовали этот снимок в качестве эталона при ручной настройке баланса белого.
Применение этого мало известного метода позволило получить более приемлемый результат.
Снимки, сделанные с применением вспышки, могут вызвать разочарование. Свет вспышки меняет атмосферу освещения, делая объект съёмки слишком светлым, а фон слишком тёмным. По этой причине вместо применения вспышки повышают чувствительность.
Однако, повышение чувствительности недостаточно для укорачивания выдержки или сужения диафрагмы в целях получения более чёткого изображения. Здесь удобна встроенная вспышка.
Вспышка необходима при портретной съёмке в условиях низкой интенсивности освещения. Снимаемый объект можно «заморозить» даже при экспонировании в течение нескольких секунд.
Штука в том, что необходимость использования вспышки в указанном случае менее очевидна. Срабатывание вспышки комбинируется с длинной выдержкой. Это особенность приёма.
Этот приём получил название «медленная синхронизация». Он просто реализуется на вашем цифровом зеркальном фотоаппарате со встроенной вспышкой.
Отражение светового потока, производимого внешней вспышкой – ещё один прекрасный приём создания естественных фотографий в условиях низкой интенсивности освещения. Он особенно хорошо работает при портретной съёмке, равномерно освещая лицо модели и скрывая тот факт, что вспышка вообще используется.
Поток отражённого от близлежащей стены или низкого потолка света шире и слабее, чем исходный и ограниченный размерами головки внешней вспышки. Но исчезают густые тени с чёткими краями. Они являются следствием светового потока, «выпущенного» прямо на объект съёмки.
К сожалению, вы не сможете использовать «на отражение» встроенную вспышку. Вам понадобится дополнительно приобрести совместимую с вашей камерой вспышку с наклоняемой головкой. Она устанавливается в разъём «горячий башмак» («hot shoe»).
В режиме медленной синхронизации фотоаппарат устанавливает выдержку нужной длины для нормального экспонирования фона и рассчитывает мощность импульса вспышки, чтобы в достаточной степени осветить объект съёмки на переднем плане.
Объект съёмки получился не размытым благодаря свету вспышки, а фон нормально проэкспонирован (сравните со случаем, когда вспышка срабатывает в обычном режиме).
Чтобы включить режим медленной синхронизации на цифровых зеркальных фотоаппаратах Nikon, установите режим работы вспышки на «Медленная синхронизация» («Slow»). В камерах Canon всё, что вам нужно сделать, так это установить колесо режимов съёмки в положение «Av» и поднять встроенную вспышку. Если у вас фотоаппарат другого производителя, посмотрите инструкцию.
Когда штатив не используется, установите такое значения диафрагмы, обычно, вращая колесо управления под большим пальцем, чтобы соответствующая ей выдержка не была слишком длинной. Начиная с некоторой выдержки фон будет изображаться размытым и, чем длиннее будет выдержка, тем сильнее «размоется» фон.
Автор статьи: J. Meyer
Сочетание естественного света и вспышки – не самая простая техника. Ведь при её использовании вы опираетесь на правила съемки двух разных видов освещения сразу....
Читать дальше →Вспышки обычно считают тем инструментом, который используется в помещении и уж никак не в горных регионах с переменчивой погодой. Сейчас на улице +23, а через минуту налетит ветер...
Читать дальше →Чувствуете ли вы «Жажду скорости»? Вы наверняка видели крутые фотографии, когда определенное динамическое действие показывается навеки застывшим во времени, и хотели...
Читать дальше →Исследовать новые техники съемки и делиться ими с другими – один из самых приятных аспектов работы профессионального фотографа дикой природы. Это мотивирует меня постоянно...
Читать дальше →Поляризованный свет – это свет, волны которого колеблются в одном направлении. Можно создать потрясающие фотографии с замерзшими кристаллами льда, которые...
Читать дальше →Фокусная (фокальная) точка – термин, который часто используют фотографы и блоги о фотосъемке. Они говорят: «Создайте фокальную точку. Она должна быть первым и последним местом...
Читать дальше →Окно закроется автоматически через 3 секунды
Отличная статья спасибо!
подскажите пожалуйста какой светофильтр использовать при съёмке человека ночью , примерно как на последних фото в статье, чаще всего фонарей и ярких фар машин больше, некоторые мелькают , а некоторые не подвижны, по всякому и вот из за них 10% полнейшнго мыла.
Задача , чтоб первый кадр был хороший
Samsung NX
Canon 600D, Выдержка 20 диафр. 5,6 iso 200. Вспышка с оранж. фильтром, баланс белого "лампы накаливания".
Фото зачёт
Конец октября, жуткий ветер и очень холодно! Уже стемнело, когда мы с моей моделью снимали эту ночную фотосерию. Татьяна просто дрожала от холода и мы уже собирались сворачивать фотосессию - но меня привлёк этот текстурный забор, а фонари на заднем фоне подсказывали мне, что ещё немного усилий и мы получим картинку в интересном контровом свете, мощности лампочек не было достаточно чтобы интересно прорисовать контуры фигуры модели и её волосы - помогла вторая вспышка со встроенным приёмником радиосигнала поджига света - юнгноу 600 ex rt (китайский аналог оригинальной кэнон 600 rt). Основным источником света послужила вспышка кэнон 600 rt в софтбоксе 80 на 80 см, установленном на стойку расположенную буквально в метре от модели и фронтальным направлением ! Жуткий холодный порывистый ветер то и дело пытался отбросить софтбокс в сторону. Эти несколько минут съемки в сложных погодных условиях принесли нам с Татьяной пару тройку потрясающе эмоциональных и красивых и, пожалуй, даже знойных (не смотря на холод) на мой взгляд ночных портретов привлекательной девушки с горячей кровью! Фотоаппарат 5 Д Марк 3, синхронизатор юнгноу en 3 rt, 2 вспышки 600 той серии - оригинал и аналог кэнон! Использовался объектив 70-200 f 2,8 l 2 версии со стабилизатором.
таблица с примерами не к черту.полнолуние получилось очень темное.ночной небосвод на троечку
Слав, здравствуйте! Снимайте не по таблице. Она не отражает всего того разнообразия условий. Слово "Полнолуние" может значить и сюжет с огромной луной в кадре, снимаемый около экватора, и лесной пейзаж, освещаемый полной луной и фотографируемый, например, в Финляндии. В обоих случаях интенсивность освещения может сильно отличаться.
Доброго времени суток!
В начале ноября поездка в Прагу. Вопрос в следующем: подсветить группу людей (наверно порядка 20 человек - много конечно) при ночной (вечерней) архитектурной композиции. Есть 3 пыхи и синхронизаторы, но проблема в том что везти много железа с собой проблематично да 3 пыхи держать или стойки использовать понимаете что не айс, одной пыхи хватит для подобных опытов (мое мнение - маловато будет на такую толпу) ? Есть у кого практика в подобных съемках?
Спасибо.
Которые здесь находятся 3 чела,у вас есть цифра и это не пленка,сразу посмотриш что вышло и сотри если не нравится в чем проблема.Марков для этого не требуется..И пленку не проявлять
и не помню как снимал
я не профи,но слова об диафрагме в 22 меня просто убили,самая оптимальная диафрагма примерно от 11-16,предел 18,но на этом значении возможно появятся искажения,сам фотографировал ночные трассы с диафрагмой от 12 до 16,ну а выдержку по вкусу,кому то нравится очень светлые фотографии ночью,кому то темнее.
Спасибо,спасибо и ёщё раз СПАСИБО
Спасибо, многому можно поучиться.
простите, но более бестолкой статьи про ночную съёмку я ещё не читал. пытался как то я тут свои наработки по ночной съёмке выложить, так нет... нашлись "умники" которые вдруг решили что я решил себя пропиарить. а уж какие примеры в статье... представлены, что мама не горюй.
Поучусь! А то фото с применением вспышки не всегда качественные. Спасибо!!!
Неточностей достаточно могу еще добавить и совсем смешно, Вам не подошел ББ -переведите в Ч/Б . еще установите максимальное значение диафрагмы от f22 до32 это нормально? не советую более f16- 18 никогда ставить.. выдержку 4минуты на пейзаж А как можно просчитать? Аппараты разные степень освещения тоже Сегодня может одна, через пару дней другая.. Показали фото со штатива на рынке.. там или ISO Не 100 или достаточно светло и короткая выдержка, если снимать такие места со штатива будет каша -размазня.. Со штатива только статику а где люди ходят и все меняется.. только на больших ISO я снимаю до 6.400 NEXами с рук Так же фуджи новые и последние ФФ все позволяют. Видимо статья старая и тогда техника не позволяла... Вот 3 фото все с рук ISO 6.400
Спасибо. Давно пытался сам сделать подобную "шпаргалку", а здесь все готово. Очень здорово.
Если в статье есть неточности, ошибки, помогите их выявить. Думаю, в обучающих целях это полезно. Приведите примеры, подтверждающие слова о наличии неточностей. Предлагаю сделать следующее. Снимите любой сюжет из таблицы, для которого считаете что параметры неверны. Сделайте два фото одного и того же сюжета - первое, с указанными в статье параметрами, второе - со своими параметрами, выбранными на ваш вкус. Приложите к комментарию результаты-снимки, укажите краткое описание условий съёмки, сюжета (1 предложение) и значение трёх параметров съёмки (выдержка, значение диафрагмы и чувствительность) для каждого приложенного снимка. Если фотография с вашими настройками получится нормально экспонированной и будет выглядеть интереснее, чем та, которая сделана с предложенными в статье настройками, то я попрошу редактора внести изменения в статью.
15 сек для ночного небосвода??? Квадрат Малевича обеспечен!
Тут есть много отличных статей на эту тему. Зачем переводить данные статьи, понижая рейтинг сайта?
пейзаж залитый лунным светом - 4 минуты, и ни про какой nd-ник не сказано, так зальет, мама не горюй)))
Как-то с "руководством по решению общих проблем с балансом белого." не совсем порадовало У Вас обычно все расписано "от и до" а тут... Такое чувство. что статью не Вы готовили
Статья не очень, много несоответствий, много лишнего, полезного для себя 0. Возможно только новичкам интересна будет.
уточните для каких камер эти настройки, и ещё : большая часть не правильная