Фотосъемка на концерте может стать серьезным испытанием для начинающих фотографов. Без правильного оборудования и реалистичных ожиданий, эта область может быть одной из самых неприятных в плане работы. Когда я начинал снимать концерты, я прочел все, что смог найти, чтобы подготовиться наилучшим образом, и все же большинство моих уроков дались мне нелегко. Если не говорить о методе проб и ошибок, здесь перечислены несколько вещей, которые должен знать каждый концертный фотограф.
Во-первых, вам нужен светосильный объектив. Если данный термин вам не знаком, он используется для описания объективов с максимально широкой апертурой (наименьшее диафрагменное число). Вы можете использовать зум-объектив с максимальной диафрагмой f/2.8 или «фикс» с диафрагмой f/1.8. Для большинства моих концертных снимков я использую «фикс» 50мм f/1.4.
Использование вспышки – это вариант, но полностью полагаться на него вы не можете. Многие залы, группы и журналисты придерживаются правила «никаких вспышек первые три песни», или совсем запрещают использовать вспышку. Вот почему отлично начинать с «фикса». Он позволит получать большую резкость, и имеет большую светосилу.
Во-вторых, держите в уме, что это пассивная форма фотографии. Вам не удастся управлять людьми или осуществлять какой-либо контроль над разворачивающимся действом. Ваше преимущество состоит в умении компоновать кадры на лету. События будут развиваться в бешеном темпе, и вам нужно будет успевать фиксировать их. Музыканты, имеющие опыт в выступлениях, скорее всего, имеют отработанный план действий и свой режим, или просто устраивают шоу, и передвигаются больше, чем все привычные для вас объекты съемки.
Как это чаще всего и бывает, самый простой ответ – верный; вам нужна короткая выдержка. Именно поэтому я делаю такой упор на светосильном объективе. С ним вы будете иметь возможность лучшим образом сфотографировать музыкантов с выдержкой, которую невозможно использовать с китовым объективом или иным, ограниченным по максимальной диафрагме, без потерь для экспозиции. Многие из моих любимых концертных кадров были сделаны на 1/160 секунды и на диафрагме f/2.0.
В третьих, учитывайте контекст и цель съемки ваших кадров при покупке нового оборудования и выборе настроек камеры. ISO играет важную роль, если мы говорим о возможностях вашей камеры и о том, как она справляется с шумами. Вы уже наверняка знаете, что чем выше ISO, тем более чувствителен сенсор вашей камеры к свету, и тем ярче станет ваше изображение за счет добавления большего количества зерна в кадр.
Многие из новых моделей камер имеют гораздо более высокую производительность на высоких значениях ISO с меньшим шумом и более качественными изображениями, так что это то, на что стоит обратить внимание, когда вы решите обновить вашу «тушку» или купить тот новый «фикс».
По этой же логике, учитывайте следующее: укороченная выдержка, полученная посредством увеличения ISO с 800 до 1600 (например, с 1/60 до 1/125) может иметь серьезное значение в плане получения резкого изображения, фиксирующего движение исполнителя, вместо размытого снимка. Многие издания и веб-сайты предпочтут резкое и немного шумное изображение размытой картинке без шума.
В-четвертых, это может быть не так захватывающе, как само шоу, но проведите некоторое исследование до того, как отправитесь на съемку. Вы сможете собрать множество полезной информации относительно того, как музыканты двигаются, что из себя представляет концертный зал, какое освещение используется, просто просмотрев фотографии предыдущих выступлений, что поможет вам сделать отличные снимки и превзойти других фотографов в зале.
Многие фотографы ведут блоги о выступлениях, которые они снимали, и дают в них советы и рекомендации, а также пишут рецензии о посещенных ими шоу. Эти записи – золотая жила для поиска информации; зачастую они содержат данные о конкретных настройках камеры и используемом оборудовании. Отличное место для начала – сайт Тодда Оуйанга (Todd Owyoung) I Shoot Shows.
Многих привлекает этот вид фотографии, маня обложками журналов и альбомов, ревущими толпами и встречами с рок-звездами. Я, определенно, не говорю вам о том, что вам стоит отказаться от своей мечты и оставить надежду, просто будьте терпеливы. Публикация в той или иной форме и встреча с любимой группой, безусловно, достижимые цели, но ожидать, что это случится в течение нескольких недель или даже месяцев с начала съемок, нереалистично и нечестно по отношению к вам. На то, чтобы адаптироваться, отточить свои навыки и сделать так, чтобы вас заметили, требуется время. Как только вы это сделаете, вы будете счастливы, что втянулись.
Осмелюсь предположить, что если вы увлечены каким-либо типом концертной фотографии, вы также фанат музыки в том или ином виде. В противном случае, я снимаю шляпу перед вашей заинтересованностью в данном виде фотографии, ввиду того, какой вред она может нанести вашему слуху. На концертах громко, так что вам, возможно, стоит приобрести беруши. Даже если вы купите дешевую упаковку одноразовых, я настоятельно рекомендую вам сделать это, потому что это позволит вам продолжать наслаждаться музыкой еще несколько лет после того, как вы ступите на выбранный путь.
Это очень простой шаг, который может некоторым показаться неудобным, но потерянный слух может не восстановиться со временем, так что это очень важная часть концертной фотографии. Лично я использую ушные затычки для музыкантов ER 25 от Etymotic Research, которые подходят к моему уху, принимая нужную форму, и уменьшают шум на 25 децибел. Найдите пару, которая будет вам доступна и удобна, и носите ее вместе с фотооборудованием.
Конечная цель концертного фотографа состоит в составлении небольшой сети из журналистов и редакторов, с которыми он может работать. Журналисты помогут вам получить доступ на выступление, поскольку они работают на группы и лейблы. Однако сейчас вы сталкиваетесь с проблемой курицы и яйца в концертной фотографии. Вы не можете получить доступ на концерт без вышеупомянутых связей, но вы также не можете наладить эти связи без портфолио с отснятыми вами концертами.
Это не такая большая проблема, как может показаться. Если у вас нет концертного портфолио, вам просто нужно начать с самого низа. Вы можете связаться с группами или концертными залами, уточнив, не нужны ли им фотографии с выступлений, использовать преимущества бесплатных шоу или «баттлов» между группами, или же самостоятельно оплачивать билеты, пока вы не достигнете определенного уровня.
Предупреждение: концерты более популярных команд с дорогими билетами, вероятно, будут иметь фото-зону (секцию, огражденную барьерами), и на них потребуется фото-пропуск для осуществления съемки. Если вы проигнорируете данное предупреждение, охрана может вежливо попросить вас удалиться, если поймает за съемкой.
Хорошо, вы зашли так далеко. Не многовато ли работы для простой съемки концерта? Возможно, но я пытаюсь помочь вам сделать все правильно в первые разы. Вы собрали сумку и проверили оборудование, и теперь вы готовы снимать вашего любимого музыканта.
Пожалуйста, прибудьте заранее и снимите «разогрев». Это важно по ряду причин – вы привыкнете к освещению в зале, вы зарядитесь настроением толпы, и что наиболее важно – вы попрактикуетесь в съемке в специфических условиях данного конкретного выступления, что позволит вам получить лучшие результаты для части хэдлайнеров.
Стоит также отметить, что часть «разогрева» не пользуется особым вниманием фотографов, так что они, вероятно, будут вам вдвойне благодарны за вашу тяжелую работу. Также учтите, что снимать стоит в RAW, т.к. это поможет вам вытянуть фотографии во время обработки в случае экстремальных условий освещения, с которыми вы можете столкнуться на концерте.
Вам, возможно, придется двигаться во время съемки, потому что делать все кадры с одной точки скучно, и это не поможет вам развиться. Проблема состоит в том, что чаще всего вам придется работать, пробиваясь через толпу, а большинство посетителей концерта предпочитают оставаться на своих местах.
Будьте вежливы, улыбайтесь, указывайте на свою камеру, когда необходимо, и просто спросите, можете ли вы встать на их место на одну или две песни, чтобы сделать несколько кадров. Не забудьте поблагодарить, когда закончите, и продолжайте двигаться. Это лучший подход, который я нашел, потому что никто не любит грубых фотографов, плечами и локтями прокладывающих свой путь в толпе.
Комфортно разместитесь рядом со сценой, выберите начальные настройки на камере (например, ISO 800, 1/125, f/2.0) и сделайте несколько снимков. Проверьте экспозицию и подстройте камеру соответственно. Вы, вероятно, найдете настройку, которая работает для большинства условий освещения в данном концертном зале, и вам нужно будет вносить лишь небольшие изменения в значения выдержки и диафрагмы, что позволит вам сосредоточиться на наблюдении за действом и выстраивании композиции снимков. Не забудьте повеселиться, в конце концов, это концерт, и если вы думаете, что упустили кадр, сделайте еще один.
Вы добрались домой, и выжили после всего этого пота, шума и столпотворения – но работа на этом не окончена. Если вы снимаете для издания или какого-либо блога, у вас, вероятно, есть срок сдачи материала. Даже если нет, вам все же нужно назначить его самому. Своевременная готовность снимков послужит созданию вашей хорошей репутации.
Поскольку это всего лишь общее руководство, я не буду вдаваться в детали касательно обработки, но я должен отметить, что в конечном итоге вы выработаете свой собственный стиль. Большая часть обработки будет выполнена в вашем любимом RAW-редакторе, таком как Aperture от Apple или Lightroom от Adobe.
Вам стоит следовать общим правилам журналистики в том, что касается улучшения качества фотографий без искажения сути событий, реально произошедших на выступлении. Суть в том, чтобы экспериментировать в пределах разумного.
Концертная фотография – занятие очень веселое и полезное, но маловероятно, что она будет приносить вам достаточный доход, который позволит оплачивать счета исключительно этими изображениями. Если вы заядлый меломан или просто ищете другой путь для раскрытия творческой составляющей вашей фотографии, это стоит усилий, и это руководство должно помочь вам сделать первые шаги.
Тут нет никаких секретов и коротких путей, и может быть сложно измерить ваш прогресс, но вы будете счастливы, что вы занимаетесь этим и встречаете множество удивительных и интересных людей на вашем пути.
Автор статьи: Jeff Jewiss
Сочетание естественного света и вспышки – не самая простая техника. Ведь при её использовании вы опираетесь на правила съемки двух разных видов освещения сразу....
Читать дальше →Вспышки обычно считают тем инструментом, который используется в помещении и уж никак не в горных регионах с переменчивой погодой. Сейчас на улице +23, а через минуту налетит ветер...
Читать дальше →Чувствуете ли вы «Жажду скорости»? Вы наверняка видели крутые фотографии, когда определенное динамическое действие показывается навеки застывшим во времени, и хотели...
Читать дальше →Исследовать новые техники съемки и делиться ими с другими – один из самых приятных аспектов работы профессионального фотографа дикой природы. Это мотивирует меня постоянно...
Читать дальше →Поляризованный свет – это свет, волны которого колеблются в одном направлении. Можно создать потрясающие фотографии с замерзшими кристаллами льда, которые...
Читать дальше →Фокусная (фокальная) точка – термин, который часто используют фотографы и блоги о фотосъемке. Они говорят: «Создайте фокальную точку. Она должна быть первым и последним местом...
Читать дальше →Окно закроется автоматически через 3 секунды
Есть вопрос, хочу попробовать пробиться на концерт в Олимпийский на Imagine Dragons в июле. Многие говорят что при досмотре с проф. или полупроф. фотиком просто не пропустят.Так ли это?
Спасибо за статью! У меня на концертах из-за вспышки убивается цвет и изображение становится плоским. Если сделать темнее чтобы появился цвет убивается резкость и вылезает шум что делать?
Спасибо за статью, полезная информация.
Вот результаты практической работы.
Объектив 135 mm fix
135 FIX
Можно еще добавить .. желательно иметь на съемке монопод..
Цвет одежды черный, дабы не отсвечивать на сцене.
Спасибо за статью. Буду пробовать.
Вот мои попытки сделать фото на концерте.
Nikon D3100, kit 18-55
ISO 800-1600, f / 3.5-5.5, 1/60s
Хорошая статья! Но наверное полтинник будет слишком тесноват на кропе. Лучше наверное 24, 35mm брать на концерты?
Спасибо, интересно! Пробовал снимать, только не на полтинник, а на кит 18-55 mm (500D), ISO ставил 800-3200
хиллсонг?
Спасибо!
Ребята,а как от шума избавляться???Ведь большое iso шумы хорошие дает!спасибо!
шумных фоток попадалось крайне мало, где то одна на 50
Единственный способ борьбы с избыточными шумами, если уже никак не обойтись без высоких ISO, это подавление их в процессе постобработки, т.е. в редакторе!
Во-первых - шумы наиболее заметны в темных участках кадра, где детали и без того потеряны значительно. Закраска ровным цветом зашумленных участков, с подбором цвета "пипеткой" - один из самых простых, но и не самых действенных мер в этом случае. Так же можно применить гаусовское (или другое необходимое, к примеру в движении) размытие и тем самым нивелировать шумы
Во-вторых - достаточно средств/фильтров в самом фотошопе (фильтры-шумы-уменьшить шум), а так же плагинов и внешних программ, называемых "шумодавами"
Как правило все они не универсальны и резко снижают резкость и четкость изображения ухудшая качество. Но и тут можно применить умения в использовании масок и слоев, комбинируя результат из разных слоев с разными средствами обработки.
В общем средства есть и их много, вот только приходится изрядно повозиться и поначалу поэксперементировать "набивая руку", потом уже проще...
Светосильной оптикой пока не обзавелся...Вот примеры с китовых объективов: 17-85 и 55-250.ISO пришлось задирать до 1250, диафрагма-5,6 при выдержке прибл. 1\50...Canon 60-d.
Я не понимаю, как светосильный объектив с широко открытой диафрагмой при плохом освещении согласовывается с глубиной резкости, ведь при такой диафрагме глубина резкости маленькая. У меня NIKON D3100. Мне надо подходить близко и максимально открывать диафрагму ? И еще я не понимаю , как при этом ставить фокусировку, по всему кадру? Заранее благодарна за консультацию.Неля
смотри фото ниже в моём сообщении.... никон д90 + 50:1,8 снимал при полностью открытой диафрагме, а на счёт фокусировки сама смотри что тебе нужно, можно сфокусироваться на детали какой-нибудь, а можно на всей сцене...
Глубина резкости (ГРИП) зависит от ТРЕХ основных величин: диафрагмы, фокусного расстояния и дальности до объекта. ГРИП уменьшается с увеличением открытия диафрагмы, увеличением фокусного расстояния и уменьшением расстояния до объекта съемки.
Фокусироваться в любом случае лучше по основному объекту. При съемке одиночного исполнителя по его лицу, а при съемке группы - по тому, кто ближе находится к камере.
Так же не стоит пренебрегать возможностями самой камеры. Современные матрицы дают кадры с большим разрешением. И зачастую проще снимать более общие планы (не подходя близко), а затем кадрировать/кропить результат. Будет с потерями, но за счет увеличения расстояния до объекта съемки, ГРИП будет больше, тем самым большее количество деталей попадет в зону резкости!
зы: сейчас это мой стабильный и постоянный доход))))))))))) так чт тут все дело в упорстве)
спасибо, что обратили внимание на этот жанр фотографии) мне как концертнику очень приятно почитать, и еще приятней то что до всего о чем вы написали, я дошла сама за 5 лет практики) побольше таких статей пожалуйста)
Вы бы советов дали!да о каких нибудь подводных камнях рассказали!
на выходных как раз снимал рок концерт, за 2 вечера набил 1800 кадров, самые интересные и качественные получались где температура баланса белого была понижена...
блин,я когда пробовал с дымом у меня белая стена получалась,хотя и пыху в стену направлял!
Все дело в том, что дым следует подсвечивать не спереди, а сзади. Куда бы Вы не направляли свою вспышку, ее световая мощность убывает с расстоянием по квадратичному закону. Прямым или боковым (если вспышка направлена в стену или потолок) светом в первую очередь будет подсвечен именно дым, т.к. он не только позади, но и впереди объекта съемки. По этому и получается белесый туман вместо исполнителей.
К тому же не забывайте, что автофокус камеры срабатывает по переднему "объекту" и как бы Вы не настроили и не выбрали точку фокусировки, дым ВСЕГДА окажется на переднем плане и фокусировка будет автоматикой произведена по нему. Тем более, что вспышка своей предварительной/оценочной вспышкой и/или подсветкой фокуса - подсветит именно дым на ПП и сделает его контрастным элементом для срабатывания автофокуса.
В этом случае лучше полностью снимать в ручном режиме, переведя даже автофокус в "мануал" и надеятся на собственные глаза. А мощность вспышки и диафрагму подбирать опытным путем. Ну, а выдержка при работе со вспышкой, вообще становится вторичной, т.к. длительность импульса будет заведомо короче любой выдержки. И ее длительность будет влиять лишь на проработку менее освещенных деталей. К тому же при этом, не забывайте, будет вноситься влияние смешанного света от концертной подсветки, что не всегда хорошо влияет на передачу баланса белого!
Спасибо большое.
А каким образом подобрать баланс белого?
На мой взгляд, лучше всего перевести камеру в ручной режим настройки баланса белого. Но по факту, на концертах с балансом белого возникают основные проблемы из-за светомузыки, когда цвет освещения постоянно меняется, и проще подстроить его во время пост-обработки RAW в Lightroom.
При съемке со вспышкой, есть смысл использовать ББ именно по ней, т.к. именно вспышка будет определять основную цветовую температуру.
При длительных выдержках, когда уже начинают влиять на ББ осветительные приборы концертного зала и сцены и/или при съемке вообще без вспышки - эксперементально. Но в любом случае снимайте в RAW, из него легче всего потом вытянуть без потерь детали в тенях и пересветах, ну и конечно безболезненно скорректировать ББ при постобработке !
Баловался этим.
А какой камерой и с каким обьективом был сделан кадр Потапа с Настей???
600D от Кэнон,стекло 70-200 L 4 без айс
А Филипп 24-105
А в фото Насти и Потапа, какое значение диафрагмы? Очень здорово получилось! Резкость офигенная
неплохо снимает.
это без вспышки надеюсь