Ничто так не повышает качество портретных фотографий, как работа со внешней вспышкой и мало какие схемы освещения впечатляют настолько же сильно, насколько это делает «ракушка». Если вы хотите получить потрясающий портрет с минимальным количеством оборудования, минимальной стоимостью и простой расстановкой, свет «ракушка» - именно то, что вы искали.
В этой статье я расскажу, почему свет «ракушка» – один из лучших вариантов среди сотен схем освещения разной сложности, доступных среднестатистическому фотографу. Мы обсудим, зачем нужна вспышка, чем внешняя вспышка лучше встроенной, каким оборудованием нужно обзавестись для съемки со вспышкой, а также как понять и создать свет «ракушка».
Давайте начнем!
Кажется, что всё больше современных фотографов цепляют на себя ярлык «я работаю только с естественным светом» и носят его как почетную медаль. Конечно, чтобы просто прийти и сделать достойный, профессиональный снимок с имеющимся освещением нужно немало умения и практики. Однако, если мы – фотографы, стремящиеся получить совершенный результат, стоит принять тот факт, что способность создать фотографию с правильной экспозицией в условиях естественного освещения – минимальное требование в съемке; это очень базовый навык, который нужно выработать на раннем этапе своей карьеры. Требуется время, чтобы овладеть экспонированием, но те, кто уже перешел на новый уровень, должны не стоять на месте, а начинать работать с самим светом.
Когда вы ограничиваете себя только естественным светом, появляется несколько неудобств. Во-первых, он не всегда есть. Когда мы говорим о естественном свете, мы обычно имеем в виду свет солнца, луны или постоянные источники освещения при уличной фотографии. Касательно первых двух, погода – всегда решающий фактор: стоит только облакам закрыть солнце, и получить необходимое ощущение не получится. Потом накатывает шторм и закрывает почти весь свет. В некоторых районах планеты дожди не дают нормально снимать 9 месяцев в год. Фотографы, работающие только с естественным светом, постоянно зависимы от погоды.
Во-вторых, естественный свет не всегда уместен. Иногда он слишком тусклый (например, из-за плохой погоды, неудачного места и т.д.). В некоторых ситуациях, он просто светит в неподходящем направлении (возможности клиента/выбор места зачастую ставят фотографа в положение, когда солнце или фоновый пейзаж расположены не лучшим образом). Также бывает, что фотографы гонятся за подходящим светом, но в конце концов оказываются в некрасивом месте.
В-третьих, естественному свету плевать на ваш распорядок дня. «Золотой час» получил свое название не просто так. Если вы хотите запечатлеть прекрасный золотой свет предзакатного солнца, у вас есть примерно час до того, как стемнеет… это очень мало. У вас почти нет права на ошибку. Клиент может опоздать, детям быстро наскучит позировать, а солнце тем временем просто сядет. Самое лучшее освещение обычно присутствует в течение часа после восхода и часа до заката солнца. Освещение, имеющееся в остальное время практически непригодно (только если вы не снимаете в помещении, используя свет из окон. Тогда результат может получится потрясающим). По моему мнению, такое положение ставит довольно жесткие рамки.
Использование чего-то настолько простого и дешевого, как вспышка, разом устраняет все недостатки, с которыми приходится сталкиваться при работе с естественным светом. В то время, как свет на улице не всегда доступен, вспышка будет наготове постоянно. Только не забывайте заряжать ее или обзаведитесь запасными батареями, чтобы никакая темнота не была вам страшна. Естественный свет не всегда удобен, а вспышку легко регулировать и контролировать. Можно изменить мощность и положение, а также поставить несколько ламп для нужного эффекта. Степень свободы при съемке со вспышкой трудно переоценить, но есть еще нечто –внешние вспышки.
Если добавить в свой набор навыков работу со вспышкой, это станет серьезным шагом вперед в плане качества фотографий. Однако, вместо того, чтобы прицепить вспышку на горячий башмак, лучше поставить туда беспроводной передатчик, а саму вспышку расположить под другим углом.
Что я подразумеваю, говоря под другим углом: Представьте, что вы фотографируете портрет. Человек сидит перед камерой на низком стульчике, вы направляете объектив на него на уровне глаз. Если на горячий башмак установлена вспышка, лицо будет освещено очень плоским и безжизненным светом. По отношению к модели, ваш источник света имеет одинаковое с объективом направление. Это убирает тени, которые обычно помогают увидеть текстуру, контуры и черты лица. В конце концов получается испуганное лицо без каких-либо характерных черт и минимальным количеством контуров.
А теперь представьте, что вспышка установлена с углом наклона 45 градусов по вертикали и 45 градусов по горизонтали и направлена прямо на скулы модели. Теперь на фотографии будет четко виден контур лица, его текстура и черты – всё благодаря наличию света и тени. Это позволяет создавать намного лучшие снимки. Некоторые фотографы почти не снимают вспышку с горячего башмака, просто направляя ее в другую сторону и отражая свет от определенной поверхности. Это совершенно другая тема, которая называется «отражённый свет фотовспышки». В этой статья я искренне советую работать именно со внешним светом.
Если хотите узнать больше, прочитайте эту статью.
Одна из моих излюбленных схем освещения – «ракушка». По сути, для ее создания нужно поставить две вспышки: одна впереди, поднятая выше, вторая – впереди и ниже. Это создает эффект настоящей «ракушки», внутри которой освещен субъект.
Эта схема – одна из трёх, о которых я рассказываю новым ученикам. Две другие: прямой и рембрандтовский свет. Прямой свет работает так же просто, как и называется: один источник света ставится прямо перед субъектом немного выше уровня глаз. Таким образом освещается лоб, скулы, нос и подбородок, но при этом не создается эффекта плоскости. Для рембрандтовского света также используется один источник, только располагается он под углом 45 градусов по горизонтали и столько же по вертикали. Такое освещение отбрасывает тень на половину лица, оставляя маленький светлый треугольник на щеке. Это одна из классических схем, названная в честь известного Голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна, который сделал его популярным. Однако, это не очень мягкая схема и при неправильном подходе может получится весьма мрачный результат.
Свет «ракушка» использует два источника света с упомянутой выше расстановкой. Результат выглядит очень привлекательно и обаятельно (если такой эффект нужен). Этот стиль невероятно простой, но при этом весьма разнообразен. Больше всего подчеркиваются основные черты лица: глаза, нос и рот. При сочетании с широкой диафрагмой, например, 1.4, 1.8 или 2.0 можно достичь впечатляющего трехмерного эффекта. Чаще всего, из-за особенности расстановки ламп, освещение «ракушка» используется при съемке неформальных личных портретов. Однако, его можно использовать и для съемки более сложных сцен.
Для нашей схемы потребуется два источника света (однако, можно достичь эффекта при наличии одной вспышки и рефлектора). Сильный основной источник света над субъектом можно отразить при помощи складного отражателя, расположенного внизу, или куска белого пенопласта на коленях или на столе перед моделью. Тройной отражатель не очень хорошо подойдет, так как у него есть свойство «оборачивать» субъект светом. Задача света «ракушка» - выделить определенные черты, позволив другим смешаться с фоном. По этой причине лучше иметь два разных источника света.
Для такого вида портретного освещения я очень, очень сильно рекомендую простую и недорогую вспышку Yongnuo YN560IV. Многие авторы Improve Photography просто без ума от этих маленьких вспышек. Они стоят мало, но не ведут себя как невнятные дешевки, легкие и просто выполняют свою работу. Помимо прочего, у них есть встроенный приемник, благодаря которому они хорошо общаются с передатчиком Yongnuo YN560TX, который я тоже рекомендую. Brian Pex, один из авторов Improve Photography написал две замечательные статьи об этих устройствах, которые стали настолько популярны, что в поисковой выдаче обогнали даже официальные руководства по использованию. Добавьте в закладки эту и эту статьи, чтобы прочитать их, когда обзаведетесь такой вспышкой.
Помимо вспышек и передатчика вам понадобится какой-нибудь фон. На деле это может быть что угодно. Однотонная или текстурированная стена подойдет весьма хорошо. Узор, например, кирпич или шпунт придаст фотографии характерности или даже позволит модели выделяться на темном естественном фоне при съемке вечером. Лично я предпочитаю использовать складной отражатель, который можно взять с собой и разложить за считанные секунды. Просто помните, что, чем дальше от фона до источника света, тем темнее будет фон. (Это называют законом обратных квадратов. Все, что нужно знать при покупке белого фона – зачастую при съемке со светом «ракушка» он будет выглядеть серым, только если за ним нет собственной лампы. Помните об этом.)
Вам также понадобятся стойки, на которых можно установить вспышки. Лично у меня нет C-Stand, но я рекомендую таковым обзавестись, если вы работаете с подобными схемами освещения. Я выработал свой метод, но, честно говоря, намного проще было бы работать с систендом. Эта модель – довольно неплохой вариант. Я также рекомендую эту короткую стойку для установки заполняющего света. Она может значительно опускаться, что пригодится при съемке детей и низко сидящих людей.
Вам также понадобится какой-нибудь крепеж, чтобы установить вспышки и модификаторы на стойках. Они выпускаются любых видов и форм, но по возможности я предпочитаю использовать эту уникальную модель. Она работает не со всеми модификаторами, но, если работает, то вы получаете устойчивое и быстрое крепление.
В конце концов вам понадобятся модификаторы света. Знаю, это ящик Пандоры. У каждого есть свой любимый модификатор, и я не исключение. Я собаку съел на отражающих зонтах и очень люблю их. Они бесстыдно дешевые, но почему-то служат очень долго. Это – полезный инструмент, поэтому не бойтесь потратить двадцать баксов на набор таких зонтов. Позаботьтесь о них, и они хорошо вам послужат. Можно также установить портретную тарелку, восьмиугольный или квадратный софтбокс, стрипбокс и т.д. Список можно продолжать до бесконечности. В рамках статьи я буду использовать 32-дюймоый восьмиугольный софтбокс и стрипбокс размером 8.7” x 35.4”. Я постоянно использую эти два модификатора для съемки различных портретов (стрипбокс – мой самый любимый).
В рамках урока мы обсудим три элемента нашей схемы освещения. При работе с «ракушкой» есть три вида света. Первый – ключевой (или основной) свет. Это базовый источник, который предоставляет около 70% всего света. В нашем случае им будет 32-дюймовый восьмиугольный софтбокс. Мы сделаем так, чтобы наш софтбокс правильным образом освещал лицо, но понадобится что-то, чтобы заполнить тени на лице и шее модели. Встречайте заполняющий свет. В его роли выступит 8.7-дюймовый стрипбокс. Мы поставим его ниже и направим вверх, чтобы заполнить тени, созданные основным источником. Эти лампы создают две половинки «ракушки», освещающей лицо модели, и представляют собой полную световую композицию. Однако, есть еще одна очень важная деталь – блик.
Блик – это ключ к впечатляющей портретной фотографии. Мы говорим об отражении света лампы на радужке глаза, которое может либо испортить фотографию, либо сделать ее невероятно привлекательной. Именно по этой причине я люблю сочетание восьмиугольного софтбокса над моделью и короткого стрипбкоса под ней. Я нахожу отражение в глазах очень привлекательным – особенно, если использовать стрипбокс, который изгибает и искажает свет, чтобы он повторял форму глаз. Честно говоря, выбор модификатора не очень важен, но стоит запомнить следующее: единственный плохой блик – это отсутствие блика. Сделайте так, чтобы свет отражался от глаз и визуальный эффект портрета моментально возрастет.
Все ваши примочки уже распакованы и лежат на столе, так что делать дальше? Давайте начнем с расстановки стоек. В зависимости от выбранных модификаторов, вы можете решить установить сначала крепежи и вспышки. (Совет профессионала: Когда вы расставили все оборудование, разбирайте его только в случае необходимости. Нет никакого смысла портить всю расстановку без серьезных на это причин. При съемке в домашней студии просто аккуратно переставьте стойки и другое оборудование в угол. Я ненавижу складывать стрипбокс, ведь его очень сложно заново собирать. Я просто убираю его в чулан спальни и достаю, когда нужно.)
Когда обе стойки заняли свои места, включите вспышки и отрегулируйте положение лампы, которая будет стоять перед моделью. В зависимости от требуемого настроения, нужно решить насколько далеко от модели будут стоять лампы. Давайте установим ключевой свет на расстоянии 90 см и направим его прямо на лоб под углом 45 градусов. (Убедитесь, что стойка расположена стабильно и не шатается, чтобы она не упала прямо на голову вам или модели. Установите одну из «ног» в направлении, куда клонится стойка и утяжелите ее при помощи специального мешка с песком или вашей сумки.)
Теперь пришло время для заполняющего света. Он также должен стоять на расстоянии 90 см и быть направленным верхнюю губу модели под углом 45 градусов.
Теперь включите передатчик и отрегулируйте мощность ключевого света. Для этого выключите заполняющий свет и оставьте только ключевой. Метод, которым я пользуюсь для определения экспозиции, таков:
Затем включите заполняющий свет. Теперь у вас уже будет представление того, какими должны быть параметры. Один из ключевых пунктов для достижения успеха при съемке с «ракушкой» - мощность заполняющего света должна быть примерно на два уровня ниже, чем основного. Это гарантирует, что в конце вы не получите слишком темную фотографию, от которой веет духом Хэллоуина. Для примера выше, учитывая, что мощность основной лампы 1/32, я снизил мощность заполняющей на два уровня, для YN560IV это 1/128. За время работы со светом «ракушка», я определил, что именно такая расстановка с такой мощностью отлично работает с моим объективом при таких параметрах экспозиции. Мне больше не нужно делать тестовые снимки, так как я одинаково всё расставляю и регулирую по ходу, если это нужно.
Когда лампы установлены и готовы, я пытаюсь вербально направить модель и отрегулировать положение ее головы так, чтобы произошло две вещи. Во-первых, я хочу, чтобы глаза были фокусной точкой фотографии, поэтому всегда устанавливаю одну точку автофокуса (центральная обычно самая резкая) и фокусируюсь на ближнем глазу (всегда есть ощущение, что один глаз немного ближе; это зависит от положения). Нормально, если все остальное будет не в фокусе – главное, чтобы глаза были резкими. Для этого я прошу модель немного подобрать подбородок и чуть опустить голову, глядя при этом на меня. Таким образом глаза и часть носа окажутся в фокусной плоскости. Практически все остальное смешается с фоном, визуально это очень привлекает. Когда я доволен полученным снимком, я прошу модель слегка поднять голову, чтобы рот наравне с глазами попал в фокусную плоскость. Таким образом, рот и глаза оказываются на одном расстоянии от объектива, благодаря чему я могу запечатлеть улыбку и выражение лица, в то время, как все остальное остается размытым.
Эти два вида снимков обычно получаются самыми привлекательными – убедившись, что они сделаны, я могу позволить себе проявить немного креативности.
Думаю, экспериментируя с этой расстановкой света, вы заметите, что фотографии получаются уникальными и очень привлекательными. Я недавно работал с двумя проектами (фотоальбом для учеников начальной школы и съемка семейных портретов), используя свет «ракушка» и был очень доволен результатом. Надеюсь вы тоже будете!
(Выношу особую благодарность моей жене, мальчишкам и котенку за то, что позволили использовать их фотографии для этой статьи. Разве они не прекрасны?)
До новых встреч в следующих статьях!
Автор: Alex Lawson
По мере того, как вы узнавали все больше о работе со студийным светом и его расстановке, вам наверняка приходилось слышать о рембрандтовском свете или...
Читать дальше →В этой статье я расскажу о пяти основных вещах, которые портретные фотографы делают неправильно. Хоть в фотографии нет...
Читать дальше →Следующие рекомендации помогут вам создать качественные рекламные фотографии одежды, представляемой на модели. Когда предметы одежды демонстрируются на человеке, у вас...
Читать дальше →Постановка студийного освещения может показаться сложным делом, если Вы не брались за него прежде. Однако, «не так страшен чёрт, как его малюют». Посудите сами, всего...
Читать дальше →Моя фотографическая карьера началась три десятилетия назад, когда я прибыл в Лондон в возрасте 24 лет и стал работать ассистентом фэшн-фотографа...
Читать дальше →Окно закроется автоматически через 3 секунды
откровенно говоря, более более или хотя бы даже настолько неудачных фото в качестве примеров я в фотоуроках еще не видел... Что в плане общей фотогеничности, что в плане демонстрации особенностей схемы освещения... Удивлен отбором этой статьи и иллюстраций...
Котенок еще терпимо
"Диафрагма 1.8 (я использую свой любимый фикс-фокус Canon 135mm L Series f/1.8)" (с)
Не знал о такой линзе у Кенона)
Котенок ничего так, остальное разочаровало.
Фотографии не впечатлили. Результаты мало чем отличаются от вспышки в лоб. Разве только лишь бликами в глазах.
Когда-то давно с удовольствием читал статьи стробиста Сергея - к сожалению, фамилию не помню. Он делал подобную ракушку с помощью двух зонтов на просвет и получал замечательный результат. Здесь же мне хочется задать два вопроса:
1. Зачем эти пересветы на лице?
2. Как получается, что снимая на 135 мм, получается эффект съемки на короткофокусный объектив?
Еще, нмв, слишком много света снизу.
Положа руку на сердце, портрет котенка самый удачный.
Да уж. Нижняя часть лица ярче верхней и это кому-то нравится? Разве что для ужастиков схема
Довольно странная и действительно неприятная передача объема. Я бы поместил такой вариант освещения в категорию как не надо делать.
Неприятный свет
Не кажется ли вам, что при таком освещении все лица на портретах становятся похожими друг на друга. Даже не формами, а выражением?
Тут дело не в самом виде освещения, а в конкретном подходе автора статьи. К тому же, никто не запрещает модифицировать схему расстановки под свои нужды, чтобы добиться желаемого эффекта или избавиться от пересвета на лице.
Вот оригинал:
"... two light sources around your subject: One in front and above, one in front and below",
в переводе же:
"...две вспышки с разных сторон: одна впереди, поднятая выше, вторая – сзади(?) и ниже".