Отбор кадров и составление портфолио

Введение

Рано или поздно все мы сталкиваемся с проблемой составления собственного портфолио. Но еще до этого, после каждой съемки, нам приходится выбирать из сотни кадров пять или десять лучших снимков, которые стоили бы обработки и представили бы результат нашей работы в наилучшем свете. Порой очень сложно понять, что стоит выбрать, поэтому в данной статье я хотела бы обратить ваше внимание на критерии для оценки ваших работ, которые помогут определиться с выбором, способы отбора, а также дать пару советов относительно составления собственного портфолио.

Итак, вы провели замечательную съемку и в прекрасном расположении духа приступаете к фильтрации кадров, чтобы сделать выборку для итоговой обработки. Обработать все двести-триста штук слишком трудозатратно, да и в принципе, в этом нет смысла. Если мы говорим не о свадебной съемке, я склонна придерживаться мнения, что лучше показать заказчику или зрителю пять действительно хороших кадров, чем пятьсот средненьких вперемешку с плохими.

Конечно, вы можете записать клиенту на диск все кадры, для архива, но для всего остального мира должна остаться только маленькая выборка, которая презентует все ваши возможности и таланты в качестве фотографа. Как же оценить, какой именно кадр достоин этой выборки, а какой нет?

Критерии для оценки

Резкость

Пожалуй, это первый, основной и самый простой критерий для оценки удачности кадра. Промахнулись мимо зоны фокуса – всё, на выброс. Конечно, сейчас, можно сказать, пошла мода в фотографическом мире на имитацию картинок со старых объективов с некачественным стеклом, и я видела портреты, на которых фокуса нет вообще и нигде. Разумеется, это личное дело каждого, но я считаю, что фокус должен быть хотя бы на маленьком участке кадра (на предполагаемом сюжетом участке, конечно, но тем не менее). Пусть он будет только на одном глазе, но будет.

Итак, между двумя кадрами при прочих равных стоит выбирать тот, на котором вам удалось сфокусироваться там, где вы хотели, и так, как вы хотели. Порой в случае тех же портретов гораздо лучше смотрятся кадры с так называемым «отделением от фона», т.е. снятые на широкой диафрагме с точной фокусировкой на объекте, когда фон (и иногда передняя часть кадра) получается полностью размытым.


Особенно много сложностей с фокусом у меня возникает при использовании объектива Lensbaby. Половина кадров сразу удаляется, остаются лишь те, где мне удалось навестись на резкость подобающим образом.

Освещение

Всегда выбирайте кадры, на которых вам удалось красиво обыграть освещение. Особенное внимание обращайте на экстремумы в зонах освещенности – самые светлые и самые темные зоны. В идеале в кадре не должно быть очевидных «вылетов», если это не предусмотрено художественной задумкой. Например, вы снимаете в солнечную погоду, и под глазами у модели образуются глубокие темные тени. Даже если во всем остальном кадр идеален, «вытянуть» эту оплошность будет крайне проблематично, и при прочих равных стоит выбрать тот кадр, где вы попросили модель иначе повернуть голову, чтобы избежать этих самых теней.

Другой пример – пейзаж, снятый в разное время суток и при разной облачности. Когда небо ясное, и вы снимаете против солнца, с большой вероятностью оно будет не эстетично выбелено. Работать над таким кадром, на мой взгляд, стоит только в том случае, когда вам удалось запечатлеть поистине уникальный сюжет или у вас нет возможности побывать там снова. Ну, или если вы снимали «вилку» для HDR. Итак, отметаем кадры с неудачным светом. А также помним о связанном со светом явлением – шуме. В общем случае, чем меньше шума на кадре, тем лучше. Особенно сильно он проявляется как раз в самых темных участках кадра.


Яркий пример зашумленного кадра. Мне понравился свет и композиция, поэтому я все же «вытянула» его и выложила в галерею, но в портфолио такой кадр я включить не смогу.

Композиция

Еще один важный критерий для оценки качества снимка – удачность композиции. На данном ресурсе представлен ряд статей на эту тему, с которыми вы при желании можете ознакомиться. В процессе выбора при прочих равных стоит остановиться на кадре с лучшей композицией, поскольку этот фактор влияет на правильное восприятие снимка. Если вы смогли поймать потрясающее выражение лица у вашей модели, но при этом «обрезали» ей руки, ноги и половину лица, вряд ли данный кадр можно считать удачным. Хотя, возможно, я вновь не в тренде, и подобные снимки сейчас на пике моды.

В данной серии есть еще один очень похожий кадр, но с чуть иным ракурсом, и я там умудрилась откромсать модели часть левой руки. Поэтому если я буду выбирать из них один – остановлюсь на этом.

Ракурс

В случае с портретом есть еще один деликатный момент. Все вот, кажется, идеально, но на одном кадре голова модели повернута на 45 градусов, а на другом – на 47. И один из ракурсов, как ни странно, выглядит гораздо лучше. Порой в данном случае для меня, например, это является определяющим фактором – я лучше подольше повожусь в редакторе с проработкой теней и подавлением шумов, поиграю с выкадровкой, но зато модель моя будет раскрасавица (раскрасавец?). Разумеется, когда кадр выглядит так, будто его снимали на мыльницу десятилетней давности на ISO 1600 в темном баре среди толпы пьяных людей, данное правило не работает. Просто на это тоже стоит обращать внимание при выборе кадров из серии, если фотографии в целом идентичны, но отличаются какой-то несущественной деталью. Вроде ракурса.

Сюжет

Самый сложный и, скажем так, тонкий критерий для оценки кадра. Подумайте, на каком кадре вам удалось в максимальной степени передать задумку вашей съемки, идею, сюжет. Вам нужно понять, насколько очевидно будет все это для зрителя: все ли необходимые предметы попали в кадр, что выражает поза модели, о чем говорит выражение ее лица – если мы говорим о портрете. Для этого вам может потребоваться попросить о помощи стороннего наблюдателя, со временем вы станете понимать это сами, опираясь на отзывы о ваших предыдущих работах.

Этот кадр – часть фотосерии. И, полагаю, глядя на него, вы легко сможете понять, о чем она, сколько человек принимало в ней участие и какова стилистика остальных кадров.

Попросите о помощи

Оценивать собственную работу всегда сложно. Я вообще свои кадры раньше воспринимала как детей: любила всех и сразу, и удаление какого-то из них с жесткого диска воспринималось мною как преступление против совести. В любом случае, лучше тренироваться жестко себя критиковать. Кадр вроде неплох, но что-то в нем не так – попробуйте не браться за него сейчас. Положите в папку с говорящим названием типа «Быть или не быть?» и пересмотрите через месяц. А лучше через два. Вполне вероятно, что папка будет удалена целиком, когда эмоциональный фон отойдет на второй план.

Когда поймете, что никак не можете определиться между двумя кадрами, попросите нескольких человек, мнению которых вы доверяете, помочь вам выбрать. Также очень хорошо в качестве фильтра использовать возможности какого-либо специализированного фотосайта – я использую для этого gallery.ru, а еще социальные сети. Часто бывает так, что при выкладывании серии снимков большинство людей оценивают совсем не те кадры, которые нравятся мне. И тут уже вам необходимо будет решать: соглашаться с мнением большинства или нет, а это во многом зависит от цели, которую вы преследуете, производя отбор снимков. Если вы собираете портфолио в интернете и хотите, чтобы оно было популярным – определенно, стоит прислушаться.

Если же вы собираете портфолио «для работы», намереваясь устроиться фотографом в какой-либо журнал или модельное агентство, это не совсем репрезентативная выборка. В такой ситуации лучше всего будет обратиться за помощью к профессионалу, имеющему подобный опыт, и попросить помочь вам отобрать кадры. Отличный вариант отработки портфолио – так называемые «портфолио ревю». Они проводятся в разных форматах, и суть их заключается в том, что вы можете показать свои работы заслуженным деятелям фотографического сообщества и получить их отзывы.

В крупномасштабном варианте портфолио ревю могут посещать также иные деятели культуры типа организаторов выставок, критиков, владельцев галерей и редакторов журналов. Это неплохой шанс заявить о себе в фотосообществе, но начинать следует с более мелких мероприятий. Например, многие фотографы, проводящие мастер-классы, устраивают на них портфолио ревю, так что вы можете выбрать того, чьи работы вам по душе, и отправиться к нему. Только приготовьтесь адекватно воспринимать критику, порой довольно жесткую, ведь в этом вся суть затеи – учиться и становиться лучше.

Международное портфолио ревю в Москве для российских фотографов, Portfolio Review Russia, 2011 год.

Правила составления собственного портфолио

Выбирайте только самое лучшее

Мне знакомо это ощущение: когда вы только начинаете фотографировать, и что-то начинает получаться, хочется срочно заняться составлением собственного портфолио, распечатать красивую и толстую книжку и начать ее всем показывать. Я не могу точно сказать, после какого периода стоит начинать составлять портфолио, поскольку все учатся и набираются опыта с разной скоростью. Но не раньше, чем через год после начала съемок.

Вы должны подходить к подбору кадров для портфолио со всей ответственностью. Пусть лучше будет пять хороших кадров, чем пятьдесят не очень хороших. Не спешите набрать объем: берите не количеством, а качеством. Туда должны попасть не просто хорошие кадры, а лучшие, лучшие из лучших. Будьте самым строгим критиком для себя, используйте те критерии и советы, которые были описаны в данной статье выше.

Отбор фотографий лучше производить в несколько этапов. Для начала выберите серии, которые и вы, и ваши зрители считаете удачными. Затем по  1-3 кадра из каждой удачной серии. Соберите все отобранные кадры в одном месте и отфильтруйте половину. Проводите фильтрацию до тех пор, пока не поймете, что остались только те кадры, которыми вы действительно гордитесь.

Выберите критерий классификации

Не стоит смешивать в одном портфолио фотографии разных жанров, особенно если речь идет о фотокниге. Если вы не имеете определенной специализации и фотографируете и пейзажи, и репортажи, и портреты, и натюрморты – сформируйте отдельное портфолио для каждого направления вашей работы. В противном случае, пытаясь охватить все возможные аудитории, вы не зацепите ни одну.

Я бы не советовала включать в общее портфолио фотосерии. Вы можете выложить серии в отдельные папки, или же, если они небольшие, разместить их на одной странице фотокниги в виде тизера. Дело в том, что они отвлекают внимание. Если вы считаете, что в серии есть какие-то особо удачные кадры, которые будут смотреться даже вне контекста остальной части серии – вы можете их использовать.

Этот кадр – часть большой серии, но, на мой взгляд, он достаточно хорош, чтобы использовать его отдельно.

Портфолио имеет своей целью показать всю разносторонность вашего таланта в определенной области, но стремясь осветить все грани, все же помните, что оно представляет собой нечто цельное. Не стоит помещать на одну страницу фотографию маленькой девочки с ромашками, а на следующую – что-то готически-ужасное. Думаю, такие контрасты смутят практически любого зрителя.

Постарайтесь смягчить переходы, и, может, не очевидно, но все же разбить кадры по стилистике и сюжетам. Тем не менее, не стоит также показывать слишком похожие кадры, это не имеет смысла: если вы умеете снимать девочек с ромашками, это еще не значит, что вы способны снимать мальчиков с машинками. А если вы умеете работать с естественным светом, совершенно не факт, что вы имели дело со студийным. Итак, покажите все, что умеете, но классифицируйте.

Как пример неудачного сочетания – думаю, на соседних страницах фотокниги данный переход будет слишком контрастным.

Вид  портфолио

Вы можете презентовать свое портфолио множеством способов: создав свою собственную страничку в интернете, используя возможности специализированных фотосайтов, распечатав фотокнигу, сделав большую папку и вложив в нее отдельные отпечатки и т.д.

Еще один вариант вида портфолио – специальная коробка. Почему бы и нет?

Говоря о фотосайтах, можно отметить интересную вещь: чем сложнее процесс закачки, тем лучшее портфолио у вас получится, как в случае с 500px.com – данный ресурс не предполагает потоковой закачки и изначально был создан для того, чтобы выбрать лучшее из существующего в мире современной фотографии. Изначально на сайте существовала довольно-таки жесткая модерация, и попасть туда считалось вообще ужасно престижным, сейчас процесс упростился. Загружать фотографии может каждый, но все же не потоком, а определенное количество фотографий в месяц, если вы не покупаете платный аккаунт.

Впрочем, в каком-то смысле модерация осталась – в плане составления регулярных подборок лучших кадров с сайта, публикуемых в социальных сетях. К слову, на том же 500px существуют готовые (но не бесплатные) инструменты для составления портфолио, если вам не хочется заниматься разработкой своего сайта с нуля.

Каждый способ размещения информации имеет свои преимущества, и лучше всего будет иметь свое портфолио сразу в нескольких вариантах: например, на сайте, на диске и в виде фотокниги или папки с распечатками. К слову о распечатках – я настоятельно советую вам их сделать, потому что при просмотре кадра на компьютере слишком многое зависит от калибровки монитора смотрящего, когда же вы приносите отпечатки – вы имеете возможность показать их именно так, как сами того хотите, в том числе без цветовых искажений. Говоря о сайте – желательно, чтобы это была не ссылка на ресурсы типа социальных сетей.

Выбор целевой аудитории

Это действительно важный пункт, от которого зависит вид вашего портфолио, состав снимков и выбор носителя. Если вы просто делаете архив для личного пользования и показа друзьям – это одно. Но если вы собираете портфолио для подачи заявки на работу в какой-либо журнал – вам нужно ознакомиться с тематикой фотографий, присутствующих в нем на данный момент, и попытаться понять, что вы можете предложить именно им, чем можете их заинтересовать.

Это уже больше маркетинг, нежели фотография: поймите, кто ваш клиент, и работайте на него. Если смотреть на проблему в этом ключе, то вариант с папкой с отпечатками может быть наиболее удобным – вы просто вынимаете из нее все лишнее, и оставляете лишь то, что хотите показать тому или иному человеку.

Дизайн

Важно, чтобы оформление портфолио в любом его виде соответствовало стилистике ваших работ. Т.е. если вы снимаете в основном барышень рокерского облика на фоне развалин – фон с узором «hello kitty» вряд ли будет уместен. Лучше всего выбирать для фона нейтральные спокойные тона, чтобы не отвлекать внимание непосредственно от работ. Также для подписей и комментариев должен быть выбран читаемый шрифт, без изысков, поскольку основная их задача – донести до зрителя информацию. Все остальное остается на ваше усмотрение.

Порядок фотографий в портфолио

При составлении портфолио вы заинтересованы в том, чтобы его посмотрели целиком и оценили ваше искусство. Исходя из этого, располагать кадры в хронологическом порядке – не самое удачное решение. Ваше мастерство со временем растет, а если зритель увидит на первой же странице слабый кадр, у него не будет никакой мотивации переходить к следующему. Если же все лучшие кадры вы разместите в первой части презентации или книги – под конец портфолио эффект будет нивелирован. Поэтому считается, что самые лучшие фотографии следует размещать в начале и в конце. Также в зависимости от объема портфолио имеет смысл разместить их в промежутках, чтобы ту же книгу, например, все же досмотрели до конца.

Контакты и описания

Не забудьте тем или иным образом прикрепить к портфолио свои контакты. Будет довольно  обидно, если кто-то увидит ваши работы, всячески восхитится и не сможет связаться с вами, чтобы дать вам ведро денег. 

Кроме того, неплохо будет сопроводить каждую фотографию небольшим описанием, включающим дату съемки, место и по желанию - используемое оборудование, если вы хотите сделать на этом акцент. Также, если какие-либо из ваших фотографий занимали призовые места в конкурсах или публиковались – не забудьте указать это в подписи к кадру.

Заключение

Итак, как это ни прискорбно, «просто нажимать на маленькую черную кнопочку» и получать удовольствие от процесса – всего лишь половина дела. По сути, тщательный отбор фотографий и правильная их презентация зрителю являются чуть ли не самыми важными аспектами в процессе формирования вашего имиджа как профессионала. Вы можете сделать тысячу снимков, девятьсот пятьдесят из которых будут плохими, а оставшиеся пятьдесят – хорошими, и показать лишь пять самых лучших из этих пятидесяти – и люди будут оценивать вас именно по этим снимкам. И правильно сделают, потому что именно портфолио помогает понять вашу верхнюю планку на текущий момент: то, на что вы действительно способны.

В качестве тренировки предлагаю каждому разместить в комментариях по одному самому лучшему кадру за все время работы в данной области, в любом жанре и с любым сюжетом!

И еще: если у вас есть вопросы, не стесняйтесь их задавать и указывать темы, на которые вам было бы интересно почитать статьи – мы работаем для вас! 

05/10/2012    Просмотров : 32691    Источник: photo-monster.ru    Автор: Анна Смолина
Версия для печати Скачать в pdf

Комментарии: 27

  • Осталось символов: 5000
    Формат JPG Удалить
    Ожидаем загрузку изображений
  • fischer199 13 Марта 2016 - 23:27:12

    грибок


  • geirby 6 Апреля 2014 - 18:13:33

    меня интересует как делать крышку фотокниги


  • dlutt 29 Ноября 2013 - 01:50:43

    Canon EF-S 18-55mm


  • ivangavenko 12 Ноября 2013 - 15:12:30

    Камерный jpg. Ни какой обработки.


  • gang_banger 30 Сентября 2013 - 13:45:39

    Я всегда перед нажатием кнопки затвора думаю: "А достоин ли этот кадр стоять на моём рабочем столе, чтобы любоваться им?.."


  • Спиваки 19 Июня 2013 - 21:23:35

    Спасибо за статью. Подходящие советы!!!


  • leskalex 30 Января 2013 - 15:15:09

    как не странно, Зенит-Е + Helios 44-2 58/f2


  • fralid 4 Ноября 2012 - 16:44:45

    и мое


  • valentayn 1 Ноября 2012 - 15:38:38

    гляньте...


  • Ирина Полякова 20 Октября 2012 - 06:00:00

    а ответов всё нет!


  • Евгений Иванов 16 Октября 2012 - 08:21:40

    И мое, и мое покритикуйте! Пожааалуйста ))


  • Катя Боброва-Батюкова 13 Октября 2012 - 09:56:46

    не прикрепилось в предыдущем сообщении почему-то


  • Катя Боброва-Батюкова 13 Октября 2012 - 09:54:22

    Да, статья очень дельная. и наверно нужно когда-то начинать задумываться о портфолио. Еще : насчет тем , которые интересны. Не знаю, может плохо искала по сайту, но очень хотелось бы увидеть статьи про фото проекты. (или типо фото проект жизни..когда в течение многих лет фотографируешь одну какую то тему..). Ну и раз тут можно выкладывать на обсуждение..мои работки.)покритикуйте.


  • Денис Сафонов 13 Октября 2012 - 02:58:56

    Мои первые фото,только ещё учусь...А статья очень нужная и позновательная...


  • Галина Никитина (Мордвинова) 11 Октября 2012 - 16:20:30

    Только учусь снимать..


  • vloput 9 Октября 2012 - 22:06:47

    И во ещё. Свеженькие Всё на Зенит 122. Объектив Гелиос м44-м, плёнка фуджиколор ISO 200.


  • Ирина Полякова 8 Октября 2012 - 12:16:53

    люблю снимать насекомых, снято на стандартный объектив 55 мм,с зумом 5,5


  • Smbody 7 Октября 2012 - 22:36:48

    Когда я не знаю годится ли фото, то думаю "а зачем миру ещё одна посредственная фотографица?" и вопросов становится меньше


  • Сергей Сергеевич 7 Октября 2012 - 16:06:42

    Извините,повтор загрузки


  • Сергей Сергеевич 7 Октября 2012 - 15:50:58

    Снимок сделан Саnon-500D


  • Mihail Corotkov 6 Октября 2012 - 20:16:52

    на мой взгляд, снимок интересен контросветом...


  • Lavalet 6 Октября 2012 - 12:56:48

    Да... Выбрать чертовски сложно оказалось Спасибо за статью, не уверена что лично мне нужно будет портфолио когда-нибудь, но из большого количества отснятого материала всегда мучает вопрос что выбрать, что начать обрабатывать и отправлять в распечатку, потому что у меня есть семейный альбом, чем я лично горжусь! Так что статья очень полезная!


  • Евгений Григорьев 5 Октября 2012 - 23:13:37

    как должы распологаться объекты в кадре, чтобы не было мешанины


  • Евгений Григорьев 5 Октября 2012 - 23:04:19

    1) июль 2012 canon 500d
    2)29 ‎мая ‎2012 ‎г canon 500d
    перед грозой


    • Eva 6 Октября 2012 - 07:40:30

      На мой взгляд, первый кадр - самый удачный. Во втором, не смотря на то, что было соблюдено правило третей, много пустого пространства, которое отвлекает. В третьем кадре завален горизонт (если конечно это не сделано специально))) + не совсем удачная композиция кадра. ИМХО


    • Катя Боброва-Батюкова 13 Октября 2012 - 09:49:53

      Кадр с деревьями и отражением очень неплох, вот верхушки бы деревьев еще были , идеально было бы ))


  • vloput 5 Октября 2012 - 19:23:41

    Не смог удержаться - поэтому два кадра. Почти без обработки


Еще уроки из рубрики "Советы по фотографии"

Как фотографировать с призмой

Призмы, которые обычно показывают на уроках физики в школе, могут стать отличным аксессуаром для творческой съемки. Они создают превосходные радужные блики и другие эффекты...

Читать дальше
19/01/2020. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
38 093
0

Как делать инфракрасные фотографии: часть 2

В первой части мы уже рассмотрели, как конвертировать обычную камеру и сделать её пригодной для ИК-съемки. Теперь давайте узнаем всё, что необходимо для получения превосходных...

Читать дальше
24/12/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
13 461
0

Как делать инфракрасные фотографии: часть1

Цветная инфракрасная (ИК) съемка – потрясающее и удивительно простое занятие, если иметь в своем распоряжении правильные инструменты и техники. В этом материале, разделенном...

Читать дальше
03/12/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
17 234
3

Как сочетать разный свет в портрете

Использование своих источников света при съемке уличных портретов дает возможность осветить объект под любым выбранным углом.

Читать дальше
11/11/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
16 220
0

Как делать самые лучшие уличные фотографии

Всего несколько десятков лет назад термина "уличная фотография" даже не существовало, хотя на самой первой в мире фотографии, сделанной Жозефом Нисефором Ньепсом в 1826, изображен город.

Читать дальше
04/11/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
20 741
0

Ручная настройка баланса белого

Большинство современных камер, будь это DSLR или беззеркалки, имеют возможность вручную задать баланс белого в зависимости от условий съемки. Такая возможность есть даже у...

Читать дальше
25/10/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
37 102
0

Наверх
Орфографическая ошибка в тексте:
своими руками В этом уроке рассказывается, как сделать складной софтбокс размером 40х40 см, который похож на

Послать сообщение об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице.

Ваше сообщение отправлено. Спасибо!

Окно закроется автоматически через 3 секунды