От переводчика: Эта статья продолжает серию публикаций разных авторов, посвящённых плёночной фотографии. Предыдущая статья называлась «Плёнка: советы, камеры и первые наставления» и доступна по данной ссылке.
Этот урок покажет вам, как «сканировать» вашу плёнку с помощью Цифровой зеркалки. Причина использования для этой операции цифровой фотокамеры вместо слайд-сканера в том, чтобы сэкономить деньги и гарантировать сохранность плёнок. Хороший плёночный сканер дорого стоит, поэтому покупать его следует только если вам нужно сканировать много плёнок. Другим вариантом могло бы быть сканирование плёнок в специализированных фотолабораториях, имеющих профессиональные сканеры, но многих людей останавливает в данном случае перспектива отправки плёнок по почте.
Прежде всего необходимо признать, что предлагаемый в уроке метод не даст такого же результата, как профессиональный сканер. Однако это фантастическая идея и отличный способ оцифровать ваши плёнки в домашних условиях.
Перед началом работы стоит убедиться, что у вас есть всё необходимое:
Во-первых, вам понадобится стеклянная поверхность, на которой будет производиться съемка. Я использовал стеклянный столик, но и фоторамка может быть также удобна. Чтобы использовать фоторамку, достаточно убрать из неё задник и фотографию – останется стекло с рамой. Далее, вам потребуется найти что-то для использования в качестве подставки под стекло. Попробуйте использовать стопки книг или несколько коробок. Высоты конструкции в 30 см. вполне достаточно.
Теперь, когда у нас есть «предметный столик», пришло время установить камеру и штатив. Используемый объектив определяет, насколько близко к стеклу удастся снимать. Независимо от того, какой объектив вы можете использовать, постарайтесь заполнить кадром плёнки как можно большую площадь поля зрения объектива.
Самое важное в настройке штатива состоит в установке плоскости матрицы камеры параллельно плоскости стекла. Лучший способ это сделать – удлинить заднюю ногу штатива более двух передних, так чтобы камера оказалась прямо над стеклом. Помните, что если вы перестараетесь с удлинением ноги штатива, то его состояние может стать нестабильнее и он в итоге может упасть!
Теперь вам нужен кусок чистой фотобумаги без посторонних надписей. Большой кусок не нужен – 10*15 см. вполне достаточно. Поместите фотобумагу на стекло под камерой.
Затем разместите плёнку на фотобумаге. Вам вероятно потребуется что-нибудь для прижима плёнки – два плёночных контейнера подойдут. При их установке будьте аккуратны, старайтесь не двигать их по плёнке, чтобы не получить царапин и повреждений.
На этом этапе, вы можете использовать дистанционно управляемую вспышку, либо яркую настольную лампу. Будьте осторожны при использовании лампы с постоянным светом, так как он создает большое количество тепла, что может привести к повреждению плёнки. Поместите источник света под стеклом, направьте прямо на плёнку. Если вы используете вспышку, то придется провести некоторые тесты чтобы подобрать правильные настройки. Цель настроек в том, чтобы получить слегка переэкспонированную фотобумагу. Я использовал вспышку Canon 430 EX на половине мощности на удалении примерно 30 см.
Теперь переведите камеру в мануальный режим. Одной из важнейших ваших настроек является диафрагма – установите её примерно в f.7.1. Выдержка чуть менее важна – что-то около 1/10 - 1/20 должно подойти. Значение ISO следует установить как можно ниже для уменьшения шума. Теперь вы готовы к съемке плёнки!
Откройте изображение в Photoshop. Если фотография неправильно ориентирована – поправьте это через меню «изображение» -> «поворот холста» (Image> Rotate Canvas).
Продублируйте фоновый слой, нажав Command-J на Mac или Control-J на Windows. Это не обязательное действие, но просто хорошая привычка – сохранение исходного изображения.
Если вы сканировали слайдовую (позитивную) плёнку – пропустите этот шаг. Для негативной плёнки, выбрав дублированный слой нажмите Command-I на Mac или Control-I на Windows, чтобы инвертировать изображение.
Если вы сканировали цветную плёнку – пропустите этот шаг. Для черно-белой плёнки перейдите в меню «Изображение -> Коррекции -> Обесцветить» (Image> Adjustments> Desaturate), чтобы обесцветить изображение и удалить весь цвет.
Выберите инструмент кадрирования и удалите все цифровые значения в его настройках.
Расположите инструмент кадрирования приблизительно вокруг вашего кадра, но пока не беспокойтесь об идеальных краях.
Совместите один из углов рамки как можно ближе к соответствующим углу фотографии. Вы можете использовать клавиши со стрелками, чтобы точнее поставить его на место.
В центре вашей рамки есть небольшой круг – это опорная точка, вокруг которой совершается вращение. Щелкните и перетащите опорную точку в угол, который вы настроили в предыдущем шаге. Пусть опорная точка будет привязана в этому углу.
Далее, мы будем вращать рамку до параллельности с границей кадра. С помощью мыши, перейдите к одному из соседних с опорной точкой углов рамки и поставьте курсор чуть в стороне от угла чтобы стрелка указателя мыши приняла изогнутый вид. Нажмите кнопку мыши и перетащите рамку до её параллельности с границей фотографии.
Теперь настройте остальные стороны рамки чтобы правильно обрезать фото. Перетаскивайте стороны за квадраты в середине линий рамки. Нажмите «ввод», когда у вас будет готова рамка. Теперь вы можете экспортировать изображение или отправить его на печать!
Этот метод не может заменить сканеры в ближайшее время, но это прекрасная альтернатива, если вам не нужно сканировать большое количество плёнок. Если вы хотите посмотреть несколько примеров результата, который можно получить таким методом, перейдите по ссылкам ниже, к фотографиям, созданным по описанной в уроке методике:
Получайте удовольствие, и расскажите о своем опыте сканирования плёнок!
Автор: Крейг Мелвилл.
Несмотря на то, что вспышки – крайне полезный аксессуар для макросъемки, их свет не всегда создает нужный результат. Рано или поздно придется столкнуться с резкими тенями...
Читать дальше →Фокус-стекинг при съемке с рук – отличное решение для многих ситуаций. Это избавит вас от проблем, связанных с использованием макро-рельс в полевых условиях, и...
Читать дальше →Одно из главных преимуществ макрофотографии в том, что она позволяет увидеть мир под новым углом. С экстремально близкого расстояния семена одуванчика становятся похожи на балерин...
Читать дальше →Ни для кого не секрет, что количество интернет-магазинов сегодня множится день ото дня. Конкуренция растет, соответственно, побеждает сильнейший. Одним из факторов, подталкивающих...
Читать дальше →Съемка на пленку и работа с ней – это всегда интересно, а вот утомительное сканирование – не очень… Поэтому я своими руками построил компактный лайтбокс...
Читать дальше →Для фотографов, у которых ограничено время или бюджет для путешествий, работа крупным планом открывает неограниченные возможности съемки местности вокруг дома и внутри дома...
Читать дальше →Окно закроется автоматически через 3 секунды
прижимать негатив вплотную к бумаге - неудачное решение. Любая бумага имеет волокнистую структуру, которая станет видна при таком способе. Решение - помещать бумагу на расстоянии от негатива. А еще лучше - сделать из нее не фильтр, а экран - располагая под углом а свет направлять на этот экран, чтоб он был не проходящим - а отраженным... по крайней мере. Коробки в роли подставок - это тоже смех и грех. Сканирование достаточно серьезная операция, можно заморочиться и сделать добротное устройство...
Добрый день,
Вы сказали понадобится беспороводная вспышка, нот на картинке видно вспышку с проводом. как вы снимаете с ДУ , можете объяснить?
На картинке вспышка беспроводная. Проводом, который вы видите на фото, к ней подсоединён радиосинхронизатор. Он лежит на столе рядом (приёмник) А передатчик установлен на камере в "башмаке".
Домашний архив фотопленок и слайдов со временем теряет качество снимка, осыпается эмульсия, меняется цвет, появляется множество царапин, накапливается пыль и грязь.
Наиболее логичный способ сохранить дорогие Вам кадры - оцифровать (отсканировать) фотопленку (слайды, негативы, позитивы) для дальнейшего просмотра на компьютере и печати в новом качестве. Эти снимки уже не повторить, поэтому их надо вовремя сохранить.
www.vowaka.com поможет Вам сохранить дорогие Вам кадры с фотопленок и слайдов навечно .
Примеры оцифровки слайдов и негативов.
Мамочка моя 1977 год однако..Снимал репроустановкой с применением 60Д..Повторяюсь потомкам это пофигу
Алексей 1972 ты изобрел велосипед,наверно с вечным моторчиком.Видать от нефига делать.Можно и попроще-Там я увидел себя 28 годков назад.Время между прочим не собирается останавливаться
Рискну предложить еще один способ. Сразу скажу, что опыта работы с цифрозеркалкой мало, с ФШ - нет совсем. Учусь всему понемногу.

В частности, данная идея навеяна статьями по макросъемке: съемка с помощью двух объективов.
Из мертвой тушки Зенита я сделал своеобразную приставку для пересъемки пленки: удалил затвор, крышку, зафиксировал зеркало в открытом положении, сзади напротив кадрового окна приклеил направляющую из доработанной рамки для слайда. Пленку можно заряжать в кассету и перематывать курком, либо протягивать руками.
Оптическая система состоит из двух встречно направленных отечественных "фиксов" с нужным соотношением фокусных расстояний. Для APS-C (Canon) проверена пара объективов: Юпитер-9 на Canon + Юпитер-37А на Зенит (диафрагму зажимаем на последнем, иначе имеем виньетирование). Также подойдет пара 50/85 - но сильно виньетирует на закрытых). Фокусировка фактически автоматическая на "бесконечности", обусловлена рабочим отрезком "Зенита". Все вместе устанавливается на доске (или просто на столе) на фоне монитора. Подсветка из программы TFT-test. Работать удобно в режиме LV. Стыковать объективы можно самодельным переходником из-под колец светофильтров, либо прижать друг к другу передними оправами, зафиксировать тушки на доске. Пока опробовал на ч/б пленке - результат заметно лучше, чем, например, на сканере CanoScan 4400F. "Мыло" по краям на зажатой диафрагме не замечено.
Как-то так.
Критикуйте
Много сказано, со стороны можно увидеть (фото) как всё это работает? _Артём
в моем распоряжении репроустановка на 24Х36 до 6Х9 см..Установке 40 годков будет.Уже использовал с переходным кольцом +гелиос 44..Что сказать для слайдов.Подходит но слайды такие что прет зерно.Военно грузинская дорога 1977 года.Приятель мне сказал что это сейчас никому не нужно и подлежит выбрасыванию.Я согласенчто это никому не нужно.Так что все остановилось
Здравствуйте!Я новичок в этом деле.У меня единичные негативы.Им более 20 лет!!! Решил оцифровать сам,камера фуджифильм 4800.Снять кадр в кадр не получается,не фокусируется.Получается как у вас на снимках! Но при печати 10 х 15 получается крупное зерно,и резкость никакая.Вроде все делал как описано.Насадка под негатив закреплена на объектив,дрожание исключено! Помогите советом ,если возможно.Спасибо!
А может есть какой то способ сделать оцифровку обычным офисным сканером?
Epson V330 Photo
Хорошая статья. Спасибо.
Всё тут так напудрено,а сканер лучше для оцифровки.
Самое сложное- правильно вычесть маску из цветного негатива.
Примеры не впечатлили - провалы в тенях и светах.
Спасибо, за статью. Понятно, что это альтернативный вариант. К тому же, зачастую снимки "тех" времён имеют больше изъянов, чем сделанные современной техникой, да ещё с использованием "светлой головы". Но, думаю, для большинства снимков данный метод вполне подойдёт.
Спасибо!
переснимал негативы на Canon 550D объектив зенитовский Гелеос 44М с макрокольцами. Из пластиковой папки для бумаг черного цвета взл целую сторонку и в ней по центру вырезал окно 24х36, далее из такогого же материала только меньшего размера вырезал ещё рамку с таким же окном. К второй рамке приклеил полоски по ширине плёнки как бы направляющие и эту рамку приклеил к первой, а всю конструкцию скотчем на стекло балконной двери.Плёнка легко перемещается и не коробится.Аппарат на штатив, блокировка зеркала, спуск с таймером или пульт ДУ. Это конечно примитив, но получается. Негатив начала 60х желтый провел постобработку
Огромное спасибо!!! Валяется куча старых плёнок, на которых интересных кадров 5 и отдавать на оцифровку не хотелось, а тут такая удача!!! Ещё раз спасибо!!!
Мой знакомый много лет "сканирует" негативы и слайды в режиме макросъёмки, используя самодельный компедиум на объективе из чёрного матового картона, где крепиться фотоплёнка + окно на улицу в светлое время суток. ....Штатив,разумеется, уже не нужен .
В продаже можно найти специальную насадку на объектив, предназначенную для копирования фотоплёнок. Это тубус, в котором кадр за кадром протягивается плёнка на фоне матового стекла. Для съёмки можно использовать и обычный свет из окна, и свет от вспышки. Не уверен, что качество копии будет высоким, но такое приспособление, конечно же, гораздо дешевле слайд-сканера.
ой знакомый много лет "сканирует" негативы и слайды в режиме макросъёмки, используя самодельный компедиум на объективе из чёрного матового картона, где крепиться фотоплёнка + окно на улицу в светлое время суток. ....Штатив,разумеется, уже не нужен .----=тоже такой имеется.Не пробовал но думаю быстрей получится чем репроустановка.Но зерно прет ничем не убирается.И еще денежный стимул необходим.Услуги по оцифровке очень дороги
Самая большая ошибка в такой технике печати в том, что негатив лежит прямо на бумаге, и все неровности и шероховатости бумаги передаются на фото. Чтоб чище фото было нужно бумагой рассеять вспышку, а негатив должен просто лежать на чистом стекле.
Владимир, Вы лично пробовали техники, которые обсуждаете? То есть сравнивали съемку на бумаге со съемкой на стекле, под которым на расстоянии 30-40 см. лежала накрытая бумагой вспышка? Вы очень уверенно осуждаете предложенный способ, что может вызвать неправильные выводы со стороны менее опытных читателей...
Потому что при съемке пленки на бумаге, освещенная прямо направленной вспышкой бумага окажется полностью белой без малейших деталей, она вероятнее всего будет за пределами динамического диапазона камеры (автор прямо и указывает что бумага должна быть переэкспонирована)... А вспышка, нарытая бумагой в случае использования предлагаемого вами способа как мне кажется может оказаться белым пятном посредине кадра.
Хотя если у Вас был иной положительный опыт - интересно было бы о нем узнать.
Полностью согласен с Владимиром, лично пробовал технику и пришел к выводу что нельзя ставить пленку непосредственно на бумагу, бумага передает кадру свои изъяны и шероховатости. Вы говорите что бумага будет переэкспонирована, без деталей, но когда свет пройдет через пленку все шероховатости как раз будут видны. Поэтому бумагу стоит ставить ниже стекла на 5-8 ст, и пару кадров снять с меньшей мощностью и без пленки, чтобы увидеть остались ли изъяны и равномерно ли освещается кадр.
Согласен с Вами,неужели это автору неизвестно?
Кстати можно сфокусироваться через обычную лупу, только не знаю что будет с аберрациями
А с цветом то не получится ничего приличного?
Слайд должен просканироваться отлично.
Что касается негативной цветной пленки (то есть наиболее массовой) - то там есть много нюансов по ручной конвертации - на отдельную статью.
Как вариант можно воспользоваться одной из программ для сканирования пленок и загрузить в нее полученный из камеры файл для обработки. Дальше можно будет выбрать тип пленки и программа обратит ее сама...
В прошлый раз Евгений вдохновил меня статьёй, когда плёнку устанавливаешь на фоне монитора, так я попробовала прикрепить её к стеклу от окна и при помощи дневного света, пробивающегося с улицы сфотографировала моим объективом, но что толку приблизиться ближе чем на 50 см немогу, не фокусируется, и получилась молюсенкая фотография на моём кропнутом 10 Мегапиксельном кадре, ну вот я и разочаровалась в этом методе, надо срочно покупать полнокадровый и наслаждаться результатом.
Снять кадр по принципу съемки панорамы, несколькими кадров. Далее в ГР нормально все объединяется. Камеру нужно смещать параллельно плоскости слайда.
Если у вашего объектива нет режима макросъёмки ,то результат не получиться любым фотоаппаратом."Кропнутым" фотоаппаратом или "некропнутым" , но необходимо снимать фотоплёнку в полный (!) кадр. Снимать с 50 см подобную работу нельзя ни каким фотоаппаратом....
Лучше не ждать покупки дорогущего фотоаппарата а просто взять макрокольцо на объектив, или комплект гелиос 44+ мегадешевые советские макрокольца и переходник, с таким комплектом мне удалось уместить весь кадр без границ
Спасибо огромное за статью! У меня огромное количество слайдов, почти все мои детские фото , обязательно попробую перефотографировать их
Считаю необходимым добавить ряд существенных замечаний:
1. Для получения хорошего качества переснятых негативов и достаточно высокого разрешения нужен макрообъектив. Без него сложно полностью заполнить кадр кадром пленки.
2. Непонятно, почему в статье приводится значение выдержки 1/10 - 1/20 при использовании вспышки. Скорее всего автор имел ввиду использование настольной лампы.
3. Снимать исключительно в формате RAW. Из Jpeg не удастся получить сколь-нибудь приемлемого качества снимков.
Евгений, спасибо за дополнение. Я использую специализированный слайд-сканер, так что не знаком со всеми нюансами обсуждаемой в статье техники. Кроме того стараюсь не вносить своих дополнений в переводимый материал, но также мог бы добавить, что порекомендую использовать штатив с поворотной центральной штангой (которую можно закрепить параллельно полу) поскольку рекомендуемое в статье положение штатива довольно опасно. И закреплять пленку я бы посоветовал чем-то более деликатным, чем контейнеры от пленки чтобы исключить возможность случайно поцарапать её. Или наверное можно использовать кусочки бархата по обе стороны прижимаемой чем-то пленки.
Что касается выдержки - возможно это такое эмпирическое значение от автора (я опять же не имея в этом опыта не могу оспаривать этот момент). Может у него так лучше размывается пленочное зерно и кадры получаются чуть ровнее (в сканере для этого используется специальный дополнительный диффузор)? А может он действительно опечатался...