Подводная макрофотография

Выбор объекта съемки

Получение великолепных подводных макроснимков начинается с исследования. Где можно найти хороший объект? В какой стороне и на какой глубине? Поищите в интернете, поспрашивайте дайверов, которые были там раньше. Если возможно, используйте путеводитель, специализирующийся на макрообъектах.

Далее, посмотрите фотографии, сделанные в этих местах. Какие объекты смотрятся наиболее выигрышно на фотографиях, какие фоны и варианты композиции эффектнее, как вы можете все это улучшить.  Попробуйте представить кадры, которые вы хотели бы снять, вообразите, как будет падать свет, будет ли фон в фокусе или размыт. Основываясь на своих исследованиях и представленных кадрах, решите, какой объектив (или объективы) взять с собой в погружение. 

Когда вы начнете погружение, вы уже должны понимать, что вы ищете, знать виды обитающей здесь живности и глубину, на которую необходимо опуститься. Итак, вы нашли объект, что дальше? 

Если другой фотограф снимает объект, будьте осторожны, не подплывайте слишком близко и постарайтесь сделать так, чтобы в его сторону не поплыл ил. Сохраняйте дистанцию; следите за направлением движения осадка. Постарайтесь попасть в его поле зрения, чтобы он знал, что вы тоже заинтересованы в съемке. Посмотрите, нет ли рядом еще одного объекта, который вы могли бы снять, пока ждете. 

Вы должны быть способны оценить потенциал объекта. Вы можете решить проигнорировать некоторые объекты, потому что шансы на хороший момент или презентацию близятся к нулю. Это то, что приходит с опытом.

Яркие цвета прекрасно смотрятся на макрообъектах. Janolus голожаберный.

Дополнительная информация о выборе объектов для макросъемки:

Макро и список подводных обитателей для muck-дайверов

Направления для фотопутешествий под водой

Момент – когда сделать снимок

Чтобы достичь успеха в подводной макрофотографии, стоит задуматься о моменте и презентации. Вы хотите показать ваш объект. Что он делает, как он себя ведет? Меняет ли позицию, зевает или поджидает рыбу в засаде? Несет яйца? Открывает/закрывает рот? Попытайтесь представить, каков лучший возможный момент для съемки. Иногда объект будет представлять собой медленно движущееся голожаберное. Вы можете подумать, что для такого объекта не может быть хорошего или плохого момента. Но даже для голожаберных можно найти лучший момент, например, когда все жабры снаружи, если у него есть жабры.

Попытки поймать макрообъект в правильной позиции могут занять много времени – как в этом случае, с фоном, полностью заполненным морскими лилиями. F13, 1/200, ISO 200, объектив 60мм, снято в Anilao, Филиппины.

Дополнительная информация – Фотосъемка поведения морских обитателей.

Презентация – композиция, освещение и фокус в подводной макрофотографии

Если вы хотите представить объект наиболее эффектно, вам нужно подумать о 6 вещах: композиция, положение осветительного прибора (освещение), фон, фокус, экспозиция и глубина резкости. 

Композиция

Стоит попробовать подобраться поближе и оценить разные варианты композиции, такие как съемка «в лоб», заполнение кадра, диагональ, съемка снизу. Иногда для выбора лучшей композиции действительно приходится поработать. Попробуйте несколько разных вариантов.

Я потратил много времени, подбираясь к этому коралловому крабу слева для выстраивания правильной композиции.

Положение источника света

Положение источника света основывается на текстуре объекта и видимости в воде. Хочу ли я получить фронтальное, боковое или контровое освещение, нужно ли мне беспокоиться об обратном рассеивании, нужно ли располагать свет так,  чтобы получить черный фон? Я почти всегда использую рассеиватели, придавая свету более мягкий вид, что смотрится лучше в макрофотографии. Вы можете посмотреть примеры положения источников света здесь.

Один источник сбоку помог мне осветить анемона так, как я хотел.

Фон

Какой цвет фона я хочу получить? Хочу ли я, чтобы он был черным, синим, зеленым? В фокусе или размытым? Есть ли поблизости цветные объекты, которые я могу включить в фон? Нужно ли мне аккуратно передвинуть объект на лучший фон и можно ли это сделать, не испортив объект? Иногда для безопасного перемещения крабов или креветок применяются специальные прутики. Не используйте ваши дайверские перчатки, вы можете травмировать или убить объект. Не стоит калечить существо или вынуждать его бежать из своей среды, просто чтобы получить кадр, который вы хотите.

Фокус

Обычно вам хочется сфокусироваться на глазах или ринофорах. Зафиксируйте фокус на них и перекомпонуйте кадр. Если в вашей камере есть подвижные точки фокусировки, используйте кнопки со стрелками, чтобы переместить фокус туда, куда вы хотите. Возможно, вам понадобится делать это часто, если композиция меняется, или объект движется.

Это поможет вам также  избежать композиции с объектом по центру. В зависимости от объекта и легкости фокусировки камеры, я переключаюсь между режимами фокусировки С (continuous) и S (single-shot).  К счастью, мой корпус позволяет мне делать это. Режим С позволяет фотографировать без зафиксированной фокусировки, что может быть сложно при съемке супермакро.
Чтобы сфокусироваться на глазах этой гоби на изображении выше, я передвинул точку фокусировки туда, куда мне было нужно, и быстро придвинулся, сохраняя точку фокуса на глазе рыбки.

Экспозиция

Вам нужно проверить ваш дисплей и/или гистограмму, чтобы убедиться в правильности экспозиции. С моим TTL конвертером я почти всегда получаю нужную экспозицию, но иногда я вынужден настраивать его. Если вы снимаете в ручном режиме, вы будете вынуждены настраивать мощность вашего источника света. TTL конвертер – серьезная помощь при съемке макро. Вам действительно не нужно беспокоиться насчет экспозиции большую часть времени. Я думаю, люди, снимающие макро без TTL, многое теряют.

Я потратил много времени на этого омара, выстраивая хорошую диагональную композицию из угла в угол и фокусируясь на его глазах. Имея TTL, я не должен беспокоиться об экспозиции, а могу сосредоточиться на других аспектах презентации объекта.

Глубина резкости

Эта тема соотносится с вопросом фона. Какая глубина резкости мне нужна для выбранной композиции? Хочу ли я размывать фон? Является ли окружающий свет настолько сильным, что мне нужна узкая диафрагма, чтобы заблокировать его? (Это обычное дело в ясной, мелкой воде в полдень). Все эти факторы помогут определить требуемое значение диафрагмы для кадра.

Просмотрите примеры диафрагменных чисел и глубины резкости , если это необходимо. Помните – не существует идеального значения диафрагмы для макрофотографии. Широко открытая диафрагма (маленькое диафрагменное число) позволит размыть фон, а большая – позволит включить в зону фокуса область пошире.

F13 на объективе Nikon 105мм было хорошим выбором для этой фотографии гоби Каталина, к которой я подобрался довольно близко. Вся голова в фокусе, но задняя часть приятно размыта. Значение F25 создало бы совершенно другой эффект.

Потратьте свое время, хорошенько подумайте об этих моментах, и не забудьте проверить ваш LCD-экран. Чем лучше вы становитесь как фотограф, тем больше времени вы тратите на объекты, которые считаете особенными, поджидая верного момента и экспериментируя со способами их презентации.

Это уникальный объект для подводной макрофотографии, он был удачно показан прямо в месте своего обитания, для демонстрации камуфляжа, который он применяет. Портретная композиция, немного наклонная линия и черный фон способствовали этому. Автор фотографии Keri Wilk. Черный фон был возможен, потому что за объектом ничего не было. Рыба-лягушка была на водоросли, плавающей на поверхности океана на мелководье.

Когда вы находите потрясающий объект вроде этого, вы хотите, чтобы все факторы сработали на вас. F20, ISO 320, 1/320, объектив 60мм + 1.4x телеконвертер. Я тщательно выстраивал композицию этого кадра так, чтобы точка фокуса была на глазах большой креветки, сама креветка располагалась по диагонали, почти заполняя кадр. Значение диафрагмы f20 обеспечило хорошую глубину резкости, сохранив детали. Источники света были довольно близко, чтобы сократить тени и усилить великолепные цвета.

Терпеливое ожидание подходящего момента на протяжении долгого времени, прекрасное освещение одним источником сверху (обратите внимание на тени), отличная фокусировка и композиция помогли создать эту чудесную фотографию креветок Арлекин. F16, 1/125, Nikon D200, объектив 60мм. Автор фотографии Uwe Schmolke.

После съемки, подводный этикет

Если вы видели другого фотографа, ожидающего своей очереди на съемку, найдите его. Покажите ему точно, где расположен объект, прежде чем уплывать. Если объект очень маленький, вам может понадобится сначала показать его через видоискатель. Будьте осторожны и не теряйте местоположение объекта; тут может пригодиться прутик. Помесите его рядом с объектом, так вы сможете вернуть другого фотографа и привести его в точное место. Почитайте больше о подводном этикете фотографов . Прутик также можно воткнуть в землю на случай, если вас отнесет течением. Таким образом, вы сможете оставаться в стороне, не поднимая ил.

Автор статьи: ScottGietler

20/02/2012    Просмотров : 13273    Источник: uwphotographyguide.com    Перевод: Анна Смолина
Версия для печати Скачать в pdf

Комментарии: 1

  • Осталось символов: 5000
    Формат JPG Удалить
    Ожидаем загрузку изображений
  • Anna90 16 Мая 2016 - 15:22:25

    что же, попробуем!


Еще уроки из рубрики "Макро и предметка"

Лучшие светорассеиватели для макросъемки

Несмотря на то, что вспышки – крайне полезный аксессуар для макросъемки, их свет не всегда создает нужный результат. Рано или поздно придется столкнуться с резкими тенями...

Читать дальше
25/11/2019. Фотосъёмка — Макро и предметка. Перевод: Алексей Шаповал
20 567
3

Фокус-стекинг при макросъемке с рук

Фокус-стекинг при съемке с рук – отличное решение для многих ситуаций. Это избавит вас от проблем, связанных с использованием макро-рельс в полевых условиях, и...

Читать дальше
29/10/2019. Фотосъёмка — Макро и предметка. Перевод: Алексей Шаповал
18 512
2

Впечатляющая макросъемка: Советы экспертов

Одно из главных преимуществ макрофотографии в том, что она позволяет увидеть мир под новым углом. С экстремально близкого расстояния семена одуванчика становятся похожи на балерин...

Читать дальше
20/06/2019. Фотосъёмка — Макро и предметка. Перевод: Алексей Шаповал
12 408
0

Съемка на белом фоне для каталога

Ни для кого не секрет, что количество интернет-магазинов сегодня множится день ото дня. Конкуренция растет, соответственно, побеждает сильнейший. Одним из факторов, подталкивающих...

Читать дальше
05/08/2017. Фотосъёмка — Макро и предметка. Автор: Евгений Карташов
60 776
31

Как я сделал лайтбокс для оцифровки плёнки

Съемка на пленку и работа с ней – это всегда интересно, а вот утомительное сканирование – не очень… Поэтому я своими руками построил компактный лайтбокс...

Читать дальше
18/08/2017. Фотосъёмка — Макро и предметка. Перевод: Алексей Шаповал
23 394
8

Макросъемка природы

Для фотографов, у которых ограничено время или бюджет для путешествий, работа крупным планом открывает неограниченные возможности съемки местности вокруг дома и внутри дома...

Читать дальше
05/07/2017. Фотосъёмка — Макро и предметка. Перевод: Алексей Шаповал
26 644
2

Наверх
Орфографическая ошибка в тексте:
своими руками В этом уроке рассказывается, как сделать складной софтбокс размером 40х40 см, который похож на

Послать сообщение об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице.

Ваше сообщение отправлено. Спасибо!

Окно закроется автоматически через 3 секунды