Портретное освещение: классические ошибки

В этой статье я расскажу о пяти основных вещах, которые портретные фотографы делают неправильно. Хоть в фотографии нет жестких и простых правил, это как слегка расстроенный инструмент или пересоленный ужин. Опытным фотографам подобные вещи могут показаться очевидными, но новички часто их не замечают.

Я также должен упомянуть, что, как и любой другой вид искусства, фотография – субъективная сфера, поэтому всегда найдутся люди, которые согласны или несогласны с моей классификацией «ошибок». Лекции по истории рассказывают о том, что Берлинская стена пала в 1989, математики учат что 2 + 2 = 4. Мы называем это фактами. Но в мире искусства все не так жестко ограниченно и не так просто.

Конечно, есть ситуации, в которых можно пренебречь «правилами» по художественным причинам, но, если вы хотите достичь коммерческой планки, стоит обратить внимание на обсуждаемые в статье темы, так как я уже не один год учу портретных фотографов работать в студии. Мои ученики, прислушавшиеся к советам, заметили значительное повышение платы за съемку.

Можете прислушаться или нет, но, если избегать подобных недостатков при работе с клиентами (и, если они сами не являются фотографами), вы гарантированно сумеете увеличить свой доход.

1. Блики

Этой ошибки очень легко избежать, если вы знаете, что искать. Ее также нетрудно заметить на готовой фотографии. Конечно же, это отсутствие бликов на глазах. Блики появляются благодаря прямому отражению основного света. Если они есть, значит, вы придаете глазам форму. В противном случае глаза будут выглядеть пустыми и безжизненными.

Я видел, как при съемке фильмов пользуются компьютерной коррекцией, чтобы убрать блики с глаз, подчеркнув тем самым смерть персонажа. Блики – несомненно, мощный показатель жизни, поэтому, если расположить свет над головой модели и немного отодвинуть его вперед, вы получите правильно освещенное лицо, а глаза приобретут блеск.

Если представить настенные часы, то блики должны появляться на отметке 10, 11, 12, 1 или 2. Когда они получаются ниже 9 или 3 часов создается подсветка снизу, являющаяся еще одной ошибкой.

Глаза на этой фотографии выглядят очень темными и безжизненными, так как на них не падает свет. В результате нет никаких бликов.

Здесь же мы имеем четкие, заметные блики, а лицо модели стало менее угрожающим.

Есть много причин, по которым не удается получить блики на глазах, но обычно это происходит из-за того, что модель смотрит вниз либо лампа расположена слишком высоко.

Снизив высоту лампы так, чтобы она была прямо над камерой, вы получите достаточно света и глаза приобретут нужный блеск.

2. Подсветка снизу

Подсветка снизу случается, когда относительно камеры лампа расположена под субъектом. При съемке фильмов ужасов 60-х, если требовалось сделать монстра или существо более страшным, его освещали снизу. Причина в том, что мы привыкли видеть окружающих людей, когда свет падает сверху. Мы выходим на улицу и солнце освещает нас с высоты, а когда заходим в помещение, то попадаем под свет ламп на потолке.

Это настолько укоренилось в нашем визуальном восприятии мира, что освещение лица с любой другой точки автоматически дает мозгу сигнал о том, что что-то не так. Хоть это до боли очевидно и мало кто будет пытаться осветить модель снизу, я все еще часто встречаю подобную проблему, когда фотографы решают использовать заполняющий свет.

Эффект подсветки снизу проявляется, если заполняющего света больше, чем основного. Я постоянно вижу эту ошибку, причем часто ее совершают даже профессионалы. Не так давно корпоративный руководитель одной или лидирующих компаний-производителей камер выложил портретный снимок с ужасной подсветкой снизу. Поэтому ошибаются не только энтузиасты.

К счастью, проблему легко решить. Просто убавьте мощность лампы, используемой для создания заполняющего света. Да, это всё. Достаточно убавить яркость. На практике, если вы неуверены, стоит сделать несколько тестовых снимков с разной мощностью лампы, а затем взять за стандарт оптимальный снимок. Очень легко выбрать лучший кадр, когда они расположены рядом.

На этом снимке заполняющего света нет. Это вполне неплохой кадр и отсутствие заполняющего света намного лучше, чем его излишнее обилие.

Здесь я включил лампу для заполняющего света. Если расположить две фотографии рядом, станет очевидно, насколько неудачно выглядит эта. Однако, в процессе работы этого можно не заметить, поэтому будьте осторожны.

 

Для последнего кадра я значительно сократил мощность. Если бы вы не видели исходный снимок, то даже не заметили наличие дополнительной лампы. Вот такой вид нам всегда нужен.

Обычный небольшой софтбокс на полу – все, что было нужно для добавления небольшого количества заполняющего света.

Совет: Если вы поочередно фотографируете нескольких людей, например, делаете серию портретов для компании, уделяйте внимание каждому человеку. Если сначала нужно сфотографировать 2-метрового мужчину, а затем 1,6-метровую женщину, соответствующим образом отрегулируйте и передвиньте обе лампы. В противном случае дама будет намного ближе к заполняющему свету, чем к основному. Угадайте, что из этого получится? Ужасный эффект подсветки снизу просто потому, что вы не поменяли положение света.

3. Отделение модели от фона

Этот пункт можно оспорить, и он больше основан на предпочтениях. Я видел, как хороший результат получается в обоих случаях, но в качестве правила, если вы только начинаете работать с освещением, лучше этого избегать. Суть техники заключается в том, чтобы показать фигуру и форму при помощи тени или отсутствия света. Например, если фотографировать модель только с одной лампой и поставить ее слишком далеко от фона, то фон наравне с затененной стороной лица будет очень темным.

В таком случае фон и теневая сторона становятся визуально неотличимы и глаз не может понять, где заканчивается субъект и начинается фон. Очень часто это приводит к тому, что в кадре модель кажется больше, чем на самом деле. Такая техника не обязательно является ошибкой, но можно достичь и лучшего результата.

Если у вас всего один источник света, поставьте модель и оборудование ближе к стене, позволив свету рассеяться на окружающее пространство и сделав фон ярче. Это очень простая техника, которая становится очевидной после объяснения, но при этом она эффективна и кардинально меняет эффект, особенно если у вас всего один источник света.

Такое освещение не является технической ошибкой, но с ним практически невозможно увидеть разделение между моделью и фоном. Это не очень хорошо.

Этот снимок намного сильнее визуально выделяется, а модель выглядит привлекательнее за счет контекста, создаваемого фоном.

Вот так выглядит расстановка для более темного фона. Лампа и модель расположены на значительном расстоянии от стены, поэтому в итоге получается намного меньше деталей.

Иногда, чтобы улучшить снимок не нужно больше оборудования, достаточно разумнее использовать имеющиеся инструменты. Таким образом, с аналогичной расстановкой и освещением можно создать совершенно другой снимок. Просто переставьте модель и лампу ближе к стене и позвольте свету рассеяться, создав приятный фон.

4. Тени

Эта ошибка малозаметна и зачастую от нее трудно избавиться, но о ней всегда стоит помнить. Мое основное правило освещения состоит в том, что всегда нужно стремиться создать «чистый свет». Чистый свет не кричит «эй посмотрите, я использую 6 ламп», он дополняет модель и ничего более.

Помните, я ранее говорил о добавлении заполняющего света? Он намного улучшил снимок, но при этом остался почти незаметным. Вот что я называю чистый свет.

Если вам нужен пример самого чистого света, можете спросить об этом автомобильных фотографов. Качественная съемка машин – одна из самых сложных для освоения дисциплин в нашей сфере. Если неправильно расположить лампы при освещении, блестящая поверхность корпуса мгновенно потеряет четкие линии и форму. Автомобильные фотографы никогда не используют лишние лампы, а те, что имеются, расставляют с абсолютной точностью. Я видел, как некоторые размещают лампы, чтобы блики появились только на колесном колпаке, но ни в коем случае не на корпусе машины. Эти ребята очень терпеливые!

Чтобы научиться создавать «чистый свет» нужно немного больше времени, ведь поначалу не совсем понятно, что именно мы ищем. Для начала обратите внимание на тени на лице модели. Здесь видно, что тень от носа не сливается с тенью на щеке. Из-за этого нос визуально кажется больше.

Иногда не нужно даже менять положение ламп, достаточно поработать с позой модели. Просто повернув голову, можно исправить положение теней, объединив некоторые из них и получив более чистый снимок.

Это очень простая расстановка, призванная продемонстрировать, что проблема становится намного очевиднее при использовании таких источников жесткого света, как тубусы.

Стоит упомянуть, что зачастую даже не нужно корректировать положение ламп. Достаточно попросить модель слегка изменить позу. Например, я попросил ее повернуть голову дальше от лампы, чтобы объединить тени. Либо она могла, наоборот, повернуться ближе к свету и тогда все нежелательные тени исчезли бы.

К счастью, получить правильные тени намного проще, чем кажется. Нужно только следить за этим. Для примера выше я использовал одну лампу, чтобы доказать свои слова, однако, каждый дополнительный источник света должен быть расположен с равной скрупулезностью. Одна общая черта портретных и автомобильных фотографов – наши субъекты часто двигаются, но при разумном подходе это можно применить себе на пользу.

На снимке выше я сконцентрировался на тени от носа. Очень хорошо видно, что тень заканчивается, потом на щеку падает свет и появляется тень от скулы. Я считаю такое освещение беспорядочным и создающим больше отвлекающих элементов, чем нужно. Когда я попросил модель немного повернуть голову вправо, зазор между участками тени исчез. Это создает ощущение единого затененного участка и именно такое освещение я называю «чистым».

Конечно, я так само мог попросить ее повернуть голову влево и убрать тени вообще. Такой вариант также можно было бы назвать чистым светом.

Это кажется мелочью, но представьте ситуацию, когда у вас одновременно установлен заполняющий свет, лампа для освещения волос и фоновый свет. В такой ситуации освещение очень быстро станет неряшливым и неуклюжим.

Обращайте внимание на дополнительные тени и, если возможно, регулируйте освещение, чтобы их избежать, а еще лучше попросите субъект сменить позу или место.

5. Неправильное освещение волос

Размещение ламп для подсветки волос – еще один пример ситуации, когда все выглядит хорошо, пока тебе не покажут, что это может выглядеть лучше. Для начала вы должны знать, зачем собираетесь подсвечивать волосы. Пытаетесь ли вы подчеркнуть форму прически или просто хотите четко отделить субъект от фона? Всё это логичные причины и при небольшой доле внимательности хорошее освещение может помочь в достижении нужных целей.

Большую часть времени, если это не специфическая съемка с акцентом на прическу, когда нужно расставлять несколько ламп для дополнительной подсветки, моя основная цель – создать четкое разделение модели и фона. Представьте, что в студии темный фон, а у модели очень темные волосы. Вы быстро заметите, как они сливаются. Простым решением в такой ситуации станут дополнительные лампы.

Теперь, когда мы знаем, зачем нужна подсветка волос, как же сделать все правильно? Первый шаг – расположение ламп. Это очень важно, так как нужно менять их расстановку для разных субъектов. В качестве начального правила можете запомнить следующее – лампа должна быть за спиной и направляться вперед, будучи повернутой к краям головы.

Далее, следует размещать лампы достаточно далеко, чтобы свет не попадал на лицо и не создавал бликов на кончиках носа или губ. Это может звучать очевидным, но обратите внимание на то, как много снимков имеют подсветку волос, создающую неприятные блики, которые отвлекают от черт лица. Спросите себя: «какая фотографий выглядит лучше – та, у которой есть много бликов на лице или та, у которой их нет?» Ошибка станет невероятно очевидной, но вы удивитесь тому, насколько много профессиональных фотографов ее допускают.

Еще один ключевой фактор – мощность ламп. Я обычно стараюсь использовать минимальное количество света. Помните, съемка со вспышкой никогда не работает по принципу «смотри как много ламп я использую». Свет должен дополнять субъект, поэтому зачастую дополнительные источники освещения имеют меньшую мощность, чем вы можете предположить.

На этой фотографии у нас классическая расстановка основного и заполняющего света. Так же, как в секции о нижней подсветке, здесь имеется немного заполняющего света, который смягчает тени под челюстью, но волосы выглядят плоскими.

Здесь я поставил две лампы за спиной модели, и они направлены на камеру. Из-за этого на снимке появляется много лишнего. Да, мы осветили волосы, но, помимо этого, получили множественные блики, отвлекающие внимание.

Здесь я отрегулировал только лампы подсветки волос. Разница очевидна. Мы придали волосам форму и детальность, но избавились от нежелательных бликов на лице.

Это – классическая простая расстановка до добавления ламп для подсветки волос.

Мы хотим сделать волосы объемнее и детальнее, поэтому добавляем пару ламп. К сожалению, вместе с подсветкой волос мы осветили лицо модели, так как лампы слишком близко.

Эта проблема легко решается, если отодвинуть лампы дальше и направить их как показано на скриншоте.

Заключение

Вот и они, типичные ошибки при освещении. Я считаю, что их очень легко избежать, если создать правильный свет. Повторюсь, это все довольно субъективно и всегда есть случаи, когда можно пренебречь «правилами» освещения. Однако, если вы только начинаете или просто чувствуете, что вашим навыкам чего-то не хватает, эти 5 советов однозначно помогут.

В начале статьи я также упоминал о коммерческой ценности моих советов. Я редко это делаю, ведь фотография – это форма искусства, а у искусства довольно мало правил. Но я заметил, что эти правила стали значительной частью начального курса по освещению, который я проводил для новичков, поэтому решил о них рассказать.

Все фотографируют по разным причинам, но профессиональные фотографы редко делают снимки для других фотографов, поэтому нужно держать в голове клиентское видение «отличного» кадра. Конечно, если вы хотите удивить своих друзей в Instagram, они не будут обращать внимание на блики или тени, ведь можно назвать это «художественным стилем». С другой стороны, если вы фотографируете на заказ, освещение должно быть идеальным. Возможно, клиент и не сможет объяснить почему отсутствие бликов делает глаза модели безжизненными, но он больше не воспользуется вашими услугами.

Знайте своих клиентов и снимайте соответствующим образом. Моя философия – сохранять свет как можно более чистым и задавать себе такие вопросы, как «создаст ли дополнительная лампа интерес?» или «может, этот блик будет отвлекать?» Помните об этом, когда работаете со светом и все будет отлично.

Автор: Jake Hicks

08/09/2017    Просмотров : 46016    Источник: petapixel.com    Перевод: Алексей Шаповал
Версия для печати Скачать в pdf

Комментарии: 13

  • Осталось символов: 5000
    Формат JPG Удалить
    Ожидаем загрузку изображений
  • abdula 23 Февраля 2022 - 23:36:37

    Очень досконально.


  • Марина Зорина 28 Августа 2019 - 02:03:26

    Очень познавательно!!!! Огромное спасибо! Главное так подробно и в картинках! Это запоминающие моменты!


  • Anatoly Chomko 23 Сентября 2017 - 22:07:03

    Спасибо. Хороший урок.


  • Елена Валериевна 12 Сентября 2017 - 19:00:56

    Большое спасибо за подробный и доступный урок!!


  • Micser 12 Сентября 2017 - 16:03:47

    Спасибо,познавательно!


  • atiasov2310 11 Сентября 2017 - 16:54:22

    Шикарно, спасибо!


  • Анна Семенова 11 Сентября 2017 - 14:27:30

    Спасибо)


  • RENO 11 Сентября 2017 - 13:32:41

    Спасибо за тебя


  • Любовь (anonimus) 11 Сентября 2017 - 11:55:11

    Присоединяюсь к предыдущим ораторам)) Нюансы, на которые наверняка, теперь буду обращать внимание...


  • alex1508 11 Сентября 2017 - 11:44:06

    Хорошая и познавательная статья. И главное без мусора...


  • Константин (anonimus) 8 Сентября 2017 - 10:15:09

    Шикарно, спасибо!
    Побольше бы таких подробных обучающих статей. И спасибо Джейку


  • al55 8 Сентября 2017 - 09:48:13

    При всем уважении к Евгению Карташову, вообще-то это статья Jake Hicks в переводе Алексея Шаповала.


  • Игорь Тапол 8 Сентября 2017 - 01:06:19

    Спасибо,Евгений! Как всегда, очень доходчиво и понятно! И главное- это безусловно очень важно!


Еще уроки из рубрики "Съемка в студии"

Освещение «Ракушка»

Ничто так не повышает качество портретных фотографий, как работа со внешней вспышкой и мало какие схемы освещения впечатляют настолько же сильно, насколько это делает...

Читать дальше
13/12/2017. Фотосъёмка — Съемка в студии. Перевод: Алексей Шаповал
27 449
12

Рембрандтовский свет в фотосъемке

По мере того, как вы узнавали все больше о работе со студийным светом и его расстановке, вам наверняка приходилось слышать о рембрандтовском свете или...

Читать дальше
04/12/2017. Фотосъёмка — Съемка в студии. Перевод: Алексей Шаповал
56 225
7

Фотографируем одежду на модели за 7 шагов

​Следующие рекомендации помогут вам создать качественные рекламные фотографии одежды, представляемой на модели. Когда предметы одежды демонстрируются на человеке, у вас...

Читать дальше
22/06/2016. Фотосъёмка — Съемка в студии. Перевод: Марк Лаптенок
28 770
0

Студийный свет: простые и мощные техники

Постановка студийного освещения может показаться сложным делом, если Вы не брались за него прежде. Однако, «не так страшен чёрт, как его малюют». Посудите сами, всего...

Читать дальше
05/04/2016. Фотосъёмка — Съемка в студии. Перевод: Марк Лаптенок
94 356
16

Фэшн-фотосъемка: советы от профессионала

Моя фотографическая карьера началась три десятилетия назад, когда я прибыл в Лондон в возрасте 24 лет и стал работать ассистентом фэшн-фотографа...

Читать дальше
28/02/2015. Фотосъёмка — Съемка в студии. Перевод: Анна Смолина
86 734
3

Наверх
Орфографическая ошибка в тексте:
своими руками В этом уроке рассказывается, как сделать складной софтбокс размером 40х40 см, который похож на

Послать сообщение об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице.

Ваше сообщение отправлено. Спасибо!

Окно закроется автоматически через 3 секунды