Обычный постоянный свет также может дать хорошие результаты при съемке портретов. Но просто иметь хороший комплект света недостаточно. Только зная, как разместить источники света и настроить соотношение мощностей, можно получить профессиональный результат. В этом уроке рассматривается использование одного основного источника света с отражателем для заполняющего света и использование второго софтбокса в качестве заполняющего источника. В обоих случаях используется постоянный свет вместо импульсного света.
На рисунке ниже показан вид съемочного места сверху. Большой софтбокс установлен справа, а белый отражатель 39х72 дюйма слева. В качестве источника света использованы лампы накаливания. Вентиляционные отверстия на софтбоксе открыты, чтобы обеспечить отвод тепла от ламп накаливания, так как они сильно нагреваются.
Существует четыре основных способа настройки баланса белого для профессиональных и продвинутых любительских камер. Вы можете использовать автоматический баланс белого (AWB), выбрать баланс "Лампы накаливания", выбрать конкретную цветовую температуру (в данном случае 3200 К), а также установить пользовательский баланс белого. В некоторых случаях хорошо работает автоматический баланс белого, но это зависит от цвета фона и одежды модели. Наиболее точный способ – выполнить пользовательскую настройку баланса белого. Для этого нужно снять серую карту или лист белой бумаги и выбрать его в камере как источник для установки пользовательского баланса белого. При этом важно, чтобы карта или лист бумаги полностью заполняли кадр, так как посторонние элементы могут вызвать погрешность в установке баланса белого.
Расстояние от источника света до объекта съемки определяет направленность и качество света, который попадает на лицо и тело. Этот свет определяет, насколько объемным будут светотеневой рисунок. Здесь мы использовали большой софтбокс. Расстояние от софтбокса до объекта также меняет качество света. Общее правило при работе с софтбоксом – чем ближе он к объекту, тем мягче свет. Другим фактором при использовании непрерывного света является количество света, определяющего экспозицию. При изменении расстояния в два раза, интенсивность света изменится уже не в два, а в четыре раза (прим.переводчика: закон обратных квадратов). Одним из недостатков непрерывного света на лампах накаливания является большое выделение тепла. То есть модели может стать жарко, если источник расположен близко. Нормальное рабочее расстояние для среднего или большого софтбокса с непрерывным светом составляет примерно 36 – 48 дюймов, в зависимости от размеров и условий помещения. Это расстояние позволяет перемещать источник вокруг объекта для изменения светотеневого рисунка на лице портретируемого.
Если вы не используете фоновое освещение, то расстояние от основного источника света до фона очень важно. На фон в любом случае будет попадать часть света от основного источника. Лучше всего выбрать такое расстояние, когда основной свет не отбрасывает видимых теней на фон за объектом съемки, но света еще хватает, чтобы фон не стал слишком темным. Расстояние от объекта до фона в пределах 36 – 48 дюймов обычно достаточно в случае использования среднего или большого софтбокса.
Использование портативных экспонометров поможет вам быстро выбрать точную экспозицию для съемки. Для измерения света от непрерывного источника важно разместить прибор там, где будет лицо модели. С экспонометром вы измеряете падающий, а не отраженный от объекта свет. Убедитесь. что вы не блокируете свет от источника своим телом.
При работе с постоянным светом важное значение приобретает выбор выдержки, чтобы не допустить смазывания объекта из-за дрожания камеры и небольших движений самого объекта съемки. Поэтому лучше использовать штатив. Результаты измерений получились следующие: для ISO 400 и выдержки 1/60 секунды диафрагма составила f/8.4. Такая же экспозиция получится при другой экспопаре, 1/125 с и диафрагме f/5.6.4. Именно эти значения мы и использовали для съемки портрета с лампами накаливания и отражателем. Помните, что использование меньшей выдержки позволит уменьшить размытость изображения, а более широкая диафрагма позволит сократить глубину резкости.
После определения экспозиции, следующим шагом будет определение высоты и положения основного источника света. Одной из наиболее эффектных световых схем является схема короткого света с поворотом в 2/3. При коротком освещении камера находится с теневой стороны лица. Обратите внимание, что лицо человека также обращено к основному источнику света, поэтому его и называют поворотом в 2/3. Обратите внимание также на положение тени от носа. Источник основного света нужно устанавливать так, чтобы поймать блик в глазах на уровне 2:00 часов по воображаемому циферблату.
Отражатель может быть использован для создания заполняющего света в теневых областях. Свет для заполнения получается за счет отражения света основного источника. Угол и расстояние до отражателя будут определять качество отраженного света. Также оказывает влияние и материал отражателя. В этом примере использован белый отражатель 39х72 дюйма. Основной источник расположен, чтобы создать короткое освещение, а отражатель добавляет заполняющий свет в теневые области. Наблюдение, как меняется светотеневой рисунок на лице при перемещении источника и отражателя, очень важно для создания хорошего портрета. При каждой съемке фотограф должен подбирать положение осветителей, чтобы наилучшим образом подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки. Прелесть использования постоянного света в том, что вы сразу видите результат таким, каким его впоследствии зафиксирует камера.
Белая ткань на отражателе создает мягкий и нейтральный заполняющий свет
Обратите внимание на увеличение количества заполняющего света и контраста при использовании серебряного отражателя. Расстояние и положение отражателя при этом не менялось. В отличие от белой ткани, серебристый материал отражателя дает более сильный и жесткий свет.
Золотой отражатель при использовании его в качестве заполняющего источника дает теплый оттенок. Как и при использовании серебряного отражателя, свет получается сильнее, чем от белой ткани, при том же расположении отражателя.
Вот сравнение трех различных материалов для отражателя.
Для следующей части урока мы заменили отражатель вторым большим софтбоксом. При добавлении второго источника общая экспозиция будет увеличиваться, поэтому нужно дополнительно произвести измерение экспонометром. В идеале экспозиция для заполняющего света должна быть ниже основного на 1-2 ступени, чтобы наилучшим образом передать объем на фотографии. Фотограф сам должен принять решение о соотношении мощностей источников, исходя из объекта съемки, какое освещение наиболее подходит для него. Опять же, с непрерывным светом можно сразу увидеть результат всех изменений и манипуляций с источниками.
Это вид съемочного места с двумя источниками сверху. Справа по-прежнему установлен основной свет, слева заполняющий.
На этом снимке можно увидеть, что основной источник установлен выше заполняющего. Более низкое расположение заполняющего света позволяет смягчить тень под подбородком модели.
Здесь измеряется только заполняющий свет, основной источник выключен. Прибор показал f/8.2 и 1/15 сек. на ISO 400. Вы можете видеть, что заполняющий свет слабее, чем основной.
На этом снимке измеряется только основной свет, а заполняющий выключен. Мы получили f/8.4, 1/60 сек при ISO 400.
Теперь мы включили оба источника. Получили значения f/8.7, 1/60 сек при ISO 400. Для съемки мы можем использовать более короткую выдержку, уменьшив значение выдержки на одну ступень и открыв диафрагму также на одну ступень. Это даст нам значения f /5.6.7 и 1/125 сек при ISO 400.
Вот сравнительные снимки для основного и заполняющего света
Увеличение общей экспозиции получилось порядка 1/3 ступени. Имейте ввиду. что это может измениться. если вы переместите заполняющий свет ближе или дальше. Разница между основным и заполняющим светом здесь составила около 2 ступеней. Ниже показан снимок нашей модели в другой одежде, но с сохранением тех же параметров света.
При замене ламп накаливания люминесцентными лампами сохраняются те же принципы настройки освещения. Вам нужно будет заново настроить баланс белого, так как лампы CoolStar 150W CFL имеют цветовую температуру 5600 К, в отличие от 3200 К для ламп накаливания. Необходимо также заново измерить экспозицию, так как люминесцентные лампы дают около 1-1/3 меньше света.
Замена ламп занимает несколько минут, но важно. чтобы лампы накаливания остыли перед тем, как их выкручивать.
Чтобы усилить поток света, можно снять внутреннюю рассеивающую панель софтбокса. Свет по-прежнему будет мягким, но вы получите дополнительно полступени или около того.
Повторяем настройку баланса белого
Замер экспозиции показал f/5.6.6 и 1/60 с при ISO 400. Это эквивалентно 1-1/4 ступени.
По сути, разницы между лампами накаливания и люминесцентными лампами нет, если экспозиция и баланс белого скорректированы.
Основные отличия между лампами накаливания и люминесцентными лампами – в мощности и количестве света. Лампы накаливания выделяют больше тепла, что может быть недостатком при съемке в небольшом помещении. Тем не менее, они дают больше света, чем люминесцентные лампы. Качество света при использовании софтбокса является одинаковым.
Как вы заметили, можно легко добиться красивых портретов с простым освещением. Одним из преимуществ использования постоянного освещения является то. что вы сразу видите результат, точно такой же, какой будет при съемке камерой. С помощью базовой схемы, приведенной в этом уроке, легко настроить освещение под свои нужды. Не забывайте экспериментировать и получать удовольствие!
Ничто так не повышает качество портретных фотографий, как работа со внешней вспышкой и мало какие схемы освещения впечатляют настолько же сильно, насколько это делает...
Читать дальше →По мере того, как вы узнавали все больше о работе со студийным светом и его расстановке, вам наверняка приходилось слышать о рембрандтовском свете или...
Читать дальше →В этой статье я расскажу о пяти основных вещах, которые портретные фотографы делают неправильно. Хоть в фотографии нет...
Читать дальше →Следующие рекомендации помогут вам создать качественные рекламные фотографии одежды, представляемой на модели. Когда предметы одежды демонстрируются на человеке, у вас...
Читать дальше →Постановка студийного освещения может показаться сложным делом, если Вы не брались за него прежде. Однако, «не так страшен чёрт, как его малюют». Посудите сами, всего...
Читать дальше →Моя фотографическая карьера началась три десятилетия назад, когда я прибыл в Лондон в возрасте 24 лет и стал работать ассистентом фэшн-фотографа...
Читать дальше →Окно закроется автоматически через 3 секунды
Скажите, Евгений, а обязательно использовать ручной экспонометр? Спасибо.
Spasibo!
а если использовать галогенные лампы?
Это те вещи, которые даже не стоит начинать делать
Какой у вас выбор из источников постоянного света?
Галогенные лампы? Очень греются. Так что не переставить. Софтбокс должен быть из негорючих материалов. А так только панели.
Лампы накаливания? Чтобы собрать установку достаточной мощности надо сделать что-то похожее на ежа. Опять же греются.
Лампы дневного света? Дешевые лампы имеют разную цветовую температуру. Если снимать в ЧБ еще куда не шло. Иначе могут быть проблемы с цветопередачей. Да и накрутить их надо на приличную сумму, чтобы еще и для софтбокса с двойным диффузором использовать.
Лучше уже купить для начала китайские вспышки со встроенными светосинхронизаторами на http://www.dealextreme.com/
Короче, как по мне, так нет. Еще и мобильность страдает.
Зато можно использовать то что есть под рукой.
Интересная точка зрения. Но постоянный свет имеет неоспоримое достоинство, при всех его недостатках - это возможность сразу увидеть результат. К тому же, сейчас имеются и светодиодные источники света, которые имеют достаточную мощность, регулируемую интенсивность освещения и практически не греются. Могу привести также как пример отличного постоянного света фирму Dedolight