Благодаря среднеформатным камерам, игрушечным камерам типа Holga и Diana и приложениям для смартфонов, таким как «Instagr.am», кадры квадратного формата стали популярнее, чем когда-либо. В наш цифровой век квадратный формат, как и пленочная фотография, совершенно точно не мертв.
Камеры для съемки квадратных кадров существуют давным-давно. Первая была представлена компанией Rollei в 1929 году. Причина состояла в том, что квадратный формат, пожалуй, подходил лучше всего для работы с двухобъективной камерой – для того, чтобы сделать снимок, вы смотрите через увеличительное стекло на фокусировочный экран сверху камеры.
Поворачивать камеру на бок, очевидно, было неудобно, так что она действительно могла использоваться только в прямом положении. Камеры Rollei использовались такими фотографами как Ричард Аведон (Richard Avedon), Ирвин Пенн (Irving Penn) и Робер Дуано (Robert Doisneau). Диана Арбюс (Diane Arbus) работала с двухобъективной зеркальной камерой Mamiya. Все эти фотографы снимали в квадратном формате.
Hasselblad создали 1600F – среднеформатную камеру с квадратным кадром – в 1948, и продолжали работу с квадратным форматом в своих пленочных камерах вплоть до релиза цифровых камер H-System в 2002. Пленочные камеры Hasselblad считаются очень качественными, эту систему выбирали многие профессиональные студийные фотографы вплоть до последнего десятилетия.
Одна из причин их популярности, кроме качества, это удобство среднего формата. Вы можете сделать снимок, например, портрет, оставив пустое пространство вокруг объекта, а потом уже определиться с выкадровкой в соответствии с местом, для которого этот снимок предназначен.
Вот еще одна причина, по которой квадратный формат так привлекателен. Объектив направляет круг света – называемый кругом изображения – на сенсор или пленку. Прямоугольный сенсор или негатив не позволяет полностью использовать круг изображения, всегда остается какое-то упущенное пространство. Квадратный же формат, с другой стороны, гораздо более эффективно использует круг изображения. Странно, этот круг будет использован наилучшим образом на круглом сенсоре или пленке, но, насколько я знаю, такого никогда не производили.
Ниже представлены 4 основных способа для начала работы с квадратным форматом:
Если ваша камера позволяет делать только прямоугольные снимки, вы можете поэкспериментировать с квадратным форматом при помощи инструмента для выкадровки в Photoshop. Есть пара подходов, которые вы можете применить в данном случае. Один состоит в том, чтобы снимать, изначально намереваясь в дальнейшем перевести это кадр в квадратный формат. Другой – в том, чтобы просмотреть ваши старые фотографии и решить, могут ли какие-то из них быть улучшены путем обрезки до квадрата. Я так делал, и, поразительно, сколько снимков я смог улучшить.
Я рассматриваю это как часть процесса упрощения. Когда вы обрезаете кадр 35мм до квадрата, вы отсекаете треть изображения. Остаются лучшие две трети, и изображение порой в результате выглядит сильнее.
Фотография выше – пример этого процесса. Преимущество от использования 35мм цифровой камеры состоит в том, что вы можете обрезать кадр, когда захотите, но, в то же время, не упускаете возможность использовать полный 35мм кадр. Так, я могу работать как с прямоугольным, так и с квадратным форматом фотографии, в зависимости от того, какой из них лучше подходит для моих целей в том, или ином случае.
Сегодня, когда существует практически бесконечный выбор в вопросе соотношения сторон кадра (в конце концов, если вы используете цифровую камеру, очень просто обрезать кадр до любой размерности по вашему желанию), зачем кому-то работать с квадратным форматом?
Один из наиболее привлекательных аспектов квадратного формата – это композиция. Квадрат в чем-то совсем другой – в квадратных фотографиях есть определенная красота рисунка, которой не хватает прямоугольным. Взгляд зрителя движется по изображению скорее по кругу, чем из стороны в сторону (или сверху вниз). Тут остается меньше свободного пространства вокруг объекта. Вы можете расположить объект по центру кадра, и это будет выглядеть правильно.
Квадратный формат, кажется, подходит лучше всего для портретов, ню, пейзажей, натюрмортов, архитектуры, съемки деталей и абстракций. Всё это творческие объекты – может, поэтому квадратный формат так популярен среди фотографов, специализирующихся на художественной съемке.
Что до остальных, я уверен, экспериментировать с квадратным форматом интересно. Вы можете создать несколько действительно хороших изображений, и уроки, которые вы получите в процессе относительно композиции, помогут вам во время работы и с прямоугольными форматами.
Одна из проблем, связанных с соотношением сторон 3:2 на 35мм цифровых зеркальных фотокамерах, это длина прямоугольника. Поверните камеру набок, чтобы получить вертикальное изображение, и вы поймете, что я имею в виду, особенно если вы снимаете пейзаж. Может быть довольно сложно заполнить кадр, не оставляя пустого пространства сверху или снизу.
Это одна из причин, по которой фотографы снимают на средний или крупный формат, и именно поэтому формат микро 4:3 импонирует некоторым из них. Более «короткий» прямоугольник проще заполнить. Квадратный формат – это то, что вы получаете, когда укорачиваете прямоугольник до предела.
Это хороший пример снимка, который выглядит более сильно, будучи урезанным до квадратного формата. Композиционная проблема, с которой я столкнулся при съемке, состояла в том, что я не знал, что делать со всем этим пустым пространством вокруг статуи? Моей первой мыслью было, что оно может быть довольно эффективно в качестве обрамления.
Но теперь мне кажется, что все же пустого пространства слишком много, так что кадр выигрывает, будучи урезанным до квадрата. Статуя в кадре выглядит крупнее, и глаз способен распознать детали на статуе вместо того, чтобы начинать блуждать по краям кадра (там смотреть-то не на что).
Я уверен, что найдутся люди, которым больше понравится изначальная версия кадра. И это самое веселое в фотографии. Здесь нет жестких правил, здесь обычно более, чем один путь решения задачи, и у нас у всех разные мнения касательно эффективности определенных техник и идей.
Как много форм вы видите на этих изображениях? Будь то круги, квадраты, прямоугольники или треугольники, техника компоновки квадратного кадра с использованием геометрических форм дает возможность получить очень мощный эффект. Квадратный формат подходит для этого типа композиции лучше, чем любой прямоугольник. Формы проявляются отчетливее в черно-белых фотографиях, поскольку зритель не отвлекается на цвета. Формы простые – обратите внимание на простоту композиции в этих изображениях.
В отличие от прямоугольника, в квадратных изображениях присутствует естественное ощущение баланса. Квадрат – очень устойчивая фигура, особенно по сравнению с вертикально ориентированным прямоугольником – квадрат не может «упасть».
Вы можете заинтересоваться, должны ли вы по-прежнему выстраивать композицию в соответствии с правилом третей в случае с квадратным форматом. Мой совет – нет. Вы можете выкинуть правило третей в окошко (вероятно, это лучшее место для него). Правило третей лишь рекомендация, и на самом деле оно представляет собой не более чем упрощение принципа золотого сечения (также известного как золотая пропорция), который применим лишь в случае с прямоугольником с соотношением сторон 1.618:1 (что близко к соотношению 3:2 в 35мм кадре).
Другими словами, это правило разработано для кадра 35мм. Не нужно пытаться применять его в других форматах – в итоге вы получите лишь результат, который будет выглядеть натянуто и шаблонно. Вместо этого сконцентрируйтесь на балансе внутри изображения. Как все элементы взаимодействуют друг с другом и с негативным пространством вокруг них? Как на фотографии выше, так и на некоторых других, представленных здесь, центральная композиция в квадратном формате приводит к получению хорошего результата.
Одна из сильных сторон квадратного формата – это то, что довольно просто использовать пространство в кадре. Он открыт для эксперимента – вы можете поместить объект в разные позиции в кадре, чтобы найти наиболее эффективный вариант. Особенно если вы производите выкадровку из 35мм кадра в Lightroom или Photoshop, у вас есть некоторый запас места, чтобы поиграть с положениями объекта в различных частях кадра, и посмотреть, что работает лучше всего.
До эры цифровой фотографии, если вы были заинтересованы в черно-белой фотографии, вам нужно было серьезно подойти к вопросу вложений в собственную «темную комнату» и оборудование, необходимое для получения качественных отпечатков. Цифровая фотография принесла черно-белую фотографию в массы, теперь она доступна почти каждому, у кого есть цифровая камера.
Та же история и с квадратным форматом. Так просто произвести выкадровку изображения в Photoshop, что вам нет нужды приобретать среднеформатную камеру, чтобы поэкспериментировать с квадратным форматом кадра. Каждый может попробовать – остается лишь наслаждаться процессом и создавать красивые изображения, чтобы мы могли ими насладиться тоже.
Если вам нужно немного вдохновения – ниже представлены некоторые из моих любимых квадратных кадров. Каждый из них изначально был прямоугольной фотографией, которую я обрезал до квадрата в Photoshop:
Мне также нравится компоновать изображения вместе для создания диптихов и триптихов:
Автор: Andrew Gibson
Сочетание естественного света и вспышки – не самая простая техника. Ведь при её использовании вы опираетесь на правила съемки двух разных видов освещения сразу....
Читать дальше →Вспышки обычно считают тем инструментом, который используется в помещении и уж никак не в горных регионах с переменчивой погодой. Сейчас на улице +23, а через минуту налетит ветер...
Читать дальше →Чувствуете ли вы «Жажду скорости»? Вы наверняка видели крутые фотографии, когда определенное динамическое действие показывается навеки застывшим во времени, и хотели...
Читать дальше →Исследовать новые техники съемки и делиться ими с другими – один из самых приятных аспектов работы профессионального фотографа дикой природы. Это мотивирует меня постоянно...
Читать дальше →Поляризованный свет – это свет, волны которого колеблются в одном направлении. Можно создать потрясающие фотографии с замерзшими кристаллами льда, которые...
Читать дальше →Фокусная (фокальная) точка – термин, который часто используют фотографы и блоги о фотосъемке. Они говорят: «Создайте фокальную точку. Она должна быть первым и последним местом...
Читать дальше →Окно закроется автоматически через 3 секунды
Очень интересно, надо попробовать. Фото в чёрно-белых тонах впечатляет.
мне больше нравится 16х9
1. большинство средств просмотра в современном мире (настоящее время) имеют именно такое соотношение сторон
2. как для пейзажа так и для портрета. Пейзаж отлично впишется своей масшабностью и при печати охватит всё поле зрения, квадрат или иной кроп - никогда, если только вы изначально не ставили кадр для такой композиции. При съёмке портрета - "воздух" в 16х9 как никогда будет актуален - главное правильно разместить объект съёмки. опять же - печать или просмотр на совеменных мониторах - заполнит всё ваше "внимание"
3. вы всегда сможете получить 4:3 или иной "квадрат" - если изначально , при съёмке скорректируете экспозицию.
Соотношение сторон - как мне кажется - это просто "инструмент", позволяющий в конкретной ситуации выразить себя.
Технически - ещё рано судить о преимуществах и недостатках.. всё же DSLR слишком "молоды" относительно SLR камер с их форматами, которые в своё время были продиктованы зачастую техническими решениями.
Спасибочки!)))
Спасибо, это то, что я искала!