Руководство по созданию квадратных кадров

Благодаря среднеформатным камерам, игрушечным камерам типа Holga и Diana и приложениям для смартфонов, таким как «Instagr.am», кадры квадратного формата стали популярнее, чем когда-либо.  В наш цифровой век квадратный формат, как и пленочная фотография, совершенно точно не мертв.


Немного истории

Камеры для съемки квадратных кадров существуют давным-давно. Первая была представлена компанией Rollei в 1929 году. Причина состояла в том, что квадратный формат, пожалуй, подходил лучше всего для работы с двухобъективной камерой – для того, чтобы сделать снимок, вы смотрите через увеличительное стекло на фокусировочный экран сверху камеры.

Поворачивать камеру на бок, очевидно, было неудобно, так что она действительно могла использоваться только в прямом положении. Камеры Rollei использовались такими фотографами как Ричард Аведон (Richard Avedon), Ирвин Пенн (Irving Penn) и Робер Дуано (Robert Doisneau). Диана Арбюс (Diane Arbus) работала с двухобъективной зеркальной камерой Mamiya. Все эти фотографы снимали в квадратном формате.


Камера Rolleiflex с объективом Carl Zeiss Jena Tessar f/3.8 75mm. Автор фотографии Eugene Ilchenko.

Hasselblad создали 1600F – среднеформатную камеру с квадратным кадром – в 1948, и продолжали работу с квадратным форматом в своих пленочных камерах вплоть до релиза цифровых камер H-System в 2002. Пленочные камеры Hasselblad считаются очень качественными, эту систему выбирали многие профессиональные студийные фотографы вплоть до последнего десятилетия.

Одна из причин их популярности, кроме качества, это удобство среднего формата. Вы можете сделать снимок, например, портрет, оставив пустое пространство вокруг объекта, а потом уже определиться с выкадровкой в соответствии с местом, для которого этот снимок предназначен.

Получить максимум от объектива

Вот еще одна причина, по которой квадратный формат так привлекателен. Объектив направляет круг света – называемый кругом изображения – на сенсор или пленку. Прямоугольный сенсор или негатив не позволяет полностью использовать круг изображения, всегда остается какое-то упущенное пространство. Квадратный же формат, с другой стороны, гораздо более эффективно использует круг изображения. Странно, этот круг будет использован наилучшим образом на круглом сенсоре или пленке, но, насколько я знаю, такого никогда не производили.


Переход к квадрату

Ниже представлены 4 основных способа для начала работы с квадратным форматом:

  1. Используйте среднеформатную пленочную камеру типа Rolleiflex, Mamiya или Hasselblad. Вы можете как печатать с негативов в темной комнате, так и сканировать их на высококачественном планшетном сканере, что позволит вам в дальнейшем обработать кадры в Photoshop. Многие фотографы проявляют и/или печатают свои снимки, работая с черно-белой пленкой, т.к. это гораздо проще, чем проявлять цветную пленку в домашних условиях.
  2. Используйте «игрушечную пленочную камеру» типа Holga или Diana. Опять же, вы можете печатать или сканировать изображения. Также существуют некоторые необычные старые камеры, которые позволяют делать квадратные снимки – такие как камеры Robot Star, которые создают кадр 24x24 мм на 35мм пленке.
  3. Используйте камеру на телефоне и конвертируйте снимки в квадратный формат при помощи таких приложений как «Hipstamatic» и «Instagr.am».
  4. Сделайте снимок при помощи цифровой компактной, SLR или среднеформатной камеры и обрежьте его до квадратного формата в Photoshop. Некоторые цифровые камеры позволят вам получать квадратные изображения в режиме Live View.

Если ваша камера позволяет делать только прямоугольные снимки, вы можете поэкспериментировать с квадратным форматом при помощи инструмента для выкадровки в Photoshop. Есть пара подходов, которые вы можете применить в данном случае. Один состоит в том, чтобы снимать, изначально намереваясь в дальнейшем перевести это кадр в квадратный формат. Другой – в том, чтобы просмотреть ваши старые фотографии и решить, могут ли какие-то из них быть улучшены путем обрезки до квадрата. Я так делал, и, поразительно, сколько снимков я смог улучшить.

Я рассматриваю это как часть процесса упрощения. Когда вы обрезаете кадр 35мм до квадрата, вы отсекаете треть изображения. Остаются лучшие две трети, и изображение порой в результате выглядит сильнее.

Фотография выше – пример этого процесса. Преимущество от использования 35мм цифровой камеры состоит в том, что вы можете обрезать кадр, когда захотите, но, в то же время, не упускаете возможность использовать полный 35мм кадр. Так, я могу работать как с прямоугольным, так и с квадратным форматом фотографии, в зависимости от того, какой из них лучше подходит для моих целей в том, или ином случае.

Композиция

Сегодня, когда существует практически бесконечный выбор в вопросе соотношения сторон кадра (в конце концов, если вы используете цифровую камеру, очень просто обрезать кадр до любой размерности по вашему желанию), зачем кому-то работать с квадратным форматом?


Один из наиболее привлекательных аспектов квадратного формата – это композиция. Квадрат в чем-то совсем другой – в квадратных фотографиях есть определенная красота рисунка, которой не хватает прямоугольным. Взгляд зрителя движется по изображению скорее по кругу, чем из стороны в сторону (или сверху вниз). Тут остается меньше свободного пространства вокруг объекта. Вы можете расположить объект по центру кадра, и это будет выглядеть правильно.

Квадратный формат, кажется, подходит лучше всего для  портретов, ню, пейзажей, натюрмортов, архитектуры, съемки деталей и абстракций. Всё это творческие объекты – может, поэтому квадратный формат так популярен среди фотографов, специализирующихся на художественной съемке.

Что до остальных, я уверен, экспериментировать с квадратным форматом интересно. Вы можете создать несколько действительно хороших изображений, и уроки, которые вы получите в процессе относительно композиции, помогут вам во время работы и с прямоугольными форматами.

Проблема 35мм

Одна из проблем, связанных с соотношением сторон 3:2 на 35мм цифровых зеркальных фотокамерах, это длина прямоугольника. Поверните камеру набок, чтобы получить вертикальное изображение, и вы поймете, что я имею в виду, особенно если вы снимаете пейзаж. Может быть довольно сложно заполнить кадр, не оставляя пустого пространства сверху или снизу.

Это одна из причин, по которой фотографы снимают на средний или крупный формат, и именно поэтому формат микро 4:3 импонирует некоторым из них. Более «короткий» прямоугольник проще заполнить. Квадратный формат – это то, что вы получаете, когда укорачиваете прямоугольник до предела.


Это хороший пример снимка, который выглядит более сильно, будучи урезанным до квадратного формата. Композиционная проблема, с которой я столкнулся при съемке, состояла в том, что я не знал, что делать со всем этим пустым пространством вокруг статуи? Моей первой мыслью было, что оно может быть довольно эффективно в качестве обрамления.

Но теперь мне кажется, что все же пустого пространства слишком много, так что кадр выигрывает, будучи урезанным до квадрата. Статуя в кадре выглядит крупнее, и глаз способен распознать детали на статуе вместо того, чтобы начинать блуждать по краям кадра (там смотреть-то не на что).

Я уверен, что найдутся люди, которым больше понравится изначальная версия кадра. И это самое веселое в фотографии. Здесь нет жестких правил, здесь обычно более, чем один путь решения задачи, и у нас у всех разные мнения касательно эффективности определенных техник и идей.

Формы


Как много форм вы видите на этих изображениях? Будь то круги, квадраты, прямоугольники или треугольники, техника компоновки квадратного кадра с использованием геометрических форм дает возможность получить очень мощный эффект.  Квадратный формат подходит для этого типа композиции лучше, чем любой прямоугольник. Формы проявляются отчетливее в черно-белых фотографиях, поскольку зритель не отвлекается на цвета. Формы простые – обратите внимание на простоту композиции в этих изображениях.

Композиция и баланс

В отличие от прямоугольника, в квадратных изображениях присутствует естественное ощущение баланса. Квадрат – очень устойчивая фигура, особенно по сравнению с вертикально ориентированным прямоугольником – квадрат не может «упасть».


Вы можете заинтересоваться, должны ли вы по-прежнему выстраивать композицию в соответствии с правилом третей в случае с квадратным форматом. Мой совет – нет. Вы можете выкинуть правило третей в окошко (вероятно, это лучшее место для него). Правило третей лишь рекомендация, и на самом деле оно представляет собой не более чем упрощение принципа золотого сечения (также известного как золотая пропорция), который применим лишь в случае с прямоугольником с соотношением сторон 1.618:1 (что близко к соотношению 3:2 в 35мм кадре).

Другими словами, это правило разработано для кадра 35мм. Не нужно пытаться применять его в других форматах – в итоге вы получите лишь результат, который будет выглядеть натянуто и шаблонно. Вместо этого сконцентрируйтесь на балансе внутри изображения. Как все элементы взаимодействуют друг с другом и с негативным пространством вокруг них? Как на фотографии выше, так и на некоторых других, представленных здесь, центральная композиция в квадратном формате приводит к получению хорошего результата.

Одна из сильных сторон квадратного формата – это то, что довольно просто использовать пространство в кадре. Он открыт для эксперимента – вы можете поместить объект в разные позиции в кадре, чтобы найти наиболее эффективный вариант. Особенно если вы производите выкадровку из 35мм кадра в Lightroom или Photoshop, у вас есть некоторый запас места, чтобы поиграть с положениями объекта в различных частях кадра, и посмотреть, что работает лучше всего.

Заключение

До эры цифровой фотографии, если вы были заинтересованы в черно-белой фотографии, вам нужно было серьезно подойти к вопросу вложений в собственную «темную комнату» и оборудование, необходимое для получения качественных отпечатков.  Цифровая фотография принесла черно-белую фотографию в массы, теперь она доступна почти каждому, у кого есть цифровая камера.

Та же история и с квадратным форматом. Так просто произвести выкадровку изображения в Photoshop, что вам нет нужды приобретать среднеформатную камеру, чтобы поэкспериментировать с квадратным форматом кадра. Каждый может попробовать – остается лишь наслаждаться процессом и создавать красивые изображения, чтобы мы могли ими насладиться тоже.

Галерея

Если вам нужно немного вдохновения – ниже представлены некоторые из моих любимых квадратных кадров. Каждый из них изначально был прямоугольной фотографией, которую я обрезал до квадрата в Photoshop:




Мне также нравится компоновать изображения вместе для создания диптихов и триптихов:



Автор: Andrew Gibson

28/03/2012    Просмотров : 25853    Источник: photo.tutsplus.com    Перевод: Анна Смолина
Версия для печатиСкачать в pdfРекомендовать статью

Комментарии: 4

  • Осталось символов: 5000
    Формат JPGУдалить
    Ожидаем загрузку изображений
  • Пётр Белоцкий 6 Апреля 2012 - 15:34:37

    Очень интересно, надо попробовать. Фото в чёрно-белых тонах впечатляет.


    • Андрей Передиреев 2 Апреля 2012 - 01:21:04

      мне больше нравится 16х9
      1. большинство средств просмотра в современном мире (настоящее время) имеют именно такое соотношение сторон
      2. как для пейзажа так и для портрета. Пейзаж отлично впишется своей масшабностью и при печати охватит всё поле зрения, квадрат или иной кроп - никогда, если только вы изначально не ставили кадр для такой композиции. При съёмке портрета - "воздух" в 16х9 как никогда будет актуален - главное правильно разместить объект съёмки. опять же - печать или просмотр на совеменных мониторах - заполнит всё ваше "внимание"
      3. вы всегда сможете получить 4:3 или иной "квадрат" - если изначально , при съёмке скорректируете экспозицию.

      Соотношение сторон - как мне кажется - это просто "инструмент", позволяющий в конкретной ситуации выразить себя.
      Технически - ещё рано судить о преимуществах и недостатках.. всё же DSLR слишком "молоды" относительно SLR камер с их форматами, которые в своё время были продиктованы зачастую техническими решениями.


      • FlowerParty 1 Апреля 2012 - 19:28:24

        Спасибочки!)))


        • Оля A 29 Марта 2012 - 14:27:20

          Спасибо, это то, что я искала!


          Еще уроки из рубрики "Приемы и техники"

          3 вида зрительного контакта в фотографии

          В сегодняшнем небольшом уроке мы рассмотрим три вида зрительного контакта, которые стоит учитывать при съемке портрета, а также различные ситуации, в которых каждый вид будет...

          Читать дальше
          26/01/2017. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал
          7 642
          9

          Кинематографический стиль в фотографии

          Не так давно я отметил, что лишь немногие фотографы создают фотографии, напоминающие своей стилистикой стоп-кадр из фильма. Пара известных фотографов, снимающих в этом жанре...

          Читать дальше
          21/03/2016. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Анастасия Родригес
          34 811
          32

          Как фотографировать малышей #3. Фотоигры.

          В первой и второй части этой статьи мы разбирали психологические особенности малышей и приёмы общения с ними. Пора переходить к практике фотосъёмки – фотоиграм для...

          Читать дальше
          12/01/2016. Фотосъёмка — Приемы и техники. Автор: Игорь Губарев
          21 545
          32

          Как фотографировать малышей #2

          Первая часть статьи была целиком посвящена вопросам установления контакта с малышами и созданию дружеских уз. При работе с детьми этим вопросам надо посвятить МЕГАособое внимание...

          Читать дальше
          08/01/2016. Фотосъёмка — Приемы и техники. Автор: Игорь Губарев
          23 235
          48

          Таймлапс – это просто!

          ​Таймлапс – это последовательно сделанные, с определенным интервалом фотографии, сведенные в последствии в видеоряд...

          Читать дальше
          01/04/2015. Фотосъёмка — Приемы и техники. Автор: Михаил Эскин
          79 410
          27

          Нарушая правила

          В предыдущей статье я описал несколько так называемых «правил композиции». Правила эти не так уж однозначны и могут вызывать разногласия...

          Читать дальше
          24/02/2015. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Анна Смолина
          39 508
          11
          Наверх
          Орфографическая ошибка в тексте:
          своими руками В этом уроке рассказывается, как сделать складной софтбокс размером 40х40 см, который похож на

          Послать сообщение об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице.

          Ваше сообщение отправлено. Спасибо!

          Окно закроется автоматически через 3 секунды