Традиционно создание качественных чёрно-белых изображений требует от фотографа навыков как в съёмке, так и в последующей обработке в стенах «тёмной комнаты». Наилучшего результата в изображении окружающего мира в оттенках серого можно достичь, если развить навык композиционного построения. В любом случае вам придётся поработать над изображением после съёмки, чтобы расставить смысловые акценты и усилить выразительность.
Принципы съёмки и обработки сохранились несмотря на то, что средства претерпели существенные изменения со времён аналоговой, «плёночной», фотографии. Основная черта современных средств – высокая скорость. Процесс создания итоговых изображений, который раньше занимал несколько дней, в современных условиях может быть завершён в течение нескольких часов.
Итак, в продолжение серии «Снимай профессионально!» мы рассмотрим несколько задач, выполнение которых поможет вам глубже освоить чёрно-белую фотографию. Начнём с простых, затем перейдём к сложным: от съёмки до управления светотенью на этапе обработки. Каким-то из рассматриваемых задач Вам потребуется уделить 30 минут, а каким-то – пару часов.
Тренируйтесь. Выполнив предлагаемые задачи, вы в самое короткое время освоите чёрно-белую фотографию и сможете создавать снимки профессионального качества.
Вначале рассмотрим этап съёмки. Вы сможете сэкономить свои время и силы в дальнейшем – на этапе обработки – если сделаете всё, что можно сделать, во время съёмочного процесса. Итак, первая задача, которая встанет перед вами, касается построения кадра и умения видеть окружающий мир «обесцвеченным».
Мы привыкли видеть окружающий нас мир в цвете. Поэтому могут возникнуть трудности. Постарайтесь представить снимаемую сцену такой, какой бы она выглядела после конвертации снимка в изображение в оттенках серого. Если не получается, установите в фотоаппарате режим съёмки монохромных фотографий, выходите на улицу и пробуйте – снимайте.
Вы сможете быстро оценить, как будет выглядеть снимаемая сцена на чёрно-белом снимке: будет ли она смотреться красиво, как различные цвета выглядят на изображении после его «обесцвечивания».
Чтобы провести оценку мгновенно, включите в фотоаппарате режим построения кадра в реальном времени – Live View. Если вам не нравится то, как выглядит снимаемая сцена будучи в оттенках серого, просто выберите другую.
Начните поиски в окрестностях места, в котором вы живёте. Даже небольшие населённые пункты полны разнообразных сюжетов, подходящих для чёрно-белых снимков: от всевозможных форм и текстур построек до отдельных графичных деталей и обширных уличных сцен.
Поставьте себе цель и пробуйте. Ищите сцены, которые бы смотрелись более эффектно в оттенках серого, нежели в цвете.
Пока вы не ограничиваете себя в выборе сюжета, попробуйте найти несколько, которые «работают» безукоризненно. «Настройте» свои глаза на то, чтобы видеть тона и контраст, вместо цветов.
Не знаете с чего начать? Представляем вашему вниманию некоторые отличительные черты сюжетов, подходящих для чёрно-белой фотографии.
Простые и графичные формы – всегда эффектные объекты для фотографии в оттенках серого. Обращайте внимание на высококонтрастные сцены, в которых присутствуют яркие блики и глубокие тени. Такие сцены наиболее выразительны.
Оба художественных элемента могут образовать тонкий сюжет, который будет интересным для зрителя. Мягкое, рассеянное, освещение в тени или в пасмурную погоду выделит значимые детали снимаемого объекта. В противоположность, жёсткое, прямое, освещение (например, солнечный свет в ясную погоду) подчеркнёт текстуру снимаемого объекта.
Из-за того, что цветовые сочетания не учитываются при построении кадра, чёрно-белая фотография выигрывает больше от простой и «прозрачной» композиции. Например, образованной направляющими взгляд линиями или подобием объектов, расположенных на переднем и заднем планах. Также, ищите сюжеты с выраженной, понятной с первого взгляда, точкой пространства (или объектом), которая акцентирует на себе внимание зрителя. Помните, что выразительность кадра зиждется на контрасте, а не на цветовых сочетаниях.
В ваш фотоаппарат могут быть встроены программные фильтры, которые имитируют цветные фильтры, устанавливаемые перед передней линзой объектива в традиционной чёрно-белой фотографии. Такие цветные фильтры частично ограничивают определённые световые волны, например, соответствующие жёлтому цвету или красному и т.д. В итоге, цвета изображаются по-разному. У каждого фильтра есть специальное обозначение-название. Однако, изучение действий фильтров и их обозначений без предварительной подготовки может быть сложным для фотографа, делающим свои первые шаги в мире чёрно-белой фотографии.
Каждый фильтр осветляет области на изображении в оттенках серого, соответствующие определённому цвету. А области, соответствующие противоположному цвету, затемняет. (прим. переводчика – зелёный и красный, синий и оранжевый, например, являются противоположными – комплементарными – цветами. Подробнее о природе цветов и художественных свойствах цветовых сочетаний Вы можете узнать из седьмой и девятой частей серии «Основы фотографии».) Например, если установить на объектив фильтр, который называется «красным», то красно-оранжевые объекты снимаемой сцены будут выглядеть более светлыми на чёрно-белом изображении, чем в реальности. А сине-зелёные объекты – более тёмными.
Ниже мы приводим краткие описания нескольких цветовых фильтров.
Осветляет жёлто-оранжевые объекты, слегка затемняет сине-фиолетовые.
Используйте его для осветления оттенков кожи и для усиления контраста между облаками и небом.
Осветляет оранжевые объекты и затемняет синие объекты (чуть сильнее, чем жёлтый фильтр).
Как и жёлтый фильтр, используйте, чтобы усилить контраст облаков и неба.
Осветляет красно-оранжевые объекты, а сине-зелёные сильно затемняет, изображая их тон практически близким к чёрному.
Используйте его, чтобы получить максимальную контрастность для небосклона в пейзажах, создаваемых «под открытым небом».
Осветляет зелёные объекты и затемняет красные.
Используйте его, чтобы затемнить оттенки кожи и осветлить траву и листву.
Применение встроенных в фотоаппарат программных фильтров, имитирующих цветные фильтры, обладает особенностью. На итоговом чёрно-белом изображении противоположные друг другу по цвету объекты могут выглядеть одинаковыми по тону (светлоте).
Существует множество способов преобразования цветного изображения в чёрно-белое. Можно использовать фильтры, встроенные в фотоаппарат. Наилучшие результаты можно получить, если применять инструменты, реализованные в программах Photoshop Elements или Photoshop.
Эти инструменты позволяют с помощью параметров-ползунков управлять светлотой областей на итоговом чёрно-белом изображении, соответствующих объектам каждого отдельного цвета. Результат применения таких инструментов может существенно отличаться от того, который получается простым преобразованием исходного цветного изображения в итоговое чёрно-белое.
Чтобы воспользоваться предложенными инструментами, вам необходимо отключить в фотоаппарате режим создания снимков в оттенках серого и, тем самым, снимать полноцветные изображения. Или фотографируйте в формате RAW, а затем обрабатывайте исходный RAW-файл. (прим. переводчика – в интерпретаторе RAW-файлов Camera Raw, встроенном в Adobe Lightroom и Adobe Photoshop, реализован один из названных ранее инструментов «гибкого» преобразования цветного изображения в чёрно-белое.)
Рассмотрим применение одного из инструментов «гибкого» преобразования цветного изображения в чёрно-белое.
Для создания исходного цветного изображения мы выбрали объекты, цвета которых являются комплементарными или близкими к ним. Мы расположили розовый цветок на голубом фоне, снимаемую сцену обустроили на столе около окна, но не под прямыми лучами солнечного света.
Мы сознательно выбрали мягкое освещение, чтобы на цветке и фоне не образовывались густые тени с чёткими краями.
Откройте вашу фотографию в Photoshop Elements. Чтобы выполнить преобразование, просто, выберите в главном меню команду «Улучшить» -> «Преобразовать в чёрно-белое изображение» (Enhance -> Convert to Black and White).
Откроется диалоговое окно со множеством готовых шаблонов преобразования. Здесь также содержатся элементы управления для настройки контраста и светлоты областей исходного изображения, «окрашенных» в красный, зелёный и синий цвета.
Рассмотрим программные средства преобразования в чёрно-белое изображение подробнее.
Хотя представленные шаблоны разработаны для определённых жанров, портретов и пейзажей, попробуйте использовать шаблоны до того, как настраивать вид чёрно-белого изображения вручную. Шаблоны – хорошая начальная точка для дальнейшей тонкой настройки преобразования.
Этот шаблон преобразует исходное цветное изображение так, что области последнего, соответствующие красным снимаемым объектам, становятся темнее, чем области, соответствующие зелёным или синим объектам.
Этот шаблон «затемняет» синие объекты и «осветляет» красные объекты.
Примените шаблон к исходному цветному изображению, чтобы создать основу преобразования. «Подстройку» вы сможете провести с помощью ползунков.
На нашей фотографии мы слегка затемнили розовые лепестки. Мы перемещали ползунок с названием «Красный» (Red) влево до тех пор, пока тон наибольшей области, соответствующей лепесткам, не приблизился к полутонам или к трём четвертям тона.
Чтобы остальные объекты не выглядели слишком тёмными, мы переместили ползунок, обозначенный как «Зелёный» (Green), вправо.
В итоге изображение содержало широкое распределение тонов: от тёмных, близких к чёрному цвету, до светлых, близких к белому цвету.
Возможности Photoshop в преобразовании цветного изображения в чёрно-белое значительно шире, чем возможности Photoshop Elements. Можно управлять большим количеством цветов и, как прежде, выбирать разнообразные шаблоны из ниспадающего списка над параметрами-ползунками «ручного» управления.
Всё это означает, что вы можете выполнять преобразование более аккуратно. Регулировать дополнительно сине-зелёные (Cyans), пурпурные (Magentas) и жёлтые (Yellows) цвета.
Преобразование можно выполнить не только непосредственно с изображением («Изображение» -> «Коррекции» -> «Преобразование в чёрно-белое» [Images -> Adjustments -> Black & White]), но и с помощью корректирующего слоя «Чёрно-белое» (Black & White).
Затемнение исходного снимка, когда вы перемещаете ползунки слишком сильно влево, может приводить к образованию гало или тёмных контуров вокруг изображённых объектов. Особенно, если цвета объектов комплементарны. Например, жёлто-оранжевый дом на фоне чистого неба.
Выход из ситуации следующий. Если гало или тёмный контур появился, перемещайте ползунок в обратную сторону – вправо – до тех пор, пока искажение не исчезнет.
В заключительной части, касающейся преобразования цветного снимка в чёрно-белое изображение средствами Photoshop Elements и Photoshop, мы обратим ваше внимание на применение таких инструментов, как «Уровни» (Levels), «Кривые» (Curves), «Осветление» (Burn tool) и «Затемнение» (Dodge tool). Названные инструменты расширят ваши возможности в обработке чёрно-белых фотографий.
Тонкая настройка преобразования цветного снимка в чёрно-белое изображение не единственный способ управления светотенью – распределением светлых, средних и тёмных тонов на изображении.
После преобразования Вы можете воспользоваться такими корректирующими слоями (Adjustment layers), как «Уровни» или «Кривые», чтобы настроить контраст и распределение тонов на вашем итоговом изображении в оттенках серого. Корректирующий слой «Кривые» недоступен в Photoshop Elements, здесь вы можете применить лишь «Уровни».
С помощью корректирующего слоя «Кривые» вы можете выполнять более тонкую тоновую коррекцию в сравнении с корректирующим слоем «Уровни». В последнем доступно всего три точки для управления распределением тонов. Вы можете осветлять или затемнять лишь тёмные, средние и светлые тона. В то время как с помощью Кривых вы можете управлять любым тоном, любым участком гистограммы.
При настройке корректирующего слоя «Кривые» вы можете поставить точку в любом месте диагональной линии. Затем перемещать её вниз, если хотите затемнить выбранный тон, или вверх, если хотите его осветлить. Также, вы можете поставить точку без её последующего перемещения вверх-вниз, чтобы зафиксировать тон.
Кривые характеризуются широчайшим применением. На первых порах с их эффективным использованием могут возникнут сложности. Поэтому, возможно, вам будет проще начать с шаблонов тоновой коррекции, которые доступны из ниспадающего списка в верхней части панели настройки корректирующего слоя.
Шаблоны задают готовые формы тоновой кривой и могут быть полезны в большинстве случаев тоновой коррекции. Одной из распространённых форм является S-образная кривая. Она повышает контрастность фотографии, а также служит для осветления или затемнения всего изображения.
Одной из наиболее распространённых задач на этапе обработки чёрно-белого изображения является усиление контраста. Здесь шаблоны не обладают гибкостью, поэтому они – лишь хорошая отправная точка. Применив шаблон, вы можете его скорректировать в соответствие со своими потребностями. Перемещайте существующие точки на тоновой кривой, добавляйте новые.
Чтобы увеличить контрастность фотографии выберите из ниспадающего списка шаблон «Средний контраст» (Medium Contrast). Диагональная линия примет форму «мягкой» S-образной кривой, а контраст изображения слегка усилится. Чтобы углубить тени выберите точку в левой нижней части тоновой кривой, нажав на точке левой кнопкой мыши, и перемещайте точку вниз, например, с помощью клавиш навигации на клавиатуре. Чтобы сильнее осветлить светлые области изображения, выберите точку, расположенную в верхней правой части тоновой кривой, и перемещайте точку вверх.
Локальная тоновая коррекция осуществляется со времён зарождения фотографии и используется как выразительное средство.
В отличие от того периода, когда печатью фотографий и, соответственно, их подготовкой занимались лишь отдельные специалисты или предприятия, в настоящее время вы можете сделать локальную тоновую коррекцию своих фотографий без дополнительных затрат времени и сил.
Применение масок (Layer Mask) к корректирующим слоям «Кривые» или «Уровни» является самым простым способом коррекции обширных областей снимка, например, соответствующих небу. Таким образом, вы можете обработать часть изображения, в то время как другая его часть останется нетронутой.
Настройте параметры коррекции (например, задайте форму тоновой кривой). Затем возьмите инструмент «Кисть» (Brush), установите прозрачность равной примерно 25% и рисуйте по маске корректирующего слоя чёрной «краской». Под тёмными областями маски действие корректирующего слоя на изображение будет проявляться в малой степени или совсем не будет, если области закрашены 100%-но чёрным цветом.
Светлыми тонами «заправляет» белый ползунок, расположенный в правой части гистограммы. Самая распространённая коррекция заключается в перемещении ползунка влево к правому краю графика. Если вы продолжите движение влево, то произойдёт потеря деталей в светлых областях снимка. Другими словами, вы искусственно создадите «пересвет».
Самый левый, чёрный, ползунок поможет вам настроить светлоту тёмных областей снимка. Перемещайте его вправо – к левому концу графика – чтобы углубить тени. Если вы хотите придать своей фотографии большей графичности, сместите ползунок немного вправо за правый край графика.
Помимо управления светлотой светлых и тёмных тонов Уровни позволяют настраивать средние тона с помощью серого треугольника, расположенного изначально по центру гистограммы. Чтобы осветлить средние тона перемещайте треугольник влево, чтобы затемнить – вправо.
Кривые обладают большей гибкостью, чем Уровни, поэтому настройкой светотени с помощью корректирующего слоя «Кривые» можно легко увлечься. Помните, что если в какой-то момент фрагмент тоновой кривой будет близок к горизонтальной линии, то изображение будет выглядеть неестественно «плоским», неконтрастным.
Версия программы 9 и более новые позволяют с ограничениями управлять формой тоновой кривой. Соответствующий инструмент называется здесь «Цветовые кривые» (Color Curves). Чтобы им воспользоваться, выберите в главном меню «Улучшить» -> «Скорректировать цвет» -> «Скорректировать цветовые кривые» (Enhance -> Adjust Color -> Adjust Color Curves). Вы не сможете установить в любом месте тоновой кривой точку, программа предоставляет вам возможность управлять различными сегментами кривой с помощью четырёх ползунков. Они отвечают за тёмные (Shadows), четверть и три четверти одновременно (Midtone Contrast), средние (Midtone Brightness) и светлые (Highlights) тона.
Инструменты «Осветление» (Dodge tool) и «Затемнение» (Burn tool) являются преемниками классических аналоговых техник. Эти инструменты позволяют увеличивать экспозицию – осветлять (dodging) – или уменьшать экспозицию – затемнять (burning) – произвольных областей снимка.
Аналогичного эффекта можно достичь методом локальной тоновой коррекции с помощью корректирующих слоёв «Кривые» и «Уровни», описанным ранее. Здесь же вы просто рисуете «осветлителем» или «затемнителем» по исходному снимку, не прибегая к использованию дополнительных слоёв и масок к ним.
Лучше всего создать копию слоя, содержащего исходное изображение (Фоновый слой, Background layer), и рисовать инструментами «Осветление» и «Затемнение» по слою-копии.
Такой приём упрощает оценку эффекта осветления-затемнения путём отключения-включения видимости слоя-копии и позволяет в любой момент вернуться к оригинальному изображению, если результат вас не устраивает.
Основная ошибка при использовании рассматриваемых инструментов заключается в переизбытке эффекта. В итоге, факт осветления-затемнения бросается в глаза, и результат получается неравномерным.
Чтобы получить равномерный и приятный для взгляда эффект установите значение параметра «Экспозиция» (Exposure) равным в пределах 3-5%. Маленькими постепенными «мазками» накладывайте эффект на отдельные участки изображения. Другой способ сохранить натуральность изображения при использовании инструментов «Осветление» и «Затемнение» – применять кисть с мягкими краями (установить параметр «Жёсткость» [Hardness] для кисти равным какому-то малому значению).
Вы можете выбирать тона изображения: тёмные, средние или светлые, - которые будут осветляться. Осветление светлых тонов приведёт к увеличению контрастности между тёмными и светлыми тонами. Осветление тёмных тонов, наоборот, ослабит контраст.
Оказывает противоположный инструменту «Осветление» эффект. Вы также можете выбирать целевые тона: светлые, средние или тёмные. Затемнение тёмных тонов усилит контраст между светлыми и тёмными тонами в заданной области. Затемнение светлых тонов, наоборот, уменьшит контрастность.
Как только создадите слой-копию исходного снимка, выбирайте нужный инструмент («Осветление» или «Затемнение») на панели инструментов (Tools palette).
Установите в свойствах выбранного инструмента значение «Светлые тона» (Highlights). Рисуйте кистью инструмента «Осветление» по светлым областям изображения, если хотите усилить контраст. Наоборот, рисуйте кистью инструмента «Затемнение», если хотите ослабить контраст.
Установите в свойствах выбранного инструмента значение «Тёмные тона» (Shadows). Рисуйте кистью инструмента «Осветление» по тёмным областям изображения, если хотите ослабить контраст. Наоборот, рисуйте кистью инструмента «Затемнение», если хотите усилить контраст.
Цветовое тонирование чёрно-белых фотографий уходит корнями к обработке фотографий в тёмной комнате. Чаще всего снимку придавали цвет, подвергая его химической обработке, для того, чтобы предотвратить потерю контраста в процессе старения. Однако, цветовое тонирование использовалось как выразительное средство. В цифровой «тёмной комнате» в тонировании нет технической необходимости, оно отражает лишь ваши эстетические предпочтения.
С помощью Photoshop вы можете «окрасить» чёрно-белое изображение различными способами. Самой простой способ – создать корректирующий слой «Цветовой тон\Насыщенность» (Hue\Saturation). Поставьте «галочку» напротив параметра «Тонирование» (Colorize), затем переместите ползунок с названием «Цветовой тон», чтобы придать изображению нужный цвет. Перемещайте ползунок «Насыщенность» (Saturation), чтобы менять чистоту цвета.
Выберите в списке корректирующих слоёв «Градиент» (Gradient Map). В появившемся диалоговом окне нажмите левой кнопкой мышки на параметр «Градиент» (Gradient). Во вновь появившемся окне редактора градиентов (Gradient Editor) выберите из предложенных шаблонов один с названием «Фиолетовый, оранжевый» (Violet, Orange). Подтвердите настройки слоя, последовательно нажав кнопки «ОК» в обоих окнах.
Сейчас фотография выглядит слегка психоделической, возможно, вам потребуется немного уменьшить силу эффекта. Выберите в ниспадающем списке-параметре «Режим наложения» (Blending Mode), расположенном в верхней части панели «Слои» (Layers), значение «Перекрытие» (Overlay). Дополнительно, попробуйте уменьшить значение параметра «Прозрачность» (Opacity) корректирующего слоя, для начала, до 50%.
Автор: Крисом Рутер (Chris Rutter)
Все фотографии сделаны Крисом Рутером (Chris Rutter).
Сочетание естественного света и вспышки – не самая простая техника. Ведь при её использовании вы опираетесь на правила съемки двух разных видов освещения сразу....
Читать дальше →Вспышки обычно считают тем инструментом, который используется в помещении и уж никак не в горных регионах с переменчивой погодой. Сейчас на улице +23, а через минуту налетит ветер...
Читать дальше →Чувствуете ли вы «Жажду скорости»? Вы наверняка видели крутые фотографии, когда определенное динамическое действие показывается навеки застывшим во времени, и хотели...
Читать дальше →Исследовать новые техники съемки и делиться ими с другими – один из самых приятных аспектов работы профессионального фотографа дикой природы. Это мотивирует меня постоянно...
Читать дальше →Поляризованный свет – это свет, волны которого колеблются в одном направлении. Можно создать потрясающие фотографии с замерзшими кристаллами льда, которые...
Читать дальше →Фокусная (фокальная) точка – термин, который часто используют фотографы и блоги о фотосъемке. Они говорят: «Создайте фокальную точку. Она должна быть первым и последним местом...
Читать дальше →Окно закроется автоматически через 3 секунды
Хорошая статья.Спасибо.
Вопрос имею Кенон 60D Есть ли в этой фотокамере если снимать в Ч/Б режиме описаные фильтры.Камера весьма для меня сложная.Используется на 20%
К сожалению, не знаю. Попробуйте найти в инструкции.
Спасибо за статью! Полезно и доступно.
Статья понравилась. Спасибо!!!
Спасибо.
Хорошая статья,на заметку.
Большая благодарность Автору, очень интересная статья!
Очень полезная статья, спасибо!
Хорошая статья, респект
Спасибо. Очень хороший материал