Фотографы, способные постоянно создавать неотразимые и запоминающиеся фотографии с использованием нормальных объективов, всегда меня впечатляли. Это может говорить об истинно развитом глазомере и умении контролировать композицию, работая с положением камеры, перспективой, освещением, дизайном и ожиданиями зрителей. Широкоугольные и телеобъективы являются вполне приемлемыми и крайне полезными инструментами, но иногда на них можно полагаться исключительно за счет воздействия на композицию – визуальный эффект создается благодаря тому, что они показывают окружающий мир в непривычной для нас манере.
Прежде, чем появилась фотография, целью художников было овладеть мастерством передачи естественной перспективы убедительным для зрителя образом. Если перспектива выглядела ненатурально, попытку создать иллюзию реальности считали неудачной. Художники стремились использовать все возможные инструменты, чтобы изобразить стилизованные или идеализированные пейзажи, не прибегая при этом к созданию искривленной, сверх широкой или ближней/дальней перспективы, которая так популярна сегодня. На их картинах не было компрессии, получаемой при использовании телеобъектива и размытого фона, поскольку ни сами художники, ни их аудитория никогда не видели подобного.
Специфика оптических систем, являющихся уникальными для фотосъемки – важный инструмент в творческом бардачке фотографа. Однако, стоит помнить, что зачастую мы привлекаем слишком много внимания к используемым техникам и инструментам (будь это радиальная дисторсия объектива «рыбий глаз», очевидная HDR обработка, сумасшедшие цвета, получившиеся в результате экспериментов со слайдером насыщенности и т.д.), рискуя получить снимок, зацикленный на технике, а не на субъекте или тематической идее. В результате мы рискуем подорвать саму концепцию фотографии как вида искусства и эффективного способа коммуникации.
Естественная перспектива нормальных объективов работает наоборот – она просто передает снимок, не привлекая внимания к себе.
Итак, когда начинающие фотографы спрашивают у меня, с какого объектива им лучше начать, я отвечаю вопросом: Хотите ли вы снимать то, что вам хочется, ради чистого удовольствия (естественно, это вполне разумная цель) или предпочтете более осознанно овладеть композицией? Если они выбирают последнее, мой совет – начать именно с нормального объектива.
Объектив считается «нормальным», когда его фокусное расстояние примерно равно диагонали формата камеры, на которой он используется. У популярного 23х36мм «полнокадрового» 35мм формата эта диагональ равна 43мм, поэтому, грубо говоря, нормальным объективом в таком случае будет тот, фокусное расстояние которого равно 43мм. Однако, когда Leica впервые популяризовала 35мм камеры в 1920-х, решение использовать 50мм для первых моделей с фиксированным фокусным расстоянием также задало определенный стандарт «нормального объектива» для этого формата.
Фокусные расстояния, близкие к нормальным (начиная от широких 35мм и заканчивая более длинными 60мм) передают окружающий мир с натуральным приближением и полем зрения, близким к человеческому глазу. Я бы описал это как участок пейзажа в пределах периферического зрения. С уменьшением фокусного расстояния степень приближения сокращается, субъект отдаляется, края растягиваются и поддаются дисторсии, диагонали по краям усиливаются, глубина резкости и поле зрения также растут. По мере увеличения ФР степень приближения становится больше, объект кажется ближе, видимое пространство между объектами уменьшается (это также называют компрессией), пространство теряет некоторую долю объема, глубина резкости и поле зрения уменьшается.
Нормальные объективы подходят практически для любого жанра, начиная с пейзажной фотографии и заканчивая репортажами, съемкой дикой природы и портретов, поскольку в результате получается натуральное изображение без каких-либо излишеств. Фотографу нужно серьезно постараться, чтобы проработать композицию. При использовании нормального объектива практически невозможно сбросить всё это на него.
Если бы нам нужно было выбрать всего одну фотографию для титула «Лучший снимок всех времен», споры были бы очень горячими, но одним из главных кандидатов был бы Анри Картье-Брессон. Его не сильно интересовала техническая сторона вопроса – в лаборатории часто возникали проблемы с печатью его неряшливо проэкспонированных негативов – Картье-Брессон был мастером композиции с использованием 50мм объектива, создавая восхитительный эффект в быстро меняющихся ситуациях. В редких случаях он мог работать с 35мм или 90мм, но не более. Он никогда не использовал что-то длиннее или короче, чем эти три фокусных расстояния. Его портфолио демонстрирует отточенное чувство композиции и непревзойденную задумку, хотя большинство негативов из его полумиллионной коллекции были сделаны с обычным 50мм объективом Leitz и камерой Leica.
Сегодня некоторые фотографы не могут представить себе, каково это отправиться на съемку, не взяв с собой целую батарею объективов от 14мм до 600мм. Они боятся упустить идеальную композицию, требующую правильного фокусного расстояния, хотя при этом теряют кучу отличных моментов, меняя объективы или копаясь в сумке. Картье-Брессон путешествовал по миру налегке со своей маленькой Leica, создав потрясающую коллекцию исключительных фотографий. Это факт, над которым стоит поразмыслить.
В какой-то мере Картье-Брессон выбрал в качестве основного объектива именно 50мм из-за того, что он был художником классической школы, научившемся ценить и воспринимать эстетику натуральной перспективы. Еще одна не менее важная причина – его ранняя Leica имела несменный объектив Elmar 50мм ƒ/3.5 и у него просто не было выбора. Как и другие фотографы, работающие с относительно ограниченным выбором объективов, доступным в первой половине 20-го века, он брал максимум от имеющегося оборудования и в результате мастерски овладел им.
Как современному фотографу стать виртуозом нормального объектива? Вот несколько пунктов. Хорошая новость в том, что изучив большинство концепций композиции, их можно будет применять везде.
Многие фотографы, привыкшие к гибкости зум-объективов, считают 50мм либо слишком длинным, либо слишком коротким. Если ваше личное видение склоняется в одну из сторон, используйте это при выборе нормального объектива. Я, например, чаще фотографирую с более широким углом, 40-50мм и намного реже использую 51-60мм. Выбирая фокусное расстояние свыше 50мм, я обычно сразу перескакиваю к 70мм или больше, поэтому, если бы мне предстояло выбрать один фикс-фокус, я бы смотрел в сторону 45мм.
Интересная характеристика 50мм объектива в том, что его можно использовать для симуляции вида более короткого или длинного фокусного расстояния в зависимости от компоновки кадра. Чтобы этого достичь, нужно двигаться, «зуммировать ногами» и искать правильную позицию – ту, которая даст больше пространства или наоборот будет приближенной и устранит всё лишнее.
Это хорошая привычка в любом случае, поскольку зуммирование не улучшает пространственные связи снимка; оно только позволяет кадрировать его, обрезав по краям. Проработка взаимоотношений при съемке с нормальным объективом заставляет обращать больше внимания на различные факторы, которые играют роль в создании любой композиции. Через какое-то время это уже войдет в привычку. Вы будете искать оптимальную перспективу, подбирая кадр в рамках поля зрения знакомого вам объектива, даже не доставая камеру из сумки.
Неоднократно посетив мероприятия по критике фотографий, которые проходили во время воркшопов Visionary Wild, я заметил одну вещь. Многие фотографы по умолчанию решают использовать широкоугольные объективы для съемки пейзажей, думая, что «нужно впихнуть туда всё и сразу». Однако, в качестве фундаментального дизайна композиции лучше выбрать более узкое поле зрения нормального объектива. Это также привлекает больше внимания к отдаленным элементам. В то время, как широкоугольник увеличивает видимое расстояние, нормальный объектив – говоря относительно – сокращает его, благодаря чему вы можете заметить субъект, который в противном случае упустили бы.
Роберт Капа однажды сказал: «Если ваши снимки недостаточно хороши, вы недостаточно близко». Почти все фотографы начинают с того, что размещают камеру слишком далеко от субъекта, включая в композицию отвлекающее, лишнее или эстетически ненужное содержимое.
Чтобы убрать ненужное и подчеркнуть основной субъект, можно обрезать композицию телеобъективом, но в таком случае между ним и фотографом будет ненужное расстояние. Я часто говорю участникам воркшопов, что нужно думать о длинных фокусных расстояниях не как об инструменте, призванном приблизить отдаленные вещи; гораздо разумнее использовать его, чтобы сделать приближенные вещи больше. Другими словами, огромный 600мм f/4 объектив лучше подойдет, чтобы запечатлеть крошечную синюю сойку на расстоянии 20 футов, чем сфотографировать слона, будучи за полмили от него, сквозь атмосферную дымку и термальную дисторсию (хотя возможность контролировать фон, используя узкое поле зрения телеобъектива, может оказаться крайне полезной).
Нет идеального заменителя тому, чтобы подойти ближе, и использование нормального объектива зачастую заставляет фотографа сделать именно это, поскольку возможность зуммировать отсутствует. И не важно, что является субъектом – человек, какой-то предмет на переднем плане пейзажа, абстракция или даже животное (главное, чтобы это не представляло опасности ни для фотографа, ни для самого животного). Обратите внимание на эффект присутствия, который создают снимки, сделанные с близкого расстояния нормальным или широкоугольным объективом, в сравнении с теми, которые были сняты на телеобъектив. Телефотография может позволить увидеть каждый ус на морде ягуара, но с более коротким фокусным расстоянием можно передать ощущение нахождения рядом с ягуаром.
Однако, самый главный аспект, который отмечает Капа – близость к субъекту в плане знания, понимания и эмоциональной связи позволит получить более релевантные и значимые фотографии. Понимание обычно является результатом вложения большого количества времени в субъект. Проводя время с субъектом и изучая его в плане характерных черт и эстетических свойств, вы сможете сделать красивые, запоминающиеся фотографии, в которых есть смысл и ощущение естественности, как будто зритель видит происходящее своими глазами.
При работе с натуральной оптической перспективой нормального объектива особенно важно уделять внимание пространственным взаимоотношениям элементов в кадре, чтобы эффективно передать трехмерный мир двумерной фотографией. Есть ли какие-то значительные фигуры или линии на переднем плане, которые неудачно сливаются с фоном? Существует ли разделение между формами и пространством, позволяющее взгляду цепляться за нужные участки? Можете представить «форму» как черный текст на печатной странице, а «фон» как белую бумагу, на которой напечатан этот текст. Во многих случаях это очень прямолинейная концепция, например, когда формой является ярко-красный цветок, а фоном – расфокусированная зеленая трава позади него. В таком случае форма четко отделяется от фона за счет цвета, линий и резкости деталей. Возьмем другой пример. Фигурой может быть черный силуэт дерева, а фоном – серое облачное небо. В таком случае они разделяются за счет разницы в яркости.
Нормальные объективы достаточно длинные, чтобы эффективно отделять субъект на переднем плане путем размытия фона при использовании их максимальной диафрагмы (зачастую она колеблется между f/1.2 и f/2). С другой стороны, они достаточно короткие, чтобы иметь хорошие характеристики гиперфокального расстояния, позволяя сохранять резкость от переднего плана до фона, если использовать узкую диафрагму.
Обычно эти объективы – одни из лучших и самых доступных для фотографов. Хоть модели премиум класса, как например: ZEISS Otus 1.4/55 и Leica APO-Summicron-M 50мм f/2 ASPH почти идеальны с точки зрения оптики и рассчитаны на долгие годы работы, они имеют баснословные ценники. Однако, многие производители предлагают отличные объективы по доступной цене. В более новых моделях разработчики пользуются преимуществами компьютерного дизайна, добиваясь лучших оптических характеристик. Один из моих любимых объективов – Sigma’s 50мм F1.4 DG HSM Art. Он обеспечивает превосходное качество картинки на сенсорах с высоким разрешением, быстрый автофокус и защиту от влаги за четверть той суммы, которую пришлось бы отдать за Otus. Все объективы начального уровня до $200 имеют хорошие характеристики, поэтому «полтинник» найдется для каждого.
Конечно, нормальный объектив – это не решение всех проблем. Фотограф, который работает в контролируемой среде, например, в студии, может подправить сцену, чтобы она лучше выглядела в поле зрения объектива. Тем, кто фотографирует на природе, зачастую не обойтись без разных фокусных расстояний, позволяющих справиться с ситуациями, когда природа задает правила игры.
Однако, проведя быстрый осмотр выставок современной фотографии в большинстве музеев, можно заметить, что большинство представленных работ сделаны с нормальным или близким к нормальному фокусным расстоянием. Также довольно часто используются умеренные широкоугольные объективы, а иногда можно встретить короткие телеобъективы, но все же общая характеристика фотографий высокого уровня кроется в изображении происходящего с естественной перспективой без привлечения внимания к используемому фокусному расстоянию. Редко можно увидеть, что в Нью-Йоркском музее современного искусства или на ярмарке Art Basel висит фотография, сделанная со сверхдлинным или сверхшироким объективом.
Я не призываю вас выбросить свои любимые объективы в надежде быть признанным в мире искусства, но стоит подумать над тем, что нормальный объектив может подойти для большего количества ситуаций, чем нам кажется.
Автор: Justin Black
Лето - традиционная пора отпусков, и многие из нас отправляются на отдых в другой город, а у кого есть возможность, и в другую страну. И конечно, хочется сделать красивые...
Читать дальше →Призмы, которые обычно показывают на уроках физики в школе, могут стать отличным аксессуаром для творческой съемки. Они создают превосходные радужные блики и другие эффекты...
Читать дальше →В первой части мы уже рассмотрели, как конвертировать обычную камеру и сделать её пригодной для ИК-съемки. Теперь давайте узнаем всё, что необходимо для получения превосходных...
Читать дальше →Цветная инфракрасная (ИК) съемка – потрясающее и удивительно простое занятие, если иметь в своем распоряжении правильные инструменты и техники. В этом материале, разделенном...
Читать дальше →Использование своих источников света при съемке уличных портретов дает возможность осветить объект под любым выбранным углом.
Читать дальше →Всего несколько десятков лет назад термина "уличная фотография" даже не существовало, хотя на самой первой в мире фотографии, сделанной Жозефом Нисефором Ньепсом в 1826, изображен город.
Читать дальше →Окно закроется автоматически через 3 секунды
Здравствуйте. Помогите разобраться. Камера sony a5100, выставляю параметры s 1/1000 F 5.6 ISO 100 и на экране темно, фото тоже тёмное, хотя всё это при солнечном дне. В чём может быть проблема? Камера или объектив? ( объектив 16-50 )
Класс! Спасибо автору и переводчику.