Съемка дикой природы зимой

Американская куница в Алгонкинском провинциальном парке. Несмотря на то, что я потратил месяцы, занимаясь кемпингом в дикой местности Канады, я ни разу не видел этого зверя до моего недавнего зимнего визита. Снимок: Tracy Munson.

Я никогда не любил зиму. Я терпеть не могу мерзнуть и вижу снег как неудобство, существующее, чтобы замедлить мое перемещение. Моя зима всегда предназначалась для сна, чтения книг и просмотра сериалов… до недавних пор. Я узнал секрет. Оказывается, что это время года все же действительно подходит для чего-то. Зима – потрясающее время для съемки дикой природы!

Я столкнулся с этим фактом совсем недавно, когда решил, что мне нужно немного развеяться. Будучи ограниченным паспортом с истекшим сроком, я не мог отправиться в теплое место. В моей жизни нет поездок, которые не были бы связаны с фотосъемкой, поэтому я решил отправиться в Алгонкинский парк. Это была мягкая, унылая, серая зима в Торонто и фотографировать было почти нечего (если только вы не находите грязь фотогеничной). Я мечтал о заснеженных деревьях и звездном небе. Кто знает? Может мне бы даже удалось увидеть лося! (Это, конечно, шутка. Несмотря на наши частые поездки по Канаде, мы никогда не видели лося. Ну, в Ньюфаундленде был один, но он лежит мертвый в багажнике пикапа).

Мои ожидания были не слишком высокими, но я был просто поражен разнообразием и обилием диких животных, которых удалось сфотографировать. Я начал планировать нашу следующую поездку еще до того, как мы были на пути домой. Серьезно – отложите пульт, встаньте с дивана и отправляйтесь на север фотографировать зимнюю дикую природу.

Почему стоит фотографировать дикую природу зимой?

Я знаю, на диване намного комфортнее. Вы обязательно отправитесь куда-то летом, так ведь? Поверьте, я понимаю вас, и именно это заставляет меня снимать в этот холодный период. Многие люди подвержены действию синдрома сезонного аффективного расстройства. Вероятно, нам нужна одна из тех ламп, которые симулируют дневной свет. А можно просто выбраться на улицу подышать свежим воздухом, получить дозу солнечного света и заняться активным отдыхом. К остальным причинам относятся:

1. Животных легче найти

Встретить какого-то зверя зимой легче, чем в любое другое время года. Одна из причин – отсутствие листвы. Заметить птичку или куницу в лиственном дереве или кустарнике почти невозможно. Сделать хороший снимок при этом еще сложнее. Голые деревья и ветки предоставляют чистый и беспрепятственный обзор, позволяя увидеть животных, которые обычно прячутся. Фоны и композиции автоматически упрощаются.

Снег – еще один фактор. Равномерный белый фон хорошо работает для создания контраста, и, если вы не снимаете в где-то в Арктике, большинство животных обитателей плохо замаскированы. Они также сходят с привычных дорожек. Очевидные и легко определяемые тропы помогут определить, где разместиться, чтобы повысить шансы на успех.

Наконец, меньшее количество людей и повышенная необходимость найти еду может заставить животных подходить ближе к дорогам, трассам и площадкам для кемпинга, где вы можете с ними встретиться.

Довольно сложно не заметить волка, бегущего по снегу, даже с очень большого расстояния. Фото: Tracy Munson.

2. Зимой звери выглядят лучше всего

У многих млекопитающих зимой более густая, пышная шерсть, благодаря которой они выглядят привлекательнее. В частности, летом самки, которые кормят детенышей выглядят более потрепанными и неряшливыми. Многие животные, особенно копытные, весной и осенью неоднородно линяют. Одно из разочарований, с которыми можно встретиться – лоси каждую зиму сбрасывают рога. Поэтому, если вы хотите сделать снимок лося с величественными рогами на фоне зимнего леса, лучше сделать это в начале сезона.

С другой стороны, у птиц более приглушенное оперение для зимы. К исключениям, которые не улетают в теплые края и остаются красивыми в течении холодных месяцев, можно отнести кардиналов, голубых соек и вечерних американских дубоносов. Зимой также отлично фотографировать птиц, которых мы обычно не видим летом, например, снежных сов. Для них север Канады и Соединенных Штатов являются местами миграции из их места обитания в Арктике.

3. Меньшее количество вредителей

Огромное преимущество зимы – никаких жуков. Также зимой нет змей (если они вас пугают). Не нужно волноваться о медведях, которые устраивают погром в вашем кемпинге или случайной встрече с кабанихой и ее детенышами. Конечно, этот пункт можно отнести и к минусам, так как все же любопытно наблюдать за медведями с безопасного расстояния.

4. Оригинальные ракурсы

Даже животные, которые встречаются часто, например, белки или черношапочные гаички, зимой выглядят совсем по-другому. Фотографы тратят много времени, пытаясь найти уникальный ракурс, который выделит фотографию среди тысяч других. Мы ложимся в грязь ради этой необычной перспективы. Мы используем дронов, чтобы запечатлеть пейзаж, который мало кто может увидеть своими глазами, с высоты птичьего полета. Если мы умны, то выбираемся из дома и фотографируем дикую природу зимой, так как это выделяет наши фото среди остальных. Не верите? Зайдите на Flickr и введите в поиск «белка», «лиса» или «синяя сойка». Этих животных можно увидеть в любое время года. Как много снимков было сделано зимой? Немного. Парки и кемпинговые площадки, которые летом забиты людьми, зимой будут пустовать. Это гарантирует, что вы получите экзотический и неординарный для многих снимок.

Окрас вечернего дубоноса – яркий всплеск цвета в зимнее время года. Фото: Tracy Munson.

5. Освещение

В зимнем освещении что-то есть. Если нет снегопада, появляется чувство свежести и чистоты, которого часто не хватает смутным летним дням. Кроме того, облачное небо работает как огромный софтбокс, рассеивая свет, а также смягчая жесткие тени и яркие блики. Мрачное, серое небо не очень подойдет для ландшафтной съемки, но для фотографий дикой природы его легко не включать в кадр. Если светит солнце, снежный покров на земле послужит рефлектором, предоставляя подсветку снизу. Конечно, лучше всего работать в течении «магических часов» - час после восхода и до заката солнца. Зимой солнце встает достаточно поздно и садится уже после обеда. Намного проще спланировать сон и работу, чем, скажем, в июне.

Теперь, когда вы настроены, что же потребуется для съемки дикой природы зимой?

1. Подходящая одежда

Достаточное количество теплой одежды, которую легко надевать и снимать – важный пункт зимнего комфорта. Одежда для пешего туризма, снегоступы и беговые лыжи помогут быстро согреться, но вы быстро остынете, как только прекратите двигаться. Если перегреться во время движения или носить не «дышащую» одежду, вы быстро промокнете, поддаваясь риску гипотермии сразу, как только остановитесь. Вряд ли кому-то хочется оказаться в такой ситуации, особенно находясь в нескольких километрах от машины. Качественная парка и пара зимних ботинок помогут вам оставаться в безопасности, комфорте и сфокусироваться на съемке, а не мелочах. Если снег глубокий, стоит подумать о снегоступах/лыжах или не забираться так далеко. Достаточно популярная тропа может быть достаточно утоптана, чтобы легко было пройти с обычными ботинками, но на пути могут попасться скользкие склоны и вам понадобится что-то вроде этих шипов. Падать – это плохо. А падать с камерой за несколько тысяч долларов еще хуже.

2. Меры предосторожности

Если вы планируете отправиться на определенное расстояние от машины либо ближайшего убежища, убедитесь, что кто-то из ваших знакомых знает, куда вы идете и когда должны вернуться. Одеяло из фольги и зажигалка обязательно должны лежать в сумке вместе с аптечкой. Не хочу быть драматичным, но умереть от гипотермии можно даже летом, поэтому зимой нужно быть особенно осторожным. Не допускайте обезвоживания – храните бутылку с водой во внутреннем кармане куртки, чтобы она не замерзла. Легче поддаться гипотермии, когда организм обезвожен. Если у вас мало опыта путешествий, зима – не лучшее время, чтобы идти неподготовленным и проверять свои навыки. Не уверены? Наймите опытного гида, он поможет вам и покажет хорошие места для съемки животных.

Для фотографирования большинства животных потребуется телеобъектив. Однако, эти черношапочные гаички были исключением. Они садились на нас и даже на край объектива. Снимок: Tracy Munson

3. Оборудование

Как уже упоминалось, для съемки потребуется телеобъектив. Чем он «быстрее» (быстрым объективом называют тот, у которого более широкая диафрагма, пропускающая больше света и позволяющая использовать короткую выдержку), тем лучше, но неплохие снимки можно получить даже с китовым телеобъективом. Если у вас камера начального уровня, не огорчайтесь! Меньший, кропнутый сенсор может стать преимуществом в этой ситуации. Камера с кропнутым сенсором выдает 1.5-1.6 фокусного расстояния объектива по сравнению с полнокадровым сенсором (однако, это зависит от самой камеры). Другими словами, 300мм объектив работает с таким же «зумом» или досягаемостью, как и 450мм с полнокадровой тушкой.

Если вы используете тяжелый фотообъектив, понадобится немного устойчивости. Мой вариант – монопод или штатив с регулируемыми, но не разделенными «ногами». При съемке дикой природы часто нужна мобильность, поэтому некогда работать с полноценным штативом. Если у вас нет ничего из подобного оборудования, прислоните камеру к дереву, ограде или найдите другой способ уменьшить напряжение на руки. Моя рука до сих пор полностью не восстановилась после воспаления локтевого сухожилия, которое произошло три месяца назад во время съемки птиц без опоры.

Какие настройки камеры нужно использовать?

Животные в целом и в особенности дикие имеют привычку не стоять на месте. При выборе настроек постоянно приходится жонглировать между нужной глубиной резкости, достаточно короткой выдержкой, чтобы запечатлеть движение, и низким значением ISO во избежание лишнего шума.

  • Для мелких животных и птиц, которые находятся далеко, выберите самую широкую возможную апертуру (самое низкое f-число). Не стоит волноваться о глубине резкости, если животное не близко либо не слишком большое (как тот мистический лось).
     
  • Во избежание размытия из-за тряски камеры, начните с выдержки 1/(фокусное расстояние) секунды. Другими словами, если вы используете 300мм объектив, выдержка должна быть 1/300 с. Если у вас кропнутый сенсор, нужно компенсировать ту досягаемость, о которой я говорил выше, соответствующим образом сделав выдержку короче. Маленькая выдержка нужна в любом случае, так как животные постоянно двигаются. Если у вашего объектива есть стабилизация картинки или сокращение вибраций – это отлично, но не слишком поможет в нашей ситуации. Предлагаю использовать 1/500 в качестве стартовой точки для большинства млекопитающих (не считая ленивцев) и 1/1000 или быстрее для птиц.
     
  • Теперь нужно отрегулировать ISO в соответствии с такой выдержкой. Наверняка его значение будет выше, чем приемлемое для вас, но шум можно сократить во время постобработки. А размытие из-за движения животного при слишком долгой выдержке исправить не получится. Жизнь состоит из компромиссов. Я обычно не думаю об этом, но все работает именно так.
     
  • Если вы используете один из автоматических режимов, стоит понимать, что они вычисляют экспозицию, пытаясь достичь в среднем 18% серого. Это хорошо подходит для большинства ситуаций, но, если работать с заснеженным окружением, камера недостаточно экспонирует кадр (пытаясь сделать его серым). Чтобы скомпенсировать это, придется добавить от +0.7 до +1.0 экспокоррекции.
     
  • Для двигающихся субъектов разумно включить режим слежения за движущимся объектом и серийную съемку. Нам нужно, чтобы фокусная точка автоматически двигалась вместе с животным и не приходилось пытаться перемещать ее самостоятельно. Вы просто не успеете. Серийная съемка (по сравнению с одиночной) означает, что при удерживании кнопки затвора камера делает несколько снимков с маленькой задержкой. Можно быстро заполнить всю память, поэтому снимайте короткими «очередями» по 3-4 фото, подождите секунду и попробуйте новую серию. Нет ничего более разочаровывающего, чем видеть животное перед собой с идеальным положением и в фокусе, но не иметь возможности сделать снимок из-за того, что нет свободного места.

Держите камеру в порядке

В сильные морозы камера может не работать, но этот урок написан для здравомыслящих людей, которые не будут выходить в ТАКУЮ погоду. Однако, от укороченного срока жизни батареи камеры и телефона никуда не деться. Телефон при этом жизненно необходим в случае экстренной ситуации, поэтому его нужно сохранить любой ценой. Храните запасные батареи и мобильник ближе к себе во внутреннем кармане. Если аккумулятор разрядился из-за холода, можно нагреть его, заставив еще немного поработать.

Остерегайтесь конденсации, возникающей из-за перепадов температур. В лучшем случае, стекла объектива просто запотеют в самый неподходящий момент. Если не повезет, влага может оказаться внутри объектива или тушки, причинив серьезный ущерб. Постарайтесь сделать перемены температуры постепенными, оставив камеру внутри чехла, чтобы она нагрелась (или охладилась) постепенно. Если это невозможно или непрактично, поместите камеру в большой пластиковый пакет zip-lock (гриппер), чтобы конденсат собрался на его поверхности, а не внутри корпуса. Также, когда я покупаю что-то и в комплекте идет силикагель, я откладываю его в сумку специально для таких ситуаций.

Где найти животных?

Ну, это – вопрос на миллион долларов. Нет совершенно определенного ответа на него, так как животные абсолютно неорганизованы. В интернете есть группы и форумы, которые могут стать отличной наводкой, особенно для птицеловов. Люди часто воздерживаются от распространения информации о месте обитания млекопитающих, для их же безопасности. Звери также менее предсказуемы в своих перемещениях, чем птицы, поэтому информация о том, где животное было три дня назад мало чем поможет.  У многих парков есть доски, где записываются места обнаружения животных. Предоставить полезную информацию могут и парковые смотрители.

Для меня лучший способ получить ценные данные – поговорить с другими фотографами. Некоторые не хотят делится своими знаниями, но это их право. Пройдитесь и попробуйте поговорить с людьми, у которых в руках камера. Еще одно преимущество съемки дикой природы зимой – повышенный дух товарищества, которого нет в более теплые сезоны. Мало кто готов набраться храбрости работать в таких условиях. Вас сразу начинают считать серьезным фотографом-натуралистом и благодаря этому шансы получить информацию от других фотографов выше.

Будьте этичны

Не кормите и не тревожьте диких зверей. Если приучать их к тому, что люди – источник пищи, животные потеряют страх, который не дает им стать жертвой охотников. Страх, который заставляет их держаться подальше от дорог. Страх, который не позволит им стать опасными для человека и погибнуть из-за этого. Если приставать к животным, они могут испугаться и бросить своих детенышей. Да – многие из них выводят потомство именно зимой. Сохраняйте безопасную и уважительную дистанцию, используя телеобъектив.

Автор: Tracy Munson

23/02/2017    Просмотров : 10489    Источник: improvephotography.com    Перевод: Алексей Шаповал
Версия для печати Скачать в pdf

Комментарии: 3

  • Осталось символов: 5000
    Формат JPG Удалить
    Ожидаем загрузку изображений
  • Дом (anonimus) 6 Августа 2019 - 10:42:28

    Фотосъемка дикой природы зимой сильно отличается от съемки в теплые времена года, однако при должной сноровке и опыте она сможет дать поразительные результаты.


  • Setret 20 Марта 2018 - 09:54:21

    Все доходчиво и понятно написано. Обязательно рриму к сведению некоторые моменты. Очень интересно. Спасибо автору.


  • Трика 15 Декабря 2017 - 04:36:08

    Спасибо. Большое спасибо за теплоту повествования.


Еще уроки из рубрики "Советы по фотографии"

5 советов для путешествующих фотографов

Лето - традиционная пора отпусков, и многие из  нас отправляются на отдых в другой город, а у кого есть возможность, и в другую страну. И конечно, хочется сделать красивые...

Читать дальше
16/09/2024. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Автор: Евгений Карташов
1 972
0

Как фотографировать с призмой

Призмы, которые обычно показывают на уроках физики в школе, могут стать отличным аксессуаром для творческой съемки. Они создают превосходные радужные блики и другие эффекты...

Читать дальше
19/01/2020. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
40 849
0

Как делать инфракрасные фотографии: часть 2

В первой части мы уже рассмотрели, как конвертировать обычную камеру и сделать её пригодной для ИК-съемки. Теперь давайте узнаем всё, что необходимо для получения превосходных...

Читать дальше
24/12/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
14 474
0

Как делать инфракрасные фотографии: часть1

Цветная инфракрасная (ИК) съемка – потрясающее и удивительно простое занятие, если иметь в своем распоряжении правильные инструменты и техники. В этом материале, разделенном...

Читать дальше
03/12/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
18 625
3

Как сочетать разный свет в портрете

Использование своих источников света при съемке уличных портретов дает возможность осветить объект под любым выбранным углом.

Читать дальше
11/11/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
17 063
0

Как делать самые лучшие уличные фотографии

Всего несколько десятков лет назад термина "уличная фотография" даже не существовало, хотя на самой первой в мире фотографии, сделанной Жозефом Нисефором Ньепсом в 1826, изображен город.

Читать дальше
04/11/2019. Фотосъёмка — Советы по фотографии. Перевод: Алексей Шаповал
21 842
0

Наверх
Орфографическая ошибка в тексте:
своими руками В этом уроке рассказывается, как сделать складной софтбокс размером 40х40 см, который похож на

Послать сообщение об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице.

Ваше сообщение отправлено. Спасибо!

Окно закроется автоматически через 3 секунды