Рассеянный, «плоский» свет в пасмурную, облачную погоду может сорвать ваши планы провести съёмочный день на улице. Однако, такое освещение прекрасно подходит для предметной съёмки в помещении. Суть фотографирования с освещением из окна заключается в том, чтобы управлять направлением света: куда он падает и, что не менее важно, куда он не падает.
В данном уроке мы покажем, как можно управлять светом, распространяющимся из окна, с помощью рассеивателей, отражателей и тени. В конце приведём описания световых схем, которые можно реализовать с помощью указанных инструментов, и примеры-изображения, иллюстрирующие названные схемы. Последние могу пригодиться вам, когда захотите создать искусственное освещение полным комплектом вспышек: принципы едины.
Подумайте о том, откуда должен распространяться свет. Очевидно, вы не можете перемещать окно, поэтому двигайте снимаемый объект относительно вашего источника света. Если вы расположите предмет напротив окна, то получите равномерное, плоское освещение, но можете столкнуться с тем, что тень от фотоаппарата перекроет снимаемый объект. Лучше всего расположить последний сбоку от окна.
Тогда боковой рассеянный свет подчеркнёт структуру и текстуру снимаемого объекта. К тому же, с боковым светом удобно применять различные модификаторы света, например, рассеиватели и отражатели. Отражатели, обычно, располагают со стороны снимаемого объекта, противоположной источнику света. Чтобы подсветить тени, уменьшить контраст. Рассеиватели создают похожий эффект, но их располагают между источником света и снимаемым объектом.
Отражатели и рассеиватели понижают контраст. Существует «отражатель» чёрного цвета – поглотитель – который, наоборот, призван повышать контраст. Мы назвали поглотитель «отражателем», чтобы подчеркнуть принцип использования и расположение относительно снимаемого объекта – общие с действительными отражателями: белыми и серебристыми. Поглотитель, расположенный напротив источника света относительно снимаемого объекта, углубляет тени, потому что поглощает, не отражает, лучи света, падающие на чёрную поверхность поглотителя.
Итак, найдите простой объект для съёмки, разместитесь около большого окна. Начнём экспериментировать с различными световыми модификаторами, чтобы понять, как каждый из них влияет на освещение.
Оборудование, которое вам понадобится: подходящее окно, несколько кусков картона, белая и чёрная бумага, алюминиевая фольга, штатив.
Воспользуйтесь листом цветной бумаги, чтобы создать простейший фон и получить яркий, «цепляющий» взгляд снимок. Мы использовали синюю бумагу, чтобы усилить выразительность красного цветка.
Экспериментируйте с цветом фона.
Закрепите фотоаппарат на штативе. В режиме ручной фокусировки наведите на резкость какую-либо часть снимаемого объекта. В нашем случае мы сфокусировались на одной из тычинок в центре цветка.
Затем, в режиме ручной фокусировки (MF) установите значение диафрагмы равным 8, чтобы обеспечить достаточную глубину резко изображаемого пространства (прим. переводчика – Вы можете узнать больше о ГРИП из статьи «Основы фотографии. Часть 3»).
Мы подсветили тени на правой части цветка с помощью белого отражателя, который установили справа от цветка (свет из окна падает на левый «бок» цветка). Мы пробовали серебристый отражатель, но его действие оказалось слишком интенсивным: внутренняя часть цветка сильно освещалась.
Вы можете не тратить деньги на приобретение специальных отражателей. Нужное освещение, как следствие, фотографии высокого качества можно получить, используя листы бумаги формата А4, прикреплённые к картонной основе. Вам понадобится один лист белого и один лист чёрного цветов. А также, ещё одну картонку (или сторону белого отражателя) покройте алюминиевой фольгой.
Представляем вашему вниманию 6 световых схем, которые помогут вам создать необходимое освещение с одним основным источником – окном – и, в результате, придать нужное настроение вашему натюрморту. Все предлагаемые схемы недороги в реализации, при этом достаточны эффективны.
Естественный свет из окна освещает цветок, оставляя видимыми детали в тенях.
Чёрный «отражатель», установленный с теневой стороны цветка, углубляет тени и подчёркивает объём предмета.
Цветок равномерно освещён, теневые области цветка высветлены.
Рассеиватель, расположенный между источником света и снимаемым объектом, дополнительно смягчает свет.
Создаётся равномерное освещение. Тени настолько осветлены, что они исчезают. В съёмке растений эффект может быть избыточным.
Получается «прозрачное» изображение со слабонасыщенными цветами. Освещение равномерное, свет, при этом, не падает непосредственно на снимаемый объект.
Автор статьи: J. Meyer
Несмотря на то, что вспышки – крайне полезный аксессуар для макросъемки, их свет не всегда создает нужный результат. Рано или поздно придется столкнуться с резкими тенями...
Читать дальше →Фокус-стекинг при съемке с рук – отличное решение для многих ситуаций. Это избавит вас от проблем, связанных с использованием макро-рельс в полевых условиях, и...
Читать дальше →Одно из главных преимуществ макрофотографии в том, что она позволяет увидеть мир под новым углом. С экстремально близкого расстояния семена одуванчика становятся похожи на балерин...
Читать дальше →Ни для кого не секрет, что количество интернет-магазинов сегодня множится день ото дня. Конкуренция растет, соответственно, побеждает сильнейший. Одним из факторов, подталкивающих...
Читать дальше →Съемка на пленку и работа с ней – это всегда интересно, а вот утомительное сканирование – не очень… Поэтому я своими руками построил компактный лайтбокс...
Читать дальше →Для фотографов, у которых ограничено время или бюджет для путешествий, работа крупным планом открывает неограниченные возможности съемки местности вокруг дома и внутри дома...
Читать дальше →Окно закроется автоматически через 3 секунды
Nikon d 3100,Tamron AF 18-200mm F/3,5-6,5
Как-то так!)
Nikon D3100 AF-S DX NIKKOR 18-55mm f/3.5-5.6G VR
Прикольно получилось!
Круто!!! Ребята, Вы это о чём? Это, что за глупость такая, это для какой аудитории? Это, что за "ПОГЛОТИТЕЛЬ??? Во всём мире он называется "ФЛАГ" и всё. И перестаньте учить людей ставить свет по каким то схемам. Их не существует... Научите людей видеть свет и управлять им при съёмке. А схема получится сама. Уверяю Вас у всех по разному.
Mihail, флагом называют чёрную пластинку небольшого размера, которая крепится, обычно, на прищепке и служит для сужения или отсекания светового потока. Иногда её применяют для углубления теней в локальных областях снимаемого объекта. На сайтах производителей осветительного оборудования (например, Hensel и Lastolite), а также в оригинальной статье большие площадки, служащие лишь для углубления теней за счёт поглощения света, называют reflector with black surface. Дословный перевод: "отражатель с чёрной поверхностью". Я называю их поглотителями (света) - одним коротким словом, отражающим суть. Слово я позаимствовал из курса школьной физики на русском языке. Потому что, на мой взгляд, многие люди с этим курсом знакомы.
Поправьте меня, приведя примеры, с помощью ссылок на учебную литературу, официальные спецификации осветительного оборудования или подобные ресурсы. Я буду рад узнать что-то новое или уточнить свои знания.
черный "отражатель" вообще никакого действия не оказал
Пробуйте увеличивать площадь поглотителя и уменьшать расстояние до снимаемого объекта.
профи зажигают