Съёмка натюрморта с естественным освещением

Рассеянный, «плоский» свет в пасмурную, облачную погоду может сорвать ваши планы провести съёмочный день на улице. Однако, такое освещение прекрасно подходит для предметной съёмки в помещении. Суть фотографирования с освещением из окна заключается в том, чтобы управлять направлением света: куда он падает и, что не менее важно, куда он не падает.

В данном уроке мы покажем, как можно управлять светом, распространяющимся из окна, с помощью рассеивателей, отражателей и тени. В конце приведём описания световых схем, которые можно реализовать с помощью указанных инструментов, и примеры-изображения, иллюстрирующие названные схемы. Последние могу пригодиться вам, когда захотите создать искусственное освещение полным комплектом вспышек: принципы едины.

Принципы освещения

Подумайте о том, откуда должен распространяться свет. Очевидно, вы не можете перемещать окно, поэтому двигайте снимаемый объект относительно вашего источника света. Если вы расположите предмет напротив окна, то получите равномерное, плоское освещение, но можете столкнуться с тем, что тень от фотоаппарата перекроет снимаемый объект. Лучше всего расположить последний сбоку от окна.

Тогда боковой рассеянный свет подчеркнёт структуру и текстуру снимаемого объекта. К тому же, с боковым светом удобно применять различные модификаторы света, например, рассеиватели и отражатели. Отражатели, обычно, располагают со стороны снимаемого объекта, противоположной источнику света. Чтобы подсветить тени, уменьшить контраст. Рассеиватели создают похожий эффект, но их располагают между источником света и снимаемым объектом.

Отражатели и рассеиватели понижают контраст. Существует «отражатель» чёрного цвета – поглотитель – который, наоборот, призван повышать контраст. Мы назвали поглотитель «отражателем», чтобы подчеркнуть принцип использования и расположение относительно снимаемого объекта – общие с действительными отражателями: белыми и серебристыми. Поглотитель, расположенный напротив источника света относительно снимаемого объекта, углубляет тени, потому что поглощает, не отражает, лучи света, падающие на чёрную поверхность поглотителя.

Итак, найдите простой объект для съёмки, разместитесь около большого окна. Начнём экспериментировать с различными световыми модификаторами, чтобы понять, как каждый из них влияет на освещение.

Оборудование, которое вам понадобится: подходящее окно, несколько кусков картона, белая и чёрная бумага, алюминиевая фольга, штатив.

Пошаговое руководство

Шаг #1. Подготовьте фон

Воспользуйтесь листом цветной бумаги, чтобы создать простейший фон и получить яркий, «цепляющий» взгляд снимок. Мы использовали синюю бумагу, чтобы усилить выразительность красного цветка.

Экспериментируйте с цветом фона.

Шаг #2. Настройте фотоаппарат

Закрепите фотоаппарат на штативе. В режиме ручной фокусировки наведите на резкость какую-либо часть снимаемого объекта. В нашем случае мы сфокусировались на одной из тычинок в центре цветка.

Затем, в режиме ручной фокусировки (MF) установите значение диафрагмы равным 8, чтобы обеспечить достаточную глубину резко изображаемого пространства (прим. переводчика – Вы можете узнать больше о ГРИП из статьи «Основы фотографии. Часть 3»).

Шаг #3. Воспользуйтесь отражателем

Мы подсветили тени на правой части цветка с помощью белого отражателя, который установили справа от цветка (свет из окна падает на левый «бок» цветка). Мы пробовали серебристый отражатель, но его действие оказалось слишком интенсивным: внутренняя часть цветка сильно освещалась.

Подсказка

Вы можете не тратить деньги на приобретение специальных отражателей. Нужное освещение, как следствие, фотографии высокого качества можно получить, используя листы бумаги формата А4, прикреплённые к картонной основе. Вам понадобится один лист белого и один лист чёрного цветов. А также, ещё одну картонку (или сторону белого отражателя) покройте алюминиевой фольгой.

Световые схемы: иллюстрации и описание эффектов

Представляем вашему вниманию 6 световых схем, которые помогут вам создать необходимое освещение с одним основным источником – окном – и, в результате, придать нужное настроение вашему натюрморту. Все предлагаемые схемы недороги в реализации, при этом достаточны эффективны.

1. Только свет из окна

Естественный свет из окна освещает цветок, оставляя видимыми детали в тенях.

2. С поглотителем

Чёрный «отражатель», установленный с теневой стороны цветка, углубляет тени и подчёркивает объём предмета.

3. С белым отражателем

Цветок равномерно освещён, теневые области цветка высветлены.

4. С рассеивателем

Рассеиватель, расположенный между источником света и снимаемым объектом, дополнительно смягчает свет.

5. С серебристым отражателем

Создаётся равномерное освещение. Тени настолько осветлены, что они исчезают. В съёмке растений эффект может быть избыточным.

6. Источник света расположен позади снимаемого объекта

Получается «прозрачное» изображение со слабонасыщенными цветами. Освещение равномерное, свет, при этом, не падает непосредственно на снимаемый объект.

Автор статьи:J. Meyer

05/07/2014    Просмотров : 28437    Источник: digitalcameraworld.com    Перевод: Марк Лаптенок
Версия для печатиСкачать в pdfРекомендовать статью

Комментарии: 8

  • Осталось символов: 5000
    Формат JPGУдалить
    Ожидаем загрузку изображений
  • Олег 68 10 Марта 2015 - 21:10:30

    Nikon d 3100,Tamron AF 18-200mm F/3,5-6,5


    • olena_denysenko 13 Июля 2014 - 17:24:41

      Как-то так!)
      Nikon D3100 AF-S DX NIKKOR 18-55mm f/3.5-5.6G VR


      • Марк Лаптенок 14 Июля 2014 - 07:56:49

        Прикольно получилось!


      • Mihail Corotkov 7 Июля 2014 - 12:18:56

        Круто!!! Ребята, Вы это о чём? Это, что за глупость такая, это для какой аудитории? Это, что за "ПОГЛОТИТЕЛЬ??? Во всём мире он называется "ФЛАГ" и всё. И перестаньте учить людей ставить свет по каким то схемам. Их не существует... Научите людей видеть свет и управлять им при съёмке. А схема получится сама. Уверяю Вас у всех по разному.


        • Марк Лаптенок 9 Июля 2014 - 12:17:29

          Mihail, флагом называют чёрную пластинку небольшого размера, которая крепится, обычно, на прищепке и служит для сужения или отсекания светового потока. Иногда её применяют для углубления теней в локальных областях снимаемого объекта. На сайтах производителей осветительного оборудования (например, Hensel и Lastolite), а также в оригинальной статье большие площадки, служащие лишь для углубления теней за счёт поглощения света, называют reflector with black surface. Дословный перевод: "отражатель с чёрной поверхностью". Я называю их поглотителями (света) - одним коротким словом, отражающим суть. Слово я позаимствовал из курса школьной физики на русском языке. Потому что, на мой взгляд, многие люди с этим курсом знакомы.

          Поправьте меня, приведя примеры, с помощью ссылок на учебную литературу, официальные спецификации осветительного оборудования или подобные ресурсы. Я буду рад узнать что-то новое или уточнить свои знания.


        • Клапауций 7 Июля 2014 - 07:19:24

          черный "отражатель" вообще никакого действия не оказал


          • Марк Лаптенок 7 Июля 2014 - 08:52:27

            Пробуйте увеличивать площадь поглотителя и уменьшать расстояние до снимаемого объекта.


          • Аркадий Ванчугов 7 Июля 2014 - 00:49:19

            профи зажигают


            Еще уроки из рубрики "Макро и предметка"

            Как сделать макрофотографию капли

            Съемка капель воды – клише мира макрофотографии, но этим интересно заниматься, а для правильного результата нужны определенные навыки и практика. Что потребуется...

            Читать дальше
            17/02/2017. Фотосъёмка — Макро и предметка. Перевод: Алексей Шаповал
            3 935
            4

            Фотосъемка металла "на коленке"

            Не секрет, что одними из самых сложных для съемки являются предметы из металла. Они отражают все вокруг, поэтому фотографировать такие предметы довольно проблематично. Но этот...

            Читать дальше
            16/01/2017. Фотосъёмка — Макро и предметка. Автор: Евгений Карташов
            12 610
            44

            Учимся снимать капли

            Каждый фотограф рано или поздно пробует снимать капли. И во всех случаях это именно классическая форма (короткие капли) или короны. Забегая вперед, скажу - я снимаю с оборудованием...

            Читать дальше
            28/12/2016. Фотосъёмка — Макро и предметка. Перевод: Сергей Толмачев
            9 639
            20

            Создание формообразующих бликов

            В предметной фотографии очень важно показать форму, объем предмета и фактуру поверхности. В сегодняшнем небольшом уроке речь пойдет, как раз о форме предмета. Человек имеет...

            Читать дальше
            27/10/2016. Фотосъёмка — Макро и предметка. Автор: Евгений Карташов
            11 294
            27

            Ювелирный конус из IKEA

            Многие предметные фотографы используют для съемки так называемый ювелирный конус. Он позволяет получить мягкое равномерное освещение объекта съемки. Однако, оригинальный ювелирный...

            Читать дальше
            26/09/2016. Фотосъёмка — Макро и предметка. Автор: Евгений Карташов
            21 018
            32

            Необходимые инструменты для съёмки одежды

            Обширное место в моей деятельности профессионального фотографа отведено под рекламную съёмку одежды, в том числе для Интернет-магазинов детских вещей как «Zulily»...

            Читать дальше
            13/07/2016. Фотосъёмка — Макро и предметка. Перевод: Марк Лаптенок
            7 443
            16

            Наверх
            Орфографическая ошибка в тексте:
            своими руками В этом уроке рассказывается, как сделать складной софтбокс размером 40х40 см, который похож на

            Послать сообщение об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице.

            Ваше сообщение отправлено. Спасибо!

            Окно закроется автоматически через 3 секунды