Съёмка пейзажей с нейтрально-серым фильтром

Одна из самых полезных частей фотокомплекта, которую вы можете приобрести, это нейтрально-серые градиентные фильтры. Они могут спасти пейзажное изображение, которое в ином случае было бы испорчено выбеленным небом или темным передним планом. Большой процент пейзажей всегда будет иметь разницу между двумя этими областями, и поэтому так важно иметь эти полезные фильтры и знать, как ими пользоваться.

1. Введение

Нейтрально-серые градиентные фильтры (ND градиентные фильтры) могут действительно сильно повлиять на вашу пейзажную фотографию. Изображения, заснятые на пленку или цифру, не могут воспроизвести тот же диапазон яркостей, что и человеческий глаз, что приводит к неутешительным результатам.

Используя ND градиентные фильтры, вы можете контролировать контраст между светлым небом и темным передним планом, позволяя сенсору камеры фиксировать детали в обеих этих областях. Они могут спасти пейзажное изображение, которое в ином случае было бы испорчено выбеленным небом или темным передним планом.

2. Проблема

Если вы подумаете о свете, как о серии шагов, цифровые камеры могут видеть в общей сложности лишь около 7 шагов от черного до белого, в то время как человеческий глаз способен различать примерно 20. В ясный день, чтобы получить мелкие детали, как на переднем плане, так и на небе, вам требуется большее количество шагов, чем может зафиксировать сенсор камеры.

Если у вас нет фильтра, который может уменьшить яркость неба, вам нужно будет выбирать, производить ли замер экспозиции для получения цветов в небе или деталей на переднем плане. Если вы выбираете небо, вы обнаружите, что все на переднем плане выглядит как силуэты. Если вы выбираете детали на переднем плане, небо станет пресным и выбеленным. Ни один из этих вариантов не является идеальным.

 

Замер по небу – передний план темный, детали утеряны.

 

Замер по переднему плану – небо пересвечено.

3. Решение

ND градиентный фильтр прикрепляется к передней части объектива. Градиент распределен 50/50 по окраске, начиная с темно-серого на одном конце и заканчивая прозрачным на другом. На фильтре указано число, которое точно указывает, насколько он понизит яркость.

Нейтрально-серые градиентные фильтры Lee с резким градиентом слева направо – 1, 2 и 3 шага экспозиции.

ND градиентные фильтры обычно выпускаются с приращением в одну ступень, наиболее популярны 1 шаг, 2 шага и 3 шага. Однако также можно достать фильтры для 4 и 5 шагов изменения экспозиции. Эти числа показывают вам, на сколько точно шагов экспозиции понизится яркость при использовании данного фильтра.  ND фильтр 2 шага пропускает четверть света, 3-шаговый одну восьмую света и т.д. Ситуация немного осложняется тем, что они названы не по количеству шагов, а так, как показано в списке ниже.

Стандарты наименований для фильтров системы LEE

ND 0.3

1 шаг

ND 0.6

2 шага

ND 0.9

3 шага

Стандарты наименований для фильтров COKIN системы P Series

P121L

1 шаг

P121M

2 шага

P121S

3 шага

Размещая темную часть нейтрально-серого градиентного фильтра напротив неба, вы можете уменьшить количество света, который достигает сенсора, и, следовательно, число ступеней экспозиции в изображении. В средней части фильтр изменяется от темного к прозрачному в виде градиента, за счет чего эффект на кадре выглядит естественно. Поскольку темная часть фильтра закрывает небо, это помогает уменьшить его яркость, приближая число ступеней экспозиции в изображении к диапазону, который ваша цифровая камера способна зафиксировать.

Фильтры также бывают с резким (Hard) и мягким (Soft) градиентом. Мне нравится использовать версии с резким градиентом, поскольку в Лейк-Дистрикт различие между светлым небом и темным передним планом всегда довольно четкое. Вообще, я заметил, что эта разница всегда составляет около 2 ступеней экспозиции. Фильтр с резким градиентом также подходит лучше в ситуациях, когда горизонт абсолютно прямой и беспрерывный, как в случае с морским пейзажем. В этой ситуации вы можете идеально  выровнять его по горизонту.

4. Основные игроки

Основные игроки в данной области – это Cokin и Lee. Я начинал с ND градиентных фильтров Cokin, цена которых составляет примерно треть от стоимости Lee. Я был ими вполне доволен на протяжении многих лет. Когда я стал профессионалом и начал использовать полнокадровые Canon EOS 5D и 5D MK11, я перешел на систему Lee, по причине ее более высокого качества, обнаружив, что она обеспечивает более устойчивые результаты.

Фильтры Lee и Cokin используются с держателем для фильтров, который накручивается на переднюю часть вашего объектива через адаптер. Выбор адаптера зависит от резьбы на объективе, так что вам может понадобиться более одного, если вы используете несколько объективов.

Lee выпускают две группы ND градиентных фильтров. Первая группа, для использования с широкоугольными объективами, имеет область мягкого перехода между темной и прозрачной частями фильтра. Другая группа, для работы с нормальными и телеобъективами, имеет область жесткого перехода.

Фильтры Lee также намного больше, чем Cokin (6″ x 4″ против 2.5″ x 2.5″), и идеально подходят вам, если вы располагаете объективами с большим диаметром передней линзы. Это уменьшает шансы появления эффекта виньетирования при использовании (это когда углы изображения становятся затемненными). Вы также можете приобрести широкоугольные кольца-адаптеры для широкоугольных объективов. Этот широкоугольный адаптер также помогает избежать проблемы виньетирования.

5. Как разместить ваш ND градиентный фильтр

К размещению нейтрально-серых градиентных фильтров нужно подходить очень осторожно для получения наилучшего эффекта. Они должны скользить вверх и вниз в держателе фильтра так, чтобы переход от прозрачной части к затемненной попадал точно на горизонт или светлое небо, где вы хотите получить корректную экспозицию. Это сделать легче, если ваша камера надежно закреплена на штативе. Чтобы помочь установке ND градиентного фильтра, вы можете выбрать желаемую диафрагму и зажать кнопку предварительного просмотра глубины резкости на вашей камере, если таковая имеется.

Хотя видоискатель будет темным, вы сможете четче увидеть переход. Если ваше изображение включает в себя горы и т.д., вам все еще следует удостовериться, что светлое небо по обе стороны горы покрыто темной частью градиентного фильтра. Я знаю, что вершина горы также будет частично покрыта фильтром, но это практически не влияет на изображение.

После размещения, не забудьте повернуть держатель, если вы переключаетесь со съемки пейзажа на портрет. Об этом легко забыть, и все кадры, снятые подобным образом, будут испорчены.

Здесь вы можете видеть фильтр Lee, корректно размещенный в держателе.

6. Замер экспозиции вашего кадра

Шаг 1

Первая вещь, которую вам надо сделать, это перевести камеру в режим приоритета диафрагмы (AV) на f11, что является, как упоминалось в моем предыдущем уроке о гиперфокальном расстоянии, оптимальным значением диафрагмы для пейзажной фотографии, если вы хотите достичь максимальной резкости на всем изображении.

Шаг 2

Когда ваш фильтр еще не установлен, произведите точечный замер, заполнив весь кадр передним планом. Помните, что в случае точечного замера, около 3% средней части сенсора будет проверено для расчета выдержки. Это значит, что вы можете очень точно замерить область темного переднего плана.

Шаг 3

Повторите шаг 2, заполнив весь кадр светлым небом.

Шаг 4

Разница между этими двумя считываниями показывает, насколько сильный фильтр вам необходим. Используйте 0.3 ND градиентный фильтр, если разница составляет 1 шаг экспозиции, 0.6 ND при 2 шагах и 0.9 при разнице в 3 шага. Большинство держателей фильтров имеют два слота, так что если разница больше 3 шагов, вы можете использовать оба слота для повышения мощности ND градиента.

Шаг 5

Прикрепите корректный нейтрально-серый градиентный фильтр и сделайте снимок, используя результаты точечного замера, который вы производили для переднего плана. Поскольку передний план изображения будет снят через прозрачную часть градиентного фильтра, использование выдержки по замеру обеспечит вам идеальную экспозицию для этой области изображения.

7. Съемка моего изображения

Это изображение было снято на озере Blea, Литтл-Лангдейл в Лейк-Дистрикт, Великобритания. В течение дня шел сильный дождь, но после полудня синие просветы начали появляться в сером и пасмурном небе. Однако свет все еще был далек от того, каким я бы предпочел его видеть.

Во время съемки изображения, я провел точечный замер кадров, как описано выше, и обнаружил, что разница между светлым небом и темным передним планом составляет приблизительно 2 шага. Детали замера приведены ниже:

  • ISO 100 в режиме приоритета диафрагмы (AV), F11
  • Выдержка на переднем плане по результатам точечного замера составила 1/13 секунды
  • Выдержка на фоне по результатам точечного замера составила 1/50 секунды

ND градиентный фильтр для 1 шага экспозиции (0.3), использованный при съемке в ручном режиме на 100 ISO, F11 и 1/13 секунды.

Как вы можете видеть, нечто отчетливое стало проявляться в небе, но оно все еще немного пересвечено. Передний план экспонирован прекрасно, поскольку я использовал выдержку, полученную по результатам точечного замера для переднего плана.

ND градиентный фильтр для 2 шагов экспозиции (0.6), использованный при съемке в ручном режиме на 100 ISO, F11 и 1/13 секунды.

На этом изображении я использовал фильтр корректной мощности, и посему на всем изображении экспозиция верна.

ND градиентный фильтр для 3 шагов экспозиции (0.9), использованный при съемке в ручном режиме на 100 ISO, F11 и 1/13 секунды.

Здесь небо получилось немного недоэкспонированным, но это вопрос личного выбора. Некоторые фотографы предпочтут более драматичное небо, полученное при использовании этого ND градиентного фильтра для 3 шагов экспозиции.

8. Заключение

Я думаю теперь вы понимаете, что при таких скромных затратах, набор нейтрально-серых градиентных фильтров – это то, что должно быть в вашем фотографическом наборе. Вы моментально заметите серьезный прорыв в качестве ваших пейзажных кадров, и дни, когда вы думали, что небо слишком плоское для фотографирования, останутся в прошлом.

Автор статьи: Martin Lawrence

10/01/2013    Просмотров : 55637    Источник: photo.tutsplus.com    Перевод: Анна Смолина
Версия для печатиСкачать в pdfРекомендовать статью

Комментарии: 15

  • Осталось символов: 5000
    Формат JPGУдалить
    Ожидаем загрузку изображений
  • Полина Погуляй 20 Июля 2014 - 06:26:04

    Здравствуйте! спасибо за статью, подробно и доходчиво!) По теме: подскажите ,пожалуйста, хочу сменить объектив (на данный момент AF-S Nikkor 18- 105mm.) "Побаловалась" своим долгое время, так сказать, руку набивала=) ничего особенного, по в поездках(особенно на экскурсиях, когда нет времени менять объективы) был очень удобен своей универсальностью. Сейчас задумываюсь об объективе поинтереснее. Очень хочу использовать нейтрально-серый фильтр, т.к. люблю фотографировать пейзажи,присматриваюсь к широкоугольникам, но в тоже время и люблю макро - съемку( на сколько позволяет фотоаппарат), пока не рассматриваю вариант покупки макро объектива не из-за цены, а пока просто не "доросла" до него=)). Но на сколько я знаю (исправьте меня , если я ошибаюсь) чем выше фокусное расстояние, тем большая размытость фона (что я очень люблю при фотографировании пчелок,паучков и т.д.) вот и думаю какой выбрать объектив и для пейзажей, макро и оптимального использования нейтрально-серого фильтра? Извиняюсь за долгое разглагольствование))Заранее спасибо!


    • belarusquad 29 Апреля 2014 - 14:07:07

      спасибо.


      • Ilyaz 5 Августа 2013 - 11:09:51

        Очень полезно, спасибо!


        • Arkady S 15 Июля 2013 - 21:01:45

          Спасибо за статью.


          • Лакшми 21 Апреля 2013 - 20:10:31

            Выкладываю совю разработку, созданую на основе материала найденого в сети.
            СИТУАЦИЯ: Недо имеет один экспозамер, земля - другой. Как уровнять?
            Извините за некрасивое небо, но согласитесь - это уже от меня не зависит... Я просто хотел показать, что после непродолжительного шаманства в ФШ можно получить вполне приличное соотнесение неба и земли... В купе рельефом неба... и никаких фильтров для этого ненужно!


            • ARK1958 8 Апреля 2013 - 20:36:17

              понятно стало.. ОДНАКО... а что про закатный фильтр можно сказать? как таковой..


              • georgysphoto 31 Марта 2013 - 13:37:08

                Небольшое уточнение про Кокин. Трёхступенный градиент называется просто "121", без букв, а "121S" - это тот же трёхступенный градиент, но "софт", т.е. с самым широким переходом градиента от максимальной плотности к прозрачности...
                Вообще от Кокина сплошное расстройство, после того как их обязали перестроить производство в соответствии с экологическими нормами Европы, т.н. "нейтральные" фильтры перестали быть таковыми. Пурпурят нещадно, аццкая жесть какая-то :(


                • ScoobyDoo 14 Июня 2013 - 11:56:51

                  А что Вы посоветуете из бюджетных вариантов (Singh-Ray и Lee слишком дорогие)? Нужны ND2, ND8 и GRD4


                • Alexey-og 11 Января 2013 - 12:02:12

                  Чем лучше использование градиентных нейтрально-серых фильтров создания из нескольких снимков с разной выдержкой одного HDR изображения?


                  • Люба Трифонова 31 Января 2013 - 10:49:07

                    хдр - это расширение динамического диапазона, а серые фильтры используются для выравнивания яркости а в большинстве случаев - для создания художественных эффектов, получаемых за счет длинной выдержки - размытая в кисель вода, например - такого эффекта никакимдругим способом не добьешься


                    • ARK1958 8 Апреля 2013 - 20:37:26

                      я думал что размытие достигается не градиентным а просто серым фильтром...?


                      • Лакшми 23 Апреля 2013 - 19:47:37

                        Именно! с фильтром семейства ND можно буквально заморозить воду прямо посреди лета! Небо тут совершенно ни причём! к тому же таскать на себе стёкла огромных размеров по 5 с гаком тыс каждое - эт на любителя! Небо можно зарельефить в ФШ за полторы минуты реального времени! Сам делаю. Или вытянуть тени в ЛР.
                        На объективах с передней линзой до 82мм включительно Кокин вообще ненужен! Он к месту на гайках с посадкой в 100-110мм... Например Самьянг-500 Савмьянг-800...


                    • georgysphoto 31 Марта 2013 - 13:42:36

                      Проблема с несколькими снимаками в несовпадении мелких деталей, в несовпадении движущихся облаков, волн на воде... Короче в отсутсвии полной неподвижности части объектов в кадре... Да и какой смысл морочиться со сшивкой картинки из 5-7 ми кадров, когда одевание нейтрального оттенённика занимает 5 секунд?


                      • alexsoft61 18 Сентября 2014 - 16:31:08

                        Интересно, а каким образом то же "несовпадении мелких деталей, в несовпадении движущихся облаков, волн на воде..." может быть устранено применением фильтров, с их установкой за 5 секунд ? Что снимать 3-5 отдельных кадров, что делать один с длинной выдержкой - смещение подвижных объектов в кадре (волны, вода, облака и т.п.) неизбежны


                      • alexsoft61 18 Сентября 2014 - 16:37:39

                        В правдоподобии и натуральности, естественности одного единственного кадра с выравниванием освещенности по всей площади кадра.
                        Все же ХДР - это наложение нескольких кадров друг на друга с применением различных алгоритмов смешивания. Но в природе такого нет. Отсюда и некая сюрреалистичность ХДР
                        Используя фильтр, за счет градиентного изменения пропускающей способности (затемнения) покрытия фильтра, удается уровнять освещенность объектов, фактически уменьшить динамический диапазон по освещенности


                      Еще уроки из рубрики "Съемка пейзажей"

                      Что нужно помнить при съемке пейзажей зимой

                      У многих ландшафтных фотографов снимки снежных пейзажей занимают очень маленькую часть портфолио. В определенной местности может вообще не быть снега или он делает подходящие для...

                      Читать дальше
                      09/02/2017. Фотосъёмка — Съемка пейзажей. Перевод: Алексей Шаповал
                      5 541
                      6

                      Абстрактные пейзажи с панорамированием

                      Вы живёте в живописной местности или выехали на природу? Выжмите максимум из очаровательных видов. Мы покажем вам, как...

                      Читать дальше
                      29/06/2016. Фотосъёмка — Съемка пейзажей. Перевод: Марк Лаптенок
                      9 422
                      17

                      Строим кадр: 1 сюжет, 6 ракурсов

                      Съёмка с различных точек, различными объективами может с лучшей стороны повлиять на художественность ваших снимков. В этом уроке мы дадим несколько советов по композиции, покажем...

                      Читать дальше
                      25/05/2016. Фотосъёмка — Съемка пейзажей. Перевод: Марк Лаптенок
                      17 846
                      28

                      Полезные советы для съемки пейзажей

                      Всем доброго времени суток. Сегодня я немного поговорю на тему пейзажной фотографии. Пейзаж для меня, наверное, самый любимый и приятный вид съемки, ведь, фотографируя, я...

                      Читать дальше
                      17/01/2016. Фотосъёмка — Съемка пейзажей. Автор: Наталья Сибирячка
                      46 750
                      134

                      Съемка ночного города от Сибирячки

                      Всем доброго времени суток. По просьбе Евгения Карташова попробую рассказать, как создавался мой снимок к первому заданию «Съемка ночного города». Меня всегда...

                      Читать дальше
                      04/12/2015. Фотосъёмка — Съемка пейзажей. Автор: Наталья Сибирячка
                      28 399
                      108

                      Как фотографировать северное сияние

                      В представленной ниже статье вы найдете кратко изложенные советы о том, как подготовиться к съемке северного сияния. Недавно я опубликовал книгу, где описал все проблемы более...

                      Читать дальше
                      07/10/2014. Фотосъёмка — Съемка пейзажей. Перевод: Анастасия Родригес
                      32 138
                      4

                      Наверх
                      Орфографическая ошибка в тексте:
                      своими руками В этом уроке рассказывается, как сделать складной софтбокс размером 40х40 см, который похож на

                      Послать сообщение об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице.

                      Ваше сообщение отправлено. Спасибо!

                      Окно закроется автоматически через 3 секунды